Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стенда.
ФРИДРИХ I (1657-1713)
Первый король Пруссии.
Родился в Кёнигсберге 11 июля 1657 г. После смерти отца, курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма, в 1688 г. стал
курфюрстом Фридрихом III (1688 - 1701 гг.).
На период его правления Бранденбургско-Прусским государством пришелся визит в Кенигсберг Великого посольства. В 1697 г. из Берлина, бывшего столицей Пруссии, Фридрих специально прибыл в Кенигсберг на встречу с Петром I, которому был оказан
необычайно торжественный прием.
В 1701 г. Фридрих III добился от императора Священной Римской империи получения королевского титула взамен на солдат для надвигавшейся войны за испанское наследство.
В ходе пышной церемонии, устроенной в Кёнигсберге 18 января 1701 г., Фридрих III провозгласил себя прусским королем Фридрихом I, что означало независимость его трона от любой светской или церковной власти. Он стал королем в Пруссии, одновременно оставаясь курфюрстом Бранденбургским. Черный прусский орел и черно-белые цвета стали символами нового государства.
За период правления Фридрих I значительно расширил свои владения, содействовал благоустройству Берлина, стремился превратить Кенигсберг в королевскую резиденцию и придать городу новый облик. По его указу велись работы по созданию знаменитого янтарного кабинета.
Фридрих умер в Берлине 25 февраля 1713 г.

Кроме того, в первом зале стоит фигурка калининградского кота. Его история такова. Фигурку этого кота соорудил один из местных скульпторов и подарил музею. Так как ворота используются для дипломатических встреч, то на этих встречах появляются разные государственные лица. И вот однажды на одну из встреч приехал Путин, ну и в ходе осмотра музея погладил кота за нос. Теперь считается, что если потереть коту нос, то будет тебе счастье.
А на кассе продают уменьшенные копии этого кота, только не в металле, а в гипсе, поэтому мы себе его решили не покупать.
Над котом висят символические ключи от всех ворот Кёнигсберга.

Дальше мы перешли во второй зал, рассказывающий о посещении города выдающимися людьми, об истории Великого посольства Петра I, о городах-партнёрах Калининграда, о посольствах и консульствах Кёнигсберга-Калининграда. Здесь проводятся международные встречи, концерты духовной музыки, подписание документов. Стол, стоящий в конце зала, специально заказали на одной из фабрик и вносили через противоположную сторону ворот, когда она ещё не была заделана витражами, теперь его не вынести. Стулья раритетные, поэтому к ним запрещали даже прикасаться, но при использовании зала в дипломатических целях они применяются по прямому назначению. С одной стороны от стола висят стенды о городах-партнёрах Калининграда, а также о посольствах и консульствах Кёнигсберга-Калининграда, с другой - о современной дипломатической деятельности.
На одной стене висят стенд о Великом посольстве и картина, написанная художником Е. Богдановым со слов Петра I. Из-за незнания художник изобразил цитадель "Фридрихсбург" как сложенную из белого кирпича, т.к. московский Кремль в то время был белокаменным, а на самом деле цитадель (и остальные фортификационные сооружения Кёнигсберга) всегда строились из бурого кирпича. Рядом с картиной стоит копия в натуральную величину корабельной пушки "шуваловский единорог", пушка используется на торжествах и праздниках проходящих на площади у ворот - из неё стреляют пиротехническими зарядами.

Информация со стенда.
ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
5 декабря 1696 г. Пётр I в Посольском приказе указал послать в окрестные государства великих и полномочных послов Ф.Я.Лефорта, Ф.А.Головина и П.Б.Возницына. Причинами организации Великого посольства было решение чисто дипломатических задач, а также острое желание Петра I учиться корабельному делу самому и научить своих подданных. К середине февраля сформировался штат посольства, который составил около 250 человек. В посольстве находилось около 30 молодых людей - волонтёров, которые направлялись за границу, учиться морскому делу. В то время русский царь мог покидать Москву, лишь отправляясь в военный поход, либо на богомолье. Поэтому Пётр I числился в составе Великого посольства, следовавшего в Западную Европу, как десятник Пётр Михайлов. Официально считалось, что царь в Москве. Маршрут посольства пролегал через Ригу, Митаву, Либаву, Кёнигсберг, Берлин, Амстердам, Лондон, Вену и Краков.
18 мая 1697 г. Великое Московское посольство пышной процессией вошло в Кёнигсберг, а 21 мая произошла торжественная аудиенция послов у курфюрста Фридриха III. Послов принимали в так называемом "зале московитов" Кёнигсбергского замка. 22 июня в Пиллау был подписан Кёнигсбергский договор. Встреча завершилась подарком, который Пётр сделал курфюрсту Фридриху III. Он подарил ему очень большой рубин. Немецкие историки впоследствии отмечали, что рубин был вмонтирован в скипетр, с которым Фридрих III в 1701 г. венчался на королевство.
Кёнигсберг был первым заграничным городом в жизни Петра I, и он жадно впитывал всё новое. Именно в Кёнигсберге Пётр, несмотря на свою молодость, неопытность в дипломатических делах, сумел проявить такие качества, как осторожность, изобретательность, предусмотрительность, и смог добиться первого дипломатического успеха. Здесь он получил несколько уроков в стрельбе из крепостной артиллерии и в организации фейерверков. Большое значение придавалось неофициальной части посольского визита в Пруссию, поэтому устраивались различные экскурсии, неофициальные визиты, праздники. Грандиозное посольство из Москвы вызвало большой политический резонанс в Западной Европе, и мы можем гордиться, что именно в нашем городе закладывались основы внешней политики Российского государства.
На другой стене весит стенд с великими посланниками и свиток с фамилиями знаменитых людей в разное время посетивших Кёнигсберг.

В третьем зале музея расположена выставка "Янтарная каюта". На экране демонстрируют фильм о каюте, но мы его не смотрели, т.к. тогда могли опоздать на экскурсию в редюит.

Информация со стенда.
ЯНТАРНАЯ КАЮТА
Возвращение натуралиста.
Несколько лет назад в архиве Музея Мирового океана (Калининград) были найдены любопытные записки некоего натуралиста-путешественника, датируемые второй половиной XIX века. В нашем распоряжении оказался уникальный по своему содержанию и исторической значимости материал. Судя по чудом сохранившимся фрагментам рукописи, натуралист предполагал написать роман о морском путешествии вокруг света в поисках ... янтаря. Записки были сделаны во время нескольких кругосветных экспедиций. В рукописях много странного и непонятного.
Из записок натуралиста "Об удивительном путешествии вокруг света в поисках янтаря".
"Путешествие вокруг света... Какой далёкий путь, и какое в этом пути бесконечное и безграничное разнообразие впечатлений, встреч, наблюдений, характеров, наслаждений, неудач, картин, опасностей, несчастий, новостей. И какая масса сведений приобретается в путешествии, неторопливом, обстоятельном, при продолжительных остановках на всяком любопытном предмете".
Из 1-го номера журнала "Вокруг Света" 1861 год.
"Побывав однажды по приглашению графа М... в столице Российской империи Санкт-Петербурге, я был потрясён тем, что вот уже 150 лет называют восьмым чудом света - Янтарным кабинетом, подаренным прусским королём Фридрихом Вильгельмом I русскому царю Петру I в 1716 году.
Кабинет был изготовлен прусскими мастерами из янтаря добытого на берегах Балтики недалеко от Кёнигсберга, в Пальмникене. Впоследствии я посетил эти места и был очарован красотой и теплотой силой электрического камня, которого там оказалось необычайно много. Местные жители верят в его целительную силу и используют в медицине. Украшения, сделанные из него, необычайно изящны.
Одна мысль не даёт мне с тех пор покоя: встречается ли где-нибудь ещё этот удивительный камень...
...в конце 186... года я отправился в путешествие вокруг света с целью... найти янтарь и понять его происхождение...
...Дети мои, я вас покидаю. У меня есть идея... - одна на всю жизнь, идея, которая сама по себе является счастьем. Я ухожу в кругосветную экспедицию... Цель моего путешествия доказать, что янтарь встречается во многих уголках Земли, понять его происхождение, собрать коллекцию янтаря со всего света и написать роман нового жанра, удовлетворяющий меня...
...Но понять, почему этого солнечного камня так много на берегах Балтики у Кёнигсберга, и куски его достигают таких больших размеров, я пока не смог. Надеюсь, что новые путешествия вокруг света в поисках янтаря помогут мне, а может быть уже будущим поколениям, не только пополнить мою янтарную коллекцию, но и разгадать эту великую загадку природы...
...Мой роман не завершён... Да и странно было бы ставить точку на полпути...
...В нём плавится голубоватый зной,
Гигантских сосен бронзовые свечи...
Осколок янтаря передо мной,
Простое доказательство - Мир вечен"!
Пришло время, и коллекция натуралиста обрела настоящую известность на той земле, где в далёком 19 веке был создан янтарный кабинет прусского короля. Мы поняли, что "Янтарная каюта" вызывает интерес у всех, даже искушённых солнечным камнем, и решили показать её всему миру.
Сегодня она у вас в гостях.
Надеемся, что разнообразие и изящество янтарных изделий очарует вас!
Любопытство и стремление к неизведанному вдохновляют нас на новые необыкновенные открытия!
Путешествие натуралиста в поисках янтаря продолжается...

Все экспонаты выполнены из янтаря или с применением янтаря, особенно мне понравились полностью выполненные из янтаря парусник и виды морских узлов.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор про отдых в Светлогорске!

Дальше мы направились в редюит. Это часть оставшаяся от бастиона Купфертайх, разобранного в 1910-х гг. Сейчас в нём располагается пивной двор "Редюит". Сначала с нами провели экскурсию по самому зданию, а потом по пивоварне. Пивоварня построена рядом с ним, она расположена под землёй, при её строительстве был выкопан котлован глубиной 6 м., так что сам редюит почти не закрывается пивоварней, виден только навес над ней. На первом этаже находится основной зал, в зале кроме столиков посетителей находятся кухня и чаны с готовым пивом, а также чан для чистой воды, добываемой, как я понял, из скважины, расположенной где-то рядом. На втором в настоящий момент ведётся ремонт, там также будет располагаться зал, его интерьер стилизуют под охотничий домик, т.к. там нашли много шкур животных. В подвальном этаже пока ничего не находится, кроме туалетов и небольших технических помещений, будет ли на остальной площади открыт ещё один зал пока не решено. У входа в редюит висит эмблема - три весёлых монаха, пьющие пиво. Я так до конца и не понял, но история такова, что в прежние времена пиво разрешалось варить только монахам.
В цех пивоварни мы не попал, а спустились только на смотровую площадку по винтовой лестнице. Там нам рассказали о производственной цепочке и предложили купить пиво в фирменных кегах, в которых оно может хранится долгое время. Кега с пивом стоит около 1300 рублей, объём кеги я не помню, наверно 3 литров. После использования кегу можно сдать за 700 рублей или, доплатив разницу, вам снова её наполнят.
В экскурсию входила дегустация трёх сортов пива производимых пивоварней: светлое фильтрованное, светлое нефильтрованное, тёмное нефильтрованное. И хотя я не очень люблю эту кислятину, но их пиво мне очень понравилось, особенно тёмное, оно было плотненькое и кислость почти не чувствовалась. Для дегустации всем дали подставку с тремя "мензурками" около 100 мл каждого пива и тарелки с сухариками из чёрного хлеба обжаренных в масле и обсыпанных тёртым сыром (блюдо неплохое в их исполнении).
После дегустации нам предложили заказать ещё что-нибудь. Соседи заказали какие-то рыбные блюда, девушка кружку пива, а парень две. Моя жена захотела креветок без пива, а я взял просто кружечку тёмного и добивал сухарики. Кстати, цены у них очень даже приемлемые: средняя цена блюда 200-300 рублей, кружка пива чуть больше 100 рублей. Во-общем, за среднюю тарелку креветок и кружку пива я заплатил около 350 рублей. Ребята с двумя рыбными блюдами и тремя кружками пива заплатили около 1000 рублей.

И вот экскурсия подошла к завершению, оставалось только вернуться в Светлогорск. От редюита мы поехали дальше по Литовскому валу мимо казармы Кронпринц и бастиона Грольман, редюита бастиона Обертайх, Россгартенских ворот и башен Дона и Врангеля, дальше на север вдоль Верхнего пруда. Ну а т.к. уже темнело и ехали мы не медленно, то почти ничего не получилось. А из-за того, что времени не хватило, то казарма Кронпринц и бастион Грольман, редюит бастиона Обертайх оказались неосмотренными. Надеюсь, в следующем году я их настигну. По дороге назад наш экскурсовод ещё немного рассказала об истории Кёнигсберга-Калининграда, но потом её засыпали вопросами, и она только отвечала на них.
На следующий день вроде обещали хорошую погоду, и мы решили позагорать, ну а в следующий раз целенаправленно поехать в зоопарк.

Дополнение к экскурсии!
Недавно изучал светлогорские сайты и наткнулся на интересное повествование. Информацию выложил человек посетивший музей "Фридландские ворота", и увидевший её на одном из стендов, который я пропустил.

ДРЕНАЖНЫЕ СИСТЕМЫ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ
Климат калининградской области влажный, приближающийся к морскому: дожди идут в среднем сто восемьдесят пять дней в году, снег - ещё пятьдесят пять суток. Всё это насыщает влагой и без того мокрую почву.
Древние пруссы использовали для хозяйственных целей всего лишь 20% территории Пруссии, оставшаяся часть была занята лесами и болотами. Поэтому после завоевания Пруссии переселенцы вынуждены были под пашню раскорчёвывать леса и осушать болота. Воду в речках и ручьях стали регулировать с помощью так называемых водоприёмников - канав, которые позволяли спускать лишнюю воду. Но иногда этого оказывалось недостаточно. Поэтому с 1850 г. стали использовать дренаж с керамическими трубками. Через щели в их стыках медленно просачивается избыточная почвенная вода, оттуда она стекает в коллекторы, из них - в открытые канавы. Дренажные трубы выполняют двоякую роль. Весной они удаляют воду из почвы, когда земля начинает сохнуть, подают воду из канав на поля.
Почти половина прусских земель требовала дренирования. Чтобы это осуществить требовались труд и сбережения двух-трёх поколений крестьян. Но достигнутые преимущества были огромны: весной почва высыхала быстро, что позволяло раньше начать её обработку, возросла урожайность. В засушливую же погоду с помощью дренажа почва орошалась. Так как объём работ был значительным, то для их выполнения создавались специальные товарищества, которым выделялись кредиты. Внесли свой вклад и русские военнопленные. На девятнадцатом километре от Калининграда по старому берлинскому шоссе ремонтники нашли в трубе бутылку. В ней лежала записка, написанная по-русски: "Этот дренаж строили русские солдаты в августе 1916 года".
Перед началом второй мировой войны мелиоративная система охватывала 500 тыс. га, что составляло 40% всей территории области.
Когда в область приехали новосёлы, то многие из них не имели никакого представления о дренаже. Обработку почвы стали производить на большую глубину. В итоге, по свидетельству одного из переселенцев: "Мы же уничтожили всю дренажную систему, помню, как ходили по полю и выбирали трубочки, а потом бросали их в колодец. А колодцы, куда стекали все ручейки, засыпали".
Никто не знал, где и как устроен дренаж. Ключ к сложной мелиоративной системе, к тысячам и тысячам километров труб, проложенных под землёй на разных уровнях и в разных направлениях, был потерян. Никакой документации не осталось. Долго думали-гадали в области, как быть, и, наконец надумали: провели аэрофотосъёмку полей и лугов с самолёта. Всё, что вблизи, снизу, казалось одинаковым, однотонным, совсем иначе выглядело сверху. Над дренажными трубами почва высыхала быстрее. Полосы более светлой, подсохшей земли на тёмном фоне сырой показали, где проложены дренажные трубы. Таким образом, общая схема осушительных линий была частично восстановлена, однако проблемы с мелиорацией остаются в Калининградской области до сих пор.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

3 сентября опять провели в Светлогорске без выездов и путешествий.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Наконец наступил день похода в зоопарк. И хотя я не особо хотел туда идти, но жена очень хотела.
День выдался отличный - солнце и не жарко. Приехали в Калининград как обычно на Северный вокзал около 12 часов. От вокзала пошли пешком по проспекту Мира. По пути напротив главного корпуса КГТУ мы встретили памятник "Борющиеся зубры". Скульптура была подарена Кенигсбергу прусским министерством культуры. Автор произведения - скульптор Август Гауль. Скульптуру назвали "Прокурор и защитник", так как в 1914 году за ней было построено здание земельного и административного судов.
А немного далее напротив штаба Балтийского флота памятник Петру I и красивую аллею у него. По обе стороны от памятника высажены цветы в виде Андреевского флага.
Пройдя дальше, оказываемся у калининградского Областного Драматического театра, на другой стороне находится небольшой скверик с фонтаном и памятником Фридриху Шиллеру - знаменитому немецкому драматургу, поэту-гуманисту. Памятник был отлит из бронзы и установлен на этом месте в 1910 году. Его автор - немецкий скульптор С. Кауэр, создавший ещё немало произведений для Кенигсберга. Почему С. Кауэр обратился именно к образу Фридриха Шиллера - загадка, ведь немецкий поэт никогда не жил в Кенигсберге. Но есть предположение, что памятник был установлен в честь столетия Кенигсбергского оперного театра, открывшегося в 1810 году именно постановкой Ф. Шиллера "Вильгельм Телль". Во время войны памятник пострадал от осколков снарядов, но в середине 50-х был отреставрирован.
Ещё дальше мы увидели сам зоопарк, а на другой стороне стадион "Балтика" и гостиницу "Москва". Вся дорога от вокзала заняла у нас около 15 минут, это с остановками на фото-видео, а чистое время в пути составит 10 минут.

Немного истории зоопарка.
В 1899 году на территории Хуфенского парка (излюбленного места отдыха горожан) города Кёнигсберга был открыт ЗООПАРК. Первым директором стал его идейный вдохновитель Герман Клаас. До этого события он являлся организатором "Северо-восточной немецкой промышленной и ремесленной выставки". Идея создания собственного зоопарка была популярна среди горожан, благодаря их помощи и помощи союза любителей животных "Тиргартен" дело сдвинулось: была выкуплена территория, с находящимися на ней постройками (выставочный и концертный залы, наблюдательная вышка), а в мае 1896 года немецкая фирма "Хагенбек" привезла в город животных. Таким образом, ко дню своего открытия, в зоопарке насчитывалось около 900 животных 262 видов, и в том числе два амурских тигра из Москвы.
Долгое время зоопарк занимал одно из ведущих мест в Европе. А его коллекция животных постоянно росла, так к 1910 году она достигла 2 тысяч 161 экземпляра. Претерпевал изменения и внешний облик зоопарка. Первоначально большинство построек на его территории были деревянными. Постепенно здания обветшали и требовали капитального ремонта. А в сентябре 1910 года сгорел и деревянный вход, после чего Архитектор Зигфрид Зассник решил построить новый вход из камня, сохранившийся до сих пор. После Первой мировой войны, в ходе которой зоопарк был закрыт на 3,5 года, сборы с посещений составляли до 70 тысяч 159 рейхсмарок в день. Горожане соскучились по нормальной жизни, об этом свидетельствует и тот факт, что на празднование 25-летнего юбилея в 1921 году его посетило 40 тысяч человек! Но пострадавшему за время войны зоопарку нужна была помощь, поэтому городской муниципалитет решил выделять ежегодно по 50 тысяч рейхсмарок на реставрацию зданий и содержание животных. Ганса (а именно так назвали бегемота) выходили, и сегодня уже почти никто не знает, что все бегемоты, живущие в российских зоопарках, берут свою родословную от калининградских бегемотов Ханы и Ганса. После своей смерти, Ганс сохранился в памяти горожан, и работники зоопарка решили запечатлеть его образ в своей эмблеме. С тех пор бегемот украшает своим силуэтом зоопарковские документы, бланки для писем и конверты.
Практически не сохранилось сведений о деятельности зоопарка в годы Второй мировой войны. Только те, что во время штурма Кёнигсберга, в апреле 1945 года, многие здания были разрушены, а практически все животные погибли. Чудом уцелели лишь четыре животных - бегемот, барсук, лань и осёл. Через несколько дней после штурма города на одной из его окраин в небольшом водоёме солдаты нашли напуганного и голодного бегемота, который к тому же имел семь ранений, одно из которых было толщиной с ладонь. Вторым днём рождения зоопарка принято считать 27 июня 1947 года, когда постановлением Совета министров РСФСР он был вновь открыт для посетителей. На тот момент его коллекция насчитывала только 50 видов, но она стала быстро увеличиваться, благодаря помощи других зоопарков страны и моряков, привозивших животных из экзотических стран.
На данный момент зоопарк является крупнейшим парком живой природы в России - на 17 га его площади обитают около 300 видов более 2 тысяч экземпляров животных, из них 61 вид занесён в Международную Красную книгу. А в прошлом году он был принят ассоциированным членом в Европейскую Ассоциацию Зоопарков и Аквариумов (EAZA), что, несомненно, является признанием его заслуг.

У входа в зоопарк есть отличное место для перекуса - кафе "Солянка", и солянка у них тоже отличная. Внутри всё очень прилично сделано, цены не очень высокие - вполне бюджетно, при этом у них самообслуживание как в столовой (берёшь поднос, заказываешь блюдо, тебе выдают, идёшь оплачивать на кассу). Но, все девушки не моложе лет 25 (на мой взгляд), не сказать что красавицы, но симпатичные уж точно, только некоторые уборщицы старше, но выглядят очень прилично и ухожено. Все очень вежливые, только задумался - сразу спрашивают, не подсказать ли чего, всегда улыбаются, и при этом всё как-то ненавязчиво, даже жене понравилось. Только отошли от столика за нами сразу же убрали (т.е. самообслуживание не до конца полное), короче, если там будете - рекомендую настоятельно.
Вход в зоопарк стоил 150 рублей или около того, сейчас не помню, а фото-видео - бесплатно, если опять же мне память не изменяет. После входа в зоопарке расположена небольшая площадка, вправо от неё ведёт дорожка, а если пойти вперёд, то надо идти по мосту через речку, которая по диагонали пересекает эту часть зоопарка.
После моста установлена памятная доска, на которой написано: 8 апреля 1945 года Герой Советского Союза лейтенант Лапшин со своим стрелковым взводом внезапным ударом с двух сторон захватил мост в зоопарке, уничтожив при этом 30 и взяв в плен 185 гитлеровцев. Это решило исход боя за зоопарк.
В зоопарке везде установлены таблички с предупреждением не кормить животных, но это не останавливает абсолютное большинство посетителей, звери охотно этим пользуются, а некоторые даже изображают элементы попрошайничества. От памятной доски мы пошли вправо вдоль клетки с эму страусами к бассейну.
Бассейн разделён на две части, в одной плавали тюлени, в другой сивуч. В центре бассейна сделана смотровая площадка. Когда мы подходили к тюленям, они нас и не замечали, т.к. у нас в руках ничего особенного не было. А когда же мы возвращались от сивуча, то к тюленям подошла семейка, в руках у женщины была рыба, тюлени её увидели и понеслись в её сторону. И пока она вынимала рыбу из пакета, один из них устав уже ждать, стал хлопать плавником по бортику - дескать, ну давай уже быстрее. Единственная рыба полетела не к нему, после чего все обитатели бассейна занялись своими обычными делами, т.е. продолжили плавание, не обращая внимания ни на кого.
Дальше мы вернулись опять мимо эму к памятной доске, от неё решили обойти зоопарк по часовой стрелке. Рядом с клеткой эму стояли клетки кенгуру Беннета. На другой стороне дорожки паслись степные канны, а рядом с ними были загоны со страусами. Дальше мы шли мимо загона с сетчатыми жирафами, по которому они неспешно прогуливались.
Следом находился загон Бразильскими (равнинными) тапирами, в котором они дружно питались. Ещё дальше находится загон с гиппопотамом, у которого стоит табличка с предупреждением, чтобы не подходили близко к ограде. Следом за ним по дороге находится загон для слона. И если гиппопотам хоть немного обратил на нас внимание, то слону похоже было до лампочки на нас.

После этого мы вышли к террариуму. Снаружи находятся клетки с красноухими черепахами, крокодилами и кайманами. Внутри, за стеклом, разная другая экзотическая живность.
Вход в террариум оплачивался отдельно и стоил 40 рублей, фото-видео - бесплатно. Жаль только что некоторые отсеки пустовали, лично мне очень хотелось посмотреть на геккона, надпись есть, освещение есть, а его нет. И так было ещё с несколькими отсеками. А жене хотелось увидеть мадагаскарских тараканов, их рекламировали даже снаружи террариума на плакате, но тоже облом.

После террариума мы вышли к клеткам с птицами: золотой фазан, непальский фазан, домашняя курица и др. Рядом были клетки с хищными птицами: степные орлы, чёрные грифы, филины и др.
Дальше мы подошли к клеткам с "кошками", в одной тусовались пара барсов (ирбисов), в другой пара рысей. При этом в каждой из этих пар один отдыхал, лёжа где-нибудь, а второй прохаживался.

Дальше мы видели клетки с каменной куницей и белкой.
Потом подошли к пруду с лебедями-шипунами, сухоносами, мандаринками, кряквами, белощёкими казарками, домашними утками и др. Все они тусовались около одних посетителей, но как только к пруду подошли мы, они все сразу поплыли к нам.
Дальше мы подошли к клеткам, в одно из которых спал енот обыкновенный, и не реагировал ни на какие попытки обратить на себя внимание. В другой клетке находились еноты-полоскуны, которых кормили какие-то парни бананами.
После этого мы пошли в аквариум, но помещение был закрыто на перерыв и мы не стали ждать его открытия.
Дальше мы видели клетку со старым бурым медведем, жалкое зрелище. После этого мы вышли к загонам с животными. Первыми на нашем пути оказались бизоны. Дальше располагался загон с ламами и одной альпакой.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Потом мы пошли к клеткам с другими птицами и на пути нам встретился бедный, худой, голодный и зашуганный котёнок, и это в зоопарке, где несмотря на запреты, подкармливают всех обитателей. Его было жалко, но нам он не дался, сначала спрятался в какой-то штуке с детской площадке, а потом вообще убежал. Одна клетка стояла отдельно ото всех, в ней находились хищные птицы - белоголовые сипы.
Дальше стояли клетки с павлинами обыкновенными, стерхами, восточно-африканскими венценосными журавлями и др.
После этого мы вышли к вольерам с животными. В одном находился южный белый носорог. Ещё в двух отдельно друг от друга расслаблялись два амурских тигра, а рядом с ними отдыхали африканские львы - мирнолежащая львица и ходящий рядом взад-вперёд лев. Дальше находились европейский благородный олень со своими оленихами. Ещё дальше располагался вольер, разделённый пополам, в одном мирно спал белый медведь, а в другом попрошайничали бурые медведи. Дальше располагался загон с помещением для карликового бегемота, но на загоне было объявление, что бегемота сейчас нет.
После этого мы вышли в пруду, где тусовались серые цапли, розовые и кудрявые пеликаны, розовые фламинго и белые аисты.
Дальше мы подошли к клеткам, в которых находились: пара клушиц, ворон, домашний голубь, пара воробьёв, серый журавль или журавль-красавка. Серый журавль и белые аисты мне понравились особенно, не знаю почему. Раньше я как-то и не обращал на этих птиц внимания, но рассмотрев их поближе я стал относится немного по-другому к этим прекрасным птицам.
Дальше находились клетки с хищными птицами: обыкновенные (серые) неясыти, сапсаны и др. В одной из клеток неясыть сидела на ветке, а в лапе держала кусок мяса, вроде она и спала, но в полглаза. Я подошёл и собрался сфотографировать, а она видимо приняла меня за угрозу, открыла глаза и начала на меня шипеть как кошка. Наверно подумала, что собираюсь у неё отобрать мясо. Я от удивления даже не сфотографировал её, так интересно было: поднимаешь руку - она открывает глаза и шипит, опускаешь руку - она закрывает глаза и вроде спит. Я так её несколько раз шугал, а она как робот - реагирует, но как-то однообразно, если так можно сказать без эмоций, без инициативы.
Сапсаны мне тоже понравились. В одной клетке сидел сапсан, который меня не пугался. А другой вспорхнул, как только я подошёл к его клетке, и потом долго пытался держаться от меня подальше. В этот раз я смог запечатлеть его красивую раскраску с раскрытыми крыльями, когда он "утекал" от меня.
После этого мы опять прошли вдоль вольеров с животными, перешли через ручей на сторону где находится выход и вышли к ещё одним вольерам с животными. Рядом с вольерами находилась клетка со стервятниками, а дальше к выходу клетка с голубым горным бараном. В одном вольере располагались чёрные медведи или барибалы (также как и бурые медведи попрошайничали), в другом спал тундровый волк, а в третьем должна была быть лисица, может она и была, но не показывалась.
После этого мы направились к выходу, завершив посещение. В общей сложности мы провели в зоопарке около трёх часов. Единственное, что нам не удалось посмотреть, так это аквариум, да и не очень-то мы расстроились из-за этого, а возвращаться к нему не хотелось.
Вообщем зоопарк нам понравился и в следующем году (если поедем опять в Светлогорск), наверняка посетим его ещё раз.

После зоопарка мы решили пойти пешком вдоль бывшего второго вального укрепления к южному вокзалу. От стадиона "Балтика" мы свернули на улицу Дмитрия Донского, которая огибает стадион и прошли вдоль здания администрации Калининградской области - явно здание старой немецкой постройки.
Дальше мы повернули на улицу Горную и вышли к мосту через ж.-д. ветку, соединяющую северный и южный вокзалы, с которого я увидел редюит оставшийся от Астрономического бастиона.

Историческая справка.
Время строительства Астрономического бастиона ок.1855-1860 гг. Название произошло от находившейся напротив обсерватории, сооруженной Ф.Бесселем в 1813 году. В 1910 году во время постройки железной дороги была снесена передовая часть бастиона, сохранился только капонирный редюит полукруглой формы и редюит для флангового обстрела рва. После войны здесь располагался призывной пункт, ныне части ОМОН.

Мы перешли на ту сторону и обошли его вокруг. С другой стороны от улицы находится ну очень скромный памятник работникам МВД, а подход к памятнику совсем не ухожен и выглядит угнетающе (асфальт сильно потрескан, лавки сильно изношены). К тому же рядом не оказалось ни одной урны, а мусор, похоже, не убирался давно, его было много, и он был везде.

Дальше мы перешли через Горную улицу и продолжили путь в сторону южного вокзала. Сразу за перекрёстком мы увидели часовню, как потом оказалось, она была возведена на крыше Аусфальских ворот. Вся следующая часть вального укрепления проходила под Гвардейским проспектом, т.е. мы шли поверх бывшего вального укрепления и поэтому фотографии получились не полноценными. Кстати, Гвардейский проспект от Северного вокзала до Астрономического бастиона - проезжий, а дальше - пешеходный, из-за этого там бывают пробки. Пешеходный он, потому что дальше начинается парк Победы, правда розовый лимузин у памятника я видел.

Историческая справка.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII века, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, во 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны ворота использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.
Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Дальше на нашем пути оказался памятник "1200 героям-гвардейцам", являющийся восточным входом в парк Победы. Сам парк располагается за прудом, который простирается вдоль вального укрепления.

Историческая справка.
30 сентября 1945 года был открыт величественный мемориал, увековечивший память героев штурма неприступной крепости. Самые большие потери за трое суток понесла 11-я гвардейская армия, потому и назвали мемориал, построенный по инициативе её командующего, генерал-полковника К. Галицкого, - "1200 героям-гвардейцам", которые обрели вечный покой в братской могиле под серыми каменными плитами. В центре мемориала возвышается 26-метровая стрела, которая символизирует величие Победы и торжество мира над войной. Две скульптурные группы, "Штурм" и "Победа", открывают площадь, обрамлённую полукруглой стеной из рустованных гранитных блоков. В стену вмонтировано 16 рельефов с изображениями эмблем всех родов войск, видов оружия, траурных гирлянд и флагов. В центре стена расступается, открывая вид на парк Победы, который является естественным продолжением мемориала. 9 мая 1960 года перед обелиском был зажжён вечный огонь.

Следующим объектом, поверх которого мы прошли, стали Железнодорожные ворота.

Историческая справка.
На воротах сохранилась надпись с датой их постройки - 1866-1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер (он же является автором проекта Аусфальских ворот).
Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне - Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне - Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.
После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов. Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от от Московского проспекта через Железнодородные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.
Весной 2007 года Железнодорожный и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Пройдя всё вышеописанное мы вышли к Преголе и двухярусному мосту. Двухярусный мост - единственный ж.-д. мост в Калининграде. На нижнем ярусе моста располагаются проезжая и пешеходные части, верхний ярус используется для ж.-д. движения.

Историческая справка.
Двухъярусный мост соединяет улицы генерала Буткова (северный берег) и Железнодорожную (южный берег). Мост разводной, разводится поднятием среднего пролёта. Верхний ярус моста занимает железная дорога (Двухярусный мост является единственным железнодорожным мостом через Преголю в Калининграде), нижний - проезжая часть и пешеходные тротуары.

Пока шли, жена устала и отказалась идти дальше, пришлось брать машину и ехать к южному вокзалу.

Историческая справка.
Время строительства Главного вокзала 1929 г. Над большим арочным окном выделялся каменный блок с изображением Хроноса, усмиряющего коней, выполненный скульптором Германом Брахертом. Внутри вокзала с правой стороны на первом этаже располагались магазины, а на двух верхних этапах находились бюро. Слева были залы ожидания. Уже в 1929 г., залы ожидания для курящих и некурящих были разделены. Оба зала 1 и 2 класса имели рестораны. В подвальном этаже находились туалеты, две парикмахерских, кегельбан и винный погребок ресторана. Последний поезд беженцев из Кенигсберга ушел 21 января 1945 г. И только в 1991 г движение в западном направлении было восстановлено по узкой европейской колее. Сейчас от вокзала, называемого теперь Южным отходят поезда ближнего и дальнего следования. На месте Хроноса, усмиряющего коней - герб СССР.
Северный вокзал построен в 1930 г. по инициативе обербургомистра Ханса Ломайера. Этот вокзал предназначался для движения поездов в направлении Лабиау (Полесск) и Тильзит (Советск), а также к курортным зонам на Земланде. В западном крыле вокзала находились гостиница и ресторан. Восточное крыло занимали рабочие помещения Восточно-немецкого железнодорожного общества. В средней части здания на первом этаже продавались билеты и располагались магазины. После войны это был Межрейсовый дом моряков.

Пока добирались до северного вокзала, и немного посидев на лавочке у вокзала, отдохнули и решили прогуляться до Бранденбургских ворот, которые располагаются совсем рядом. Между воротами и привокзальной площадью сохранился участок стены вального укрепления. За стеной находилось старое немецкое кладбище, на котором были похоронены ректоры Кёнигсбергского университета, об этом гласит внушительный стенд, находящийся на стене. В настоящее время на этой земле располагается детский сад.
Напротив стены от здания вокзала до Бранденбургских ворот располагается квартал из старых немецких зданий постройки начала XX века. Одни здания в ухоженном состоянии, другие в более плачевном. Раньше в них располагались почтамт, почтовое отделение, гаражи и многое другое. В настоящее время почта осталась на прежнем месте, гаражи также выполняют свою функцию. Про остальные здания ничего толкового сказать не могу, видимо одни остались с тех пор выполнять прежние функции, а другие заняты предпринимателями.
Пройдя немного вперёд мы вышли на перекрёсток улиц Железнодорожной и Багратиона с которого открывался прекрасный вид на Бранденбургские ворота.

Историческая справка.
Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос.Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.
Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771-1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа - генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778-1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.
Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Дальше мы прошли через ворота с внешней на городскую сторону, прошли вдоль стены вального укрепления и вернулись на привокзальную площадь. Набравшись впечатлений от пройденного дня, мы решили возвращаться в Светлогорск. Но для начала зашли в супермаркет, прикупили немного вкусненького к чаю и пошли на автовокзал.
В этот раз нам довелось испытать прелести выезда из города в вечер пятницы. На автовокзале народа в автобус село не много, но на северном вокзале автобус загрузился по полной. К тому же, маршрут в Светлогорск пролегал в этот раз через Пионерский, поэтому мы не только ехали долго, но и проехали по участкам разбитой дороги, что не прибавило приятных впечатлений. Ко всему этому, автобус слегка чадил, и к концу поездки голова стала слегка побаливать. Когда же мы, наконец, приехали в Светлогорск и двери автобуса распахнулись, необычайная свежесть хвойных деревьев ворвалась в салон и, чуть не сбив меня с ног. Почувствовалась радость жизни и на этой счастливой ноте захотелось посетить "Корвет", где был опрокинут стаканчик грога под шум прибоя и легкий прохладный ветерок с моря.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Наступил заключительный день посещения Калининграда, в этот день мы пошли в историко-художественный музей. День выдался пасмурный, то и дело начинался и через некоторое время заканчивался дождь, дул неприятный ветер. Мы как обычно приехали к Северному вокзалу, и чтобы не терять времени поехали к музею на такси. Хотели ещё успеть в музей "Блиндаж", но в итоге не успели.
Музей находится у восточного берега нижнего пруда, чтобы весь пруд не обходить с западной стороны, к музею можно перейти по мостику. С мостика открывается прекрасный вид на Дом Советов, а немного левее виднеется шпиль Кафедрального собора.
Перед музеем располагается небольшая зона отдыха с площадкой и лавками. У входа в музей стоят два постамента (не помню точно какие), подаренные одним из музеев Санкт-Петербурга.
При входе в музей у кассы находятся стенды с книгами, сувенирами, а также стенд, рассказывающий о музее "Блиндаж", который является филиалом историко-художественного музея.
После входа проходим вперёд, поднимаемся по нескольким ступеням и оказываемся в малом зале. Из него можно пойти направо в первый зал музея или прямо на лестницу к залам второго и третьего этажей. На первом этаже находятся залы посвящённые географии края и истории до Великой отечественной войны, на втором - Великой отечественной войне и послевоенному периоду, на третьем - Канту и фотографиям Калининграда.
Начинается осмотр с истории самого здания. Здесь представлены фотографии здания в разные годы и другая информация.

Информация со стенда.
По инициативе обербургомистра Кёнигсберга Керте 8/11 апреля 1907 года было основано акционерное общество "Штадтхалле Кёнигсберг". Основной капитал составлял 400.000 марок, распределённых в именных акциях. Всего было выпущено 2 тысячи штук по 200 марок. Первоначально целью общества было приобретение различных участков земли на улице Фордер-Россгартен. Конечной целью было строительство и использование здания под наименованием "акционерное общество Штадтхалле Кёнигсберг" для проведения концертов и общественных мероприятий.
Председателем первого наблюдательного совета был обербургомистр города Кёнигсберга Зигфрид Керте, другими членами были частные лица города, такие, как Феликс Хойман (Вагонная фабрика Штайнфурта), Теодор Кроне (Городской исполнительный голова) и Соломон Винтер (Кёнигсбергские мучные предприятия).
Общество было распущено, и фирма прекратила своё существование по решению генерального собрания от 26 ноября 1923 года. Имущество Штадтхалле было полностью передано в городскую общину Кёнигсберга.

Как видно на фотографии 20-х годов главный вход в здание располагался в другом месте, тогда входили в большой зал, сейчас в малый зал.

Информация со стенда.
ИЗ ИСТОРИИ ШТАДТХАЛЛЕ
В настоящее время историко-художественный музей Фордерроссгартен 49 - ул.Клиническая 21.
Время постройки: 1911-1912 гг.
Архитектор: Рихард Зеел (г.Берлин).
17 марта 1912 года состоялось торжественное открытие Штадтхалле. Он по праву входил в число самых значительных достопримечательностей Кёнигсберга. Регулярно здесь проводились концерты.
Штадтхалле имел много залов: в большом, названном в честь городского исполнительного головы и почётного гражданина Теодора Кроне, располагался симфонический оркестр. Маленький зал, названный в честь клавирного фабриканта Карла Юлиуса Гебауера - Гебауер-зал, очень подходил для камерной музыки и чтения стихов.
При первом большом воздушном налёте на Кёнигсберг 26 августа 1944 года Штадтхалле был разрушен.
В 70-х годах было принято решение об использовании здания бывшего концертного зала как областным историко-художественным музеем и начались восстановительные работы.
Архитектор перестройки: Вадим Еремеев.
14 сентября 1991 года состоялось торжественное открытие нового помещения музея, расположившегося в уже трёхэтажном реконструированном здании. Его экспозиционная площадь превышает 3500 квадратных метров.

В первом зале представлены экспонаты по географии края. Здесь чучела зверей и птиц, образцы земельных пород и полезных ископаемых, инструменты и приборы применяемые при разведке месторождений и многое другое.
Рядом находится небольшой зал, посвящённый Королевскому замку. На витринах представлены экспонаты с раскопок - это различные предметы быта и элементы внутренней и внешней отделки, монеты и украшения, оружие и орудия труда различных времён.

Информация со стенда.
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)
Согласно хроники земли Прусской Петра из Дусбург, богемский король Оттокар II Пшемысль, возглавлявший войско рыцарей во время завоевания Самбии, указал место, удобное для основания замка. Оттокар также выделил на строительство часть "королевских даров".
Так, в 1255 году на месте прусского городища Тванге, появился орденский замок (Оттокарсберг, Региомонтис или Кёнигсберг). И эта дата считается точкой отсчёта истории нашего города, которому в 2005 году исполнилось 750 лет.
С 1257 года замок был перенесён к западу от ранних построек и в течение нескольких десятилетий отстраивался из камня и кирпича. Во все периоды истории замок перестраивался, видоизменялся и преобретал новые очертания.
С 1457 года замок - резиденция хохмайстера Немецкого ордена, а с 1525 года Прусского герцогства.
В 1579-1594 годах при Георге Фридрихе построено западное крыло замка и Замковая кирха.
В 1656 и 1673 годах в замке принимали послов русского царя Алексея Михайловича. В честь русских посланцев один из залов Северного флигеля был назван "залом Московитов", позже это название перешло к главному залу Западного флигеля.
В 1697 году в замке принимали Великое посольство и Петра I, прибывшего в Кёнигсберг под именем десятника Петра Михайлова.
В 1701 году в замке проходила коронация курфюрста Фридриха III, принявшего титул короля Фридриха I. Придворный архитектор Шульшхайтс фон Унфридт начал в 1704-1711 годах перестройку замка под королевскую резиденцию в стиле барокко. Появилась Замковая площадь и здание Унфридта, в юго-восточной части. Работы по перестройке Восточного флигеля не были завершены из-за финансовых трудностей и окончились в период Семилетней войны, во время размещения в замке резиденции русского губернатора.
В 1864 году производится частичная реставрация замка. Главная башня перестраивается в неоготическом стиле.
С 1881 года история замка связана с судьбой музея древностей "Prussia", часть экспозиции которого разместилась в залах Северного флигеля.
В 1926-1927 годах профессор архитектуры Фридрих Ларс провёл раскопки Западной части замкового двора и фундаментов Дома Конвента. В 1925 году коллекции музея "Prussia", накопленные в результате деятельности Общества древностей "Prussia" и Физико-экономического общества входят в структуру Восточно-Прусского провинциального музея. Археологическая экспозиция из пяти залов находилась на первом этаже Южного флигеля. Часть помещений ресторана "Блютгерихт" занимали витрины с коллекцией погребальных урн. В зале Московитов Западного флигеля находились коллекции предметов вооружения и этнографии. Имелись также экспозиции предметов церковного искусства, произведений кёнигсбергских ремесленников, художественная галерея, архив и библиотека, реставрационные мастерские и многое другое. В реставрационных мастерских также изготавливались копии с музейных экспонатов, используемые для передвижных выставочных экспозиций и в учебном процессе. Общее количество систематизированных фондов археологии достигало 240 тысяч единиц. Коллекции музея служили базой научных исследований по древней истории Юго-Восточной Прибалтики.
В 1943-1944 годах началась эвакуация коллекций из Королевского замка на территорию Западной Пруссии и форт №3 (Король Фридрих III) в районе Кведнау г.Кёнигсберга (северная гора г.Кёнигсберга). 27-30 августа 1944 года Королевский замок, как и весь исторический центр Кёнигсберга, горел и значительно пострадал во время авиационного налёта английской авиации.
После штурма Кёнигсберга войсками Советской Армии и на долгие послевоенные годы руины замка превращаются в "полигон" для деятельности всевозможных экспедиций по поиску "культурных" ценностей. К сожалению, судьба большей части находок с территории Королевского замка, неизвестна. Значительная часть предметов из замковых экспозиций, скорее всего, "осела" в частных коллекциях и фондах различных хранилищах на территории бывшего СССР.
В 1969-1974 годах руины замка практически полностью были разобраны, а на их месте разместилась Центральная площадь, задуманная как место для массовых мероприятий перед Домом Советов.
В 1993 и 1995 годах Балтийская Экспедиция ИА РАН впервые за послевоенное время провела небольшие систематические раскопки территории замка, позволившие уточнить его расположение на современном градостроительном плане.
В 2001-2003 годах, по инициативе и при финансовой поддержке журнала Шпигель (Германия), Балтийская экспедиция ИА РАН и Калининградский областной историко-художественный музей, провели систематические раскопки в северной, южной и юго-восточной частях замка.
Были выявлены фундаменты Замковой башни и Западного флигеля (территория Замковой кирхи). Здесь был вскрыт подвал (Винный погреб XIV века), использовавшийся в довоенное время как хранилище вина и припасов знаменитого ресторана Блютгерихт.
Имеются сведения о том, что данный подвал использовался и как хранилище музейных экспонатов (в том числе и ящиков с Янтарной комнатой). В заполнении подвала при его расчистке собрано большое количество экспонатов, поступивших в фонды КОИХМ.
Среди находок - детали интерьеров замка и строительные материалы, фрагменты керамики и печных изразцов, орудия труда и быта, предметы вооружения, включая и экспонаты из музейных собраний замка.
Выявленные в ходе археологических раскопок части фундаментов башни, стен Южного и Западного флигелей и подвала получили с момента обнаружения статус вновь выявленного памятника истории и культуры, и в настоящий момент проходят процедуру регистрации, как памятник федерального значения.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

В рамках празднования юбилея города планируются работы по дальнейшему изучению, консервации и музеефикации руин замка в месте раскопок и, в дальнейшем, создание музея под открытым небом.

Кроме всего прочего, при раскопках были обнаружены предметы из ресторана "Блютгерихт" - посуда и многое другое, в том числе меню ресторана, на котором стоит дата (26.11.37) и другие цифры, возможно означающие денежные расчёты, а в прейскуранте стоят поправки, что-то вычеркнуто, а где-то изменена цена.

Дальше из первого зала можно попасть в зал археологии. В нём представлены материалы раскопок древних поселений, городищ и курганов. Кроме того, представлены реконструкции курганов с захоронениями обычных людей, воинов, животных, а также реконструкции одеяния пруссов разных времён и родов занятий. Экспозиция проходит вдоль стен зала и заканчивается в центре зала, постепенно охватывая эпохи начиная от бронзовой и заканчивая временами основания Королевского замка.
Большой интерес из-за янтаря к прусским землям проявляли римляне. Они проложили пути регулярных поставок янтаря в Римскую империю. Янтарь был там настолько популярен и драгоценен, что за небольшой самородок можно было купить молодого, крепкого, здорового раба. Кроме римлян к этому краю также проявляли интерес викинги.
В центре зала стоит дерево и каменное изваяние типичное для языческих прусских поселений, однако данное изваяние было найдено в Польше. Вокруг дерева расположились экспозиции относящиеся к V - X в. н.э.

Следующий зал в который можно попасть из первого зала затрагивает историю от времён замков рыцарских орденов до Второй мировой войны.

Информация со стенда.
Экспозиция начинается с комплекса материалов, рассказывающих о первых католических миссионерах, нёсших христианскую веру язычникам-пруссам. В первой витрине представлены гипсовые отливки рельефов дверей собора в г.Гнезно (Польша), на которых изображены эпизоды миссии епископа Фдальберта Пражского к пруссам и его гибель в 998 году. В XIII веке началось завоевание прусских земель немецкими рыцарями-крестоносцами. В экспозиции находятся предметы вооружения рыцарей Тевтонского ордена - мечи, арбалетные стрелы, а также наконечники копий, стрел и дротиков прусских воинов, каменные ядра. Интерес представляет картина художника Сальцева "Грюнвальдская битва", написанная в своеобразной манере, напоминающей миниатюры древнерусский летописей.
На завоёванных землях крестоносцы возводили крепости и город. Даже в самых небольших населённых пунктах строились кирхи. Фрагменты архитектурного убранства средневековых сооружений, прекрасная деревянная резная дверь из кирхи в Альменхаузене, сундук для церковных пожертвований представлены в экспозиции.
Отображён в экспозиции и городской быт: керамика, образцы рельефных изразцов, курительные трубки, игральные фишки, оловянная посуда и многое другое.
Украшением и гордостью Кёнигсберга был кафедральный собор. Построенный в XIV веке, он был разрушен в августе 1944 года во время бомбардировки города английской авиацией. Посетители музея имеют возможность увидеть мраморные скульптуры с надгробия герцога Альбрехта Бранденбургского, мраморные рельефы, изображающие траурное шествие, с надгробия его супруги Доротеи.
В музейной экспозиции нашли своё отражение и события Семилетней войны 1756-1762 года, войны 4-ой коалиции европейских государств с Наполеоном 1807 года. На территории Восточной Пруссии произошли одни из самых известных в мировой истории сражений: битва под Гросс-Егерсдорфом 1757 года, сражения при Прейсиш-Эйлау и под Фридландом 1807 года. Оружие, награды, юбилейные медали, портреты исторических деятелей, репродукции картин, томики сочинений участников сражений - Дениса Давыдова и Надежды Дуровой представлены в экспозиции. Специально для музея написаны два больших живописных полотна - "Гросс-Егерсдорфское сражение" художника Машенкина В.А. и "Сражение при Прейсиш-Эйлау" художника Евменова А.В.
В витринах представлены авторские работы художника Космолинского П.Ф. - оловянные фигурки солдат и офицеров в мундирах русских полков, участвовавших в сражениях на территории Восточной Пруссии.
Нашли отражение в экспозиции музея и события первой мировой войны 1914-1918 годов. Это холодное и огнестрельное оружие, гильза-сувенир 1918 года, немецкие и русские наградные медали. О тяжёлых послевоенных года в Восточной Пруссии рассказывает коллекция бумажных денег-нотгельдов периода инфляции 20-х годов.
В залах, посвящённых истории Восточной Пруссии, посетители могут увидеть экспонаты, очень различные по времени создания, происхождению и назначению, но связанные одним - они были составной и неотъемлемой частью культурной и исторической среды Восточной Пруссии. Это работы скульпторов Л.Фордернайера и А.Штайнера. В экспозиции выставлены интересные образцы музыкальных инструментов - рояль фирмы "Wendelin Wichan", механическое пианино-пианола начала XX века.
Экспозиция "Страницы истории Восточной Пруссии" постоянно пополняется новыми экспонатами или целыми экспозиционными комлпексами.

После осмотра экспозиций посвящённых рыцарским временам переходим к экспозициям времён Наполеоновских войн. В одной из витрин находятся книга "Сто русских литераторов" с воспоминаниями Дениса Давыдова "Тильзит в 1807 году", книга Н.Н.Дуровой "Повести и рассказы. Сочинение А.Александрова", медали, кресты и знаки той войны. В другой витрине находятся изображения важных личностей тех времён, книги посвящённые Наполеону и Александру I, кремниевый пистолет, пехотное ружьё, наградная офицерская шпага, фигурки представителей родов войск русской армии периода Наполеоновских войн, чугунные ядра, сабля типа "Блюхер", капсюльные пистолеты.

Рядом находится небольшой зал посвящённый Кёнигсбергу. На стендах находятся карты и схемы города, изображения, фотографии, литографии, открытки городских видов разных лет.
Дальше возвращаемся в предыдущий зал к экспозиции посвящённой Первой мировой войне. На стендах и в витринах находятся фотографии военачальников, войск и беженцев, представлено оружие и амуниция, найденные при раскопках, в том числе станковый пулемёт Максима на салазках, а также различные предметы быта тех времён.
На этом осмотр первого этажа заканчивается, дальнейшая экспозиция находится на втором этаже. Чтобы подняться на второй этаж, нужно было пройти назад к выходу в малый зал здания и подняться по лестнице.

На втором этаже основная экспозиция посвящена Великой отечественной войне, небольшой зал рядом с этой экспозицией посвящён послевоенному периоду края.

Информация со стенда.
При разработке и подготовке операции по штурму города-крепости Кёнигсберга большое внимание было уделено разведке. В этих целях штаб группы "Земланд" и его разведывательное управление, прежде всего, организовали тщательную разведку всей системы обороны крепости. Наряду с разведывательным поиском и наземным наблюдением проводилось тщательное аэрофотографирование. Очень ценные сведения добыли разведчики-сапёры, а также группы разведчиков, засылавшиеся в тыл врага начальником разведки группы войск генерал-майором А.А. Хлебовым.
В результате проведённой накануне штурма разведки советское командование обладало достоверной информацией о дислокации немецких войск в Кёнигсберге и системе обороны противника. По данным разведки был сделан макет города-крепости Кёнигсберга (площадью 36 кв.м), на который была нанесена огневая система противника. Командование фронта на макете отрабатывало детали предстоящей операции.

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
93х1850+119+10027=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то ниже просто укажите какое число расположено между плюсами:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр