История края (Восточная Пруссия - Калининградская область)

Автор romansv, 08 мая 2008, 11:43:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Видуна

Цитата: Макс от 05 октября 2009, 15:35:59
По строительству старонемецких стен и фундаментов нашёлся вот такой интересный, но скудный матерьял (хорошая глина + хорошая сушка перед обжигом + хороший обжиг с медленным остыванием в печи):


В старой орденской кладке использовалась технология тройного обжига, насколько мне известно от сведущих лиц.
Удручает только то, что сейчас эти кирпичики и валуны, выдранные из стен, пущены практичными соотечественниками на садовые дорожки...

Klarissa


Видуна

Господа!
Википедия это, конечно, хорошо (упаси бог, чтоб наши дети по ней учились!)... И академический язык тоже неплохо.
Но, позвольте, если мы в этой теме беремся цитировать википедию, а комментировать и излагать интересные факты прошлого академическим языком исторической науки, сами то как считаете, будет тема жизнеспособна?   
Хотелось бы здесь обменяться малоизвестными и любопытными данными об истории ВП. Наверняка, у многих из нас есть что рассказать, тем более среди нас присутствуют и жители КО.

По сабжу.
А вот знаете ли вы, что у Кулакова (руководитель Балт.экспдиции Института археологии РАН) есть две гипотезы о местонахождении святилища Ромове: одна - поселок Липовка (неподалеку от Мамоново), другая - поселок Бочаги Черняховского района.
Упомянутый википедией поселок Знаменск никакого отношения к Ромове не имеет, как показывает результат исследований. Знаменск - прусское поселение Велава (центр Надровии) всего лишь место обитания знаменитого верховного жреца Криве.
А вот о священном дубе есть несколько мнений. Священным дубом богов Перкуно, Патоло и Потримпо мог быть и дуб, находящийся ныне (!!!) на территории маслозавода под Ладушкиным. Если верить табличке на этом могучем дереве - ему не много ни мало, а 800 лет!
Кроме того, можно и вспомнить Карамзина с его упоминанием о происхождении названия поселка Хайлигенбайль (дословно - священная секира), ныне это Мамоново. Он приводит предание, в котором говорится, что после покорения Пруссии Орденом, здесь долгое время не могли срубить огромного дуба, что все топоры отскакивали от толстой коры его. Но что наконец сыскался один топор, который нарушил очарование, отделив дерево от корня, и что в память о победительной секире назвали это место Хайлигенбайль, то есть секира святых, священная секира.

Вожди пруссов, почитаемые поколениями почти наравне с богами - Брутен и Видевут. И по упоминаниям Симона Грунау (1529) земли пруссов делились на 12 частей именно по количеству сыновей Видевута.

Что касается характера ушедшего народа... Очень интересная тематика.

В противовес "портрету" пруссов, приведенному с википедии:
Бартоломей Английский в середине 13 в. заметил о пруссах следующее: "... Самбия - земля с плодородными почкамии изобилующая плодами... окруженная многими озерами и реками. Народ ее по сравнению с прочими варварами, красив телом, отважен духом, превосходит все соседние народы  талантом, искусством и ремеслами." (Матузова В.И., 1979).

До сей поры не стихает спор - кто есть пруссы?... Классическая историческая наука относит пруссов к племенам эстиев. А вот обосновать объективно затрудняется. Ибо топонимика, элементы орнаментов одежды и некоторые другие признаки явно противоречат этой классической концепции. При безусловном наличии влияния на прусскую культуру латышской, литовской и польской, у пруссов явно и более выражено, чем у других балтийских племен, прослеживается культурная родственность славянским народностям...


Макс

Но вот что интересно:

tishtriya.narod.ru/html/arkaim/arkaim.htm
arkaim.live174.ru/
rusnauka.narod.ru/lib/oldbuild/arkaim/absvtr.htm

Есть теория о славянских корнях древних жителей самбийского полуострова и (для сравнения) есть теория арийского происхождения всех европейских народов.
Оба направления мысли оставляют широкое поле для фантазии. Культура древних эстиев и славян во многом схожи, начиная с самых основ - с их языческих верований, имена богов совпадают.
Равным образом германские и русские нацисты считают своим священным долгом причисление своих предков к древним ариям (основной и священный язык которых - санскрит).
И вот в челябинских степях находят даже не один, но систему древних городов. Мгновенно появляется легенда о временном пристанище ариев на их миссионерском пути (в Индию? из Индии?). Аркаим среди них на центральном месте. Но и на месте ираноязычные степные кочевники того времени - скифы, саки, сарматы. А дело было в 18-м веке до нашей эры, в эпоху бронзы...

Моментально всколыхнулись совсем уж старые мифы о северной стране Гипербореев... вот, дескать, предки славян...
Аркаим - это посёлок 150 метров в диаметре.
Как-то не верится, что арии произошли из этого диаметра... lol lol lol
Но, тем не менее, новые загадки множатся и остаются старые. Культура Аркаима оказалась несовместимой с уровнем технологии того времени. В Аркаиме обнаружены (в идеальном состоянии - одна, а в неидеальном - множество) двухкамерных металлургических печей для выплавки бронзы. С керамическими трубами от обязательного колодца. Из которого холодный воздух автоматически поступал в печь... поддувало такое вот...
Города кузнецов, мастеров и технологов среди степи... На дне глиняных сосудов - древнейший солярный знак - свастика. Которую находят и в Южной Америке, и в Индии. Но кроме того - потрясающая экологическая чистота производства - нигде не найдено отвалов руды и гор шлака...

А какая же связь с Самбией и с древними эстиями славяно-арийского происхождения? Да хотя бы культ огня. Вся система похорон строилась там и там на сожжении. Кстати, и Аркаим, и остальные города мастеров, были планомерно и без паники сожжены своими же хозяевами при отходе в новые земли, в будущее.

А слова из санскрита до сих пор живут в душе народа - в его языке. В русском языке...
Так какие же выводы?
1. Смешение народов было по-видимому (apparently, to all appearance, evidently, obviously, seemingly) настолько сильным и плодотворным, что говорить о какой-то генетической разнице народов уже поздно, то есть нелепо. Разница в духе.
2. Ведическая культура многократно древнее более позднего понятия об ариях. Но вполне могла питать идейно и технологически не один народ и очень долго. А её сердцевина - Ригведа - всё ещё предназначена в дар нашему общему будущему.
3. Надо убирать мусор за собой! Стыдно же перед предками!

И всё же... Не было ли каких-то подземных ходов в Южную Америку, одним из культов которой были таинственные белокожие и рыжеволосые люди..... :shok:
Наши везде наследили? :wink:

sergeyB

Цитата: Макс от 06 октября 2009, 09:30:18
....Современному человеку просто ни разу не понятно, как можно делать фундамент ИЗ КРАСНОГО КИРПИЧА на глиняной подушке!
Полюбившийся форумчанам, наш заочный знакомый,я бы сказал, Строитель с историческим подходом,М.Гребенец вновь порадовал читателя своими знаниями в области Особенностей строительства домов в Пруссии "Глина была основой строительства в Восточной Пруссии. Экологичной и долговечной основой.

Глина использовалась в качестве фундамента дома, стены которого были из глиняного кирпича разной степени обжига от среднеобожженного до огнеупорного, облицовочного. Всё зависело от того, какая стена кладется: дымоход, вентканал, камин. Та же глина была составной частью известково-глиняного состава с натуральными добавками (возможно, яичная скорлупа как связующий компонент), на котором держалась кладка.

Рациональность подхода к строительству подтверждается такими интересными решениями, как использование вентканала от камина. В больших домах очень часто его пускали не вертикально, а по восходящей спирали по стенам, и только затем он выходил в дымовую трубу, на своем пути обогрев определенную часть дома.

К слову, об обогреве и отоплении. Смекалка и практичность прежних времен может быть интересна сегодня, в эпоху новых технологий, именно высокой степенью результативности. Достоверно известно, что над емкостями очистных сооружений в районе теперешнего Балтийского района были установлены своеобразные вытяжки, забирающие образующийся в процессе брожения газ, которого хватало для отопления целого района. В Пруссии не было природного газа, который мы получаем сегодня, поэтому использовались все возможные способы отопления.

Для сохранения тепла двери в домах были из дуба, т.к. дуб, граб, красное дерево являются самыми крепкими и влагоустойчивыми древесными природными материалами. По этой же причине с учетом здешнего климата в большинстве случаев все деревянные детали интерьера были из дуба: двери, окна, мебель. Деревянными или армо-кирпичными были и межкомнатные перегородки, потолки в домах. Всюду соблюдался принцип экологичности применяемых материалов. Это же касается и черепичных крыш.

Удивительная особенность, – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений. Предположить, что это сделано ради сейсмоустойчивости, кажется нелогичным. В чем же был расчет таких практичных строителей? Может, кому-то это известно?"  Ну,вот собственно и....

Макс

Цитата: SergeyB от 22 октября 2009, 09:41:15
...Удивительная особенность, – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений. Предположить, что это сделано ради сейсмоустойчивости, кажется нелогичным. В чем же был расчет таких практичных строителей? Может, кому-то это известно?"  Ну,вот собственно и....
:umnik2:
Интереснейшая особенность... Так как до сих пор в двухэтажных домах на одного хозяина спальни располагаются на... втором этаже!
То есть на втором этаже заведомо теплее, так как тёплый воздух от любой системы отопления поднимается вверх. Но на втором этаже будет ещё теплее, если его стены будут толще...))) Что очень и очень важно для страны, не богатой природным топливом, и ориентированной всегда на энергосбережение!

Yuri

Из новостей на калининградском телевидении:

Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии – такова тема международной конференции, открывшейся в музее «Фридланские ворота». Историки и краеведы собрались в Калининграде, чтобы изучить вопросы реконструкции и реставрации фортов и оборонительных укреплений и обсудить возможности их современного использования...
Конференцию посетил Себастьян Петингер, вице-комтур Тевтонского ордена - для тех, кто не знает, орден это не только история, но и действующая организация, правда, ныне не рыцарская, а благотворительная. Экспозиционный зал с трудом вместил всех любопытных.
Выставка «История Тевтонского ордена от основания до наших дней» проводится совместно с Восточно-Прусским культурным центром. Поводом послужило 700-летие переноса главной резиденции ордена из Венеции в Мариенбург.

sergeyB

Балдур Кёстер «КЁНИГСБЕРГ. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина Издание стало возможно благодаря поддержке из средств фонда Марги и Курта Мёлльгаарда

О крышах и окнах

  При обхождении с крышами всех восстанавливаемых общественный зданий проблемой было их оформление, что можно увидеть на отдельных примерах. И только в редчайших случаях были сохранены стропила с черепичным покрытием; в большинстве своём советским архитекторам представились либо полностью выгоревшие здания, либо в них уже были разрушены стропила. В этих случаях всегда использовалась относительно плоская крыша с покрытием из волнистого асбоцемента.

Была и ещё одна причина для такого с точки зрения ухода за памятниками неправильного подхода к старой строительной субстанции: недостаточная информированность советских архитекторов 50-х годов. С тридцатых годов, с момента, когда Сталин принял решение в пользу неоклассицизма, они проходили образование в этом "социалистическом" стиле, у них не было никакой связи с немецкой архитектурой 19-го века и начала 20-го века; они стояли в Калининграде перед руинами, с которыми их ничто не связывало, и чей прежний внешний вид был им незнаком: в разрушенном городе не было никаких старых строительных документов, никаких библиотек или архивов, в которых они тогда могли бы вести поиск, надо было приступать к решению незнакомой задачи. Они полагали, что решали её, закончив здание в стиле классицизма с широким карнизом.

Помимо крыш в области оформления была и другая проблема, встретившаяся также и при восстановлении немецких городов: неправильное деление оконных блоков при их обновлении, точнее говоря изъятие поперечин из оконных створок. На Западе, под влиянием деловитости эпохи "баухаус", изымались оконные створки и поперечины, а само окно закрывалось одной неразделённой створкой. В России в то время было известно только одно разделение в стиле классицизма с пятой в верхней трети, двумя большими створками под ней и двумя маленькими створками сверху.

Хотя такое деление использовалось и в Германии, но только во времена между 1830 и 1910 годами. Во времена стиля "барокко" и снова в 20-е годы описанные выше створки ещё раз разделялись горизонтальными поперечинами. Именно эти поперечины при обновлении окон в Калининграде почти без исключений изымались. Здание земельного финансового ведомства  являет собой типичный пример: на первом этаже ещё сохранилось окно 20-х годов с поперечинами, а окно, лежащее над ним, обновлено в стиле описанной формы классицизма; внизу мы чувствуем желаемое, несколько возвышенное горизонтальное расположение, вверху происходит в буквальном смысле стремление створок вверх, выравниваемое частично сильной пятой.

На примере Бург-школы можно распознать, что в почти что полностью сохранившемся здании из-за неправильного обновления окон был потерян главенствующий в 20-е годы горизонтальный характер. 

В общем, можно констатировать, что первая фаза восстановления, в которой были заново отстроены  остатки сооружений из немецкого времени, была завершена в начале 60-х годов. Что тогда ещё не было восстановлено, например, руины церквей, было позднее снесено. Исключение составлял Кафедральный собор. После пожара 1944 года сначала ещё выстояли части свода; но так как не было предпринято никаких усилий по консервации, они постепенно обрушались. Колонны и стены были под угрозой обрушения. Странным образом на снос не отважился никто. Сохранила ли собор связанная с ним гробница Канта, которая, может быть, и повлияла на принятое в 1970 году решение о восстановлении?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
18250+99+10270=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие две цифры написаны между знаками +..+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр