Восточная Пруссия глазами Советских переселенцев

Автор Anuta, 27 июня 2008, 18:08:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Anuta

Зацепили меня опубликованные в инете главы книги "Восточная Пруссия глазами Советских переселенцев (Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах). Авторский коллектив. Руководитель Ю.В.  Костяшов
[устаревшая нерабочая ссылка удалена модератором]

К сожалению, нет в интернете полного текста, а сама книга вышла в 2002г в количестве 1000 экземпляров и понятно, что купить ее не реально (буду благодарна, если кто-то найдет и кинет мне ссылку в личку на полный текст книги или продаст книжный вариант).

Примечательно, что почти вся книга состоит из цитат/воспоминаний/свидетельств людей, переживших переселение, участвовавших в нем, описывающих свой период жизни простым языком, авторами сохранена даже харАктерная лексика. Читается на одном дыхании.

Хочу  поделиться своими впечатлениями с вами (все выделения текста синим – цитаты). Прошу не судить строго, после окончания школы - это, наверное, мое первое изложение :)

Anuta

Уже в конце 1943 года Сталин начал высказывать претензии Советского Союза на земли северо-восточной части Восточной Пруссии  (нужен был, прежде всего, не замерзающий порт Кёнигсберга) и в июле 1945 г на Потсдамской конференции территориальный вопрос был решен.

7 апреля 1946 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР: «Образовать Кёнигсбергскую область на территории города Кёнигсберг и прилегающих к нему районов с центром в городе Кёнигсберге. Включить Кёнигсбергскую область в состав РСФСР». Через несколько дней после переименования области в Калининградскую Сталин подписал Постановление №1522 Совета Министров СССР, которое открыло путь к массовому заселению нового края советскими гражданами.  

Конечно, первыми переселенцами стали демобилизованные солдаты и офицеры, некоторым просто было некуда и не к кому возвращаться (уничтоженные/разрушенные войной семьи и жилье). Кто-то переезжал по распределению учебных заведений, министерств и по направлению от компартии, но основную массу переселенцев составили завербованные жители многих регионов России.

Anuta

Кто решался на переселение? В основном это были здоровые, трудоспособные, грамотные люди, потерявшие свое имущество/жилье во время войны и  которые рассчитывали только на свои силы обжиться на новом месте. Естественно, что у кого собственное хозяйство не сильно пострадало во время войны, не стремились к переезду.  Вербовщикам были не нужны пьяницы, лодыри, старики. «Кандидаты» проходили проверку, т.к. Калининградская область была пограничной.

Везли вещи в сундуках, в самодельных фанерных чемоданах, многие завязывали свои пожитки в узлы и, закинув их за плечи, несли на станцию. Кое-кто вез с собой памятные вещи — то немногое, что связывало человека с родными местами: чудом уцелевшую старинную икону, деревянную прялку, вышитые полотенца. Мастера брали с собой инструменты, крестьяне — косы, грабли, лопаты. Не расставались с гармонями, балалайками, гитарами. И даже кое-кто кошку вез с собой, чтобы по народному обычаю ее первой впустить в новое жилище....

...Крестьянские семьи везли с собой скот; если же своего скота не имели, бывало, перед отъездом получали коров и другую живность — овец, свиней, птицу — от колхозов. Для скота запасались кормом: богатые колхозы давали сено без ограничений. Если ехали поздней осенью или зимой, везли с собой уголь и дрова для отопления в пути. В общем — «все свое беру с собой».

Ехали по многу дней в вагонах, иногда долго стояли на запасных путях, но под охраной воинских частей, с продуктовым пайком и подъемными деньгами (огромными по тем временам), в сопровождении вербовщиков, страшно боявшихся потерять кого-то из подопечных по дороге.

Люди ехали «в никуда», к новой лучшей неизвестной  жизни, очень боялись встречи с немецкими жителями, оставшимися на оккупированной территории.

Anuta

Первых переселенцев встречали пафосно с оркестрами и митингами, тут же всех регистрировали и выдавали ордера на жилье и распределения на работу, а потом, как это обычно бывает, все происходило более прозаично и не всегда организовано.

Лучшее жилье заняли демобилизованные и первые переселенцы, а приезжающие позже вытесняли безропотных немецких жителей из своих домов  на чердаки, в подвалы и сараи.

Интересны первые впечатления людей от увиденного.

— Что в глаза бросилось? Порядок. Все разрушено было, но все в цветах. Все в цветах абсолютно. Поверите? Жасмин. Одной сирени только несколько видов: и персидская, и турецкая, и разных цветов. Рос такой кустарник цветущий, что я даже не знаю, как он называется. Сколько пионов было! И у них как сделано: сходит снег, начинает зацветать что-нибудь одно, потом другое, и цветет до зимы, пока не начнутся морозы. В каждом дворике такая загородочка. Не как у нас сейчас: понаставили все штакетники, у кого покосился, у кого покривился. У них была живая изгородь. И знаете, такими ступеньками: одна выше, другая ниже, третья еще ниже. И начинает все это цвести снизу доверху. Все это сплеталось с другими растениями: дикий виноград, плющ, еще что-то. А парк у нас? Вы ведь посмотрите, какие реликтовые деревья были. Многие привозные. Здесь чинара растет, пихта, пробковое дерево, бук, пирамидальный дуб. И все это рассажено не просто аллеями, а как в природе растет.

Практически полностью разрушенный Кенигсберг, утопающий в зелени и цветах, ухоженные придомовые территории. Некоторые впервые увидели асфальт, булыжные мостовые, черепичные крыши, отделанные кафелем печи,  окрашенные каменные стены домов, обои и сантехнику  в квартирах, а главное увидели немцев – простых жителей, в основном детей, женщин и стариков.



Anuta

Отдельная глава посвящена взаимоотношениям русских и немцев, вынужденных не по своей воле жить рядом.
Вместе восстанавливали разрушенные города, работали на износ, замерзали от холода в очень морозную зиму 46г, голодали (к слову сказать, не голодали только пленные немцы), помогали друг другу, учились жить вместе и строить отношения в тяжелое послевоенное  время.
Было не просто (некоторые русские не смогли простить обычным немецким жителям фашизм, а немцы русским оккупацию и собственные лишения), но все-таки чисто человеческие качества сохранила и та и другая нация, наверное, это и позволило многим выжить.

После массового (1946-47 гг.) переселения советских людей в Калининградскую область настало время депортации местного населения. Как утверждают авторы исследования, депортация была осуществлена на основании постановлений, подписанных Сталиным 11 октября 1947 года и 15 февраля 1948 года.

... В 1947 году из области в советскую зону оккупации в Германии должны были быть выселены 30 тысяч немцев. В первую очередь выселяли из Балтийска – главной базы флота. ....
По положению, разрешалось взять с собой груз до 300 кг. На практике – чемодан на человека. По свидетельству первых переселенцев, большинство немцев уезжать не хотели. Многие верили, что ещё вернутся, и просили новых жителей беречь их дома. Но были и такие, кто не хотел жить с русскими и охотно уезжал.  

Anuta

Люди, переехавшие в послевоенные годы, считают по праву сейчас это место своим родным краем, ведь столько сил было вложено в восстановление и обустройство.

Первое время отношение к этой новой территории было как к чужой земле. Но человек ко всему привыкает. Мы построили здесь одинаковые дома в отличие от непохожих друг на друга немецких зданий. Принесли сюда свою культуру, полностью уничтожив культуру истинных хозяев. И зажили своей советской жизнью....
Советский принцип: к новому через уничтожение старого, но уже с примесью национализма. Осуждать нельзя: война только что кончилась. Калининград — город советский, со всеми плюсами и минусами. Город, неумело построенный на руинах некогда царственного града, не сохранивший ни его величия, ни своеобразия его. Город никакой культуры. Но призрак Кенигсберга витает над городом. Он-то и не дает людям покоя.

При создании книги была проведена огромная работа по опросу очевидцев. И потому это получился не архивный материал с сухими цифрами и фактами, а рассказ множества людей о своей жизни, своей истории и воспоминаниях,  переживших и пропустивших через себя часть истории этого края.

Yuri

Цитата: Anuta от 27 июня 2008, 18:19:06отделанные кафелем печи
О! Это точно! Я с детства видел в старой немецкой квартире в Черняховске такую печь, поэтому даже не догадывался (до тех пор, пока не уехал из Калининградской области), что печи могут быть другими. :)

Anuta

Цитата: Yuri от 27 июня 2008, 18:37:51О! Это точно! Я с детства видел в старой немецкой квартире в Черняховске такую печь

Это тоже часть истории. Ведь ее огромная часть складывается из наших воспоминаний и из рассказов старшего поколения.

Сейчас еще живы участники переселения, их дети и внуки, которые слышали от старшего поколения рассказы о переселении, но пройдет еще немного времени и это окончательно станет историей...

К своему стыду, я вообще мало, что знала о заселении Калининградской области. Может поэтому меня так тронули рассказы очевидцев.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
7961+818+3335=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +...+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр