Мой отдых в Светлогорске и в других местах Калининградской области

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

"КАК ИЗГОТАВЛИВАЛИ КИРПИЧ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
За тысячелетнюю историю кирпич прошёл длительный путь развития.
Качество кирпича всегда зависело от сырья: от сорта глины, её жирности и примесей, от воды, повышенная жёсткость которой приводила к ломкости кирпича. Из-за отсутствия дорог в то время средневековые мастерские использовали глину местного происхождения.
Большемерный брусковый кирпич – основной строительный материал средневековых строений, главное достоинство которого – повышение производительности труда каменщика.
Формовка подобного кирпича проводилась на деревянном столе. Мастер брал в руку необходимое количество глины и старался заполнить деревянную форму за один раз. Затем в форму заталкивались дополнительно кусочки глиняной массы, особенно в углы, а лишнюю глину мастер сгребал рукой или дощечкой. Потом форма переносилась на плоскую площадку, посыпанную песком, и кирпич осторожно вытряхивался. Все инструменты и стол обильно посыпались песком, чтобы к ним не прилипала глина. В качестве формы использовались простые четырёхугольные рамы из досок с ручками для переноса.
Сушился кирпич на плотно утрамбованной песчаной площадке, через сутки его ставили на ребро. Потом кирпич складывали, и сушка продолжалась под открытым небом в течение месяца. После этого кирпич обжигался в печах. Цвет кирпича позволял судить о степени его обжига и прочности. Поверхность кирпича сохраняла отпечатки следов животных, трав, дождя.
Характерная черта большемерных кирпичей – продольные борозды не его поверхности. Они появлялись, когда мастер рукой убирал из формы излишки глины, такие кирпичи получили название "пальчатка". Кроме того, "пальчаткой" добивались усиления прочности кладки за счёт лучшего сцепления. Впоследствии мастера специально стали проводить пальцами по сырой глине, это служило своеобразным "товарным знаком".
Мастера в крупных городах раньше начали применять дощечку для удаления излишков глины. Поэтому в городских строениях чаще встречается гладкий кирпич.
Большемерный кирпич отличает большая толщина, доходившая до 10-10,5 см. такой кирпич применялся, в основном, при строительстве замков. Кирпич меньшей толщины использовался при строительстве культовых и гражданских сооружений.
Профильный кирпич мог быть декоративным и конструктивным. Конструктивный служил для соединения отдельных элементов здания, находящихся в разных плоскостях, с его помощью выкладывались острые и тупые углы.
Декоративный кирпич применялся для наличников окон, карнизов, элементов тяг. Профильный кирпич изготовлялся тремя способами: формовочным, вырезанием из сырой заготовки и обтёсыванием. Основу строительного раствора с Средневековье составляла известь. Причём качество извести было очень важно и проверке его уделяли особое внимание. Известь мешалась с песком, и хорошая известь должна была брать песка в равном количестве к своему собственному весу. Для проверки прочности извести свежим раствором поливали семь кирпичей, положенных друг на друга. Эту стопку пытались поднять через 12 часов, взявшись только за верхний кирпич. Известь считалась негодной, если приставал только один или два кирпича."

Дальше в углу в витрине находится костюм рыцаря Тевтонского ордена. На следующей стене по обе стороны от окна висят большие круглые знаки, напротив окна находится макет Кафедрального собора. Ниже левого знака висят фотографии внутренних помещений собора, а ещё ниже – находки: боевые топоры, железо, 13-14 века; наконечники, железо, 13-14 века; арбалетные болты, железо, 14-15 века; боевые ядра, гранит, 14-15 века; прусский погребальный меч, 14 век. Дальше витрина, в которой находились: монеты немецкого ордена Пруссии XIV – начала XVI веков и герцогства Пруссия 1525-1701 годов; формованная металлическая миниатюра "Грюнвальдская битва" с описанием; "Первое причастие герцога Альбрехта", картина (XIX век) находилась в Кафедральном соборе до 1944 года, фотоснимок (2000 год) передан в дар музею профессором, доктором Мартином Георге; а также различные книги и ещё какие-то печати. Ниже правого знака находятся образцы одеяния рыцарей ордена и описания формы и символов ордена, а также структуры и иерархии ордена, а ещё ниже – ещё различные кирпичи.

"ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА
На территории Восточной Пруссии, между сёлами Грюнвальдом и Танненбергом 15 июля 1410 года состоялось решающее сражение "Великой войны" 1409-1411 годов между польско-литовско-русским войском, включавшее также чешско-моравские, венгерские и татарские отряды, под командой польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) и войском Тевтонского ордена (немецкие, французские, английские, швейцарские отряды) во главе с великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. После гибели в одной из атак магистра фон Юнгингена и капитуляции части тевтонских войск, орденская армия обратилась в бегство. В этом сражении погибло около трети тевтонцев, почти весь командный состав Ордена, много рыцарей попало в плен. Грюнвальдская битва нанесла серьёзный удар по немецкой экспансии на Восток, целью которой было покорение литовцев и славян."

"ФОРМА И СИМВОЛЫ ОРДЕНА
Официальная покровительница ордена – Пресвятая Дева Мария. Но в связи с тем что первое время тевтонцы находились под началом иоаннитов, то вторым святым покровителем считался святой Иоанн. Позднее, в 1235 году ещё одним небесным защитником братья провозгласили святую Елизавету.
Девиз Тевтонского ордена: "Helfen-Wehren-Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).
Официальный герб ордена – чёрный латинский крест на серебряном поле. Только высшие сановники ордена, начиная с комтура, имели право поместить герб ордена на свой щит. В соответствии с жалованной грамотой от 20 августа 1250 года король Франции Луи IX Святой предоставил четыре золотые королевские лилии для размещения в каждой крайней точке креста магистра.
Официальное знамя представляло собой полотнище белого цвета с имперским орлом на золотом поле и чёрным крестом на фоне золотого. Вообще сочетание чёрного, белого и золотого – это наиболее распространённые цвета в германских землях. Белый цвет – это чаще всего цвет христианской религии, цвет Христа, цвет непорочности и искренности. Золотой или жёлтый – это цвет империи, цвет богатства и процветания, цвет саксов. А чёрный – наиболее распространённый и часто встречающийся цвет в Германии. Ещё со времён Карла Великого чёрный орёл был признан гербом Священной Римской империи. У каждой страны в Европе есть цвет или цвета, которые ассоциируются исключительно с этим государством. Например, сначала белый, а потом синий с золотым – цвет Франции, жёлтый с красным – цвета Испании, а красно-белый – Польши. Немцы же всегда ассоциировались только с одним цветом – чёрным.
Каждая комтурия имело своё отдельное знамя (хоругвь).
Униформа была утверждена Папой Римским в 1211 году:
- Гроссмейстер – по центру чёрного орденского креста с каймой жёлтого циста наложен жёлтый крест. В центре креста – жёлтый щиток с чёрным орлом как знак вассалитета императору;
- Великий маршал – то же, что и у Гроссмейстера, но без центрального жёлтого креста. Ландмейстер – чёрный крест, поверх которого наложен белый;
- Великий комтур – специальных знаков отличия не имел, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия;
- рыцари – синяя мантия (плащ) с чёрным латинским крестом, носимая поверх белой туники. Потом белая туника, белый плащ, крест на левом плече;
- священники – чёрная ряса;
- прочие братья – усечённый (Т-образный) латинский крест на плече белого плаща;
- полубратья – серый плащ с нашитым тканевым усечённым (Т-образным) крестом."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"СТРУКТУРА И ИЕРАРХИЯ ОРДЕНА
1. Братья-рыцари. В эту категорию принимались только дворяне, преимущественно (с некоторым исключением) германской национальности. Так как количество желающих всегда было очень велико, то большую роль при вступлении в орден играла протекция: рекомендации его членов или влиятельных князей.
2. Братья-священники. Священники, как это ни странно, были далеко не на первых ролях в ордене. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и следование за ними в качестве медиков на войну. Теоретически они могли стать комтурами, но только в Германии (а не в Пруссии), это происходило очень редко. Вообще статус братьев-священников был, наверное, одним из самых низких по сравнению с аналогичной позицией в других военно-духовных орденах.
3. Прочие братья. Юридически полноценные члены ордена, они даже участвовали в выборе магистра. Не были дворянами, но имели те же функции, что и полные братья. Главная их обязанность – работа в монастырях и больницах, очень часто в связке со священниками. Под их началом обычно находилось несколько полубратьев.
4. Полубратья. Они также являлись членами ордена, но не приносили обетов и не могли занимать руководящих должностей. Полубратья рекрутировались главным образом из лиц неблагородного происхождения, горожан и прочих свободных, включая иногда и местных жителей – поляков и пруссов. В мирное время они составляли гарнизоны замков, низшую орденскую администрацию.
5. Сёстры – были представительницами женского духовенства.
6. Полусёстры – принадлежали к низшим сословиям, они ухаживали за больными и выполняли работу служанок.
7. Фамилиары. Очень интересная категория. Они также не давали обетов. Это были богатые люди, которые помогали ордену материально, а после смерти завещали братьям своё состояние. Взамен им предоставлялись некоторые привилегии, такие, например, как отмена десятины. Это привлекало очень много бездетных горожан.
Количество членов ордена было различным в зависимости от времени и территории их расположения. За 1400 год в немецких хрониках имеются следующие сведения: в Пруссии – 1000 братьев, в Ливонии насчитывалось: в Риге – 60 братьев, в Феллине – 36 и Вейсенштейне – 28 братьев. В Германии числился 801 брат.
Во главе ордена стоял Великий магистр. В разные годы его должность называлась по-разному. Первоначально был принят титул Meister (в переводе "мастер", "руководитель", "глава"), Hoch- und Deutschmeister (можно перевести как "Великий магистр и магистр Германии"), Hochmeister (Великий магистр). Полный титул руководителя ордена был такой: Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen (Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр Тевтонского ордена в тевтонских и подконтрольных землях). Но чаще всего использовался титул Gross Meister (Гроссмейстер).
Главным органом управления был Генеральный капитул. Он являлся высшим законодательным и надзирательным органом. Состоял Генеральный капитул из Гроссмейстера, представителей каждого баллея, а также Совета при магистре. В задачи Генерального капитула входили вопросы разработки стратегии развития ордена, приобретения и реализации имущества и т.д. Решением Генерального капитула издавались законы, назначались высшие сановники, имеющие право суда над магистром. Вопросы решались простым большинством голосов, хотя, как говорит устав общества, иногда "в случае разногласий Мастер или его заместители могут решить, кто из братьев мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и хорошая репутация должны иметь вес больший, нежели простое большинство". Генеральный капитул собирался один раз в год.
Совет при магистре осуществлял повседневное руководство орденом. Этот институт назывался советом дигнитариев, избираемых и смещаемых Генеральным капитулом, и не был предусмотрен статутом ордена. В него входило пять членов:
1) Великий комтур, заведовавший финансами и священниками Тевтонского ордена. Он был первым помощником Гроссмейстера и управлял орденом в его отсутствие;
2) Верховный маршал, заведовавший военными делами;
3) Верховный госпитальер, руководящий госпиталями;
4) Верховный гардеробмейстер, главный интендант;
5) орденский казначей.
Однако имели место и некоторые различия по отношению к орденскому совету. В Пруссии, например, должности госпитальера и гардеробмейстера имели декоративный характер и реальной власти не обладали."

Дальше в углу в витрине находится костюм арбалетчика Тевтонского ордена с описанием.

"Воистину, поскольку известно, что Орден сей специально учреждён для войны против врагов Креста и Веры, то, в зависимости от разнообразия земель и обычаев... нападения врагов надлежит биться разным оружием и разными способами..."
АРБАЛЕТЧИКИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Арбалет (нем. "армбруст" – Armbrust) – короткий мощный лук, снабжённый деревянной ложей с жёлобом для стрел (свинцовых пуль) – принадлежал к числу видов метательного оружия, широко распространённых в армии государства Тевтонского Ордена в Пруссии. За изготовление, складирование, ремонт арбалетов отвечали мастера "оружейных палат" (нем. Ruestkammer) орденских замков.
ОБЛАЧЕНИЕ И ДОСПЕХИ
Набивные доспехи из плотного льна – стёганый гамбизон с длинными рукавами и кольчужными рукавицами. Поверх – короткая тканевая безрукавка (котта) с орденской символикой – крест в виде буквы "Т". Серый плащ и срезанный крест отделяли "серых братьев-арбалетчиков" от благородных "белых братьев-рыцарей". В качестве защиты ног – стеганые набедренники. Шапель – склёпанный из нескольких частей шлем с полями. Под ним – стеганый капюшон. Щит – трёхдосковая павеза – стоячий, четырёхугольной формы щит (нем. Pavese). По центру – вертикальный, полый внутри жёлоб, который на верхнем конце заканчивается выдвигающимся вперёд выступом. Внутри крепились кожаные ремни для переноски и ручки. Устанавливая щит на землю и приседая, арбалетчик защищал себя от врага.
Из-за слабого вооружения пруссов, в здешних краях не было необходимости применять мощное оружие, поэтому использовались арбалеты простой конструкции. Тетива натягивалась при помощи деревянного рычага или поясного крюка – (нем. "гюртельгакен"), который воин носил на поясе вместе с обитым мехом колчаном с арбалетными стрелами – "болтами" (нем. "больцен"). Арбалетчик, наклонившись, зацеплял тетиву поставленного им боевой частью на землю арбалета поясными крюками и, выпрямляясь, натягивал тетиву. Спереди к деревянной ложе арбалета прикреплялась металлическая скоба (нем. "штейгрейфен"). Воину, вставившему в неё ногу, было легче натягивать тетиву.
Арбалетные "болты" – стрелы с железными наконечниками разной формы, насаженными на короткое толстое древко с хвостовым оперением из кожи, гусиных перьев. Хвостовая часть "болта" была оперена лишь с трёх сторон (четвёртая сторона, которая плотно прилегала к поверхности жёлоба на деревянной ложе арбалета, оставалась не оперённой). Были и укороченные болты – "оводы" (нем. "бремзен"). Дальность стрельбы из арбалета достигала 400 метров. На расстоянии 300 метров арбалетный болт пробивал кольчатую броню.
Тактическое построение орденского войска состояло из многочисленных конных арбалетчиков, спешившихся перед началом стрельбы, и меньшего числа тяжеловооружённых рыцарей. Арбалетчики, стоявшие на флангах и перед фронтом готового к атаке конного орденского войска, первыми вступали в сражение, являясь "застрельщиками". Отстрелявшись, они отходили назад через проходы в строю стоявших за ними конных рыцарей. Для рукопашного боя арбалетчик был вооружён мечом и кинжалом. В комплект его защитного вооружения входили: шлем, кольчатая броня с капюшоном, длинными рукавами и кольчужными чулками, и щит."

На следующей стене также висят фотографии внутренних помещений собора, а также отдельно собраны фотографии внешнего вида собора и история начала завоевания Восточной Пруссии, ниже стоят витрины. В левой от окна витрине: маленький макет собора; чертежи неповторяющегося орнамента оштукатуренных ниш стрельчатых окон, 1904, автор – Детлефзен, тушь, ксерокопия; фрагменты витражных стёкол, XVIII-XIX века; фрагменты витражных переплётов, олово/свинец, XVIII-XIX века; фрагмент оправы очков, кость, XIX-XX века; стеклорез (фрагмент), начало XX века; части оконных переплётов, известняк, Швеция. В ней же на нижней полке: часть подсвечника, серебро, 18-19 века; фрагменты подсвечников, бронза, 19 век; мебельные ручки, бронза, 18-19 века; и кое что ещё. У окна находятся кирпичи и металлические изделия различного назначения. В первой правой витрине: самый маленький макет собора; серебряное блюдо; книжки; фотографии; изображение витража; металлические изделия. Во второй правой витрине: памятный знак "К 400-летию со дня смерти Мартина Лютера", 1883 год; медали Союза евангелических церквей Восточной Пруссии и "Допустите его ко мне", крещение, 1899 год; склянки; крест и ещё какой-то металлический предмет; свидетельство о браке Бернхарда Хельмута Киевского с Хильдегард Эльзой Вильхельмине Бекмании, церемония состоялась в Кафедральном соборе 23 сентября 1936 года; множество книг, среди которых Апокриф IV Апокрифического послания Павла к Коринфянам Лаодикийской церкви, под издательством Адольфа Гарнака, Бонн, 1912 год.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"РАДЗИВИЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Древнейший иллюстрированный список русской летописи, дошедший до наших времён.
Радзивиловская рукопись была создана в конце XV века как копия Владимирского летописного свода. Этот свод начинается "Повестью временных лет" (с 997 года) и доводит изложение до 1206 года.
Уникальность Радзивиловской летописи в её миниатюрах, прототипы которых не сохранились. Рукопись содержит 618 рисунков, переплёт состоит из досок, обтянутых кожей с тиснённым геометрическим орнаментом.
Судьба Радзивиловской летописи точно известна лишь с середины XVII века. В это время она находилась в Литве, куда она попала из Белоруссии в конце XVI века. Вилькийский лесничий Станислав Зенович преподнёс её в дар виленскому воеводе гетману Яну Радзивилу. После смерти Яна в 1655 году она оставалась семейной реликвией и досталась Богуславу Радзивилу. Богуслав умер в 1669 году, по его завещанию летопись в 1671 году была передана Кёнигсбергской библиотеке.
Известен большой интерес к летописи Петра I. В 1711 году Пётр побывал в Королевской библиотеке Кёнигсберга и повелел изготовить копию с Радзивиловской летописи для своей личной библиотеки.
В 1758 году Кёнигсберг в ходе Семилетней войны оказался в составе Российской империи. Радзивиловская летопись была передана в Библиотеку Академии наук, где хранится до сих пор."

"ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ. XVI ВЕК
Подъём, явившийся началом новой эпохи, был массовым движением. Это движение складывалось из множества компонентов, в нём взаимодействовали многочисленные силы. Сильнее, чем в других немецких городах, в столичном Кёнигсберге отчётливо проявилось три мощных течения, определивших дальнейшее развитие эпохи: церковное, политическое и социальное. И в Кёнигсберге старые порядки утратили свою цементирующую роль, а вместе с ними пришли в упадок и дисциплина и религиозность людей, которые должны были представлять этот строй. Одни отвергали и высмеивали старые порядки, другие тем крепче цеплялись за привычные формы, чем сильнее опасались их отмены. В результате скептицизм соседствовал с усердным благочестием: высмеивались Орден и церковь, покупались индульгенции, строились монастыри и капеллы.
Во время Великого поста 1519 года старая церковь в последний раз продемонстрировала своё могущество и роскошное великолепие во время большой процессии, проходившей через все церкви города: от Кафедрального собора участники шествия направились к Альтштадтской и Штайндаммской церквам и к церкви Марии Магдалены на площади Мюнцплатц, затем к Замковой церкви, в сторону церквей Святого Креста и св. Барбары и далее от альтштадтского госпиталя "К Святому Духу" назад к Кафедральному собору.
Вместе с соборным капитулом и городским духовенством в процессии шествовали гохмейстер Альбрехт со своим братом маркграфом Вильгельмом, герцог Эрих Брауншвейгский, бывший в то время комтуром в Мемеле, епископы Георг фон Поленц и Хиоб фон Добенек, сопровождаемые огромным количеством народа. Спустя несколько недель Поленц был возведён в Кафедральном соборе в сан епископа Самландского. Это было последнее большое католическое торжество в Кафедральном соборе."

Далее в углу находится витрина с костюм брата-монаха с описанием, а выше него макет крестильни Кафедрального Собора.

"БРАТ-МОНАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Братом-монахом мог стать и дворянин, и простолюдин. В отличие от братьев-рыцарей и служащих братьев, монахи не принимали участия в прямых боевых столкновениях, а исполняли только пастырские функции. Однако их служение вовсе не было безмятежным. Во время походов они сопровождали войска, ведя миссионерскую деятельность на покорённых территориях. Если монах попадал в плен, его жестоко убивали.
В хронике описывается поступок некоего монаха, который спас своих братьев от смерти, дав им возможность уйти из осаждённой крепости. Будучи старым и больным, не имея возможности идти, он каждый канонический час звонил в колокол, делая вид, что собирает братьев на богослужение, тогда как те на самом деле уже скрытно покинули крепость.
Согласно уставу братья-монахи Тевтонского Ордена носили чёрный (белый) хабит с капюшоном, который повязывался верёвкой, как символ обета бедности. Поверх – белая мантия с чёрным орденским крестом. На голове причёска "тонзура", как у всех священников того времени; борода и усы им не полагались. Никакого оружия они не имели."

"МАКЕТ КРЕСТИЛЬНИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Дипломная работа Иванова – студента Калининградского градостроительного техникума. Картон, гуашь. 2001 год.
В северной части собора располагалась крестильня с восьмиугольной гранитной купелью, изготовленной Исааком Циммером и подаренной собору членом ратуши Кнайпхофа Петером Резекирхом в 1595 году. В 1590-1596 годах были изготовлены кованые железные двери к крестильне, также подаренные Петером Резекирхом. Двери были украшены кованым рисунком с изображением зверей, басенных персонажей, голов, ваз, виноградных гроздей и листьев."

Вдоль всей следующей стены расположена витрина с костюмами барона, а наверху витрины установлен чёрный шлем, видимо тоже барона.

"ОБЛАЧЕНИЕ БАРОНА (ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ, 13-14 ВЕКА)
1. Парадная, церемониальная одежда для торжественных и светских мероприятий – геральдическая котта с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава нижней рубахи – камизы. Украшалась вышивкой из золотой нити и изображением мифологического животного – грифона. В эти века начинается рассвет геральдики. Представители знати, рыцарства должны были обладать гербом с важной для своего рода символикой.
Геральдическая котта – атрибут рыцарства и знати, с раздельным капюшоном-воротником, который прикрывал голову и плечи. Одевалась поверх нижней туники – камизы с вышитой узорной тесьмой по вырезу и подолу.
Такое яркое одеяние, качество ткани и богатство отделки должно было подчеркнуть статус, богатство и благородное происхождение его владельца. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов. Облачение дополнялось богато украшенным кожаным поясом, на котором носился кошель-гюртельташе, а также крепился кинжал. На ногах – остроносая обувь – шнабельшуе.
2. Боевая котта. В отличие от парадной одежды была изготовлена из более практичной, грубой ткани (льна). По бокам имелись разрезы для удобной езды на лошади. На боевой котте повторялся геральдический знак – грифон.
3. Нижняя рубашка – камиза, сшитая из шёлка с золотыми ... с вышивкой, носилась как домашняя одежда.
4. Геральдический щит. Грифон символизирует имущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
5. Боевой стяг с вышивкой и геральдическим грифоном."

На этом обход зала был закончен. Выйдя обратно в холл, мы повернули налево, и пошли вверх по лестнице на следующий этаж. На стене вдоль лестницы висели красивые картины с видами Кёнигсберга: Фёдоров О.П. "Вид на остров Кнайпхоф со стороны Зелёного моста", холст, масло, 2000 год; Автухов И.Ф. "Внутренний двор Королевского замка. 1935 год", холст, масло, 1998 год; Автухов И.Ф. "Вид с башни Королевского замка на северо-восточную часть Кёнигсберга. 1935 год", холст, масло, 1998 год.
Поднявшись на следующий этаж, оказываемся в зале с воссозданной Валленродской библиотекой. Жена внимательно изучала книги на полках пока я занимался фотографированием. Потом она рассказала мне, что кроме старинных книг, стоящих на полках, на столике находились современные книги, одна из них имела дату выпуска – 2005 год, она хотела её полистать, полагая, что это не выставочный экземпляр, но смотрительница запретила трогать книгу, заявив, что это тоже экспонат. По словам жены, было странно, что книга свежего года выпуска является выставочной, но при этом лежит свободно на столике в раскрытом виде. Судя по фотографиям, висящим на стенах, внешний вид воссоздан очень похоже, только сейчас книги кроме прочего закрыты стеклом. Кроме того присутствуют фотографии Кафедрального собора до и после разрушения, а также различные рисунки и изображения. По витражу, установленному в оконном проёме, видна принадлежность к библиотеке. Сразу у лестницы при входе в зал стоит подставка, на которой размещены памятные таблички на русском, английском и немецком языках.

"В ЧЕСТЬ 750-ЛЕТИЯ КЁНИГСБЕРГА-КАЛИНИНГРАДА В 2005 ГОДУ ВОССОЗДАНА ВАЛЛЕНРОДТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
По заказу областного государственного учреждения культуры "Кафедральный собор" библиотека изготовлена фирмой ООО "Мебельная мастерская "Максик". При изготовлении использовалась древесина местных пород (ясень, липа, берёза и сосна).
Автор проекта: заслуженный строитель России Одинцов И.А.
Проект реализовал почётный мебельщик России Ибрагимов М.Х.
Мастера-производители: Низамов Р.Р., Мороз А.Н., Мороз А.Г., Коренев Г.Н., Перелётов С.В., Чудаков В.И., Бондаренко Л.А., Хорт С.И., Чернявский В.В., Ермолаев В.П., Попов С.В."

Дальше переходим в правое крыло, там находится зал, рассказывающий об истории монет, медалей, печатей и о геральдике. При входе сразу бросается в глаза центральная витрина, в которой собраны монеты разных стран. В углу приведено некоторое описание.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"ГЕРДЕР И.Г. ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ НАРОДАМ
С другой стороны, всякая нация должна ощущать обиду, когда поносят или оскорбляют другую нацию. Повсюду должно постепенно пробудиться чувство общности, чтобы каждая нация могла почувствовать себя на месте всякой другой. Ненавидеть будут дерзкого нарушителя чужих прав, разрушителя чужого благоденствия, наглого оскорбителя чужих нравов и убеждений, хвастливо навязывающего свои собственные преимущества народам, которые вовсе этого не желают. Под каким бы предлогом кто-либо ни перешёл через границу, чтобы обрить соседу голову как рабу, насильственно навязать ему своих богов, отторгнув у него взамен его национальные святыни в области религии, искусства, образа мышления и образа жизни, в сердце каждой нации он встретит врага, который, заглянув в свои собственную душу, спросит себя: "Что, если бы это случилось со мной?" Когда чувство это созреет, тогда незаметно возникнет союз всех просвещённых наций против каждой единичной захватнической державы.
Перевёл А.Левинтон
Лики родной земли: Произведения российских, немецких, польских и литовских авторов (Сост. К.Браконецкий, О.Глушкин, В.Липшер) – Калининград, 1999.
Коллекция монет собрана из пожертвований в копилку Кафедрального собора. 1998-2003 гг."

Дальше я направился обходить зал по периметру по часовой стрелке. В витринах находятся различные монеты, печати, медали, знаки и многое другое относящееся к чеканке и геральдике. Над витринами расположены стенды с рисунками, фотографиями и описаниями, относящимися к нумизматике, чеканке и геральдике, кроме того приводятся фотографии и рисунки фресок Кафедрального собора.
Первые 4 витрины занимали печати, над ними висят 4 стенда, рассказывающие о нумизматике и чеканке. В некоторых витринах находились старые листы с рукописным текстом, а в одной из витрин находилась единственная печать, для которой сделали описание. Правда из-за того, что печать скатилась на это описание, часть текста стала нечитаемой.

"Гербовая печать принадлежала представителю рода фон Будденброков, предположительно – представителю баронской ветви этого рода.
... восходит к Генриху Будденброку, вассалу Тевтонского Ордена в Ливонии (упомянут в 1415).
В 1... году род был внесён в матрикул курляндского рыцарства (в лице Иоганна Будденброка), в 1747 году – в матрикул лифляндского рыцарства (и, таким образом, проживавшие в Балтийском крае фон Будденброки со времени вхождения Лифляндии и Курляндии в состав Российской Империи принадлежали к российскому дворянству).
Потомки прусской баронской ветви представлены ныне в Швеции и, возможно, в Германии."

На стендах, кроме описаний, представлены рисунки, гравюры, фотографии и образцы монет. На первом: гравюра Леонарда Бека (?), ручная чеканка монет, император Максимилиан I на одном из своих монетных дворов, начало XVI века; молотовый снаряд для чеканки монет, гравюра XVIII века; монета (новодел), шиллинг, магистр Фридрих фон Саксен (1498-1510), чеканка, серебро; фрагменты монет орденского периода Пруссии XIII-XVI века; шиллинг (новодел), орденский период, магистр Фридрих фон Саксен (1498-1510). На втором: балансир – винтовой пресс для чеканки монет, гравюра XIX века; станок для чеканки монет XIX века, гравюра XIX века. На третьем: Франсуа Лемер (?), медальер Жан Верден показывает юному Людовику XIV старинную медаль, музей Парижского монетного двора; Ганс Мемлинг, мужчина с сестерцием Нерона в руке, Антверпен, музей изящных искусств; монета "К согласию и примерению", 1945-1995 годы, Германия; монета "К 200-летию со дня рождения Клейста", Германия, 1997; монета "Кёльнский собор", Германия, 2002; монета "10 Евро", Германия, 1998; монета "К 200-летию со дня рождения А.Шопенгауэра", 1998; монета "Орден госпитальеров", 2002. Кстати, одна из монет отклеилась и, упав к нижнему краю стенд, закрывала одно из описаний.

"СФРАГИСТИКА
Печати возникли в глубокой древности. Их предшественниками были знаки родовой, а затем и индивидуальной собственности. По Максу Фасмеру слово "печать" связано со словом "пеку" (от глагола "печь") – "орудие для выжигания знака".
Древнейшими печатями были цилиндрические ассировавилонские и египетские печати. Появление печати предшествовало появлению монетной чеканки, а древнейшие монеты были не чем иным, как небольшими слитками благородного металла, снабжёнными печатями, удостоверяющими их качество и вес.
Широкое распространение печати получили в Древнем Риме, где они применялись для опечатывания писем, документов и предметов (например, ларцов). Здесь они назывались Sigillum (от лат. signum – знак, отметка, клеймо). В Германии наиболее ранними средневековыми печатями были королевские и императорские. Печати крупных светских и духовных феодалов появились в X веке.
Матрицы или штемпели печатей делались из металла, камня, стекла, кости. Для получения оттиска использовались металлы (золото, серебро, свинец, олово), глина, воск, сургуч, бумага.
По способу крепления к документам печати делятся на две большие группы: вислые и прикладные. Вислые печати наибольшее распространение получили в Италии, Византии, балканских странах и на Руси. Они были двусторонними и делались из свинца, золота, редко – серебра, а на Западе часто из воска, позже – из сургуча. Воск для печатей с XII века подкрашивался специальными добавками в красный, красно-коричневый, зелёный. С конца XIV века иметь печать определённого цвета часто было особой привилегией.
Прикладные печати, закреплявшиеся непосредственно на пергаменте или бумаге, были восковыми, сургучными. Сургуч стал применяться со второй половины XVI века и по своему происхождению назывался "испанским воском".
Наука о печатях получила название сфрагистика (от греч. sphragis – печать). Она занимается изучением оттисков печатей, которых во много раз больше чем матриц, которыми они сделаны. Кроме того, матрицы всегда хранились с большой строгостью (как и современные печати). В средние века печать или передавалась наследнику, или клалась (иногда в испорченном виде) в гроб усопшего владельца.
В сфрагистической и нумизматической литературе не раз отмечались связи двух исторических дисциплин. Действительно, предшественниками монет были резные камни-печати. В технике изготовления металлических матриц для двусторонних печатей много общего с изготовлением монетных штемпелей. Двусторонние печати с равными по величине л.с. и о.с. за своё сходство с монетами в немецкой специальной литературе получили название "монетных печатей" (Munzsiegel). Изготовление как матриц печатей, так и монетных штемпелей занимались ювелиры.
Непосредственными предшественниками древнерусских монет – златников и сребреников, тысячелетие которых мы отмечали в 1988 году, были древнерусские печати, не дошедшие до нас, но известные по сообщениям "Повести временных лет".
В западноевропейской литературе по сфрагистике приводится ряд примеров, когда металлические или восковые оттиски печатей используются самостоятельно. Такая форма использования печатей отмечена для различных стран Европы, в том числе славянских. У вестготов и некоторых других германских племён присылка оттиска судейской печати была вызовом на суд, оттиск был своего рода "повесткой". В Германии и Дании в средние века оттиски печатей некоторых городов, показанные в таможне городскими купцами и корабельщиками, освобождали от взимания пошлины. Оттиск печати был своего рода удостоверением, опознавательным знаком.
Процесс изготовления металлических оттисков печатей очень близок к технике чеканки монет. Поэтому использование и изготовление печатей, вероятно, предшествовавшее чеканке собственно монет, технически подготовило появление златников и сребреников."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"НУМИЗМАТИКА – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим вещественным памятникам". Советская Историческая энциклопедия.
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.
Но далеко не всегда деньги имели вид монет. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчётов теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки-каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
Постепенно торговля расширялась, и становилось всё труднее использовать различные предметы при расчётах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.
Переходной ступенью от товаро-денег к монете были слитки металлов – сначала неопределённой формы и веса, а затем характерной для данной территории формы и установленного веса.
Но наиболее развитой формой денег являются монеты – удобные и компактные, как правило, в виде кружков определённого веса, размера и качества металла, которые гарантируются имеющимися на них клеймами. Таким образом, монета – тоже своеобразный слиток металла определённой формы, веса и достоинства, который служит узаконенным средством обращения.
Значение для определения монеты и её характеристики имеют размер и вес монеты. До XIX века размеры монеты определялись недостаточно точно. А.П.Бутковский – автор первой на русском языке книги по вопросам нумизматики делит "древние монеты" на три главных класса, сопоставляя с величиной современных ему монет: монеты I класса равны по величине "десятизлотнику" (или прусскому двойному талеру) II – "нашему рублю" (или прусскому талеру) и "нашему полтиннику" (или прусским 10 зильбергрошенам). Все прочие относятся к III классу.
Шкала Мьонна – это был новый шаг в методике измерения величины монет – с помощью монетных измерителей.
Современные же монетные измерители снабжены нониусом – вспомогательной шкалой, позволяющей определять размер с точностью до долей миллиметра.
Вес монеты определяется на аптекарских, лабораторных, а в настоящее время – на электронных весах с точностью до сотых грамм.
ТЕХНИКА МОНЕТНОЙ ЧЕКАНКИ
Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья.
Ряд крупных монет в античности изготовлялся с помощью литья. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но всё же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.
Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.
В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля – нижнего, укреплённого в наковаленке.
Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т.е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой – только следы стержня или стержней.
На территории Южной Германии и Австрии в XII-XIV веках при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ – углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Veierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X веке, а в Базеле – с середины XI века и распространённому в Южной Германии в XII веке, не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери, которые бывают при переплавке обрезков, получающихся при работе ножницами. В XI-XII веках при изготовлении монетных кружков использовался инструмент, напоминающий охотничью высечку для пыжей. Это металлический стержень, нижняя часть которого представляет собой трубку, рубящий край которой заточен. Кружки, полученные таким образом, имели форму мисочки и должны были после нагревания выравниваться. Один из штемпелей для чеканки таких монет был выпуклый, другой вогнутый. Высечка в 10 раз ускоряла изготовление кружков.
Перед чеканкой кружки обжигались, а затем чистились в растворе поваренной соли и винного камня или во вращающейся бочке, наполненной угольной пылью.
Штемпели – стальные или бронзовые стержни. На одном из торцов каждого из них выгравировывались или наносились пунсонами изображения и надписи (легенды). Основными инструментами монетчика были грабштихтель и циркуль. Один из штемпелей обычно закреплялся в деревянной колоде, для чего нижняя часть его делалась конусообразной и острой. Второй штемпель помещался сверху. Между штемпелями прокладывалась монетная пластинка, чеканка производилась ударом молота по верхнему штемпелю. Подвергавшийся ударам молота верхний штемпель снашивался и выходил из строя значительно скорее, чем нижний. Штемпели монет XI-XII веков с несложным рисунком можно было изготовить за 15-30 минут. Только штемпели для монет с высоким рельефом и сложным изображением требовали от нескольких часов до 2-3 дней.
Техника европейской монетной чеканки с XVI века достаточно хорошо изучена. Процессы металлургические, связанные с начальным, подготовительным этапом чеканки монет, описаны в работе фрейбергского бургомистра начала XVI века, Ульрихом Рюлейном фон Кальбе. Кроме того, имеются изображения процесса монетной чеканки.
Опираясь на исторические свидетельства, современные исследователи следующим образом представляют себе процесс средневековой чеканки, который обычно называется ручной чеканкой.
Процесс ручной чеканки можно разделить на пять частей: подготовительные работы; изготовление монетных пластинок; изготовление штемпелей; чеканка монет; верификация монет.
Подготовительные работы – работы металлургического характера. Это – очищение серебра, а также очищение меди, которая стала примешиваться к серебру (в Польше, например, уже со времени Болеслава Смелого, т.е. с третьей четверти XI века). Тигли монетчиков были, вероятно, больше по объёму, чем тигли ювелиров, и вмещали в себя несколько килограммов серебра. Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.
Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV веке на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI веке. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырёхугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоёмким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставалась четырёхугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырёхугольной пластинке получили название клип от шведского глагола klippa – "резать ножницами".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Появление нумизматики, безусловно, связано с простейшим коллекционированием. Человек, не являющийся нумизматом и даже не знающий, что такое нумизматика, сохраняет для себя отдельные современные ему монеты – имеющие отношение к памятным для него событиям. От этой горстки монет, явившейся результатом простого собирательства, до систематизированной коллекции – один шаг.
Собирание (лат. collection) монет началось очень давно. Большинство исследователей относит начало нумизматического коллекционирования к эпохе Возрождения, но есть и предположение о коллекционировании монет в Древнем Риме.
Римляне относились к монете как к предмету искусства, памятнику старины, историческому источнику. Чеканка реституционных монет, следовавших древним образцам и получивших название из-за надписи REST (от лат. restituere – возобновлять, восстанавливать), подтверждает интерес римлян к своим древним монетам и хорошее их знание.
Древние римляне монетам придавали значение как к средству пропаганды. Реституционные монеты имели своей целью прославление императоров, которые их чеканили.
Средневековье, несмотря на господство замкнутого натурального хозяйства и церковной идеологии, не уничтожило полностью знакомства с монетами античности. Об этом свидетельствуют античные монеты и медальоны, находимые иногда среди феодальных денариев. Ряд изображений средневековых денариев носит следы античного влияния. Знаменитые золотые августалы императора Фридриха II (1212-1250), чеканенные им как королём Сицилии, не могли возникнуть без знакомства с монетами Римской империи.
Отношение к античности коренным образом меняется в эпоху Возрождения.
Большинство исследователей начинают историю современного коллекционирования с деятельности Франческо Петрарки (1304-1374). Из его писем мы узнаём, что виноградари часто приносили Петрарке найденные ими античные монеты, которые поэт у них покупал; в письмах он касается монет Веспасиана и Фаустины для выяснения некоторых исторических вопросов. В 1354 году Петрарка дарит императору Карлу IV небольшую коллекцию римских монет с портретами правителей.
Коллекцию римских монет имел и другой знаменитый гуманист – Джованни Боккаччо (1313-1375).
Развивающееся коллекционирование способствовало торговле монетами. Появляются специальные торговцы монетами, а в конце XVI-XVII веках происходят монетные аукционы, обычно с каталогами, где в XVIII веке уже отмечались предлагаемые цены. С XIX века аукционы становятся повсеместными и достаточно регулярными.
Источники сохранили много громких имён коллекционеров XV века среди них выдающийся гуманист, учёный, автор знаменитой "Похвалы глупости" Эразм Роттердамский (1469-1536). Коллекция Эразма Роттердамского позже стала основой нумизматического собрания Исторического музея в Базеле.
В следующем столетии число нумизматических коллекций ещё больше выросло. Нидерландский художник, учёный и нумизмат Губерт Гольц (Гольциус, 1526-1587), путешествуя в 1556-1566 годах по Европе посетил 950 нумизматических собраний (из низ 200 – в Нидерландах, 380 – в Италии, 200 – во Франции, 175 – в Германии)."
Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции.
С.-Петербург, "Искусство-СРВ". 1993
Итак, нумизматическое коллекционирование возникло ещё в первые века нашей эры в императорском Риме. Эпоха средневековья ни с экономической, ни с социальной, ни с мировоззренческой стороны не располагала к такому занятию.
Новый этап нумизматического коллекционирования, положивший начало современной нумизматике, начался в XIV веке – в эпоху Возрождения. В конце XV – первой половине XVI веков были заложены основные формы и приёмы нумизматического коллекционирования – тематический или хронологический подбор монет, написаны первые инвентари с начатками систематизации, изучения техники и веса монет, их коллекционной стоимости; выделилась новая область нумизматики – изучение медальерного искусства, вместе с тем получили всё большее распространение коллекционные подделки. Всё это нашло отражение в появившейся в тот период нумизматической литературе, где можно отметить первые попытки научной оценки монет как памятников истории и искусства; эти оценки были адресованы прежде всего собирателям того времени."

"Прусские племена ко времени прихода Тевтонского ордена уже были знакомы с деньгами. Но всё же главными ценностями для пруссов были лошади, дома, имущество.
Тевтонский орден с 1226 года начинает чеканить собственные деньги с изображением Тевтонского щита. Эти деньги получили название брактеатов и были схожи с денариями, имевшими хождение в Средневековой Европе.
Ценность монет определялась количеством в них драгоценных металлов (золота, серебра), а иногда – меди. Каждая страна предпочитала чеканить собственные монеты, так как это было чрезвычайно выгодным делом. Доход от чеканки монет в XIV веке составлял 1,5-5%. При ухудшении качества монет, то есть снижении в них доли благородных металлов против обозначенного номинала, доход от чеканки значительно повышался. Так, в XVII веке Бранденбургский курфюрст, добавляя в золотые и серебряные монеты простые металлы, ухитрился получить 50% дохода, значительно усугубив при этом экономическое состояние своей страны.
Население каждого государства привыкло к своим монетам и с подозрением относилось к чужим, опасаясь подвоха. Поэтому в торговых местах всегда сидели специалисты – менялы, обменивающие с выгодой для себя "чужие" монеты на "свои".
Чеканка монет в Пруссии являлась привилегией Тевтонского ордена. Чеканщики не имели своего объединения (цеха) и нанимались в услужение к Ордену. Монетные дворы ставили поблизости к водоёмам ввиду пожароопасности производства. Так, например, в 1586 году кёнигсбергский монетный двор стоял на берегу Замкового пруда. Потом это место стали называть Мюнцплац (Монетная площадь). Монетный двор управлялся мюнцмастером, руководили двором гроссмейстер Ордена, герцог, регенты. Со второй половины XVII века право руководства монетным двором перешло к властям в Берлине. Каждый монетный мастер метил монеты своим сокращённым именем. Кроме того, для каждого монетного двора устанавливалась особая литера. Для кёнигсбергского двора знак "Е".
Серебряные денарии, которые изготовили в 1260 году в кёнигсбергском пригороде Штайндамм, стали первыми монетами, отчеканенными в Кёнигсберге. Через год появились кёнигсбергские пфенниги. Чуть позднее в Кёнигсберге начали чеканить серебряный шиллинг. В 1309 году в Кёнигсберге чеканили и пфенниги, и шиллинги, после чего монетное производство в городе временно прекратилось.
Монетная чеканка в Кёнигсберге возобновилась в 1456 году и продолжалась до 1803 года.
В Пруссии чеканка монет не ограничивалась только Кёнигсбергом: монетные дворы имелись в Торне, Эльбинге, Данциге и Мариенбурге.
Основной монетой в Пруссии в XIII-XIV веках являлся серебряный шиллинг. Один шиллинг (сольд) равнялся 12 пфеннигам (денариям). Из золотых монет, имевших хождение в Пруссии до XVI века известен дукат, называемый часто гульденом. Его вес составлял около 3,5 грамм. Серебряным эквивалентом дуката (гульдена) в XV веке стал талер. В 1511-1525 годах на кёнигсбергском монетном дворе делались так называемые "контрамарки", когда на монеты других государств ставили клеймо Тевтонского ордена.
Термин "плата кошельком" означала оплату монетами, заранее ссыпанными в опечатанный кошелёк. В Пруссии в XVII-XIX веках было принято расплачиваться монетами в кошельках, содержащими от 50 до 100 талеров.
Покупная способность монет в XV веке, да и в последующих двух столетиях, была довольно высока. В 1457 году за одну прусскую марку (60 шиллингов) можно было купить корову, а за пять марок – хорошую лошадь. Общее примерное соотношение монет в Пруссии в XIV-XV веках составляло: 1 прусская марка = 3 талера (дуката, гульдена) = 60 шиллингов = 720 пфеннигов (денариев). По контракту, заключенному в 1718 году между бургомистром Кнайпхофа и учителем П.Стеофорсом, за обеспечение российского студента "столом, квартирой, постелью, дровами, свечами" и за обучение языкам и наукам вносилась плата в 300 гульденов ежегодно.
В XVI-XVII веках всё большее распространение в Пруссии стал получать грош. В современном русском языке название этой монеты означает нечто совсем малое, и это имеет своё объяснение. В России медный грош появился в 1654 году и поначалу равнялся двум копейкам. Уже потом, в XIX веке, он снизился по стоимости до полкопейки. Грош в Пруссии в Средние века имел серебряное содержание.
Во времена правления герцога Альбрехта (1525-156 в Пруссии выпускалась трёхгрошовая монета, называемая диттхен. Один диттхен в XVII-XVIII веках приравнивался в 1/30 части талера. В XX веке диттхеном стали называть монету в 10 пфеннигов.
В период русской оккупации Кёнигсберга в 1758-1762 годах чеканка монет в Кёнигсберге продолжалась. На одной стороне монеты изображался прусский герб, а на другой – российская императрица Елизавета.
Для оценки значения монет посмотрим на размер зарплаты учителя в Бургшуле Кёнигсберга (жалование за год):
1750 год – 700 флоринов = 230 талеров;
1800 год – 600 флоринов = 200 талеров;
1850 год – 400 флоринов = 600 талеров;
1870 год – 600 флоринов = 900 талеров;
1875 год – 700 флоринов = 1300 талеров.
В 1766 году Иммануил Кант, работая помощником библиотекаря, получал 62 талера в год. Его наивысшее жалование профессора составляло 620 талеров в год. В 1783 году И.Кант купил себе дом с земельным участком в центре Кёнигсберга за 5500 гульденов (1830 талеров). Дом и капитал в размере 42930 гульденов составляли наследство Иммануила Канта. Его "последняя воля", оформленная надлежащим образом, хранилась с февраля 1798 года в университете. Родственники И.Канта – сестра, шестеро детей получили равную долю из наследства, слуге Лампе была назначена пожизненная пенсия в 400 гульденов. Профессору Гензихену, исполнителю завещания – 1500 гульденов."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Вдоль следующей стены висят стенды с различными гербами и описаниями, а между ними висят стенды с изображением фресок. На одном: фотоснимки фресок (XIV век), Кёнигсберг, Кафедральный собор, 1943 год; на фотографиях – фрагменты фресок, которые были обнаружены Рихардом Детлефзен на внутренних стенах собора во время реставрации 1901-1907 годов. На другом: фрески XIV века, копии выполнены с акварелей (1904 год) голландского художника Ольберса; фрески были обнаружены Королевским советником по делам архитектуры и строительства в Кёнигсберге Рихардом Детлефзеном на внутренних стенах Кафедрального собора во время реставрации 1901-1907 годов; на фресках представлены сцены из жизни рыцарей, их доспехи, гербы, щиты, шлемы и украшения.

"Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица и отражающее исторические традиции владельца.
Термин "герб" употребляется и в более узком смысле, рождённом традициями западноевропейской геральдики, – как географическое изображение, которое имеет определённую композицию, состоящую из ряда строго принятых элементов и построенную по установленным правилам.
В последнем значении герб появился в Западной Европе в раннее средневековье – в XI-XIII веках – и связан с эпохой крестовых походов. Тогда одетый в доспехи рыцарь мог быть опознан лишь по особому знаку – гербу. В этот период возникает геральдика – искусство составления гербов. Расцвет рыцарской геральдики приходится на конец XIII-XIV веков. В то время геральдические эмблемы проникали во все сферы жизни. Их вышивали на одеждах, ими украшали самые разнообразные предметы: кареты, дома, печи, флюгеры и прочее. Гербы различались расцветкой и рисунком, создавались строго правилам и описывались с помощью специальных терминов. Каждый из элементов – цвета, фигуры и другое – имел определённое значение. По цвету, например, можно было определить национальность владельца герба. Присутствие в эмблеме креста указывало на то, что выходец из данного рода принимал участие в крестовых походах.
Это был образный язык той эпохи. В совокупности геральдические элементы, из которых составлялось всё множество гербов, образовывали своего рода геральдическую азбуку. Каждый представитель "благородного сословия" должен был владеть геральдической грамотой и уметь "прочитать" любой герб.
К XV веку право жаловать и утверждать гербы становится привилегией монархов. Уже с XVI века началось составление сборников гербов – гербовников. Древнейшим считается Цюрихский гербовник, созданный в 1320 году.
В Западной Европе сформировались несколько разновидностей гербов: государственные, городские, гербы корпораций (цехов, гильдий, братств), родов. Для дворян герб стал воплощением их сословной гордости, кастовым отличием.
Основой всякого герба, безусловно, считался щит. Известны пять форм западноевропейского щита; фигурный, вырезной формы – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы и меха. Из металлов употребляли золото и серебро. Гербы обычно были рельефными. При таких выпуклых изображениях фигуры чаще были не золотыми, а только позолоченными. Золото изображалось, естественно, золотой или жёлтой краской, серебро – серебряной. Щиты были однотонные или с несколькими цветами раскраски.
В некоторых гербах можно встретить фигуры, которые как бы поддерживают щит. Это щитодержатели.
На верху щита, вплотную к нему, помещался шлем – обычная рыцарская принадлежность. С XV века шлемы увенчиваются коронами, устанавливающими ранг своих титулованных владельцев.
На щите определённого цвета размещался какой-нибудь символ. Каждый владелец герба, кичась своим богатством, стремился нанести на щит как можно больше различных вещей. Возникла необходимость делить щит на несколько частей, каждая из которых имела свой цвет. Общепринятыми были пять цветов: красный, голубой, зелёный, пурпурный (фиолетовый) и чёрный. На любой однотонной части щита размещались фигуры: оружие, звери и птицы, а также огонь, вода, солнце и т.д.
Из под венчающей щит короны спускалось своеобразное украшение – намёт. Он символически изображал плащ, который рыцари набрасывали поверх доспехов для предохранения их от перегрева под лучами жаркого солнца. В длительных крестовых походах, боях плащ неизбежно изнашивался, превращался в лохмотья, и вот именно эти живописные лохмотья получили отражение в гербе в качестве орнаментального рисунка.
Для каждой страны и эпохи рисунок был иным. В память о каких-либо исторических событиях, семейных традициях или просто как лозунг внизу щита помещался девиз, не менявшийся на протяжении всего времени наследования. Позднее весь герб покрывали так же мантией государственного цвета – у суверенов, а у князей – малинового бархата на горностаевом меху. Все эти особенности западноевропейских феодальных гербов были разработаны в стройную систему.
Время, в которое развёртывалась прусская трагедия, поражало контрастами: под благотворным влиянием христианских идей над Западной Европой уже брезжил рассвет эпохи Возрождения, с другой стороны, XII-XIII века были ещё полны средневекового мракобесия, схолястической рутины, религиозного фанатизма.
Тевтонский (Немецкий) католический духовно-рыцарский орден был основан в конце XII века в Палестине во время крестовых походов.
По поручению императора и папы Римского, а также с согласия польского герцога Конрада Мазовецкого орден приступил в 1231 году к захвату земель языческих пруссов и обращению последних в христианство. Войны против язычников считались богоугодным делом, а участие в крестовом походе способствовало духовному спасению. Судьба пруссов была как бы предопределена. Крестовые походы, являясь грандиозными колониально-религиозными экспедициями, составили эпоху в общечеловеческой истории.
С 1209 по 1239 годы во главе ордена стоял Херманн фон Зальца – дипломат, крупный организатор и воин. Орден насчитывал 2000 братьев благородного происхождения из германской империи и к началу походов в Пруссию (1254-1255 годы) представлял собой мощную военно-политическую силу.
Успехам ордена способствовало экономическое и военное превосходство. В начале XIV века западноевропейскими народами был заимствован у арабов порох, что сделало полный переворот в ратном деле. Этот процесс не миновал и орден. Накопив громадный боевой опыт, орден тщательно следил за всякими изобретениями в области вооружения и тотчас же применял их у себя. У ордена была походная, морская и осадная артиллерия. Особым предметом гордости было литьё пушек чудовищных размеров: в 1408 году в Мариенбурге было отлито орудие весом 200 центнеров, обошедшееся в 135 тысяч франков. Нигде в Европе не было ничего похожего, хотя меч долго ещё господствовал в вооружении ордена, а рыцарские панцири и каменные стены замков казались надёжной защитой от ударов врага. Пред Тевтонским орденом открылась, наконец, возможность создания на завоёванной земле собственного государства.
По мере продвижения крестоносцев на Восток они немедленно закрепляли свой успех строительством крепости или замка. Что ни шаг вперёд, то новая твердыня, вокруг которой быстро возникало поселение. До 1410 года в Пруссии было основано девяносто три города, из них шестьдесят в XIV веке. В первые десятилетия XIV века определились в основном административные районы орденского государства.
Звёздное время ордена приходится на XIV век, на период с 1300 до 1382 годов. Образование орденского государства с уникальной системой управления, быстрым заселением территории и прогрессом экономики свидетельствовало о высоком жизненном потенциале. На вершине иерархической пирамиды находились рыцари, олицетворявшие власть в стране.
Пруссия стала важной частью общегерманской судьбы, первоосновой в формировании всего будущего облика немецкой государственности. Благодаря ей, Германия (в первую очередь Бранденбург) была втянута не только в польские и российские дела, но и в международные политические отношения.
Ко времени заката ордена, примерно 250 лет спустя, численность населения крепости с её слободами, Соборного квартала и трёх городов с их слободами достигла почти 10 тысяч человек. Города были очень разными по своему социальному положению, роду занятий и языку.
Система управления государством, созданная Орденом, пережила века – настолько она оказалась продуманной. Новое герцогство (1525 год) могло смело продвигаться в своём развитии вперёд, орден же сошёл с арены исторических событий.
Нет сведений о том, был ли герб присвоен городу или он выбрал его себе сам. Герб представлял собой разделённый горизонтальной чертой щит, на верхней белой половине которого была изображена красная корона, а на нижнем красном поле – белый крест. Цвета красный и белый были общепринятыми цветами для свободных городов. Красная корона была короной богемских королей, белый крест был антиподом чёрного орденского креста."

Ниже стендов стоят витрины со старыми немецкими и прусскими монетами и банкнотами, а дальше витрины с монетами и банкнотами СССР и России, а также юбилейными медалями СССР. В некоторых витринах также присутствовали различные описания. Они в основном повторяли предыдущие описания со стендов о чеканке монет, поэтому приведу только то, что не было изложено.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"...
В XV-XVII веках в Пруссии имели хождение и польские монеты (страна являлась вассалом Польши в 1454-1657 годах): трояк – 3 гроша; полторак – серебряная монета в 1,5 гроша; шеляг – польское название шиллинга; злотый – серебряная монета с 1564 года.
...
Кроме основных монет в XVIII-XIX веках в Пруссии выпускались деньги, являющиеся их производными: зильбенгрошен = 3 гроша; фридрихсдор = 5 талеров; вильгельмсдор = 10 талеров. С 1861 по 1888 годы в Пруссии выпускались деньги достоинством в 10 и в 20 марок с изображением Вильгельма I. В 1781 году, в связи с объединением немецкого княжества в германское государство, страна перешла на золотые и серебряные марки. При обмене денег три новые марки приравнивались к одному талеру. Марка делилась на 100 пфеннигов. В обращении находились золотые монеты достоинством в 5, 10, 20 марок и серебряные – номиналом в полмарки, 1, 2, 3 и 5 марок.
После окончания Первой мировой войны Европу охватило обесценение денег. В 1922 году немецкая марка обесценилась в 10 раз. В январе 1923 года за одну немецкую марку образца 1914 года давали 1000000000000 инфляционных марок! В период инфляции (с 1917 года) в Пруссии в массовом количестве появились эрзац-монеты: местные монеты, жетоны. Так, в Пиллау выпустили 50-пфенниговые монеты из цинка, в Тильзите – монеты из стали. Почти каждый город выпускал бумажные деньги – "нотгельд" (вынужденные деньги).
Особый вид представляли военные деньги: в период Тридцатилетней войны 1618-1648 года, монеты прусского короля Фридриха II в 1740-1786 годах, военные монеты периода Первой мировой войны 1914-1918 годов. Они отличались низкой пробой драгоценных металлов. Во время Второй мировой войны немцы чеканили для оккупированных территорий цинковые монеты, приравненные к полноценной марке.
После ошеломительной послевоенной инфляции последовала быстрая стабилизация курса немецкой марки. Уже в начале 1924 года одни доллар США равнялся четырём маркам. В 1924 году в Германии выпустили рентную марку, равную довоенной марке, на которую можно было купить центнер ржи. Поэтому её прозвали "ржаной маркой". Советский рубль в то время соответствовал двум немецким маркам, один доллар США равнялся советскому рублю.
Выпуск бумажных денег в Европе начался в XVIII веке. Первое время бумажные деньги выступали в качестве банкнот, которые обменивались на золотые и серебряные монеты. В Пруссии в период 1824-1871 годов обращались кассовые чеки – бумажные деньги достоинством в 1, 5, 10, 50 и 100 талеров. После начала Первой мировой войны обмен бумажных денег на золото и серебро в воюющих странах сразу же прекратился и в массовых размерах не возобновлялся. Некоторое время после войны в ходу были серебряные монеты невысокого достоинства."

"Во времена Веймарской республики (1918-1933) Кёнигсберг, как и все другие города Восточной Пруссии, страдал от последствий проигранной войны и внутренних конфликтов, разгоревшихся вокруг вопроса о форме государственного правления; ему пришлось пережить и хозяйственную нужду, он знал времена мнимого расцвета и промышленного кризиса, имел дело с безработицей и политическим радикализмом, однако всё это проявлялось сильнее, чем в других городах, поскольку ни одному другому городу Версальский договор не нанёс такого огромного ущерба, как столице Восточно-Прусской провинции, отдалённой от империи так называемым Данцигским коридором. История двенадцати лет после 1920 года – это история самоутверждения города."

"ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ СССР
Это монеты Госбанка СССР, посвящённые памятным событиям и юбилеям исторических деятелей и деятелей культуры. В отличие от монет регулярного чекана, предназначенных для повседневного обращения, памятные монеты предполагались для коллекционеров и выпускались ограниченным тиражом. Массовая чеканка началась с 1965 года, когда была выпущена монета достоинством в 1 рубль, посвящённая 20-летия Победы, тиражом 60 миллионов экземпляров. Монеты выпускались в честь различных юбилейных событий (юбилей Октябрьской революции), юбилеи выдающихся личностей (юбилей Ленина, Менделеева, Пушкина и др.). крупнейшей серией памятных монет СССР являются памятные монеты в честь Олимпийских игр 1980 года.
В основном выпускались монеты из медно-никелевого сплава достоинством 1 рубль, а с 1987 года также стали чеканить монеты достоинством 3 и 5 рублей. Кроме того, выпускались монеты из серебра, золота, платины и палладия, которые пользовались большой популярностью на международном нумизматическом рынке.
ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ РОССИИ
Юбилейные монеты России представлены несколькими номиналами. Это 1, 2 и 10 рублей.
Однорублёвые юбилейные монеты приурочены к знаменательным датам. Пока их две: 200 лет со дня рождения Пушкина и 10 лет со дня образования СНГ.
Юбилейные двухрублёвые монеты представляют серию "Города-герои" (всего семь городов) к 55-летию со дня Победы, а также годовщине полёта человека в космос (Гагарин).
Основная масса юбилейных монет – десятирублёвые биметаллические монеты. В основном они выпускаются сериями, но есть и те, которые приурочены к датам: 55 лет Победы (Политрук), юбилей полёта в космос (Гагарин), 60 лет Победы. Существует три серии десятирублёвых монет: Древние города, Министерства, Регионы РФ. Каждый год выходят в обращение монеты с новыми древними городами и регионами."

Дальше находится витрина с немецкими медалями, медальонами, молитвенниками и поминальными карточками. Среди всего прочего на витрине приведено описание медали.

"МЕДАЛЬ
(от лат. metallum – металл, нем. medaille, англ. medal), монетообразный памятный знак, обычно из металла, с изображениями и соответствующими поводу чеканки надписями; служат также почётными знаками и знаками, вручаемыми за заслуги.
Помимо медалей военной и спортивной тематики в Германии существовали медали с религиозным сюжетом или чеканенные по особому поводу с изображениями и надписями религиозного содержания: медали в честь Реформации, к дате освящения собора, пилигримская и чумная медаль (нем. Pestmedaille, медаль, изображение и надпись на которой имеют отношение к эпидемии чумы), крестильный пфенниг (нем. Patenpfennig), медали связанные с таинством причастия и бракосочетания, талерообразные медали (относящиеся к Geschenktaler – дарственным талерам), связанные с христианским обрядом крещения, которые использовались в качестве подарка крёстного крестнику. Выпускались и катехизисные талеры с религиозными стихами и изречениями, религиозные талеры (нем. Elaubenstaler) с перечислением свойств христианского бога; "предсмертные талеры" (нем. Sterbetaler) с сердцем и черепом, "брачный талер" (нем. Ehestandstaler) с женихом и невестой в честь бракосочетания, "талеры блаженства" (нем. Seligkeitstaler) с изречениями на тему обещанного христианской религией вечного блаженства."

В следующей витрине расположено собрание банкнот различных государств, там же приведено собственное описание. Выше висит стенд о нумизматике, на нём представлены довоенные фотографии Кёнигсберга (торговый порт, остров Кнайпхоф, здание университета на Парадной площади), а также медали ("К юбилею Иммануила Канта" 2004, "Иммануил Кант" 1992) и гербы ("Кёнигсберг и Пруссия" 1936, Государственный герб Российской империи величайше утверждён 24 июля 1882).

"Появлению денег предшествовал прямой обмен товарами – "бартер". Он возник в период разложения первобытнообщинного строя. В то время функции денег брали на себя те предметы потребления, которые пользовались наибольшим спросом: у одних народов – меха, у других – ткань, у третьих – янтарь и т.д. Часто это был скот. Не случайно латинское слово pecunia, означающее "деньги", происходит от pecus ("домашнее животное"). Со временем всё больше развивалось производство, увеличивался уровень потребления товаров. Появилась необходимость во всеобщем эквиваленте, который бы смог выразить стоимость любой вещи. Эту роль стали играть драгоценные металлы, которые помимо долговечности, могли делиться на части. Но использовать в обмене слитки произвольных размеров было нецелесообразно. Их требовалось как-то стандартизировать: придать единую форму, качество и вес. Так появились первые монеты.
Бумажные деньги получили хождение в X веке в Китае, где, как известно, впервые начали изготавливать и саму бумагу. Первые европейские банкноты появились в Швеции в 1661 году. Первоначально бумажные деньги выпускались коммерческими банками, но с XVIII века это стало исключительно прерогативой государства."

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
10х99х12+70=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие две цифры написаны между знаками х..х:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр