Мой отдых в Светлогорске и в других местах Калининградской области

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

Перед тем как ехать в Калининград изучили предложения турфирм "Балтик-Тур" и "Пари-Тур". Они нам не очень понравились, т.к. они возили туда в том числе и туда куда мы не хотели, а куда хотели не возили ни те, ни другие. Кроме того, девушки оформляющие экскурсии не очень подробно рассказывали о том, что нас ждёт. Решили сходить в информационно-туристический центр за советом. И о чудо, там девушка рассказала нам больше про экскурсии вышеозначенных фирм и других, которые тоже никак не относятся к этой конторе. В результате мы выбрали экскурсию фирмы "Вояж-СВ" - более дорогую, но и более познавательную для нас (Калининград-Kenigsberg). А когда пришло время выезда, нам позвонили и сказали, что экскурсия не состоится, т.к. на неё подписались только мы вдвоём, а из-за двух человек автобус с водителем и экскурсоводом не поедет. Мы решили поехать сами в этот день в Калининград, а заодно записались на следующую экскурсию (Калининград - оборонительная система) - чуть более дешёвую (950 рублей с человека). Забегая вперёд скажу, что эта экскурсия состоялась, а поехали на неё 4 человека, т.е. кроме нас нашлась ещё парочка таких же как мы.
Ну а пока представляю отчёт о первой поездке в Калининград. Ехали мы на автобусе №118, который отправляется от вокзала Светлогорск-2. Ездит очень часто, сказано было, что через каждые полчаса, но время отправления менялось и по какой зависимости я понять не смог. В этот раз получилось отправление в 11.00, следующий шёл в 11.30 и т.д. Доехали менее чем за час, вышли на Северном вокзале и пошли на площадь Победы. Как ни странно, до Южного вокзала автобус ни разу не шёл, когда мы на нём ехали, хотя нам туда и не надо было.
На площади Победы задумались - куда же нам пойти. В планах были музеи историко-художественный, мирового океана, янтаря, музей-блиндаж. Кроме того, мне было интересно посмотреть форты и фортификационные сооружения, оставшиеся от оборонительного системы. Но так как жене захотелось в музей янтаря, то сначала пошли к башне Врангеля, а затем уже к башне Дона, в которой расположился музей янтаря. Шли по улице Профессора Баранова, оказалось, улица почти полностью окружена рынками и торговыми центрами, а у самой башни организована стоянка. Перекрёсток дорог перед башней полностью выложен из брусчатки, т.е. оставлен, как и был в прошлом.
В башне располагается кафе и магазинчик антиквариата. В магазине очень много оригинальных вещей найденных в земле или сохранившихся от немцев. Жаль что фотографировать там не разрешили. Во внутреннем дворике башни стоят столики, зонтики и сцена. В кафе (внутри башни) интересный интерьер, всё сделано под старину и присутствуют элементы военного прошлого. Единственное что оставило не очень приятное впечатление, то что башню нельзя назвать "находящейся под присмотром". Может это и хорошо, что там кафе, но заглянув во внутреннюю часть башни, я увидел там хлам, оставшийся от кафе (сломанные зонты, столы, стулья и т.д.).
Дальше мы прошли немного к внешней (северной) стороне башни, посмотрели как она выглядит со стороны рва.

После этого мы пошли к башне Дона вдоль верхнего пруда. Проходя вдоль стенки по краю пруда увидели небольшое строение. Не знаю какую функцию оно выполняло, но на старых фотографиях оно было. Там мы заметили, что многие кирпичи имеют оттиск, возможно это были клейма заводов. Потом на экскурсии во Фридландских воротах нам рассказали, что действительно каждый завод ставил на кирпичи своё клеймо. Перед башней вдоль пруда стоят павильончики, где продают изделия из янтаря.
Во внутреннем дворике на стене висит табличка.
На башне 10 апреля 1945 года советские воины водрузили знамя победы над Кёнигсбергом, завершив разгром гитлеровского гарнизона.
Экспозиция музея янтаря располагается на 3-х этажах башни, кроме того, очень красиво оформлена внутренняя часть башни. Осмотр экспозиции начинается со второго этажа и идёт по кругу. Затем спускаемся на первый этаж по той же лестнице и осматриваем небольшой зал. Далее спускаемся на цокольный этаж и продолжаем осмотр, только там находятся современные авторские работы, к тому же их нельзя фотографировать. Далее поднимаемся на первый этаж по другой лестнице и можно ещё посмотреть небольшой зал, в котором также находятся современные авторские работы. Несмотря на запрет, фотографировать авторские работы не хотелось, на мой взгляд, в них не было ничего особенно интересного, не захватывало.

Итак, мы заплатили за посещение без экскурсии (цену уже не помню) и за фотографирование (150 рублей). Правда перед нами как раз началась экскурсия, и многое из рассказов экскурсовода мы слышали. Второй этаж располагает экспозицией рассказывающей о происхождении янтаря, о его истории, о разновидностях янтаря, а также о добыче и обработке янтаря на комбинате в Янтарном.

Информация со стендов.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯНТАРЯ
Первым ученым, взявшимся доказать, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший. Он обратил внимание на смоляной запах и коптящее пламя, выделявшиеся при горении янтаря, а также на то, что в прозрачном янтаре нередко попадаются застывшие насекомые и частицы растений.
Позже немецкие ученые пытались оспорить этот вывод. Так, например, известный естествоиспытатель Георг Агрикола (XVI век) доказывал, что янтарь образуется в недрах Земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на ее поверхность, застывает. В начале XVIII века бытовала гипотеза о том, что янтарь произошел от соединения нефти с минеральными кислотами.
В Древней Руси хорошо знали янтарь. Его называли алатырь или латырь-камень и приписывали ему чудодейственную силу. М.В.Ломоносов в своих трудах "Первые основания горной науки" (1742 г.) и "Слово о рождении металлов от трясения земли" (1757 г.) привел новые аргументы в пользу органического происхождения янтаря.
Сегодня общепризнанно, что балтийский янтарь (международный минералогический термин - сукцинит) - это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях в границах современного Балтийского моря. Примерно 45-50 млн. лет назад в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что благоприятствовало пышной растительности. Наряду с широколиственными липами, кленами, дубами, каштанами были широко распространены лавровые и миртовые деревья, а также пальмы и лианы. Изменение климата вызвало обильное смолоистечение деревьев. Смола окислялась кислородом воздуха, покрывалась толстой темно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве "янтарного леса". Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире Пальмникенское месторождение янтаря. Около двух миллионов лет назад огромный ледник передвинул слои земли, включая и янтареносные отложения эоценового периода, к подножию Карпат, вследствие чего образовались вторичные (четвертичные) отложения янтаря. И сейчас янтарь находят на всем огромном пространстве, которое когда-то занимал ледник.
ЯНТАРЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Янтарь широко вошел в быт жителей побережья Балтийского моря в эпоху неолита - в 4-ом тысячелетии до н.э. Они научились обрабатывать его кремневыми и костяными орудиями - шлифовать, распиливать, сверлить, и создавали различные украшения и амулеты в виде фигурок человека и животных.
Уже в древности янтарь являлся важнейшим объектом обмена, который пользовался популярностью далеко за пределами Балтийского региона. Благодаря археологическим раскопкам и сведениям из письменных источников удалось установить торговые пути, по которым янтарь с Балтийских берегов шел в страны древних цивилизаций.
Сведения о "золоте севера" содержат античные письменные источники. Так, в "Одиссее" Гомера (VIII в. до н.э.) янтарь упоминается в нескольких песнях, как драгоценный материал для изготовления женских украшений и отделки царских дворцов.
Особенно высоко ценился янтарь в Древнеримской империи. Из него изготавливали не только украшения, но и предметы обихода: мелкую пластику, сосуды для вина, флаконы для благовоний и др. Во времена правления императора Нерона (сер. I в.н.э.) янтарь даже применили для украшения амфитеатра, где проходили гладиаторские бои: его вплели в сети ограждения, усыпали арену и носилки, инкрустировали оружие.
В Древней Руси в X-XIII веках также знали янтарь и ценили украшения из него. Это подтверждают раскопки старинных русских городов: Великого Новгорода, Пскова, Рязани, Смоленска, в которых обнаружены янтарные украшения и мастерские по обработке янтаря. На Руси его назвали алатырь.
В начале XIII века Тевтонский Орден завоевал богатую янтарем Восточную Прибалтику. Он объявил своей собственностью запасы янтаря и установил монополию на его добычу и торговлю. За малейший кусок янтаря, скрытый от властей, к жителям побережья применялись пытки и казни вплоть до повешения и колесования.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
ВКЛЮЧЕНИЯ В ЯНТАРЕ
Янтарь обладает удивительным свойством, в нем десятки миллионов лет без внешних изменений сохраняются мелкие животные, особенно насекомые и паукообразные, а также растительные остатки, которые получили название инклюзов, то есть включений. Они встречаются довольно редко. Учение подсчитали, что не более 10% прозрачного камня содержат включения. Янтари с инклюзами во все времена имели большую ценность. Еще Аристотель упоминал о них в своих работах. Уже в Древнем Риме научились делать их ловкие подделки, которые были разоблачены исследователями только в XIX в. Инклюзы нередко хранились в сокровищницах монархов. Огромное собрание янтаря с разнообразными животными включениями принадлежало польскому королю Августу II Сильному (1670-1733 гг.). Самая большая довоенная коллекция находилась в Кёнигсберге и насчитывала около 100 тысяч единиц.
В нашем музее хранится более 3000 образцов янтаря с включениями. Они исследованы специалистами Палеонтологического института РАН В.В.Жерихиным, И.Д.Сукачевой, А.Г.Пономаренко, В.Г.Ковалевым, К.Ю.Еськовым и сотрудником Зоологического института РАН А.Р.Манукяном.
Включения встречаются исключительно в наружных выделениях живицы - сосульках и натеках. Попадание и сохранение насекомого в янтаре не в последнюю очередь было обусловлено размерами и вязкостью выделенной живицы. Прилипшие к ее поверхности мухи, комары, муравьи, жуки, пауки заливались вторым и третьим натеком. Более крупные насекомые, не говоря уже о земноводных, вырывались из смоляного плена, оставляя некоторые части своего тела, чаще всего конечности. Когда-то в коллекции Кёнигсбергского университета находилась маленькая ящерица. В последние годы обнаружено несколько подобных экземпляров, которые имеют разную степень сохранности.
В коллекции нашего музея около 90% животных инклюзов составляют насекомые. Среди них более половины - это двукрылые: грибные комарики, комары-звонцы, мухи. Довольно часто попадаются ручейники. Они похожи на ночных бабочек, имеют многочисленные антенны, большие сложные глаза и длинные ноги. В нашем собрании есть представители водной фауны, как например, жук-плавунец. Пауки, встречающиеся в балтийском янтаре, очень близки современной фауне субтропического леса. В музее имеется довольно редкий образец паука-крестовика. Кроме насекомых, в янтаре встречаются шерсть и волосы млекопитающих, перья птиц.
Всего 0,4% среди включений составляют растения. Чаще всего они представлены частичками древесной ткани и коры. Иногда встречаются засохшие цветы, остатки листьев, хвоя, веточки и плоды.
Включения флоры и фауны в балтийском янтаре представляют огромный научный интерес благодаря своему разнообразию и превосходной сохранности. Они помогают ученым раскрыть многие загадки эволюции животного и растительного мира и лучше понять историю нашей планеты.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЯНТАРЯ
Янтарь различается по форме, цвету и степени прозрачности. Форма кусочка янтаря определяется тем, откуда истекала живица. Это происходило или внутри, или на поверхности ствола поврежденного дерева. при обильном выделении смола стекала в виде капель, сосулек, натеков. В коллекции Калининградского музея янтаря самая большая капля имеет в диаметре чуть больше 5 см. Но известны и гораздо более крупные - размером с гусиное яйцо. Длина натеков в виде сосулек - 10-20 см. Небольшие линзовидные и серповидные камушки рождались, видимо, в "смоляных карманах", которые образовывались в полостях между годичными кольцами деревьев. На застывших здесь янтариках часто видны следы древесной ткани. Расположение смолы между стволом и корой приводило к образованию подкорковых форм. На них прекрасно видна фактура древесины или коры. Куски, возникшие в больших подкорковых полостях, достигают веса двух килограммов. Еще более крупные образцы янтаря рождались там, где была большая открытая рана на стволе дерева. Смола истекала длительное время и скапливалась в грунте. Самый большой из известных образцов сукцинита хранится в Берлине и весит 9 кг 750 г. Российский гигант из собрания нашего музея существенно меньше - 4 кг 280 г.
Интенсивность окраски, степень прозрачности или непрозрачности самоцвета в значительной мере зависит от микроскопических пустот, которые есть в каждом камне, от их количества, размеров и размещения. Различают следующие разновидности янтаря: прозрачный, в котором присутствуют единичные пустотки, полупрозрачный или просвечивающийся, в котором находятся большие скопления пустоток, приводящие к замутнениям (облачный, бастард) и непрозрачный (костяной и пенистый), в котором количество пустоток может достигать 900000 на 1 куб. мм.
Природа одарила янтарь невероятным богатством красок. Здесь и ярко-желтые, и красноватые, напоминающие язычок пламени, и "медовые" камни. Есть "облачные" - они словно затуманены перистыми облаками. Встречаются удивительно красивые янтари голубых и зеленоватых оттенков.
Янтарь неоднороден по своему составу. Основные его компоненты - углерод (примерно 78%), кислород (11%), водород (10%). Обычно дается следующая форма янтаря как минерала - С12Н16О.
Балтийский самоцвет принадлежит к относительно мягким камням: его можно поцарапать ножом. Твердость янтаря по шкале Мооса находится в пределах от 2 до 3. для сравнения: твердость гипса - 2, кварца - 7, алмаза - 10. Янтарь хрупок, легко разбивается от удара или при падении, но вместе с тем пластичен. И это очень ценное его качество, благодаря которому камень хорошо поддается механической обработке. Янтарь можно пилить, резать, сверлить, шлифовать, полировать. При нагревании он сначала размягчается, а затем, при температуре 315-350В°С, плавится. Это свойство используют при калении и прессовании. Янтарь способен окислиться под воздействием кислорода воздуха.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ
Калининградский янтарный комбинат был образован 21 июля 1947 года. Он работает на базе крупнейшего в мире месторождения янтаря, расположенного на побережье Балтийского моря в районе поселка Янтарный.
Добыча янтаря ведется открытым карьерным способом с глубины от 12 до 50 метров. Сейчас в год добывается 400-500 тонн янтаря. Весь добытый камень разделяется на три класса: поделочный, прессовочный и лаковый.
Наибольшую ценность представляет поделочный янтарь, который идет на сырье для ювелирной промышленности. Однако поделочный камень составляет только десятую часть добываемого янтаря. Остальной мелкий янтарь не может непосредственно использоваться для изготовления изделий, он подвергается прессованию (30%) и химической обработке (60%). Из прессованного янтаря изготавливают украшения и применяют его в качестве изоляторов в промышленности. Продукты химической переработки - "плавленый янтарь" и янтарное масло входят в состав различных сортов высококлассного лака и эмалей. Из янтарной кислоты вырабатывают медикаменты, препараты для изготовления заменителей кожи, биогенные стимуляторы.
Самую значительную часть продукции комбината составляют изделия из янтаря, выпускаемые массовыми сериями. За годы своего существования Комбинат изготовил десятки миллионов ювелирных украшений. В первые годы ассортимент выпускаемой продукции был довольно однообразным. Преобладали бусы, браслеты, кулоны, мундштуки, зажимы, пуговицы. Украшения часто копировали формы листьев, ягод, фруктов, насекомых. Для большей натуралистичности янтарь подкрашивали.
Наряду с массовой продукцией художники комбината создали в эти годы целую серию тематических композиций, монументальных ваз, богато декорированных шкатулок и сувениров. Среди них ваза "Изобилие", насыщенные многочисленными деталями модель атомного ледокола "Ленин" и часы "Эпоха".
В 60-е годы под воздействием Прибалтийских традиций обработки янтаря мастера стали использовать натуральные формы янтаря, обращать внимание на его цвет и текстуру, изготавливать разнообразные композиции, соединять янтарь с другими материалами (деревом, шерстью, пластмассой).
В 70-е годы янтарь достиг вершины своей популярности в СССР. Настоящий "янтарный бум" был связан с использованием золота в сочетании с янтарем. В таких изделиях часто используется каленый янтарь, который получают путем обработки в специальных автоклавах. Там из замутненных, грязно-желтых кусочков янтаря получается прозрачный, искристый камень, который прекрасно гармонирует с золотом.

Дальше мы спустились на первый этаж, где продолжился осмотр. В том зале находились произведения искусств из янтаря, их копии и картины с их изображением. Смотря на всё это, самому хотелось иметь что-то подобное, какую-нибудь небольшую шкатулку или ещё что-нибудь. Потом уже понимаешь, что незачем оно мне, но впечатление оставляет сильное. А жена сказала, что теперь обязательно надо сходить в Оружейную палату и Алмазный фонд.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
ЯНТАРЬ В ИСКУССТВЕ XVI-XVIII ВВ.
Эпоха расцвета искусства обработки янтаря охватывает период с середины XVI до начала XVIII века. Именно в это время, когда янтарь ценился наряду с золотом и драгоценными камнями, были созданы замечательные произведения прикладного искусства. Главными центрами художественной обработки янтаря тогда были города Кенигсберг и Данциг. Здесь жили и работали высококвалифицированные золотых дел мастера, резчики по кости и янтарю. Созданные ими изделия в качестве дипломатических даров расходились по всей Европе и украшали дворцовые интерьеры во многих странах.
Наибольшую ценность среди экспонатов музея представляют уникальные работы старых мастеров, переданные Оружейной палате Московского Кремля: церемониальная трость одного из русских патриархов, изящная перчатка с фигурой лежащего льва, декоративные тарелки, шкатулка и католическое распятие. После реставрации эти изделия украсили экспозицию музея.
Подлинные предметы удачно дополняют копии и реконструкции, выполненные по заказу музея петербургскими художниками А.Журавлевым, В. и Г.Ерцевыми, А.Ваниным, А.Колчиным и другими. Среди них шахматы из собрания Эрмитажа, янтарные сосуды, шкатулки, обелиски, подсвечники, пудреницы, декоративные ложки и пр.
В XVII веке основным принципом изготовления янтарных изделий было конструирование. Мастер из маленьких кусочков янтаря мог создавать всевозможные вещи, не ограничивая свою фантазию формами и размерами исходного материала. Особое восхищение вызывают бескаркасные изделия, красота и выразительность в которых достигается за счет использования различных по рисунку и степени прозрачности янтарных пластин. В их числе "Шкатулка с Дионой", сделанная по оригиналу из коллекции Екатерининского дворца (г.Пушкин под Сантк-Петербургом). Она собрана из 500 янтарных пластин, украшена медальонами с гравированными пейзажами и увенчана резной фигуркой древнегреческой богини - покровительницы мореплавателей.
Особую группу экспонатов составляют предметы религиозного культа. В экспозиции представлено подлинное произведение XVII в. - католическое распятие, переданное музею Оружейной палатой Московского Кремля и отреставрированное в 1989 г. К предметам культа относятся также алтарные подсвечники, предназначенные для пышных религиозных празднеств. Копия подсвечника из Оружейной палаты отличается большей декоративностью. Она возникает за счет множества дробных деталей различной конфигурации и накладных украшений в виде скульптурных головок херувимов, картушей, розеток, медальонов. Мастерами был использован еще один способ обработки янтаря - окрашивание в растительных маслах с добавлением натуральных красителей, которое усиливает декоративный эффект за счет контраста желтого и темно-вишневого цвета минерала.
В конце XVII-начале XVIII в. получила распространение техника мозаики, когда дерево начинают облицовывать тонкими янтарными пластинами. Здесь эффект достигался путем подбора янтаря различных оттенков и создания изысканной цветовой гаммы. Ярким примером использования техники мозаики является знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца. В экспозиции музея представлены научные реконструкции фрагментов Янтарной комнаты, в том числе модель одной из панелей в 1/5 натуральной величины, которая стала первым опытом российских мастеров по воссозданию шедевра янтарного искусства XVIII в.
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
Вершиной мастерства в области художественной обработки янтаря в XVII-XVIII вв. является Янтарная комната Екатерининского дворца.
Следует разделять понятия "Янтарный кабинет" и "Янтарная комната". Янтарный кабинет был выполнен в 1701-1709 гг. по проекту немецкого архитектора Андреаса Шлютера. Первоначально над его созданием работал датский мастер Готтфрид Вольфрам, его сменили мастера из Гданьска Эрнст Шахт и Готтфрид Турау. В 1716 г. кабинет был подарен прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I Петру Великому. Это был дипломатический акт: после победы над шведами под Полтавой политический и военный авторитет России в Европе возрос, Пруссия искала союза с Россией.
При жизни Петра I кабинет не был установлен. До середины XVIII в. он находился в Петербурге. В связи со строительством нового дворца в Царском Селе (ныне г.Пушкин под Санкт-Петербургом) по приказу императрицы Елизаветы Петровны панно янтарного кабинета предстояло смонтировать в одном из залов, площадь которого значительно превышала размеры кабинета. Требовались дополнительные работы. Они были выполнены по проекту великого зодчего Ф.Б.Растрелли.
Камерный по характеру, небольшой по площади янтарный кабинет превратился в пышный парадный зал. Основу Янтарной комнаты составили 22 янтарные панно разной величины, подаренные прусским королем. Панно представляли собой мозаичный набор: на деревянную основу были наклеены разные по форме, размеру, плотно подогнанные друг к другу янтарные пластины. Их объединял жёлто-коричневый колорит. Мозаика была украшена объёмной и углублённой резьбой с использованием цветной фольги. В России были выполнены недостающие янтарные фрагменты мастерами из Германии во главе с Фридрихом Роггенбуком. Комнату украсили зеркальными пилястрами, золочёной деревянной резьбой и четырьмя флорентийскими мозаиками из цветных камней, изображающими пять человеческих чувств "Вкус", "Зрение", "Слух", "Осязание" и "Обоняние". Мозаики были выполнены во Флоренции по эскизам художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. Янтарная комната была вывезена в Кёнигсберг и смонтирована в Королевском замке. В 1945 г. она была вновь демонтирована, с тех пор её след потерялся.
После того как поиски Янтарной комнаты не увенчались успехом, возникла идея её воссоздания. Первоначально планировалось сделать макет в одну пятую величины. В 1979 г. Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в натуральную величину. Работу по воссозданию комнаты вели художники Санкт-Петербурга, некоторые из них в 70-80-е годы выполняли копии и реконструкции янтарных изделий XVII-XVIII веков для нашего музея, в том числе фрагменты Янтарной комнаты. Комната воссоздана к 300-летию Санкт-Петербурга и заняла своё прежнее место в Екатерининском дворце. Торжественное её открытие состоялось 31 мая 2003 года.

На этом посещение музея закончилось. Мы вышли на улицу и пошли к палаткам, где торгуют янтарём выбирать подарки её подругам. Мне это было до одного места, а жена очень ответственно подошла к делу. Ничего приличного не выбрав, она узнала, что недалеко есть магазин от янтарного комбината (на Пролетарской улице). А т.к. это было нам не по пути, то мы отправились дальше вдоль вального укрепления. Правда далеко мы не ушли, успели обойти только Россгартенские ворота, как позвонила одна из подруг. Пока я фотографировал, жене давали ЦУ (ценные указания). В итоге мы пошли обратно на Пролетарскую улицу в магазин комбината. В дальнейшем янтарные магазины мне портили всю дорогу, т.к. жена не могла пройти мимо них. В этот день я собирался ещё пройти по улице Литовский вал вдоль вального укрепления, где ещё сохранились фортификационные сооружения и завернуть к музею-блиндажу генерала Лаша (командующего гарнизоном Кёнигсберга). А получилось, что по улице Литовский Вал мы не прошли, а в музей-блиндаж не успели, да ещё он замаскирован неплохо, сразу и с подсказкой не найти.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Знатем мы прогулялись вокруг башни Дона и Россгартенских ворот и пошли в обратном направлении, чтобы попасть в ювелирный магазин янтарного комбината на Пролетарской улице. В Россгартенских воротах сейчас находится недешёвый ресторан, зайти туда нам как-то не захотелось.
Пока туда шли ещё раз обратили внимание на интересное клеймение кирпичей маленького строения на берегу Верхнего пруда.
Ювелирный магазин нашли быстро, хотя дорогу объясняли не очень понятно. Дальше оставалось немного времени, для того чтобы найти музей-блиндаж. Однако найти его даже со второй попытки оказалось трудно, а поиски вымотали жену и мы решили бросить это занятие. Добрались до клуба "Вавилон" рядом с гостиницей "Калининград" и перекусили там. Не очень понравилось, что музыка была совсем не расслабляющая (всё-таки это развлекательный клуб с игровыми автоматами, бильярдом, боулингом и т.д.) и ещё столы были совсем мелкими, низкими и шатались. Интересно, что в этот раз нас попросили сдать в гардероб только сумочку (не дамскую, а магазинную - пакет). А в другой раз ещё и куртки, но это уже нас не устраивало, и клуб остался без двух клиентов. Приютило нас тогда кафе "Круассан" у ТЦ "Меркурий" с симпатичным французским интерьером и хорошей лёгкой музыкой.
Ну а в этот раз, отдохнув, мы направились в сторону Южного вокзала. Рядом с ним находится автовокзал, с которого мы и собирались возвращаться в Светлогорск. Пошли пешком через эстакадный мост пролегающий через острова Кнайпхоф, на котором находится Кафедральный собор. На сам остров мы не пошли, нам было не очень интересно идти туда, даже могила Канта нас не притягивала.
По другую сторону моста на набережной Петра Великого находится музей мирового океана, а у берега стоят судно "Витязь" и подводная лодка Б-413, относящиеся к музею и переоборудованные под посещение.
Перейдя мост, мы решили пройти по набережной в сторону Рыбной деревни. В бывшем здании биржи теперь казино "Монетный двор", ресторан, диско-бар и Дворец культуры моряков.
Один мой знакомый давал дельные советы, одним из которых был прокатиться на лодке по реке Преголе. Жаль, что прокатиться не удалось, ну ничего, запишу в план на следующую поездку. Здания Рыбной деревни были воссозданы по образу и подобию разрушенных зданий. Теперь это гостиницы, рестораны и т.д., а раньше там были склады, причалы и многое другое. Мы прошлись вдоль деревни, и очень интересно было видеть здания Рыбной деревни на фоне шедевров советской жилой архитектуры мрачно-серого цвета. Один из домов был расселён, т.к. в большинстве окон не было стёкол и это вносило ещё больший контраст с новоделами.
После прогулки по реке мы пошли уже на автовокзал по улице Багратиона. Войдя на территорию автовокзала, увидели два раритета - паровозы. Зачем только между ними впихнули современный вагон, не знаю, кто сможет на это ответить. Под конец дня мы были приятно вымотаны, и хотелось поскорее вернуться для продолжения знакомства с городом и его историей.
Ещё расскажу вот что. Уезжали мы от Южного вокзала, а не от Северного не просто так. Дело в том, что нам посоветовали ехать именно так из-за того, что иногда возникают трудности при отъезде от Северного вокзала, но не всегда. Однако, на всякий случай мы всегда уезжали с автовокзала и один раз попали на такой случай. Дело было в пятницу, когда все выезжают из города, на автовокзале сели спокойно (народа было не много). Подъехав к Северному вокзалу, увидели толпу, которая почти буквально брала автобус штурмом. Та поездка осталась в памяти ещё и потому что автобус шёл не напрямую в Светлогорск, а через Пионерский, где основная толпа и вышла. К духоте от толпы добавлялась ещё копоть от двигателя автобуса. Поэтому когда в автобусе осталось человек 12 ехавших в Светлогорск ситуация изменилась не сильно. Но вот наконец автобус прибыл на конечную остановку Светлогорска к ж.-д. вокзалу, двери распахнулись, уморенные мы пошли на выход. И только стоило ступить на тротуар, как в лицо хлынул поток свежего хвойного воздуха, который опьянил круче любого алкогольного напитка. В этот момент и я, и жена ощутили такой прилив жизненных сил, что описать невозможно. Настолько сильно свежий воздух не впивался в мою память.

http://fotki.yandex.ru/users/alexx-cromavod/album/124427/

Продолжение следует!

ALexx


ALexx

Продолжаем разговор!

Наконец наступил день экскурсии по Калининграду.
Отправились мы (4 экскурсанта) в 14:30 от вокзала Светлогорск-2 на миниавтобусе Мерседес, на выезде из Светлогорска подобрали экскурсовода и направились в Калининград. В этот день обещали дождь, но с утра погода была солнечная, и ничего не предвещало её ухудшения. Ну а пока мы ехали, экскурсовод нам рассказывала об истории края, о жителях населявших эти земли в разные времена. Оказалось, что коренных жителей как таковых здесь нет, в разные времена здесь жили пришельцы из Скандинавии, Литвы, Германии и т.д. И в шутку было сказано, что настоящими пруссами можно считать только кошек.
Первым объектом в экскурсии был форт №5, ему было отведено 20 минут. Нам рассказали немного истории его взятия и дали немного времени осмотреться. Заходить внутрь нам не запрещали, но очень не рекомендовали, хотя туда часто ходят отдельные смельчаки. Я сам немного углубился от главного входа, а некоторые из другой группы, приехавшей вслед за нами, заходили достаточно глубоко.
Ещё прошёлся вдоль форта по аллеям, где выставлены образцы орудий и установок, участвовавших в боях. Перед мостом к главному входу стояли два памятных камня. А также остатки разрушенного ДОТа, напоминающие расколовшийся здоровенный камень, впечатляет махина. Ещё недалеко стоял стенд с более подробным описанием форта.

Надпись на камне.
Этот форт был одним из крупных опорных пунктов обороны крепости Кенигсберг. Штурмовые отряды 43-й армии 6 апреля 1945 года блокировали форт. А 8 апреля завершили разгром его гарнизона. В этом бою особо отличились и удостоены звания Героя Советского Союза
Ст.лейтенант Бабушкин Роман Романович
Ст.лейтенант Нырков Геннадий Матвеевич
Ст.лейтенант Ткаченко Илья Иванович
Лейтенант Джабиев Мирза Агамурад Оглы
Лейтенант Сидоров Иван Прохорович
Мл.лейтенант Ишкинин Ишмай Ишубаевич
Старшина Меренков Петр Иванович
Старшина Шубин Алексей Петрович
Ст.сержант Малыгин Григорий Алексеевич
Сержант Кондруцкий Алексей Иванович
Сержант Курасов Василий Михайлович
Мл.сержант Саламаха Антон Михайлович
Рядовой Дворский Иван Иванович
Рядовой Полупанов Владимир Константинович
Рядовой Чирков Федор Тихонович

Надпись на камне.
Форт №5 входил в систему военных сооружений Кенигсберга, построенных в конце XIX века. Имел форму вытянутого по фронту шестиугольника длиной 215 м, шириной 105 м. Форт был обнесен земляным валом, в котором имелись оборудованные траншеи, огневые позиции для пулеметов, минометов, отдельных орудий и рвом, заполненным водой ширина рва - 21 м, глубина - 4,5 м.
У главного входа была подготовлена хорошо укрытая огневая точка. В целях маскировки форт был обсажен деревьями.

Информация со стенда.
ФОРТ №5
"КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ III"
Форт №5 - памятник массового героизма, проявленного советскими воинами в период штурма города-крепости Кёнигсберг в апреле 1945 г.
Форт №5 - одно из пятнадцати крепостных сооружений первой позиции внутреннего оборонительного обвода, созданного вокруг Кёнигсберга. Построен в 70-90-ые годы 19-го века.
Форт имеет форму вытянутого по фронту шестигранника длиной 215 м, шириной 105 м, окружен рвом, наполненным водой, глубиной до 5 м. Сооружение построено в 3-х уровнях: глубоко вниз уходят складские помещения, чуть ниже уровня земли расположены казематы, казарменные и вспомогательные помещения, к ним примыкают два внутренних дворика, из которых по наклонным плоскостям можно было поднимать на поверхность форта артиллерийские орудия: 3-й уровень представлял шестиметровый земляной вал.
Стены форта (выполнены из кирпича) 3-4-х метровой толщины.
С прилегающей территорией форт соединялся с тыльной стороны перекидным мостом, где дополнительно была установлена долговременная огневая точка.
В целях маскировки форт был обсажен деревьями и кустарником.
Гарнизон форта насчитывал более 300 солдат и офицеров, имел на вооружении 8 орудий (батарею 75 мм и 105 мм пушек), 25 минометов, до 50 пулеметов разных калибров, 60 автоматов и более 200 винтовок. Так как форты находились один от другого на расстоянии 2,5-3 км, то практически обеспечивался сплошной прострел впереди лежащей местности.
На флангах к форту примыкали 2 мощных каземата, предназначенные для укрытия личного состава, ведущего бой по прикрытию форта.
Гитлеровцы возлагали большие надежды на подобные форту №5 укрепления, рассчитывая с их помощью задержать наступление на Кёнигсберг. Продуманная тактика по блокаде и овладению фортом частями 54 стрелкового корпуса 43 армии под командованием генерала А.С.Ксенофонтова позволила советским войскам с первых минут боя начать наступление на Кёнигсберг. Форт №5 был взят 8 апреля 1945 года благодаря мужеству, стойкости, высокому боевому мастерству воинов 43 армии. Пятнадцать из них за взятие форта были удостоены высшей награды - звания Героя Советского Союза.

Дальше мы отправились в музей "Фридландские ворота". Туда нельзя было опаздывать, т.к. в музее показывали фильм, а он начинался строго по расписанию. Погода ухудшалась, небо затянулось сначала пеленой, а затем и тучами, но дождя ещё не было.
К Фридландским воротам мы ехали через Северный вокзал, остров Кнайпхоф, Бранденбургские ворота и Южный вокзал. В поездке нам рассказывали об этих объектах и жизни горожан в разные времена.
Приехав к музею, нам дали 5 минут перекура и направили в первый зал. Вход в музей находится на месте старого служебного входа для солдат охраны. Внутри находится коридор, ведущий в первый зал музея, который был караульным помещением, или, пройдя дальше вперёд, можно было выйти к смотровой части ворот, откуда можно было наблюдать за тем, что творится снаружи. В коридоре находится касса, а на стенах висят стенды с историей ворот и планом музея.

Информация со стендов.
ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА - ЧАСТЬ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ КЁНИГСБЕРГА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА. ДАТА ПОСТРОЙКИ ВОРОТ - 1862 ГОД
Историческая судьба.
Быстрое развитие военного дела в XIX веке привело к тому, что уже к концу века Второе вальное укрепление не могло защитить город от врага.
Поэтому все ворота, ставшие частью городской архитектуры, в 1910 году военное министерство продало городскому управлению.
После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта.
Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор сохранились следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали.
В послевоенное время ворота использовались под складские нужды.
В 1988 году в парке при расчистке прудов было собрано много исторических артефактов. Ворота решили переоборудовать под музей. В этот период была осуществлена окончательная закладка проездов.
В качестве отдела парка музей существовал с 2002 по 2007 годы.
С 2008 года музей "Фридландские ворота" стал муниципальным музеем города Калининграда.
Архитектурно-художественное решение.
Ворота построены из красного кирпича в неоготическом стиле под руководством архитектора Ф.А.Штюлера (1800-1865).
Декоративное оформление ворот, в том числе скульптуры из песчаника на фасадах, выполнены берлинским скульптором В.Л.Штюрмером (1812-1864).
Фридландские ворота имеют два проезда, два помещения караульной службы и несколько помещений хозяйственного назначения, уходящих в тело вала.
Порталы проездов оформлены архивольтом из искусственного камня жёлтого цвета, выделяющим арки проездов из плоскости стены. Ребро архивольта декорировано крабами, а на вершине арки, акцентируя её, расположены башенки-шпили (фиалы), украшенные крестоцветами.
Со стороны города фасад расчленён четырьмя контрфорсами, завершающимися башенками с декоративными нишами и двускатной кровлей, увенчанной крестоцветами. С внешней стороны ворот таких башенок три. Средняя ось здания обозначена башенками между проёмами проездов, в нише которых размещены скульптуры. По верху здания проходит зубчатая галерея-парапет, акцентированная ажурным ленточным фризом (орнаментом из крестоцветов) из жёлтого искусственного камня.
Поле стен покрыто "ромбической сеткой" - орнаментом, образованным кладкой с использованием кирпичей более тёмного цвета (другого режима обжига).
Из прочих архитектурных элементов ворот можно отметить двуцентровые перспективные арочки окон кордегардии, стрельчатые арки дверных проёмов и гранитный цоколь.
Ворота украшают скульптуры: с внешней стороны - пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвагена, с городской стороны - комтура замка Бальга Фридриха фон Цоллерна.
Возможно, скульптуры на Фридландских воротах вЂ" последние из работ В.Л.Штюрмера, т.к. дата их создания, обнаруженная при реставрации скульптуры - 1864 год.
ПЛАН МУЗЕЯ "ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА"
Зал 1. Экспозиция "Город-крепость, город-сад".
История фортификационных сооружений Кёнигсбрега: от основания замка до превращения оборонительного вала в парковую зону.
Зал 2. Экспозиция "Прогулка по улицам старого Кёнигсберга".
Возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х годах, заглянуть в витрины магазинов.
Зал 3. Экспозиция "Кёнигсберг начала XX века".
Быт горожан первой половины XX века.
Зал 4. Зал сменных выставок.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

В первом зале нам показали небольшой фильм о воротах и вальных укреплениях Кёнигсберга, а также рассказали о музее и его истории. В первом зале находятся витрины с открытками, на которых изображены виды старого Кёнигсберга конца XIX в. - начала XX в.; кирпичами, черепицами, плитками и декоративными элементами местного производства; найденными вблизи ворот элементами обмундирования прусских солдат, сабля, ружьё, патроны, монеты и фотографии. На стендах отражена история вальных укреплений Кёнигсберга.
На стену, у которой стоят витрины, проецировали фильм. Напротив расположено служебное помещение для персонала музея. Слева стоит стол, на котором из спичечных коробок как из кирпичиков выстраивают модель Королевского замка, а ещё левее находится камин, при помощи которого солдаты грелись в холодное время. Справа стоит действующее пианино - оставшееся со времён старого Кёнигсберга, к караульному помещению оно не имеет отношения, но решили поставить его именно здесь. В следующий зал ведёт дверь, которой пользовались солдаты для выхода на проезжую часть, а рядом находится окно, через которое они наблюдали за порядком на проезжей части.

Информация со стендов.
ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Кенигсберг возник в ходе завоевания земель пруссов как опорный пункт рыцарей Тевтонского ордена на этих землях.
В декабре 1254 года с благословения римского папы отряды рыцарей-добровольцев под предводительством чешского короля Отакара II Пржемысла и маркграфа Бранденбургского Отто II отправились на помощь терпящим поражение рыцарям ордена. В начале 1255 года объединённое рыцарское войско вышло к местности, именуемой пруссами Тувангсте. Согласно преданию, именно здесь, на высоком берегу Преголи, король Отакар посоветовал рыцарям Ордена построить замок-крепость и оставил для этого "богатые дары". В память о короле замок получил название "Кёнигсберг" ("Королевская гора").
Строительство крепости продолжалось несколько десятилетий. Замок стал центром комтурства Кёнигсберг, в которое входили северо-восточные земли Пруссии, и наряду с военными, выполнял административные функции.
С 1312 года Кёнигсбергский замок был резиденцией верховного маршала Ордена и организационным центром продолжавшихся до начала XV века крестовых походов против Литвы.
С 1457 года Кёнигсбергский замок стал местом пребывания Великого магистра. После того, как орденское государство в 1525 году прекратило своё существование, в замке разместился двор герцога.
Около крепости вскоре образовалось первое городское поселение. В 1286 году получает городские права Альтштадт (поселение между рекой Прегель и замком), в 1300 - Лёбенихт (восточнее замка) и в 1327 году - Кнайпхоф (на острове между двумя рукавами Прегеля).
Три юридически самостоятельных города в отношениях с внешним миром выступают под единым именем породившей их крепости.
Располагаясь на выгодном в транспортном и военном отношениях месте, город неминуемо должен был обзавестись собственными оборонительными сооружениями.
Первые укрепления были деревянными и представляли собой частокол, но к 1370 году жители Альтштадта заменили их каменной стеной с бойницами.
Укрепления Лёбенихта, города ремесленников, который находился в политической зависимости от Альтштадта, были более скромными.
Город-остров Кнайпхоф опоясывала оборонительная стена. Четверо ворот вели к мостам, через которые можно было попасть на основные дороги. Предместье (форштадт), расположенное южнее Кнайпхофа, возникшее в XIV веке, в 1520 году было укреплено рвом с подъёмным мостом и деревянным забором от старого русла реки Прегель до её нижнего течения.
На территории других вновь возникших поселений укрепления не строились.
ПЕРВОЕ ВАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КЁНИГСБЕРГА
В 1626 году Пруссия оказалась втянутой в войну между Польшей и Швецией за главенство на Балтике. Внезапное нападение шведского короля Густава-Адольфа на Кёнигсберг сделало жизненно необходимым строительство городских оборонительных укреплений.
Проект обвалованных сооружений разработал математик, профессор Кёнигсбергского университета Иоганн Штраус (1590-1690).
Финансирование строительства осуществлялось городами Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт пропорционально протяжённости оборонительного вала, проходившего по их территориям.
Хотя основные работы были выполнены в 1626-1627 годах, строительство растянулось на два десятка лет.
В окончательном варианте вального обвода было возведено 26 бастионов, 8 полубастионов, примыкающих к рукавам реки Прегель, и 9 главных ворот: Фридландские, Бранденбургские, Холлэндербаумские, Аусфальские, Штайндаммские, Трагхаймские, Россгартенские, Нойе-Зорге и Закхаймские. Общая протяженность вального обвода составила 15 километров.
ВТОРОЕ ВАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КЁНИГСБЕРГА
Строительство Второго вального укрепления было инициировано собранием провинциальных сословий.
Известно, что 9 декабря 1841 года король Фридрих Вильгельм IV поручил разработать план строительства укреплений комиссии под руководством генерала Карла Вильгельма Грольмана (1777-1843) и начальника инженерно-сапёрных войск генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (1778-1855). Предложенный проект был утверждён 5 апреля 1843 года.
Строительные работы начались 15 октября 1843 года после официальной закладки камня для оборонительной казармы "Кронпринц". Финальным объектом строительства стали "Фридландские ворота".
Строительство продолжалось около 20-ти лет. Второе вальное укрепление в основном было вынесено за пределы первого, утратившего своё значение.
При строительстве в расчёт принимались дороги, проходимость местности, условия наблюдения, маскирующие и защитные свойства окружающей среды, возможности огневого взаимодействия и затраты на строительство и содержание.
С сооружением Второго вального укрепления Кёнигсберг получил статус крепости 1-го ранга.
ВТОРОЕ ВАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КЁНИГСБЕРГА
Попасть в город можно было через ворота, которых было десять - Королевские, Закхаймские, Россгартенские, Штайндаммские, Холлэндербаумские, Аусфальские, Трагхаймские, Бранденбургские, Железнодорожные и Фридландские. В настоящее время сохранилось семь ворот.
Фридландские ворота были построены последними и получили своё название благодаря тому, что через них проходила дорога на город Фридланд. Сейчас это город Правдинск.
Считается, что 1862 год - год окончания строительства Фридландских ворот и Второго оборонительного кольца вообще.
СХЕМА ВТОРОГО ВАЛЬНОГО УКРЕПЛЕНИЯ, 1843-1862 ГГ.
Кенигсберг окружался семью бастионными фронтами многоугольного крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоёмы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.
ФОРТОВЫЙ ПОЯС КЁНИГСБЕРГА
Формы крепостного строительства в XIX веке не успевали за ростом дальности стрельбы и поражающих возможностей артиллерии. Это показал опыт Франко-Прусской войны 1870-71 гг. Уже в 1872 году, буквально через 10 лет после завершения Второго вального укрепления, вокруг Кёнигсберга началось строительство фортового пояса на удалении 6-7 километров от центра города. В состав его вошли 12 основных и 3 вспомогательных форта, располагавшихся в 2-3 километрах друг от друга. Общая протяженность пояса по наружному обводу составила 43 километра. Каждый форт строился 5-6 лет. Основные работы были завершены к 1892 году.
Каждый форт является мощным противопехотным сооружением, способным надежно осуществлять оборонительные функции в пределах досягаемости своего стрелково-пушечного огня. Это строение из кирпича, бетона и земли в форме вытянутого по фронту пятиугольника (размеры около 250 на 150 метров), окруженного рвом. Промежутки между фортами в поясе обороны соответствовали дальности огня артиллерии форта. Между собой и городом форты были соединены специальной дорогой, восточная и южная части которой до сих пор используются в качестве окружной.
Таким образом, Кёнигсберг со своим поясом фортов стал крупнейшей крепостью среди других имевших фортовые пояса.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Пройдя через дверь мы попали во второй зал музея. Раньше это была проезжая часть, по которой люди и повозки попадали в город. Сейчас на стене, выходящей на город, демонстрируется виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга, сначала показывают фотографии с подписями, затем кинохронику. Фотографии следуют в порядке маршрута показанного в буклете музея.
В зале расположились витрины объединённые попарно для сокращения места, т.е. на самом деле у каждого заведения было две витрины и дверь между ними. Ну а в музее объединили витрины магазина и аптеки, портного и сапожника, и только витрина ресторана осталась самостоятельной.
На витрине аптеки представлены бутылочки, пузырьки, банки, склянки, тюбики и коробочки в которых продавались лекарственные средства и другие препараты. На витрине магазина находятся бутылки и банки, весы и гири из старых магазинов Кёнигсберга. Кроме того, в витрине стоит настоящая консервная банка немецкой тушенки. Её история такова: один из сельских жителей решил разобрать свой сарай, который не разбирался со времён войны, и обнаружил две консервные банки, одну из них вскрыл и дал попробовать мясо кошке, кошка съела её за милую душу, после чего остальное содержимое было употреблено самим хозяевами, вторая же банка была передана в музей, где и хранится до сих пор. Вывеска над дверью с надписью "MAGGI" свидетельствует о том, что в те времена это уже была известная приправа.
На витрине портного располагаются машинки и другие предметы тех времён. На витрине сапожника находится обувь, которой пользовались жители Кёнигсберга тех времён.
На витрине ресторана находится посуда, которой пользовались посетители. Все выставленные экспонаты имеют принадлежность к одному из заведений Кёнигсберга, т.к. на каждом из них есть клеймо с названием конкретного заведения.
Дальше мы вышли к внешней части ворот где находится мост. Мост через ров был подъёмным, однако сам мост разрушился, а подъёмный механизм давно не работает. Скульптура Зигфрида фон Фойхтвагена во время войны была немного испорчена: на фигуре остались следы от пуль, не было головы. В таком виде фигура простояла до 750-летия города, к празднованию дня города её решено было восстановить. В правой руке у магистра модель замка Мальборк, в левой - свиток.
Дальше мы прошли в третий зал музея, где представлены предметы быта жителей города. На одной из витрин находятся бутылки, пробки и кружки, найденные в Калининграде. Одна из бутылок являлась фирменной бутылкой Кока-Кола, т.е. этот напиток был известен уже тогда. История этой бутылки тоже интересна: такую форму придумали специалисты компании для лучшей продажи среди мужчин, т.к. она напоминала женскую фигуру, а стенки бутылки специально делали толстыми, чтобы казалось, что она большего объёма, чем есть на самом деле, а на самом деле её объём составлял всего 200 мл. В следующей витрине находятся кухонные предметы: тарелки, чашки, блюдца, салатницы, миски, ножи, ложки, вилки и т.д. Рядом с витринами стоят ящики для бутылок. Дальше на стенах висели такие вещи как половник, крупная вилка (видимо для приготовления мяса на сковородки) и др., ниже были ручные мясорубки, тазы и др. Дальше мы увидели утюги, швейные машинки, керосиновые лампы, стиральную доску и много ещё чего. Но интересна оказалась печеньица, на ней был выштампован рецепт печенья, его перевели, распечатали на бумажки и предлагают всем посетителям музея. Говорят, что печенья по этому рецепту получаются очень вкусные. Много ещё чего там было, была даже тромбовочная баба - толстая цилиндрическая балка с одной стороны которой приделаны ручки, а с другой плоская квадратная колотушка (может быть железная), с её помощью тогда утрамбовывали брусчатку.
Кстати, проезжая часть в третьем зале также как и во втором осталась нетронутой. У стены со стороны города сделали экспозицию посвящённую Первой и Второй мировым войнам. В неё собрали оружие и другие военные предметы.
Дальше представлены такие предметы как: наконечники багров, насадка для багра, кирка, каска (наверно пожарного), лопата для дренажа, дренажная трубка найденная в парке (с ней связана ещё одна интересная история). В 80-е годы в парке были организованы поисковые археологические работы, был осушен прилегающий водоем, на дне которого было найдено много разных старых вещей. В парке также проводились работы, и кроме прочего в руки попадались керамические трубки длиной около 20 см, их назначения никто не знал, и просто собирали их как мусор. На самом деле это оказались элементы дренажной системы, а после этих работ местность в парке стала заболачиваться. Принцип работы этой системы не известен до сих пор.
Дальше представлены различные по форме и размерам кирпичи, плитки, декоративные элементы. Ещё в этом зале были представлены некоторые элементы самолёта Ил-2 упавшего в водоём у ворот во время войны. После того как наши взяли Кёнигсберг, то из водоёма удалось извлечь только часть обшивки самолёта. И только через 35 лет во время вышеописанных работ удалось извлечь полностью весь самолёт с экипажем и таким образом установить их принадлежность. Части шасси и винта этого самолёта сейчас находятся в Историко-художественном музее Калининграда.
Четвёртый зал музея, как и первый, являлся караульным помещением, из которого солдаты наблюдали за проезжей частью ведущей из города, а при необходимости и выходили туда. В настоящее время он используется как зал сменных выставок, это значит, что время от времени экспозиция зала меняются. На момент нашего посещения в зале проходила выставка под названием "Мода в Кёнигсберге начала XX века". На выставке были представлены элементы одежды, украшения, фотографии тех лет, газеты, журналы и другие вещи, связанные с тем, что носили жители Кёнигсберга.
Караульное помещение также как и другое отапливалось камином. Причём я заметил интересную особенность, пепел из камина падал не в отделение находящееся ниже (как во многих печках) и имеющее выход в эту же сторону, а удалялся по наклонной трубе, сделанной в стене ворот, в проходной коридор.
На этом посещение музея закончилось. Должен сказать, что экскурсия по нему мне очень понравилась, и не только потому, что экскурсовод очень много и интересно рассказывал, а ещё и потому что сама экспозиция была интересно подобрана и оформлена, а виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга была просто захватывающая.

Выйдя из музея, мне захотелось опять туда зайти и узнать ещё что-нибудь, я уверен, что люди, работающие в нём, знают ещё много чего, что не может уместиться в экскурсию.
Погода окончательно испортилась, но дождь ещё не пошёл. Он пойдёт немного позже по дороге к Королевским воротам. А пока мы к ним ехали, увидели ещё кое что. Ехали мы по маршруту виртуальной прогулки, только передвигались медленно из-за пробок.
Сначала мы долго добирались до Высокого моста из-за того, что он имеет по одной полосе в каждом направлении.
Затем проехали мимо Рыбной деревни, увидели её с другой стороны.
Следом проехали мимо острова Кнайпхоф с его Кафедральным собором и мимо Медового моста, который, если я не ошибаюсь, местные брачующиеся используют, для того чтобы оставить на нём замок как символ скрепления брака.
Ну и, наконец, долго стояли на повороте на Литовский вал у Закхаймских ворот. Ворота до недавнего времени использовались как склад, а потом никак не использовались. В настоящее время, если я опять же не ошибаюсь, в них ведутся работы по созданию музея.

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
461+888+333=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие три цифры написаны между знаками +...+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр