Мой отдых в Светлогорске и в других местах Калининградской области

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

Следующий день – 27 октября, как и предыдущий, оказался достаточно солнечным. С моря шли облака, которые постепенно расходились, но не до конца, так что над сушей облака тоже появлялись. Погоду немного портил небольшой ветер, только он не давал в достаточной степени наслаждаться солнцем, мёрзли руки, уши и нос.
В этот день мы решили посетить Калининград, а конкретно музей "Бункер генерала Ляша" и музей мирового океана. В бункер жена не очень хотела идти, однако потом призналась, что там было интересно. С музеем мирового океана вышла другая история, там можно купить билеты в места, но нам посоветовали купить билеты-вездеходы, т.е. сразу во все места, потому что так выйдет дешевле. В итоге мы не успели посмотреть и половины, так что деньги, хоть и небольшие, но пропали. И хотя все "местные" очень советовали посетить этот музей, оказалось, что на самом деле интересно было только на набережной и на судне "Витязь", на другие суда попасть не успели по времени, а в залах была откровенная скукота.
Но не буду забегать вперёд, до отправления я решил прогуляться к морю.

К сожалению, в музее экскурсии не проводились, так что вместо рассказа я просто буду приводить подписи к стендам и фотографиям. На входе, перед металлической дверью, висели старые фотографии и экспонат недели. На металлической двери при входе в коридор бункера висела табличка на немецком языке с ценами на посещение. После оплаты билетов нам сказали, откуда начинать осмотр и включили два фильма. В коридоре висели таблички с информацией о бункере. В двух ближних комнатах находились телевизоры, по одному показывали немецкий фильм без перевода о довоенном Кёнигсберге, по второму показывали наш фильм о штурме Кёнигсберга. Потом я нашёл эти фильмы в сети.

Информация с таблички.
Музей "Бункер немецкого коменданта города Кёнигсберга генерала Отто Ляша" является памятником Великой Отечественной войны. В течение марта-апреля 1945 года в этом оборонительном сооружении размещался штаб немецкого гарнизона города-крепости Кёнигсберг. 9 апреля 1945 года в 21 час 30 минут в бункере была принята капитуляция немецких войск. Экспозиция музея рассказывает о штурме Кёнигсберга войсками 3 Белорусского фронта и обороне города частями кёнигсбергского
гарнизона в период с 6 по 9 апреля 1945 года. В двух помещениях музея восстановлена обстановка рабочих кабинетов генерала Отто Ляша и начальника штаба немецкого гарнизона полковника Зюскинд-Швенди.

Информация с таблички.
Бункер – долговременное оборонительное сооружение, построенное в феврале 1945 года для штаба войск кёнигсбергского гарнизона.
Длина котлована – 42 м.
Ширина котлована – 15 м.
Глубина котлована – 7 м.
Толщина внутренних стен – 40-50 см.
Толщина наружных стен – 70-80 см.
Потолочное перекрытие – около 3 м (земля, гидроизоляция, бетон).
В бункере 21 комната, в 17 размещался личный состав штаба, 4 имели специальное назначение. Убежище отапливалось и освещалось электроэнергией, имело вентиляцию, канализацию, водопровод. Защиту от отравляющих веществ обеспечивали 4 герметически закрывающиеся двери.

В 3-х комнатах была выполнена реконструкция исторического события – принятие комендантом капитуляции. В одной комнате восстановлен кабинет генерала Ляша, в другой – комната радиста, в третьей – кабинет начальника штаба гарнизона. Освещение в этих комнатах была слабой, а фигуры мрачные, поэтому проходя мимо них даже не в первый раз всё равно вздрагиваешь.

После музея-бункера мы направились в музей мирового океана, находятся они достаточно близко, поэтому мы пошли туда пешком. Проходили мимо эстакадного моста, на противоположной стороне были видны остатки фундамента королевского замка и кафедральный собор.
На набережной у здания музея расположено множество экспонатов морской тематики. В самом здании не работал 3-й этаж, его закрыли на реконструкцию. А на самом верху здания, располагается смотровая площадка, выполненная как верхняя часть маяка, там даже установлена настоящая линза Френеля, туда тоже мы не попали. На 2-м этаже были только рисунки и поделки детей, изображающие подводных жителей. В конце зала открывался хороший вид на набережную, за деревьями виднелась крыша кафедрального собора, а за эстакадным мостом рыбная деревня. На 1-м этаже на лестничной клетке висел стенд, рассказывающий о развитии музея мирового океана. В отдельном помещении расположился аквариум, в котором запрещалось вести фото- и видеосъёмку. На стене холла между входом и кафе, находящимися в разных концах 1-го этажа, висел стенд с окаменелостями. У входа продавались разные сувениры, видеодиски, книги и т.д. Как я уже упоминал, нам не понравилось то, что мы увидели, как-то всё это было не интересно и мало! Экспонатов мало, информации мало. Аквариум маленький, в нём информации вообще недостаточно, порой самому приходится соображать кто где, бывает так, что на несколько аквариумов висит одна табличка и соображай сам кто в каком аквариуме водится.
После основного здания мы направились в пристроенный к основному зданию павильон с экспозицией о семействе китовых. В центре находился скелет кашалота, под ним череп другого кашалота, череп касатки и скелет дельфина.

Информация со стендов.
СКЕЛЕТ КАШАЛОТА
Один из крупнейших в мире скелетов кашалота. Животное длиной 16,8 метров, массой 63,6 тонн было добыто в Южной Атлантике в 1975 году китобойной флотилией "Юрий Долгорукий". Скелет отреставрирован в 2007 году сотрудниками АтлантНИРО В.Суховершиным, Б.Леоновым, И.Филатовым.
ЧЕРЕП КАШАЛОТА
В 2004 году на побережье Балтийской косы в зоне прибоя обнаружены останки кашалота. По размерам костей определён возраст кашалота – около 20 лет. Обнаруженные фрагменты скелета кашалота были закопаны в грунт на несколько лет. В 2010 году проведена обработка костей с последующей консервацией. Кашалоты обычно не заходят в Балтийское море. К берегам Балтики он мог попасть вследствие нагона воды. Возможно, кашалот был больным и случайно попал через проливы в Балтийское море, где погиб по причине недостатка пищи. Основу питания кашалотов составляют глубоководные гигантские кальмары, которые в Балтийском море не встречаются.
ДЕЛЬФИН
Дельфин – родственник кита. Длина дельфинов превышает 2 м и весят они больше 200 кг. Дельфины могут развить скорость до 45 км в час, а сокрет скорости заключается в обтекаемой форме тела и особой структуре кожи. Заострённая челюсть дельфина – рострум. Удар рострумом такой сильный, что мог бы пробить даже твёрдый панцирь черепахи. Дельфины имеют 88 острых, конусообразных зубов, которыми они хватают и удерживают рыбу. Дельфины дышат лёгкими через специальное отверстие, расположенное на темени, и без дыхания под водой могут пробыть до 10 минут. В морских пространствах дельфины ориентируются с помощью отличного зрения, совершенного слуха и осязания. Самым важным способом познания окружающей среды является сложная система эхолокации. Дельфины испускают ультразвуки частотой до 200 кГц. По отражению эха животные могут определять форму, размер, расстояние или даже вид любимой рыбы.

Дальше вдоль стены находились стенд, рассказывающий о кашалотах и стенд с предметами, найденными в желудках кашалотов. А рядом с ними перуанско-чилийский гигантский кальмар и фотография глубоководного антарктического кальмара.

Информация со стенда.
ПЕРУАНСКО-ЧИЛИЙСКИЙ ГИГАНТСКИЙ КАЛЬМАР
Кальмар был пойман в юго-восточной части Тихого океана в 2005 году научным сотрудником АтлантНИРО А.В.Ремесло во время кругосветного плавания на барке "Крузенштерн" (2005-2006 годы). Экспонат изготовлен научными сотрудниками АтлантНИРО В.В.Суховершиным и Е.И.Кукуевым в 2008 году. Размеры кальмара: длина – 110 см, толщина – 25 см, размах плавника 50 см. данный вид широко распространён в восточной части Тихого океана от побережья Калифорнии до Чили.
Кальмары относятся к классу головоногих моллюсков. Отряд кальмаров насчитывает около 250 видов. Размеры тела от нескольких сантиметров до нескольких метров. Наибольший экземпляр достигал 17 м (с вытянутыми щупальцами). Вес данного вида кальмара (Dosidicus gigas) может достигать более 60 кг, а длина со щупальцами 4 м. На голове моллюска расположены 8 щупалец – рук и пара более длинных ловчих щупалец. На концах щупалец более 200 пар мелких присосок, благодаря которым животное крепко держит свою жертву. Щупальца расположены вокруг небольшого рта. В глотке находится очень прочный роговой крючковатый клюв, с помощью которого кальмар отрывает небольшие кусочки от добычи и даже протыкает насквозь прочные раковины двустворчатых моллюсков. Несмотря на очень большой аппетит, кальмар не может проглотить добычу крупнее лесного муравья. Но природа наделила его мясистым языком, покрытым зубчиками, которые перетирают пищу. Кровь у головоногих необычная – голубого цвета из-за присутствия в ней металла меди. Размер глаз рекордный – у гигантских видов до 40 см в диаметре. Двигаются кальмары при помощи реактивного "двигателя". На голове заметна узкая щель – мантийное отверстие, из которого торчит воронка или "сопло" реактивного "двигателя". Во время сокращения брюшной мускулатуры моллюска, сильная струя воды бьёт из воронки. Если воронка направлена к концам щупалец, кальмар плывёт хвостом вперёд. В открытом океане кальмары держаться большими стаями по несколько десятков штук. Питаются рыбой, двустворчатыми моллюсками и кальмарами своего же вида. Продолжительность жизни 1-2 года. Распространены в Мировом океане от Арктики до Антарктики.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стенда.
ГЛУБОКОВОДНЫЙ АНТАРКТИЧЕСКИЙ КАЛЬМАР, ИЛИ КАЛЬМАР КОЛЛОСАЛЬНЫЙ (mesonychoteuthis hamiltoni)
Глубоководный антарктический кальмар был пойман донным тралом в море Лазарева в районе подводной возвышенности Мод на глубине 770 м в 1981 году. Кальмар был поднят на палубу научно-поискового судна "Эврика" сотрудниками Научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии во время комплексных исследований биоресурсов Южной Атлантики. Общая длина кальмара составляла более 5 м, длина мантии – 242 см. Данный вид кальмара обитает на глубинах до 2200 м. Питается глубоководными видами рыб, среди которых антарктический и патагонский клыкачи, достигающие двухметровой длины и веса до 100 кг.

Дальше были стенды о китах, китобойной флотилии "Юрий Долгорукий", а также настоящая гарпунная пушка и несколько гарпунов.

Информация со стенда.
Антарктическая Китобойная Флотилия "Юрий Долгорукий" была организована в Калининграде в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1959 года. В состав флотилии входила китобаза и 17 китобойных судов.
Китобаза была переоборудована из германского грузопассажирского судна "Гамбург" 1926 года постройки. В 1945 году "Гамбург" был затоплен, а в 1950 году поднят и доставлен для переоборудования в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие "Варноверфь" в порт Варнемюнде. В марте 1960 года китобаза с новым именем "Юрий Долгорукий" прибыла в Балтийск, где 20 июня на судне был поднят государственный флаг. Длина – 207,4 м, ширина – 24,0 м, водоизмещение – 39000 т, скорость хода – до 20 узлов, экипаж – до 530 человек.
На протяжении 15 экспедиций (1960-1975 годы) флотилия "Юрий Долгорукий" с экипажами всех судов около 1060 человек вела добычу китов во всех промысловых районах полярных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Всего было добыто 58 тысяч китов 12 видов, среди которых преобладали кашалоты, сейвалы, горбатые киты и финвалы. Во всех рейсах работала научная группа, выполнявшая программы по изучению биологии китов и их распределению в океане. С китобойных судов и вертолётов проводилось мечение китов, что явилось существенным вкладом в мировую программу изучения их миграций. На каждого добытого кита оформлялся "Китовый паспорт". Все собранные в экспедициях материалы доставлялись в лабораторию морских млекопитающих АтлантНИРО, где отрабатывались методики определения возраста, изучались питание, распределение, состояние запасов отдельных популяций усатых и зубастых китов Антарктики.
Китобойные суда типа "Мирный" были построены на Николаевском судостроительном заводе им.Носенко. Длина – 63,6 м, ширина – 9,5 м, водоизмещение – 1270 т, скорость хода – до 17,4 узлов, экипаж – 31 человек.

После павильона мы направились на "Витязь". По дороге на набережной мы обнаружили ещё великое множество экспонатов, среди них большое количество якорей с различных судов и стенд с описанием различных типов якорей. Кроме того, там были батискафы, батисферы и другие подводные аппараты, как обитаемые, так и с дистанционным управлением. Ещё были бакены, различное оборудование поплавкового типа и многое другое, чего даже не запомнил.
Поднявшись на судно, нас направили в кормовую часть, где через дверь в надстройке мы вступаем на главную палубу музейного судна "Витязь". И первое помещение, в которое мы спускаемся по лестнице, называется холл салона команды. Напротив лестницы висела картина "Три богатыря", я услышал от одной женщины-экскурсовода, которая рядом проводила экскурсию, что именно такая картина встречает посетителей, потому что корабль называется "Витязь". На боковых стенах висели стенды с этапами истории корабля, сначала история немецкого судна "Марс", затем история НИС "Витязь", потом этап забвения, когда корабль чуть не был отправлен в утиль после окончания срока службы в качестве научно-исследовательского судна, и наконец этап реставрации с последующим размещением в помещениях музейной экспозиции. Из холла можно попасть в салон команды (во время посещения был закрыт) или в помещение с экспозицией выставки "Великие открытия".
В помещении проводилась экскурсия для школьников и поэтому вокруг стоял значительный ор, но скоро всё закончилось и мы спокойно начали изучать экспонаты. Почти все экспонаты были новодельными, по-моему только подзорные трубы были старинными.

Информация со стендов.
ВЫСТАВКА "ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ"
"Они писали историю килями своих кораблей" – так точно и ёмко сказал поэт о мореплавателях Эпохи Великих географических открытий, чьими трудами для нас, ныне живущих, был открыт этот мир. Авантюрные, порой жестокие, но бесстрашные и целеустремлённые, моряки и капитаны Португалии и Испании, Голландии и Франции, Англии и России, возвращаясь из своих опасных путешествий, приносили всё новые и новые сведения, из которых постепенно складывались реальные контуры материков и океанов, земной шар на создаваемых по итогам экспедиций картах приобретал свои привычные очертания.
СЭР ДРЕЙК И АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА
Все замерли на борту пиратского галеона "Золотая лань", когда сама королева Англии Елизавета, сопровождаемая пышной свитой, поднялась на палубу. Лицо королевы было непроницаемо и надменно, в руках она держала обнажённую шпагу. Над палубой нависла напряжённая тишина. Под взглядом королевы отважный пират опустился на колени. Сверкнула, взлетая, шпага, и в следующий миг... оробевший Дрейк был посвящён в рыцари.
Пираты, корсары и флибустьеры самые грозные мореходы Атлантики. После открытия Америки испанцы и португальцы повезли в Европу золото и серебро. Сокровища становились добычей не только обычных пиратов, но и корсаров – пиратов на службе у королей, получавших от своего правительства разрешение преследовать торговые суда. Пират и корсар английской королевы Френсис Дрейк захватывал испанские корабли, нападал на испанские владения в Вест-Индии, принося своей королеве сказочные богатства. Так, кругосветная экспедиция Френсиса Дрейка в 1577-1580 годах (вторая после Фернандо Магеллана), принесла Англии 500 тысяч фунтов стерлингов, что на 200 тысяч фунтов превышало годовой доход страны.
Королева Елизавета, провозгласив государственной Англиканскую (протестантскую) церковь, вызывала негодование монархов католической Европы, особенно короля Испании Филиппа II, который при поддержке Папы Римского стал готовить вторжение в Англию. Но отважные моряки и корсары королевы не подпустили неприятеля к родным берегам. В 1588 году они одержали одну из величайших морских побед Англии, разгромив окончательно корабли испанской "Непобедимой армады". Фактически командующим английским флотом был фаворит королевы сэр Френсис Дрейк. С этого момента Англия становится владычицей морей и океанов. Английские купцы, отправляясь в различные концы света, закладывают основание могущественной империи будущей Великобритании.
ВАХТЕННАЯ ДОСКА, 16-18 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Вахтенная доска – своеобразная записная книжка навигатора. С помощью вахтенной доски фиксировались важнейшие события, произошедшие на корабле – смена курса или заступление на вахту. Представляла собой простую деревянную доску, в которой просверливалось множество отверстий. На доске укреплялось несколько стержней. Верхняя часть доски, выполненная в виде диска, имело 32 сектора, аналогично секторам компаса. Каждый сектор имел по 8 отверстий, расположенных радиально. Набор из 8 стержней закреплялся в центре диска. Каждые 30 минут вахтенный офицер сверял курс по компасу и вставлял стержень в отверстие того сектора, который соответствовал направлению движения корабля. Через 4 часа происходила смена вахты и стержень, установленный 4 часа назад, вставлялся в новое отверстие и так далее. Для фиксации скорости в нижней части был аналогичный участок квадратной формы, каждая строка которого соответствовала 30-минутным интервалом, а столбцы скорости. В конце каждого 4 часа вахтенный офицер подсчитывал количество стержней и легко мог рассчитать расстояние, пройденное кораблём.
КОМПАС МАГНИТНЫЙ, 16-17 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
С конца 16 века компас был главным морским измерительным инструментом. Принцип работы компаса основан на том, что намагниченная стрелка на лёгком подвесе всегда сохраняет своё положение относительно полюсов земли. Корпус компаса первоначально изготавливался из дерева или слоновой кости, а позднее его стали делать медным, так как медь не влияла на его показания. В круглый корпус помещается тонкая балансирная игла, на которой подвешивается магнитная стрелка. На дне корпуса размещается шкала, указывающая на стороны света, а сверху корпус закрывается стеклом. Классическая шкала компаса представляла собой 32-лучевую звезду, каждый из лучей которой указывал на определённое направление. Каждый луч соответствовал определённому румбу. Так как магнитная стрелка под влиянием близко расположенных предметов теряла свои свойства, компас размещали в специальном ящике нактоузе – рядом с рулевым. Тем не менее, компас со временем терял точность, кроме того его показания значительно искажались вблизи от берега. Проблема с погрешностью показаний компаса так и не была решена, поэтому наряду с ним на кораблях применялись и другие навигационные приборы.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
НОКТУРЛЯБИЯ, 17-18 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Прибор для измерения местного времени. Благодаря ноктурлябии навигатор мог определить точное время даже ночью по звёздам. Этого было достаточно, чтобы откорректировать ход корабельных часов. Состоит из нескольких деревянных дисков, скреплённых в центре так, что они могут поворачиваться относительно друг друга и рычага, также закреплённом в центре кругов. В центре дисков также находится сквозное отверстие для наблюдения. Для проведения измерений прибор брали в вытянутую руку таким образом, чтобы Полярная звезда оказалась в центральном отверстии. Рычаг поворачивался до тех пор, пока по его оси можно было увидеть две ярчайшие звезды созвездия Большой Медведицы, которые указывали на яркую звезду Малой Медведицы. Затем рычаг наводился на эту звезду, ярчайшую в созвездии Малой Медведицы. Внутренний диск поворачивался так, чтобы текущая дата совпала с меткой на рычаге. За счёт этого происходила автоматическая коррекция звёздного времени по солнечному. Затем прибор вновь наводился на Полярную звезду и проворачивался внешний диск таким образом, чтобы ярчайшая звезда Малой Медведицы лежала на одной линии с ней. Время, считанное с центрального диска, и являлось точным местным временем.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ, 16 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Вплоть до 17 века песочные часы оставались единственным средством измерения времени в море. Песочные часы состояли из двух стеклянных сосудов, соединённых тонким отверстие. Обычно песочные часы были рассчитаны на 1 час, 30 минут и полминуты. На кораблях песочные часы на 1 час использовались для замера промежутков записи информации в "лисицу" – прообраз бортового журнала. 30-секундные песочные часы были необходимы для измерения скорости лаглинем. Капитан Джон Смит на своём корабле ввёл обычай звонить в колокол, чтобы моряки знали, когда начинается или заканчивается их вахта. Один удар колокола соответствовал 30 минутам, 2 удара 1 часу и так далее вплоть до 8 ударов, означавших 4 часа. Вскоре этот способ оповещения стал общепринятым на всех кораблях в разных странах.

Информация со стендов.
КВАДРАНТ, 14-15 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Простейший инструмент, с помощью которого можно было определять широту места наблюдения, известен с древних времён. Первоначально квадрант состоял из квадратной дощечки, в одном из углов которой подвешивался отвес, а на противоположные грани наносились значения широты. При этом 45 градусам соответствовал угол, противоположный углу крепления отвеса. Более поздние квадранты были треугольной формы и их изготавливали из меди или латуни. Для вычисления широты было необходимо навести одну из неотградуированных граней дощечки на Полярную звезду и по отвесу отсчитать значение широты. Так как Полярная звезда находится почти точно над Северным полюсом, показания квадранта имели приемлемую точность. В Южном полушарии, где Полярная звезда невидна, квадрант наводили на Альфу Южного Креста, расположенную почти над Южным полюсом. Недостатки квадранта были в том, что точность измерений была невысока, и его невозможно было применять днём или при облачности.
ГРАДШТОК, 15-16 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Простой, но эффективный прибор для измерения широты места, состоящий из сравнительно длинной направляющей, на которую нанесены деления и свободно перемещающейся по ней деревянной измерительной линейкой строго определённого размера. В основе принципа измерения лежит возможность пересчитывать угловые значения. Чтобы произвести измерения, было необходимо навести градшток на удалённый объект и установить измерительную линейку таким образом, чтобы её края совпали с измеряемым объектом. Если было необходимо измерить угол подъёма солнца, то линейку отодвигали на такое расстояние, чтобы один её край совпадал с горизонтом, а второй с центром солнечного диска. После этого было достаточно найти в специальной таблице полученное по направляющей значение и определить широту мета измерения, для этого использовали Полярную звезду, а не солнце. Также с помощью этого инструмента можно было измерять размеры удалённых предметов, например высоту скал или размеры кораблей.
АСТРОЛЯБИЯ
Один из старейших астрономических инструментов для определения высоты стояния небесных тел, так как, зная высоту и точное время, можно было определить широту, на которой находится судно. Прообраз астролябии изобрёл древнегреческих астроном Гиппарх, а Клавдий Птолемей построил и описал "астролабон" – угломерный инструмент для определения положения звёзд. В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке в IX-XI веках и тогда же получила широкое распространение. Обычно морская астролябия состояла из сбалансированного металлического кольца с нанесёнными на нём отметками, в центре которого находилась свободно вращающаяся планка с визиром (диоптр). Визир при повороте отсчитывал градусы, что позволяло измерять угол подъёма солнца или звёзд. Мореплаватели, начиная с 1480 года, и вплоть до середины 18 века использовали астролябию и специальные таблицы, по которым определялась широта местоположения корабля. Для уменьшения погрешности измерения диаметра астролябии составлял 13-15 см, но многие английские мореплаватели использовали более точные астролябии диаметром до 20 см.
ТОРГОВЫЕ ПУТИ В "ИНДИИ"
До открытия португальцами морского пути в Индию торговые связи с Востоком осуществляли купцы, которые соперничали друг с другом на караванных путях Азии, находящихся под контролем арабов. В своих странствиях они использовали известный с древних времён Великий Шёлковый путь, который представлял собой разветвлённую, порой трудно угадываемую сеть горных и пустынных троп, речных перевалов из Центрального Средиземноморья до Китая, а также морской путь вдоль береговой линии побережья. Именно торговые люди открывали для европейцев новые земли, привозили экзотические предметы, налаживали дипломатические отношения. Большой вклад в развитие связей с Востоком, а также в географическое понимание мира внесли венецианские купцы Никола и Маффео Поло, а также юный Марко, который написал о длительном семнадцатилетнем путешествии в Азию книгу "Описание мира", которая послужила толчком к организации многих морских экспедиций. Среди русских землепроходцев, достигших Индии раньше экспедиции Васко да Гамы, был тверской купец Афанасий Никитин, который с 1466 по 1472 годы совершил своё "Хождение за три моря".
КОРОЛЕВА ИЗАБЕЛЛА КАСТИЛЬСКАЯ И ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Если бы судьба не соединила этих двух смелых, авантюрных, но, безусловно, выдающихся людей своего времени, неизвестно, как бы развивалась мировая история. С идеей доплыть до "Индий" через Mare incognitum (Неизвестное море) Христофор Колумб первоначально отправился к португальскому королю. Но португальский двор неизвестному генуэзцу отказал. То ли Колумб запросил много за осуществление своих планов, то ли португальские учёные, рассматривавшие карты Колумба, усомнились в его расчётах, неизвестно.
В 1485 году Колумб покинул Португалию, чтобы попытать счастья в Испании. В течение года Колумб по всей стране следовал за королевской четой, чтобы изложить свой план. Наконец он был представлен ко двору и получил аудиенцию у короля Испании Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. Королева проявила интерес к проекту Колумба и в январе 1492 года при следующей аудиенции после длительных переговоров, отвергнув возражения придворной свиты и служителей церкви, согласилась поддержать экспедицию, пообещав для её организации заложить все свои драгоценности. А в апреле 1492 года подписала жалованную грамоту, согласно которой Колумбу в случае успеха присваивалось дворянское звание, титулы адмирала, вице-короля и генерал-губернатора всех островов и материков, которые он откроет. В испанском порту Палосе спешным порядком снаряжались корабли, нанималась команда. В начале августа 1492 года корабли снялись с якорей, а уже 12 октября они встали на якорь на острове, названном Колумбом Сан-Сальвадором. "Вот земля самая красивая из тех, что оку человеческому дано увидеть" воскликнул адмирал, объявив открытый остров владением Кастилии и Арагона.
ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ВАСКО ДА ГАМА
"Здесь кончается земля и начинается море" – так говорили ещё древние финикийцы о мысе Святого Винсента близ Сагреша, что на юго-западном берегу Португалии. Именно здесь сын португальского короля Жуана I Энрике, по прозвищу Генрих Мореплаватель, основал навигационную школу. Он собрал вокруг себя картографов, астрономов, кораблестроителей. Европейские достижения в области математики, географии, теории небесных светил и механики, во многом благодаря португальцам, нашли своё выражение в новых конструкциях кораблей, морских картах, типах вооружения. В 1416 году отсюда было положено начало морским экспедициям, позволившим Португалии к концу XVI века создать целую империю, простиравшуюся от берегов Бразилии на западе до китайского побережья на востоке. Отважные моряки принца Генриха положили на карту тысячи километров африканского побережья, открыли морской путь в Индию, совершили первые кругосветные плавания.
Благодаря экспедициям, посланным принцем Энрике, Португалия надолго закрепилась на мировых торговых путях: впервые в Европе стали завозиться рабы, началась оживлённая торговля золотом, на африканском побережье появились первые колонии. Но самой большой наградой для моряков было открытие морского пути в Индию. Вожделенную мечту Генриха Мореплавателя осуществил молодой португалец знатного происхождения Васко да Гама. Он стал первым европейцем, обогнувшим на корабле мыс Доброй Надежды и достигшим в 1498 году индийских берегов. В Португалию он вернулся с сотнями мешков пряностей, которые ценились в Европе дороже золота.
В честь открытия португальцами морского пути в Индию на месте часовни Генриха Мореплавателя был заложен монастырь Сан Жеронимуш, в котором, и по сей день, покоятся останки Васко да Гамы. В этих же стенах погребён величайший поэт Португалии Луиш ди Камоэнс, посвятивший прославленному мореплавателю поэму "Лузиада".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Дальше мы перешли в небольшую комнатку, в которой разместилась экспозиция с коллекционными монетами и марками, посвящёнными истории Великих Географических открытий. После этого мы вышли в П-образный коридор, пройдя по одной стороне которого мы обнаружили сначала гирокомпасную, а потом помещение с названием "Магазин колониальных товаров".

Информация со стендов.
ГИРОКОМПАСНАЯ
Пост гирокомпаса – это одно из важнейших помещений на судне, в котором расположен прибор, вырабатывающий курс судна в открытом океане. Гироскоп, раскрученный до 25000-30000 оборотов в минуту, всегда сохраняет в мировом пространстве одно направление – ось своего вращения. Все приборы на переборках гиропоста, помогают ориентировать ось вращения строго на северный полюс. Показания гироскопа передаются на принимающие репитеры в другие посты судна, которых насчитывалось более 50-ти.
На посту в гирокомпасной находился вахтенный, который заносил все данные о работе прибора в журнал.
МАГАЗИН КОЛОНИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ. ЛОНДОН, XVIII ВЕК
С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали утончённость восточных пряностей, роскошь шёлковых тканей, манящий блеск драгоценных камней, Запад уже не может и не хочет обходиться без восточных товаров. Древние и средневековые торговые пути направлены в "Индии" – под этим общим названием подразумевалась и Индия, и Китай, и все страны далекой, загадочной и сказочно богатой Восточной Азии. Открывая Америку, Колумб также считал, что попал в Индию. Это открытие расширило список товаров, которые были желанны в европейских странах.

Дальше мы вернулись обратно и перешли в другую часть коридора. Там мы увидели следующие помещения: буфетную, салон команды, жилую каюту, медицинский блок, в конце коридора были ещё вентиляторная и фонарная. После этого коридор заканчивался, одно из помещений оставили таким, каким оно было до реставрации, чтобы можно было оценить степень разрухи на всём корабле, и дальше лестница выводила нас на следующую палубу.

Информация со стендов.
САЛОН КОМАНДЫ
Это помещение на "Витязе" всегда было шумным и многолюдным. Здесь собиралась команда судна к завтраку, обеду, ужину и на вечерний чай. По всему пространству салона стояли столы, которые четыре раза в день сервировали судовые буфетчицы. Сейчас на столах стоит посуда к завтраку и обеду. Для членов команды, которые несут ночную вахту, дежурная буфетчица накрывала стол ночью. В салоне команды проводились также многие официальные мероприятия и собрания.
Команда на "Витязе" была из Владивостока, порта приписки судна. Все члены экипажа проходили тщательный отбор. Помимо своих прямых обязанностей многие из них получали дополнительную специальность и принимали участие в палубных работах с научными приборами. Это вызывало интерес к проблемам, которые ставили перед собой ученые, и придавало особый смысл работе экипажа.
В каждом порту, где побывал "Витязь", ему дарили сувениры на память. Постепенно на судне сложилась большая коллекция сувениров, часть которой представлена в витрине. Они рассказывают о странствиях "Витязя", который посетил 49 стран мира.
ЖИЛАЯ КАЮТА
На судне, где всё подчинено необходимости и цели, своя каюта – это дом, единственное место, где можно полностью расслабиться и побыть самим собой. На долгие месяцы, которые постепенно складываются в годы. Посреди безбрежного простора – несколько квадратных метров, которые делишь со своим товарищем, на судне были одно-, двух- и четырёхместные каюты.
МОРСКАЯ МЕДИЦИНА
История медицинского обслуживания моряков в России берёт своё начало с XVIII века, с периода первых морских походов Петра Великого. В то время появляются первые адмиралтейские госпитали и закладываются основы подготовки морских медиков. Их обязанности определялись Морским Уставом, утверждённым в 1720 году. Известные русские мореплаватели И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский и Ф.Ф.Беллинсгаузен отмечали, что потери от заболеваний личного состава кораблей во время длительных и кругосветных походов были незначительны. В знак благодарности за эффективную работу именами многих морских врачей названы различные географические объекты.
В XIX веке начинает формироваться особый тип русского морского врача – врача с широкими интересами в области естествознания, географии, ботаники и зоологии, преданного интересам науки и служащего своей Родине. Адмирал Ф.Ф.Ушаков писал: "Только берегите людей и здоровье – сие есть всего прочего важнее".
После революции и гражданской войны медицинскую службу флота нужно было возрождать с учётом требований времени. Постепенно была создана единая система медицинской помощи для моряков. В дальнейшем шло активное расширение и совершенствование сети медицинских учреждений флота, в частности, были внедрены комплексные профилактические осмотры моряков и новейшие методики оказания медицинской помощи в условиях судна. В нашем городе этими вопросами занимается Медсанчасть №1 и Портовая больница.
Судовой медик – это особая профессия. Врач-универсал, который решает встающие перед ним проблемы в условиях изоляции от медицинских учреждений, консультаций с коллегами и точных лабораторных исследований. Профилактика и лечение заболеваний, возникающих при резкой перемене образа жизни человека, когда он уходит в море, требует не только высокого профессионализма, но и значительной доли той интуиции, которая даёт основание считать профессию врача особым даром небес.
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ
Свежесть морского воздуха, солёные брызги, ветер в лицо – на палубе, и душные помещения внутри судна – такие контрасты столетиями были привычны для морского быта.
На современных судах, где действуют системы кондиционирования, эти проблемы ушли в прошлое. "Витязь" же был оснащён громоздкой системой принудительной вентиляции. В помещении находятся механизмы, нагнетающие и удаляющие воздух из машинного отделения – одного из самых проблемных для вентилирования помещений судна.
ФОНАРНАЯ (ОТКРЫТОЕ ФОНДОВОЕ ХРАНИЛИЩЕ СУДОВЫХ ФОНАРЕЙ)
Одним из наиболее важных условий безопасного мореплавания является безукоризненное знание правил предупреждения столкновения судов в море, а также тех средств, которые имеются в распоряжении мореплавателей для избегания столкновения с другими судами.
Правила эти, кроме прочего, устанавливают порядок несения судовых огней в общих и особых случаях. Суда обязаны носить положенные им в различных случаях огни от захода до восхода солнца, во всякую погоду, соблюдая все правила. Основные характеристики огней – расположение на судне, дальность, цвет и сектор освещения (сектор горизонта, освещаемого огнём).
Различаются огни:
- огни судов, стоящих на якоре;
- огни судов на ходу;
- огни судов в особых случаях (буксирующих и буксируемых судов);
- огни судов, прокладывающих телеграфный кабель;
- огни лоцманских судов;
- огни тралящих судов;
- огни судна, стоящего на мели.
Определения огней:
"Топовый огонь" представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна и установленный таким образом, чтобы светить прямо по носу.
"Бортовые огни" представляют собой зелёный огонь на правом борту и красный огонь на левом борту. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
"Кормовой огонь" представляет собой белый огонь, расположенный максимально ближе к корме судна.
"Буксировочный огонь" представляет собой жёлтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и "кормовой огонь".
"Круговой огонь" представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360 градусов.
"Проблесковый огонь" представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
В музейной коллекции представлены судовые фонари различных типов и назначения. Часть фонарей – из судового имущества НИС "Витязь".

Дальше была часть коридора и помещение, в которых оставили всё так как было до реставрации. При слабом освещении, свисающих сверху проводах там становится страшновато, как в ужастиках. И у тебя только один вариант - скорее по лестнице вверх.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Поднявшись наверх с главной палубы, мы оказываемся на палубе мемориальных кают и лабораторий НИС "Витязь" (верхняя палуба).

Информация со стендов.
ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЛАНКТОННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В планктонной и ихтиологической лабораториях НИС "Витязь" проводились работы по разбору и обработке улова, определению видового состава морских организмов и их фиксации в растворах формалина или спирта для последующего изучения в научных институтах.
Сбор биологических объектов различными сетями и тралами производился в кормовой части судна при помощи глубоководной траловой лебёдки и лебёдки "Океан".
Планктонные и ихтиологические исследования производились по трём направлениям:
- изучение дальневосточных морей;
- работы в открытых районах Тихого и Индийского океанов;
- изучение глубоководных океанических жёлобов.
В исследованиях на "Витязе" принимали участие многие выдающиеся биологи, составляющие славу отечественной и мировой науки. Это Г.М.Беляев, В.Г.Богоров, М.Е.Виноградов, О.Н.Зезина, Л.А.Зенкевич, А.П.Кузнецов, Н.В.Парин, Д.А.Пономарёва, Т.С.Расс и многие другие.
Сейчас в планктонной лаборатории размещена часть музейной коллекции планктонных, бентосных и нектонных морских организмов, показывающих разнообразие форм жизни в океане. На рабочем столе биолога в ихтиологической лаборатории представлены приборы и принадлежности, используемые в экспедициях. В лаборатории демонстрируется коллекция микроскопов различных моделей, представлены научные рисунки, влажные препараты, чучела рыб и другие экспонаты.
Первый этап и первые экспедиции "Витязя" (с 1949 года по 1955 год) были посвящены исследованию ихтиофауны дальневосточных морей и прилегающих к ним вод Тихого океана. В этих рейсах впервые проводились изучение состава и распределения промысловой и глубоководной фауны; были выявлены промысловые районы камбалы, сайры, наваги, минтая, палтуса, трески. Промысловая добыча этих видов рыб позволила увеличить общий вылов морепродуктов и способствовала решению продовольственной задачи в послевоенной стране.
Второй этап ихтиологических работ на НИС "Витязь" (с 1955 года по 1975 год) связан с выходом в открытые районы Тихого и Индийского океанов и началом исследования ихтиофауны. Учёными ихтиологами были впервые проведены работы по изучению и систематике летучих и сарганообразных рыб. В этих рейсах впервые ихтиологи уделили большое внимание изучению перспективных промысловых видов рыб – приповерхностных анчоусов и карасей.
Третий этап ихтиологических работ НИС "Витязь" проводил по изучению глубоководной ихтиофауны северной и тропической частей Тихого и Индийского океанов. В результате была детально изучена вертикальная структура распределения рыб в этих районах, уточнены имеющиеся описания таксонов, определены новые роды и виды, относящиеся к 10 семействам глубоководных рыб. Определены ареалы видов, что дало возможность провести биогеографическое районирование всей обследованной территории.
В отдельных рейсах (26, 31, 35 рейсы) проводилось изучение прибрежного рыболовства в странах Индо-Тихоокеанского региона: островов Новой Зеландии, Фиджи, Индонезии, Австралии, Шри-Ланки, Занзибара, Мадагаскара, Канарских островов, а также изучение коллекций ихтиофауны в музеях и институтах этих стран.
ЭХОЛОТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В эхолотной лаборатории НИС "Витязь" проводились исследования рельефа дна океана акустическим способом. Акустический способ измерения глубин обеспечивает требуемую точность, автоматическую, быструю и непрерывную запись глубин по ходу судна, что особенно важно при изучении рельефа дна.
Основным прибором для акустического измерения глубин моря является эхолот. Эхолот – это прибор, посылающий звуковой сигнал и регистрирующий отражённые неровностями дна звуковые сигналы. Эхолоты обычно снабжены самописцами, которые записывают измеренные глубины на специальной ленте – эхограмме.
Результаты исследований подводного рельефа на НИС "Витязь":
- детально изучены глубоководные желоба Тихого и Индийского океанов, в том числе измерена Марианская впадина;
- открыт и исследован ряд подводных гор, в том числе горы Бардина, Афанасия Никитина, Вернадского и другие;
- составлены и опубликованы новые геоморфологические и батиметрические карты морей и океанов.
В эхолотной лаборатории на НИС "Витязь" работали Г.Б.Удинцев, В.Ф.Канаев, Н.Л.Зенкевич и другие замечательные исследователи морских глубин.
В настоящее время в лаборатории размещена экспозиция, рассказывающая о способах изучения рельефа дна и об особенностях строения дна современных морей и океанов.
Здесь вы можете увидеть коллекцию самописцев эхолотов различных конструкций, макеты подводных форм рельефа, первые отечественные подводные фотографии и фотоустановку, с помощью которой они были сделаны.
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
На "Витязе" геологические исследования проводились с первого рейса. Их целью являлось изучение геологического строения дна океанов и морей. Работа морского геолога начиналась на палубе, где проводился отбор проб океанского дна различными приборами, многие из которых были использованы впервые. В помещении геологической лаборатории продолжалось изучение каменного материала и донных осадков. На "Витязе" работали такие известные отечественные морские геологи, как П.Л.Безруков, Ю.А.Богданов, А.П.Лисицын, В.П.Петелин, К.В.Морошкин, Н.С.Скорнякова, а также многие другие.
В результате исследований была открыта одна из крупнейших впадин Земли – Курило-Камчатский жёлоб с глубинами до 10 км, открыты срединно-океанические хребты, подводные горы, рифтовые зоны, глубочайшие впадины, месторождения железно-марганцевых конкреций и других полезных ископаемых.
В созданной экспозиции геологической лаборатории представлены уникальные образцы горных пород и донного грунта, поднятых в рейсах "Витязя". На рабочем столе можно увидеть геологическую пробу, поднятую со дна Марианской впадины, горные породы дна океанов, которым несколько миллиардов лет. Уникальные окаменелости расскажут о древних обитателях нашей планеты.
МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Машинное отделение – сердце корабля. Созданная более 70 лет назад специалистами фирмы "Крупп" установка и сейчас в хорошем состоянии. Надёжный двигатель не раз выручал "Марс" во время военных бомбардировок, а затем в течении 30 лет служил верой и правдой научному судну "Витязь" в океанских просторах.
Здесь размещаются механизмы, обеспечивающие движение корабля и вырабатывающие электроэнергию для функционирования всех его систем: главный и вспомогательный двигатели.
Главный двигатель обеспечивает движение судна через вращение гребного вала, на который насажен гребной винт.
Семицилиндровый дизель – мощность 3000 л.с., расход топлива 10,9 тонн в сутки, изготовлен фирмой "Крупп" (Германия). Установлен в 1939 году.
Гребной вал (диаметр 350 мм, длина 42 м) проходит в тоннеле через трюмы от кормовой переборки машинного отделения через дейдвудную трубу к винту.
Вспомогательные двигатели – судовая электростанция, которая обеспечивает работу всех приборов и механизмов корабля.
Три дизель-генератора фирмы "Крупп" установлены в 1939 году. Мощность каждого 120 л.с., три других производства ГДР установлены дополнительно в 1956 году во время переоборудования судна. Мощность каждого из них – 150 л.с.
Дизельное топливо хранится в топливных танках двойного дна судна общей ёмкостью 250 тонн.
Всё пространство машинного отделения оборудовано тремя ярусами решётчатых площадок, которые соединены трапами. Для погрузки и выгрузки крупных деталей в период ремонта главного двигателя, машинное отделение оборудовано шахтой со съёмным световым капом.
ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Исследования водной толщи занимали важнейшее место в экспедициях "Витязя". В разное время в трёх лабораториях судна – гидрологической, гидрохимической и гидрооптической, велись работы по изучению гидрологического режима океанских вод. В экспозиции они объединены в одну "Гидрологическую лабораторию".
Выдающийся вклад в развитие знаний о гидрологической структуре внесли такие учёные "Витязя", как В.А.Бурков, А.Д.Добровольский, Ю.А.Иванов, В.Г.Корт, К.В.Морошкин, В.Г.Нейман, И.М.Овчинников, Р.В.Озмидов, С.В.Бруевич, В.Н.Иваненков, В.И.Войтов, М.В.Козлянинов, а также многие другие. Благодаря исследованиям "Витязя" получены данные о гидрологической структуре океана, открыто противотечение в Индийском океане, названное в честь учёного-витязянина Б.А.Тареева, отработана методика глубоководных океанских работ, что позволило установить особенности режима глубоководных жёлобов Мирового океана и сделать вывод о недопустимости захоронения в них радиоактивных отходов.
В экспозиции гидрологической лаборатории представлены приборы и оборудование 50-70 годов XX века, предназначенные для изучения термического режима, химического и оптического состава вод и динамики океана.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
КАЮТА СТАРШЕГО МЕХАНИКА
Как правило, каюта старшего механика располагается рядом со входом в машинное отделение. Каюта соединена с ним посредством не только телефона, но и специального устройства – переговорной трубки. Такие трубки использовались на кораблях с давних пор и служили для создания резерва надёжности связи в сложных ситуациях. Старший механик должен постоянно контролировать положение дел в машинном отделении, где расположены механизмы, обеспечивающие движение корабля и вырабатывающие электроэнергию для всех его систем. Машинное отделение часто называют "сердцем корабля", и на НИС "Витязь" оно работало без перебоев. Многие механизмы машинного отделения и сам главный двигатель были изготовлены знаменитой фирмой "Крупп", прошли проверку на надёжность в годы войны и затем эксплуатировались опытной и профессиональной машинной командой НИС "Витязь". Роль старшего механика на судне значительна. Он руководит всей командой машинного отделения и обеспечивает правильную эксплуатацию его механизмов. По традиции ему часто дают прозвище "Дед", что подчёркивает его особое положение на судне.
В каюте старшего механика имеются кабинет и спальня, интерьер которых типичен для 1960-х годов. Как и все жилые помещения на "Витязе", эта каюта сохранила отпечаток традиций и представлений того времени. Особую роль в создании интерьера играли диван, покрытый белой скатертью стол и чайная посуда. Это было олицетворение домашнего уюта и тепла – того, о чём так часто мечтают в рейсе.
КОЛЛЕКЦИЯ КОРАЛЛОВ ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ
Специально оборудованной лаборатории для изучения кораллов на "Витязе" не было. Судно много раз посещало тропические острова и атоллы Тихого и Индийского океанов, но эти посещения носили рекреационный характер и сопровождались массовым сбором кораллов на сувениры без каких-либо попыток изучения биологии коралловых рифов. Лишь в конце 1960-х – начале 1970-х годов океанологи-витязяне Л.А.Зенкевич, В.П.Зенкович, Ю.И.Сорокин выдвинули идею комплексного исследования рифов. Изучением биологии коралловых рифов в экспедициях на НИС "Витязь" занимались микробиолог Ю.И.Сорокин и биолог Д.В.Наумов, работая в том числе и во время высадок на коралловые острова.
Музей мирового океана располагает большой и разнообразной коллекцией современных и ископаемых кораллов. Часть из них представлена в этой экспозиции. Посетив её, вы сможете получить полное представление о коралловых рифах мирового океана, их происхождении и строении, а также о сложных взаимоотношениях кораллов с миром растений и животных, составляющих вместе с ними уникальные экологические системы.
ВЫСТАВКА "ЧЕЛЮСТИ"
Представленные на выставке экспонаты являются частной коллекцией кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника АтлантНИРО Ф.Ф.Литвинова.
В море обитает много опасных существ. Но только одно из созданий природы внушает людям укоренившийся инстинктивный страх – это акула. По мнению большинства людей акула представляет из себя кровожадную и свирепую рыбу, бороздящую просторы океана в поисках жертвы, особенно в виде человека.
Ужас, который внушает нам акула, связан со страхом быть заживо съеденными. Естественно, что именно челюсти обращают на себя внимание в первую очередь.
Посетив эту выставку, вы многое узнаете о жизни этих древнейших обитателей нашей планеты, их строении, питании, размножении и воспроизводстве. Вы узнаете о том, что многие из акул абсолютно безобидны, но их существование находится под угрозой в связи с истреблением. Акулы заслуживают пристального внимания, а порой и восхищения.
КАЮТА СТАРШЕГО ШТУРМАНА
Такие каюты были у старших членов экипажа НИС "Витязь". В каюте находятся письменный стол с книжными полками, койка слева от входа с непременным пологом из ткани, и диван. Справа у шкафа стоит раковина для умывания, над нею – небольшое зеркало. Эти каюты ценились потому, что располагаясь на верхней палубе, они давали возможность увидеть красивый пейзаж из иллюминаторов и обеспечивали постоянный приток свежего морского воздуха.
Старший штурман – будущий капитан. Его рабочее место – наверху, в ходовой и штурманской рубках. Он отвечает за правильный курс судна и работу приборов, связанных с управлением кораблём. В этой должности проверяются не только профессиональные качества моряка, но и его авторитет в коллективе и умение руководить людьми, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. На научном судне, где работа объединяет учёных и экипаж, это особенно сложно.
В 1961 году старшим штурманом "Витязя" стал Э.А.Ребайнс. Он прожил в этой каюте пять лет и не раз выполнял обязанности капитана НИС "Витязь", что сыграло в его судьбе важную роль. Впоследствии он стал капитаном знаменитого научного судна "Академик Курчатов". Э.А.Ребайнс жил в Калининграде, где его хорошо знали, любили и помнят по сей день. Некоторые предметы, которые находятся в этой каюте, принадлежали Э.А.Рубайнсу.
ИСТОРИЯ СУДНА "МАРС"
"Окрашенный в кремовый цвет, изящной формы, с плавными стройными линиями, "Марс" больше походил на яхту, чем на грузовое судно. Он был прекрасной новинкой в области судостроения". Из воспоминаний члена экипажа "Марса".
Война перечеркнула все планы, "Марс" использовался как транспорт, перевозя отпускников и раненых. В феврале-апреле 1945 года принимал участие в акции по спасению беженцев из Восточной Пруссии. Более 20000 человек вывезены "Марсом" из Кёнигсберга, Пиллау и Данцига.
5 августа 1938 года верфь судостроительной фирмы "Шихау", расположенная в Бременхафене (Германия), получила заказ от пароходной компании "Нептун" на строительство пяти моторных грузовых судов.
Друг за другом сошли со стапелей 5 пароходов с одинаковыми техническими характеристиками: "Марс", "Минерва", "Зевс", "Нептун", "Нестор".
Сухогруз "Марс" должен был совершать рейсы из Испании с грузом апельсинов на борту. Трюмы судна имели искусственную вентиляцию. На борту было 12 прекрасно оборудованных пассажирских кают.
В 1939 году прошли технические испытания "Марса". В августе был проведён первый пробный рейс на Гельголанд, где судно загрузили цементом и направили в Данциг. В ходе испытаний была зафиксирована скорость 14,5 узлов, хорошо зарекомендовал себя корпус судна.
Мирная служба сухогруза продолжалась недолго. В начале Второй мировой войны "Марс" был переведён в Бремен. Борта судна приобрели маскировочную окраску. До 1943 года "Марс" совершал пассажирские перевозки из Штецина в Данию и Норвегию, а затем был передан вполное распоряжение военно-морского флота.
В 1945 году "Марс" был направлен в Балтийское море. Совместно с 1081 судном он принимал участие в операции по вывозу немецкого населения с территории Восточной Пруссии из портов Пиллау, Кёнигсберга и Данцига. За 4 рейса судно вывезло около 20000 человек, в основном женщин и детей. Последний рейс "Марс" совершил из Пиллау 13 апреля 1945 года.
После окончания войны судно было передано Англии, затем – Советскому Союзу. С новым именем "Витязь" оно вошло в историю как знаменитое советское научно-исследовательское судно.
КАЮТ-КОМПАНИЯ
Это помещение – одно из тех, которое запомнилось не только участникам рейсов на "Витязе", но и его многочисленным гостям. В кают-компании четыре раза в день накрывали столы для старших членов научного состава и экипажа. На буфете у зеркала лежали подносы с хлебом и каждый стол был накрыт белой скатертью. В случае, если на море штормило, у столов поднимали специальные бортики, а скатерть мочили водой, чтобы тарелки и столовые приборы не скользили. Справа от входа в кают-компанию было помещение раздаточной, куда из камбуза доставляли горячие блюда. Столы сервировали судовые буфетчицы. Традиционные места капитана и начальника экспедиции были за круглыми столом, который находится в центре помещения.
Пианино было специально укреплено на особых распорках, которые удерживали его во время качки. Здесь проводили свободное время и официальные мероприятия, отмечали дни рождения участников рейса и судовые праздники.
Если в рейсе кают-компания была прежде всего столовой и комнатой отдыха, то на стоянке – это была парадная гостиная НИС "Витязь", через которую прошли десятки тысяч посетителей знаменитого судна. Многие из гостей "Витязя" известны всему миру, как Роджер Ревел, Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Кают-компания была местом проведения международных научных конференций и встреч с представителями прессы, здесь выступали музыкальные коллективы и проводились литературные вечера. В правой части помещения расположены горизонтальная витрина с книгами, написанными участниками рейсов на "Витязе" и стенд с фотографиями и картой маршрутов НИС "Витязь", которые рассказывают о научных достижениях этого судна.

Поднявшись дальше наверх, попадаем на палубу исторических экспозиций. Первый большой зал посвящён истории зарождения российского флота, в основном здесь затрагивается петровский период. В конце зала представлена каюта натуралиста, а рядом стенд с настоящими приборами, используемыми в морских экспедициях. Дальше расположен зал презентаций, выполненный в морской стилистике. Следом расположен большой зал истории полярных экспедиций XX века. А вначале отдельной экспозицией представлен интерьер каюты морского офицера – участника арктической экспедиции начала XX века. В помещении между двумя большими залами располагается экспозиция избы полярника. Пройдя по кругу, мы вышли к лестнице, здесь в витрине находились судовые колокола. А дальше, в передней части палубы разместилась экспозиция, посвящённая кораблям носившим имя "Витязь".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
КАЮТА НАТУРАЛИСТА XIX ВЕКА
Учёных, отправлявшихся в морские экспедиции в XVIII – первой половине XIX веков, называли натуралистами. Этот термин обозначал специалиста широкого профиля в области натуральной истории. Сбор самых разнообразных сведений по всем разделам естествознания входил в поле зрения учёных. Натуралисты вели сборы растений и животных, оформляли гербарии, изготавливали чучела, делали зарисовки. Им приходилось изучать горные породы и окаменелости, вулканы и минеральные источники. Кроме того, им вменялось в обязанность изучать жизнь народов исследуемых территорий.
В каком-то смысле от учёных-путешественников, особенно когда в экспедиции посылали только одного человека, требовались энциклопедические знания в пределах, достигнутых наукой в тот период. Весьма ценными для науки и до сегодняшнего времени остаются их коллекции, отчёты и дневниковые записи.
ИНТЕРЬЕР КАЮТЫ МОРСКОГО ОФИЦЕРА – УЧАСТНИКА АРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Большой вклад в изучение мирового океана внесли русские военные моряки. В историю полярных исследований начала XX века вошли имена морских офицеров Б.А.Вилькицкого, Н.И.Евгенова, А.В.Колчака, Г.Я.Седова, Г.Л.Брусилова, Ф.А.Матисена. вчерашние выпускники Морского кадетского корпуса бесстрашно шагнули на палубы судов, уходящих в арктические экспедиции. С неимоверными трудностями, величайшим терпением и высоким профессионализмом они изучали природу Северного Ледовитого океана, стирали с его карты последние белые пятна.
СУДОВЫЕ КОЛОКОЛА
Колокол судовой (bell) – большой колокол для подачи сигналов в тумане при стоянке на якоре и для "отбивания склянок". На судах торгового флота судовой колокол служит также для подачи сигналов пожарной тревоги и при подъёме якоря. Удары в колокол для подачи звуковых сигналов производят с помощью языка судового колокола, к которому привязывается рында-булинь (bell-rope) – короткий трос с кнопом на конце (специальным узлом на конце растительного троса для удержания или закрепления его коренного конца).
Иногда судовой колокол называют рындой, что неправильно, т.к. колокол на судне вовсе времена назывался судовым колоколом.
Выражение склянка обозначает на кораблях флота получасовой промежуток времени, причём количество склянок показывает время. Счёт их начинается с 0 часов 30 минут – бьют в колокол 1 раз (1 склянка), в 1 час – 2 раза (2 склянки), в 1 час 30 минут – 3 раза (3 склянки) и так далее до 8 склянок в 4 часа. Потом начинается новый счёт от 1 до 8 склянок и так далее. В старое время, кроме того, в полдень били рынду (особый звон в колокол). Такой расчёт времени на флоте установился в результате того, что вся корабельная жизнь и служба регулировалась четырёхчасовыми промежутками времени – вахтами.
"Которая склянка" означает:
- сколько времени;
- который получас пошёл с восьми склянок.
"Бей четыре склянки" означает:
- ударь в колокол 4 раза (это указывает, что в данный момент времени 2, 6, 10, 14, 18 или 22 часа).
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА С ИМЕНЕМ "ВИТЯЗЬ"
Передача имени уже отслужившего корабля другому, более современному судну – давняя традиция российского флота. На прогулочной палубе в каютах носовой части надстройки мы решили рассказать о всех кораблях отечественного флота, которые носили имя "Витязь". Вместе с нашим судном таких кораблей четыре. Так получилось, что все "Витязи" так или иначе были связаны с изучением океана.
"Витязь" I – плавание Н.Н.Миклухо-Маклая (1871-1872 годы).
"Витязь" II – кругосветная экспедиция С.О.Макарова (1886-1889 годы).
Каюта начальника экспедиции "Витязя" III (1949-1979 годы).
"Витязь" IV и современные исследования океана.

Дальше мы поднялись на верхнюю палубу, где находятся каюта капитана, ходовая и навигационная рубки.

Информация со стендов.
НАВИГАЦИОННАЯ РУБКА
В этой рубке штурманы "Витязя" прокладывали курс судна на несколько недель вперёд согласно рейсовому заданию. Впоследствии этот курс корректировался в процессе проведения работ. Здесь хранили также приборы, карты, справочники, лоции и различные пособия для безопасного судовождения.
В экспозиции рубки на штурманском столе находится карта района плавания, хронометр, секстан, барограф, штурманская линейка и другие приборы, которые использовались для навигации в рейсах "Витязя". Библиотеку штурмана – астрономические таблицы, таблицы приливов, лоции предполагаемых районов плавания и другие навигационные пособия вы видите на книжной полке.
В навигационной рубке в специальном шкафу с ячейками хранились сигнальные флаги, которыми пользовались для связи с другими судами и флаги государств, необходимые для заходов "Витязя" в чужие территориальные воды. Если заход судна не был заранее предусмотренным, флаг давала лоцманская служба.
В шкафчике справа представлены навигационные приборы, изготовленные в XIX веке – астролябия, подзорная труба, компас, бинокль и секстан.
КАЮТА КАПИТАНА
Каюта капитана на большинстве судов, в том числе и на "Витязе", расположена рядом с ходовой рубкой, потому что одна из важнейших обязанностей капитана – постоянный контроль за курсом судна и его непосредственным управлением. Капитан отвечает за жизнь людей и безопасность судна, на него возложена ответственность за все события, которые происходят на борту. Капитан корабля науки – профессия особая. Помимо своих традиционных задач капитан "Витязя" отвечал за эффективное проведение научных работ. Этому была подчинена работа экипажа в целом. Поэтому от капитана требовалось понимание задач, стоявших перед учёными "Витязя" и умение соотнести с ними управление судном. В 25-ти рейсах "Витязя" капитаном был И.В.Сергеев. Его часто вспоминают как лучшего капитана НИС "Витязь". В иностранной прессе писали о нём как о необыкновенно гостеприимном и обаятельном человеке. Эти качества его характера имели большой вес в ситуации 1950-1970 годов, когда "Витязь" представлял нашу страну за рубежом и принимал на своём борту десятки тысяч людей из разных стран. С именем И.В.Сергеева связаны многие предметы, которые находятся в этой каюте.
Каюта капитана состоит из трёх помещений – кабинета, спальни и ванной комнаты. Это одна из самых комфортабельных кают на судне. На рабочем столе капитана лежат документы и радиограммы, над ним – полки с литературой по морскому делу. В кабинете капитана принято устраивать приёмы для гостей, поэтому здесь находятся круглый стол и буфет с посудой. Как и во всех официальных помещениях 1960-х годов здесь присутствует портрет В.И.Ленина.

На этом осмотр корабля был закончен. Из ходовой рубки мы вышли наружу и по лесенкам спустились на палубу, с которой начали знакомство с "Витязем". Там был установлен судовой колокол с рындой (теперь вы уже знаете, что это такое) и тумба для сбора пожертвований не помню на что. Каждый, кто делал пожертвования, мог позвонить в колокол.

Дальше мы направились к подводной лодке, но на неё нас не пустили, сказали что посещение закончено, хотя до закрытия музея оставалось 30 минут. Кстати, эта тенденция мною замечена во многих музеях. Проходя по набережной, теперь уже чуть более подробно рассматривали экспонаты. Это были множество якорей разных видов, старинные пушки, целая рубка с одной из дизельных подводных лодок времён Великой Отечественной войны, различные виды мин и других систем водного базирования, башенные пулемётные и пушечные установки, торпедные аппараты и торпеды. А пока я это всё запечатлевал жена на меня потихоньку "рычала", дело в том, что хоть и было солнечно, но достаточно холодно – примерно -2 градуса. Так что немного закоченевшие, но весьма довольные (особенно я) направились на южный вокзал, чтобы отправиться на автобусе в Светлогорск, где нас ждал традиционный ужин с непременными горячительными напитками в одном из уютных мест.

Информация со стенда.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "Б-413" ПРОЕКТА 641 (ПО КЛАССИФИКАЦИИ НАТО – ФОКСТРОТ).
Тактико-технические характеристики.
Главные размерения:
- длина – 91,3 м;
- диаметр прочного корпуса – 8,5 м;
- высота от основной плоскости – 11,9 м;
- осадка – 5 м.
Водоизмещение:
- надводное положение – 1952 т;
- подводное положение – 2472 т.
Запас плавучести – 26,8%.
Глубина погружения:
- предельная – 400 м;
- рабочая – 240 м;
- перископная – 9 м.
Автономность плавания – 90 суток.
Скорость максимальная:
- надводное положение – 17 узлов;
- подводное положение – 17 узлов.
Дальность плавания в подводном положении под мотором электрического хода – 400 миль.
Экипаж – 80 человек:
- офицеры – 13;
- мичманы – 11;
- старшины – 16;
- матросы – 40.
Вооружение:
- шесть 533 мм носовых торпедных аппарата;
- четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
- торпедный вариант загрузки – 22 торпеды;
- минный вариант загрузки – 22 мины, 12 торпед.
Глубина стрельбы – до 100 м.

http://fotki.yandex.ru/users/alexx-cromavod/album/124524/

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Утро 28 октября встретил нас пасмурной погодой, лёгким дождём и небольшим ветром. В течение дня дождь иногда переставал идти, а когда возобновлялся, то лил не сильно – от моросящего до среднего. Из-за такой погоды никуда не хотелось идти, так и решили. Весь день в основном сидели в номере у телевизора, только несколько раз выходили на завтрак, обед и ужин, а также непременный поход в "Корвет". За день не сделал ни одной фотографии, только пару видеороликов: один в "Корвете", другой с балкона номера.

Следующий день 29 октября оказался более светлым. Хотя тучки всё ещё нависали, но в них были просветы, присутствовал небольшой ветерок без дождя. К вечеру тучки начали понемногу расходиться и после ежевечернего посещения ресторанчика на ночном небе чётко виднелись звёзды, что означало абсолютное прояснение на небе.
В этот день мы решили поехать на экскурсию в Балтийск. Экскурсия начиналась после обеда, а до обеда жена захотела пойти по магазинам за сувенирами. Сначала зашли в цветочный магазин на Октябрьской улице, здание отличается интересной формой, кажется, что это не здание, а крыша, снятая с какого-то дома. Кроме цветов и цветочных сопутствующих товаров внутри продавались различные сувениры – открытки, фигурки, картины и многое другое. Дальше мы направились по Октябрьской улице к магазину "Русский янтарь", по дороге нам попался очень красивый кот, даже жалко стало, что такие коты становятся бездомными. С собой не было ничего вкусного для него, поэтому просто погладили. И тут неизвестно откуда выбежал чёрный кот, он думал что у нас есть что-то съестное и стал отгонять того красавчика.

Как и при поездке в Янтарный, я использовал диктофон для записи рассказов экскурсовода, поэтому фотографировал и снимал видео только в перерывах. Поездка до Балтийска заняла около часа, за это время мы узнали много интересного не только о Балтийске.

"Сегодня мы отправляемся в город Балтийск. Расстояние до него от Светлогорска около 50 км, это 4-й по величине город нашей области. На 1 месте естественно областной центр Калининград, далее следуют Советск и Черняховск, и на 4 месте Балтийск. В наши дни в Балтийске вместе с территорией Балтийского городского округа насчитывается около 38 тысяч жителей. Нынешний Балтийск – это в первую очередь город военных моряков, ибо там располагается главная база дважды Краснознамённого Балтийского флота. Раньше, ещё несколько лет назад, как было хорошо – отправляясь в Балтийск у нас была телефонная договорённость о том что, въехав в город первым делом мы направляемся во внутреннюю гавань, где стоит флот вспомогательный – пограничные и сторожевые корабли. Нас там уже ждали, на борт того или иного корабля мы поднимались и кто-то из экипажа нам проводил экскурсию – все были довольны. Но вот поменялось руководство в министерстве обороны, и не только нам, но и всем прочим калининградским туристическим фирмам посещение военных кораблей запретили. Так что, к сожалению, военные сторожевые корабли мы увидим, но подняться на борт уже не судьба. Впрочем, с программой сегодняшнего путешествия, с тем, что вы сегодня увидите, в подробностях я вас познакомлю попозже.
А пока расскажу немного о городе. Балтийск располагается на юго-западе нашей области, на юго-западе Самбии. Самбия – это древнее исконное донемецкое историческое название Калининградского полуострова, где мы с вами имеем счастье находиться. И вот сегодня мы прокатимся по дорогам Самбии туда и обратно. Город Балтийск располагается на окончании длинного узкого мыса, который когда-то был частью песчаной косы (Балтийской). Подобные песчаные косы – образования очень нестабильные, поэтому нынешняя Балтийская коса выглядит несколько иначе, нежели она выглядела в средние века. Для меня в Балтийске самое интересное и уникальное – это его географическое расположение – вода омывает город с 3-х сторон.
Итак, что нам предстоит увидеть в Балтийске. Ехать до Балтийска меньше часа, вроде бы 50 км расстояние не очень большое, но дорога довольно сложная – узкая и извилистая, обсаженная деревьями. К сожалению, на отдельных участках качество дорожного полотна оставляет желать лучшего, так что, гонять по таким дорогам не рекомендуется. Прибыв в Балтийск, первым делом мы отправимся в исторический центр города. Сразу хочу сказать, что к величайшему сожалению памятников далёкого прошлого в Балтийске сохранилось совсем немного.
Раньше при немцах этот город назывался Пиллау, как город он довольно молод, город Пиллау возник в 1725 году. Вообще-то, в 1725 году была проведена административная реформа – объединились прежде самостоятельных 6 рыбацких деревень, в честь одной из них новый город получил название Пиллау. А вообще-то на месте нынешнего Балтийска люди обосновались чрезвычайно давно, во всяком случае, в хрониках тевтонских рыцарей рыбацкая деревня с названием Пиллау упоминается ещё 600-700 лет назад. И подобно многим другим довоенным немецким названиям слово "пиллау" в основе своей не немецкое, это слово куда более раннего древне-прусского происхождения. Кто уже чуть-чуть знаком с историей этой земли, тот знает что немцы, оставившие столь яркий след и в истории, и в географии этого края, не были аборигенами, не были коренными жителями юго-восточных берегов Балтийского моря, немцы сюда явились в XIII веке как завоеватели. Тевтонские рыцари, которых у нас на Руси частенько называют крестоносцами, покорили полудикие языческие прусские племена, а пруссы были родственны нынешним литовцам и латышам. По пятам за рыцарями сюда переселялись колонисты с самых разных мест Германии. Прусские племена были частью истреблены, частью ассимилированы и очень скоро эта страна полностью обрела немецкий характер, так по выражению мудрого бородатого Карла Маркса здесь на этих землях возникло германское государство на негерманской территории. Но следы многовекового прусского пребывания ощущаются здесь до сих пор, как и бывает в подобных случаях нация пришлая, в данном случае немцы, заимствовали древние прусские слова, прежде всего топонимы, т.е. географические названия. Очень многие города и деревни в немецкое время имели названия, которые уходили к древним прусским корням, это касается и древнего названия Балтийска. Немецкое "пиллау" – это производное от древне-прусского "пилис", а "пилис" означает укреплённый холм.
В годы Второй мировой войны нацисты превратили Пиллау в один из важнейших укреплённых городов провинции. В конце апреля за Пиллау разгорелись жесточайшие бои, ничуть не менее кровопролитные, чем за Кёнигсберг. Наши взяли Пиллау лишь в ночь с 25 на 26 апреля 1945 года, т.е. тогда, когда бои шли уже в центральной части Берлина, естественно, эти бои сопровождались страшными разрушениями. Многое было снесено и уничтожено после войны, поскольку с памятниками немецкого прошлого до недавнего времени у нас беспощадно боролись. В бывшем историческом центре города мало что напоминает о довоенных временах, сейчас это место называется площадь Балтийской славы. Из числа старинных сооружений заслуживает внимания, прежде всего маяк, маяку уже 200 лет, он до сих пор в строю. Далее вы увидите здание музея дважды Краснознамённого Балтийского флота, здание старинное, построено 106 лет назад. Вообще-то посещение музея Балтфлота в нашу программу не входит, если найдутся желающие, им предоставим время, музей не большой, поэтому за полчаса вполне можно осмотреть. Я заметил одну любопытную закономерность – летом, когда хорошая погода, а летом группы не такие как сейчас, сколько мест в автобусе, столько и людей, около 50 человек, как правило, летом нет желающих посетить музей."

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
461+888+333=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие три цифры написаны между знаками +...+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр