Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

"РАДЗИВИЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Древнейший иллюстрированный список русской летописи, дошедший до наших времён.
Радзивиловская рукопись была создана в конце XV века как копия Владимирского летописного свода. Этот свод начинается "Повестью временных лет" (с 997 года) и доводит изложение до 1206 года.
Уникальность Радзивиловской летописи в её миниатюрах, прототипы которых не сохранились. Рукопись содержит 618 рисунков, переплёт состоит из досок, обтянутых кожей с тиснённым геометрическим орнаментом.
Судьба Радзивиловской летописи точно известна лишь с середины XVII века. В это время она находилась в Литве, куда она попала из Белоруссии в конце XVI века. Вилькийский лесничий Станислав Зенович преподнёс её в дар виленскому воеводе гетману Яну Радзивилу. После смерти Яна в 1655 году она оставалась семейной реликвией и досталась Богуславу Радзивилу. Богуслав умер в 1669 году, по его завещанию летопись в 1671 году была передана Кёнигсбергской библиотеке.
Известен большой интерес к летописи Петра I. В 1711 году Пётр побывал в Королевской библиотеке Кёнигсберга и повелел изготовить копию с Радзивиловской летописи для своей личной библиотеки.
В 1758 году Кёнигсберг в ходе Семилетней войны оказался в составе Российской империи. Радзивиловская летопись была передана в Библиотеку Академии наук, где хранится до сих пор."

"ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ. XVI ВЕК
Подъём, явившийся началом новой эпохи, был массовым движением. Это движение складывалось из множества компонентов, в нём взаимодействовали многочисленные силы. Сильнее, чем в других немецких городах, в столичном Кёнигсберге отчётливо проявилось три мощных течения, определивших дальнейшее развитие эпохи: церковное, политическое и социальное. И в Кёнигсберге старые порядки утратили свою цементирующую роль, а вместе с ними пришли в упадок и дисциплина и религиозность людей, которые должны были представлять этот строй. Одни отвергали и высмеивали старые порядки, другие тем крепче цеплялись за привычные формы, чем сильнее опасались их отмены. В результате скептицизм соседствовал с усердным благочестием: высмеивались Орден и церковь, покупались индульгенции, строились монастыри и капеллы.
Во время Великого поста 1519 года старая церковь в последний раз продемонстрировала своё могущество и роскошное великолепие во время большой процессии, проходившей через все церкви города: от Кафедрального собора участники шествия направились к Альтштадтской и Штайндаммской церквам и к церкви Марии Магдалены на площади Мюнцплатц, затем к Замковой церкви, в сторону церквей Святого Креста и св. Барбары и далее от альтштадтского госпиталя "К Святому Духу" назад к Кафедральному собору.
Вместе с соборным капитулом и городским духовенством в процессии шествовали гохмейстер Альбрехт со своим братом маркграфом Вильгельмом, герцог Эрих Брауншвейгский, бывший в то время комтуром в Мемеле, епископы Георг фон Поленц и Хиоб фон Добенек, сопровождаемые огромным количеством народа. Спустя несколько недель Поленц был возведён в Кафедральном соборе в сан епископа Самландского. Это было последнее большое католическое торжество в Кафедральном соборе."

Далее в углу находится витрина с костюм брата-монаха с описанием, а выше него макет крестильни Кафедрального Собора.

"БРАТ-МОНАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Братом-монахом мог стать и дворянин, и простолюдин. В отличие от братьев-рыцарей и служащих братьев, монахи не принимали участия в прямых боевых столкновениях, а исполняли только пастырские функции. Однако их служение вовсе не было безмятежным. Во время походов они сопровождали войска, ведя миссионерскую деятельность на покорённых территориях. Если монах попадал в плен, его жестоко убивали.
В хронике описывается поступок некоего монаха, который спас своих братьев от смерти, дав им возможность уйти из осаждённой крепости. Будучи старым и больным, не имея возможности идти, он каждый канонический час звонил в колокол, делая вид, что собирает братьев на богослужение, тогда как те на самом деле уже скрытно покинули крепость.
Согласно уставу братья-монахи Тевтонского Ордена носили чёрный (белый) хабит с капюшоном, который повязывался верёвкой, как символ обета бедности. Поверх – белая мантия с чёрным орденским крестом. На голове причёска "тонзура", как у всех священников того времени; борода и усы им не полагались. Никакого оружия они не имели."

"МАКЕТ КРЕСТИЛЬНИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Дипломная работа Иванова – студента Калининградского градостроительного техникума. Картон, гуашь. 2001 год.
В северной части собора располагалась крестильня с восьмиугольной гранитной купелью, изготовленной Исааком Циммером и подаренной собору членом ратуши Кнайпхофа Петером Резекирхом в 1595 году. В 1590-1596 годах были изготовлены кованые железные двери к крестильне, также подаренные Петером Резекирхом. Двери были украшены кованым рисунком с изображением зверей, басенных персонажей, голов, ваз, виноградных гроздей и листьев."

Вдоль всей следующей стены расположена витрина с костюмами барона, а наверху витрины установлен чёрный шлем, видимо тоже барона.

"ОБЛАЧЕНИЕ БАРОНА (ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ, 13-14 ВЕКА)
1. Парадная, церемониальная одежда для торжественных и светских мероприятий – геральдическая котта с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава нижней рубахи – камизы. Украшалась вышивкой из золотой нити и изображением мифологического животного – грифона. В эти века начинается рассвет геральдики. Представители знати, рыцарства должны были обладать гербом с важной для своего рода символикой.
Геральдическая котта – атрибут рыцарства и знати, с раздельным капюшоном-воротником, который прикрывал голову и плечи. Одевалась поверх нижней туники – камизы с вышитой узорной тесьмой по вырезу и подолу.
Такое яркое одеяние, качество ткани и богатство отделки должно было подчеркнуть статус, богатство и благородное происхождение его владельца. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов. Облачение дополнялось богато украшенным кожаным поясом, на котором носился кошель-гюртельташе, а также крепился кинжал. На ногах – остроносая обувь – шнабельшуе.
2. Боевая котта. В отличие от парадной одежды была изготовлена из более практичной, грубой ткани (льна). По бокам имелись разрезы для удобной езды на лошади. На боевой котте повторялся геральдический знак – грифон.
3. Нижняя рубашка – камиза, сшитая из шёлка с золотыми ... с вышивкой, носилась как домашняя одежда.
4. Геральдический щит. Грифон символизирует имущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
5. Боевой стяг с вышивкой и геральдическим грифоном."

На этом обход зала был закончен. Выйдя обратно в холл, мы повернули налево, и пошли вверх по лестнице на следующий этаж. На стене вдоль лестницы висели красивые картины с видами Кёнигсберга: Фёдоров О.П. "Вид на остров Кнайпхоф со стороны Зелёного моста", холст, масло, 2000 год; Автухов И.Ф. "Внутренний двор Королевского замка. 1935 год", холст, масло, 1998 год; Автухов И.Ф. "Вид с башни Королевского замка на северо-восточную часть Кёнигсберга. 1935 год", холст, масло, 1998 год.
Поднявшись на следующий этаж, оказываемся в зале с воссозданной Валленродской библиотекой. Жена внимательно изучала книги на полках пока я занимался фотографированием. Потом она рассказала мне, что кроме старинных книг, стоящих на полках, на столике находились современные книги, одна из них имела дату выпуска – 2005 год, она хотела её полистать, полагая, что это не выставочный экземпляр, но смотрительница запретила трогать книгу, заявив, что это тоже экспонат. По словам жены, было странно, что книга свежего года выпуска является выставочной, но при этом лежит свободно на столике в раскрытом виде. Судя по фотографиям, висящим на стенах, внешний вид воссоздан очень похоже, только сейчас книги кроме прочего закрыты стеклом. Кроме того присутствуют фотографии Кафедрального собора до и после разрушения, а также различные рисунки и изображения. По витражу, установленному в оконном проёме, видна принадлежность к библиотеке. Сразу у лестницы при входе в зал стоит подставка, на которой размещены памятные таблички на русском, английском и немецком языках.

"В ЧЕСТЬ 750-ЛЕТИЯ КЁНИГСБЕРГА-КАЛИНИНГРАДА В 2005 ГОДУ ВОССОЗДАНА ВАЛЛЕНРОДТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
По заказу областного государственного учреждения культуры "Кафедральный собор" библиотека изготовлена фирмой ООО "Мебельная мастерская "Максик". При изготовлении использовалась древесина местных пород (ясень, липа, берёза и сосна).
Автор проекта: заслуженный строитель России Одинцов И.А.
Проект реализовал почётный мебельщик России Ибрагимов М.Х.
Мастера-производители: Низамов Р.Р., Мороз А.Н., Мороз А.Г., Коренев Г.Н., Перелётов С.В., Чудаков В.И., Бондаренко Л.А., Хорт С.И., Чернявский В.В., Ермолаев В.П., Попов С.В."

Дальше переходим в правое крыло, там находится зал, рассказывающий об истории монет, медалей, печатей и о геральдике. При входе сразу бросается в глаза центральная витрина, в которой собраны монеты разных стран. В углу приведено некоторое описание.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"ГЕРДЕР И.Г. ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ НАРОДАМ
С другой стороны, всякая нация должна ощущать обиду, когда поносят или оскорбляют другую нацию. Повсюду должно постепенно пробудиться чувство общности, чтобы каждая нация могла почувствовать себя на месте всякой другой. Ненавидеть будут дерзкого нарушителя чужих прав, разрушителя чужого благоденствия, наглого оскорбителя чужих нравов и убеждений, хвастливо навязывающего свои собственные преимущества народам, которые вовсе этого не желают. Под каким бы предлогом кто-либо ни перешёл через границу, чтобы обрить соседу голову как рабу, насильственно навязать ему своих богов, отторгнув у него взамен его национальные святыни в области религии, искусства, образа мышления и образа жизни, в сердце каждой нации он встретит врага, который, заглянув в свои собственную душу, спросит себя: "Что, если бы это случилось со мной?" Когда чувство это созреет, тогда незаметно возникнет союз всех просвещённых наций против каждой единичной захватнической державы.
Перевёл А.Левинтон
Лики родной земли: Произведения российских, немецких, польских и литовских авторов (Сост. К.Браконецкий, О.Глушкин, В.Липшер) – Калининград, 1999.
Коллекция монет собрана из пожертвований в копилку Кафедрального собора. 1998-2003 гг."

Дальше я направился обходить зал по периметру по часовой стрелке. В витринах находятся различные монеты, печати, медали, знаки и многое другое относящееся к чеканке и геральдике. Над витринами расположены стенды с рисунками, фотографиями и описаниями, относящимися к нумизматике, чеканке и геральдике, кроме того приводятся фотографии и рисунки фресок Кафедрального собора.
Первые 4 витрины занимали печати, над ними висят 4 стенда, рассказывающие о нумизматике и чеканке. В некоторых витринах находились старые листы с рукописным текстом, а в одной из витрин находилась единственная печать, для которой сделали описание. Правда из-за того, что печать скатилась на это описание, часть текста стала нечитаемой.

"Гербовая печать принадлежала представителю рода фон Будденброков, предположительно – представителю баронской ветви этого рода.
... восходит к Генриху Будденброку, вассалу Тевтонского Ордена в Ливонии (упомянут в 1415).
В 1... году род был внесён в матрикул курляндского рыцарства (в лице Иоганна Будденброка), в 1747 году – в матрикул лифляндского рыцарства (и, таким образом, проживавшие в Балтийском крае фон Будденброки со времени вхождения Лифляндии и Курляндии в состав Российской Империи принадлежали к российскому дворянству).
Потомки прусской баронской ветви представлены ныне в Швеции и, возможно, в Германии."

На стендах, кроме описаний, представлены рисунки, гравюры, фотографии и образцы монет. На первом: гравюра Леонарда Бека (?), ручная чеканка монет, император Максимилиан I на одном из своих монетных дворов, начало XVI века; молотовый снаряд для чеканки монет, гравюра XVIII века; монета (новодел), шиллинг, магистр Фридрих фон Саксен (1498-1510), чеканка, серебро; фрагменты монет орденского периода Пруссии XIII-XVI века; шиллинг (новодел), орденский период, магистр Фридрих фон Саксен (1498-1510). На втором: балансир – винтовой пресс для чеканки монет, гравюра XIX века; станок для чеканки монет XIX века, гравюра XIX века. На третьем: Франсуа Лемер (?), медальер Жан Верден показывает юному Людовику XIV старинную медаль, музей Парижского монетного двора; Ганс Мемлинг, мужчина с сестерцием Нерона в руке, Антверпен, музей изящных искусств; монета "К согласию и примерению", 1945-1995 годы, Германия; монета "К 200-летию со дня рождения Клейста", Германия, 1997; монета "Кёльнский собор", Германия, 2002; монета "10 Евро", Германия, 1998; монета "К 200-летию со дня рождения А.Шопенгауэра", 1998; монета "Орден госпитальеров", 2002. Кстати, одна из монет отклеилась и, упав к нижнему краю стенд, закрывала одно из описаний.

"СФРАГИСТИКА
Печати возникли в глубокой древности. Их предшественниками были знаки родовой, а затем и индивидуальной собственности. По Максу Фасмеру слово "печать" связано со словом "пеку" (от глагола "печь") – "орудие для выжигания знака".
Древнейшими печатями были цилиндрические ассировавилонские и египетские печати. Появление печати предшествовало появлению монетной чеканки, а древнейшие монеты были не чем иным, как небольшими слитками благородного металла, снабжёнными печатями, удостоверяющими их качество и вес.
Широкое распространение печати получили в Древнем Риме, где они применялись для опечатывания писем, документов и предметов (например, ларцов). Здесь они назывались Sigillum (от лат. signum – знак, отметка, клеймо). В Германии наиболее ранними средневековыми печатями были королевские и императорские. Печати крупных светских и духовных феодалов появились в X веке.
Матрицы или штемпели печатей делались из металла, камня, стекла, кости. Для получения оттиска использовались металлы (золото, серебро, свинец, олово), глина, воск, сургуч, бумага.
По способу крепления к документам печати делятся на две большие группы: вислые и прикладные. Вислые печати наибольшее распространение получили в Италии, Византии, балканских странах и на Руси. Они были двусторонними и делались из свинца, золота, редко – серебра, а на Западе часто из воска, позже – из сургуча. Воск для печатей с XII века подкрашивался специальными добавками в красный, красно-коричневый, зелёный. С конца XIV века иметь печать определённого цвета часто было особой привилегией.
Прикладные печати, закреплявшиеся непосредственно на пергаменте или бумаге, были восковыми, сургучными. Сургуч стал применяться со второй половины XVI века и по своему происхождению назывался "испанским воском".
Наука о печатях получила название сфрагистика (от греч. sphragis – печать). Она занимается изучением оттисков печатей, которых во много раз больше чем матриц, которыми они сделаны. Кроме того, матрицы всегда хранились с большой строгостью (как и современные печати). В средние века печать или передавалась наследнику, или клалась (иногда в испорченном виде) в гроб усопшего владельца.
В сфрагистической и нумизматической литературе не раз отмечались связи двух исторических дисциплин. Действительно, предшественниками монет были резные камни-печати. В технике изготовления металлических матриц для двусторонних печатей много общего с изготовлением монетных штемпелей. Двусторонние печати с равными по величине л.с. и о.с. за своё сходство с монетами в немецкой специальной литературе получили название "монетных печатей" (Munzsiegel). Изготовление как матриц печатей, так и монетных штемпелей занимались ювелиры.
Непосредственными предшественниками древнерусских монет – златников и сребреников, тысячелетие которых мы отмечали в 1988 году, были древнерусские печати, не дошедшие до нас, но известные по сообщениям "Повести временных лет".
В западноевропейской литературе по сфрагистике приводится ряд примеров, когда металлические или восковые оттиски печатей используются самостоятельно. Такая форма использования печатей отмечена для различных стран Европы, в том числе славянских. У вестготов и некоторых других германских племён присылка оттиска судейской печати была вызовом на суд, оттиск был своего рода "повесткой". В Германии и Дании в средние века оттиски печатей некоторых городов, показанные в таможне городскими купцами и корабельщиками, освобождали от взимания пошлины. Оттиск печати был своего рода удостоверением, опознавательным знаком.
Процесс изготовления металлических оттисков печатей очень близок к технике чеканки монет. Поэтому использование и изготовление печатей, вероятно, предшествовавшее чеканке собственно монет, технически подготовило появление златников и сребреников."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"НУМИЗМАТИКА – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим вещественным памятникам". Советская Историческая энциклопедия.
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.
Но далеко не всегда деньги имели вид монет. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчётов теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки-каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
Постепенно торговля расширялась, и становилось всё труднее использовать различные предметы при расчётах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.
Переходной ступенью от товаро-денег к монете были слитки металлов – сначала неопределённой формы и веса, а затем характерной для данной территории формы и установленного веса.
Но наиболее развитой формой денег являются монеты – удобные и компактные, как правило, в виде кружков определённого веса, размера и качества металла, которые гарантируются имеющимися на них клеймами. Таким образом, монета – тоже своеобразный слиток металла определённой формы, веса и достоинства, который служит узаконенным средством обращения.
Значение для определения монеты и её характеристики имеют размер и вес монеты. До XIX века размеры монеты определялись недостаточно точно. А.П.Бутковский – автор первой на русском языке книги по вопросам нумизматики делит "древние монеты" на три главных класса, сопоставляя с величиной современных ему монет: монеты I класса равны по величине "десятизлотнику" (или прусскому двойному талеру) II – "нашему рублю" (или прусскому талеру) и "нашему полтиннику" (или прусским 10 зильбергрошенам). Все прочие относятся к III классу.
Шкала Мьонна – это был новый шаг в методике измерения величины монет – с помощью монетных измерителей.
Современные же монетные измерители снабжены нониусом – вспомогательной шкалой, позволяющей определять размер с точностью до долей миллиметра.
Вес монеты определяется на аптекарских, лабораторных, а в настоящее время – на электронных весах с точностью до сотых грамм.
ТЕХНИКА МОНЕТНОЙ ЧЕКАНКИ
Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья.
Ряд крупных монет в античности изготовлялся с помощью литья. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но всё же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.
Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.
В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля – нижнего, укреплённого в наковаленке.
Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т.е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой – только следы стержня или стержней.
На территории Южной Германии и Австрии в XII-XIV веках при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ – углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Veierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X веке, а в Базеле – с середины XI века и распространённому в Южной Германии в XII веке, не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери, которые бывают при переплавке обрезков, получающихся при работе ножницами. В XI-XII веках при изготовлении монетных кружков использовался инструмент, напоминающий охотничью высечку для пыжей. Это металлический стержень, нижняя часть которого представляет собой трубку, рубящий край которой заточен. Кружки, полученные таким образом, имели форму мисочки и должны были после нагревания выравниваться. Один из штемпелей для чеканки таких монет был выпуклый, другой вогнутый. Высечка в 10 раз ускоряла изготовление кружков.
Перед чеканкой кружки обжигались, а затем чистились в растворе поваренной соли и винного камня или во вращающейся бочке, наполненной угольной пылью.
Штемпели – стальные или бронзовые стержни. На одном из торцов каждого из них выгравировывались или наносились пунсонами изображения и надписи (легенды). Основными инструментами монетчика были грабштихтель и циркуль. Один из штемпелей обычно закреплялся в деревянной колоде, для чего нижняя часть его делалась конусообразной и острой. Второй штемпель помещался сверху. Между штемпелями прокладывалась монетная пластинка, чеканка производилась ударом молота по верхнему штемпелю. Подвергавшийся ударам молота верхний штемпель снашивался и выходил из строя значительно скорее, чем нижний. Штемпели монет XI-XII веков с несложным рисунком можно было изготовить за 15-30 минут. Только штемпели для монет с высоким рельефом и сложным изображением требовали от нескольких часов до 2-3 дней.
Техника европейской монетной чеканки с XVI века достаточно хорошо изучена. Процессы металлургические, связанные с начальным, подготовительным этапом чеканки монет, описаны в работе фрейбергского бургомистра начала XVI века, Ульрихом Рюлейном фон Кальбе. Кроме того, имеются изображения процесса монетной чеканки.
Опираясь на исторические свидетельства, современные исследователи следующим образом представляют себе процесс средневековой чеканки, который обычно называется ручной чеканкой.
Процесс ручной чеканки можно разделить на пять частей: подготовительные работы; изготовление монетных пластинок; изготовление штемпелей; чеканка монет; верификация монет.
Подготовительные работы – работы металлургического характера. Это – очищение серебра, а также очищение меди, которая стала примешиваться к серебру (в Польше, например, уже со времени Болеслава Смелого, т.е. с третьей четверти XI века). Тигли монетчиков были, вероятно, больше по объёму, чем тигли ювелиров, и вмещали в себя несколько килограммов серебра. Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.
Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV веке на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI веке. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырёхугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоёмким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставалась четырёхугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырёхугольной пластинке получили название клип от шведского глагола klippa – "резать ножницами".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Появление нумизматики, безусловно, связано с простейшим коллекционированием. Человек, не являющийся нумизматом и даже не знающий, что такое нумизматика, сохраняет для себя отдельные современные ему монеты – имеющие отношение к памятным для него событиям. От этой горстки монет, явившейся результатом простого собирательства, до систематизированной коллекции – один шаг.
Собирание (лат. collection) монет началось очень давно. Большинство исследователей относит начало нумизматического коллекционирования к эпохе Возрождения, но есть и предположение о коллекционировании монет в Древнем Риме.
Римляне относились к монете как к предмету искусства, памятнику старины, историческому источнику. Чеканка реституционных монет, следовавших древним образцам и получивших название из-за надписи REST (от лат. restituere – возобновлять, восстанавливать), подтверждает интерес римлян к своим древним монетам и хорошее их знание.
Древние римляне монетам придавали значение как к средству пропаганды. Реституционные монеты имели своей целью прославление императоров, которые их чеканили.
Средневековье, несмотря на господство замкнутого натурального хозяйства и церковной идеологии, не уничтожило полностью знакомства с монетами античности. Об этом свидетельствуют античные монеты и медальоны, находимые иногда среди феодальных денариев. Ряд изображений средневековых денариев носит следы античного влияния. Знаменитые золотые августалы императора Фридриха II (1212-1250), чеканенные им как королём Сицилии, не могли возникнуть без знакомства с монетами Римской империи.
Отношение к античности коренным образом меняется в эпоху Возрождения.
Большинство исследователей начинают историю современного коллекционирования с деятельности Франческо Петрарки (1304-1374). Из его писем мы узнаём, что виноградари часто приносили Петрарке найденные ими античные монеты, которые поэт у них покупал; в письмах он касается монет Веспасиана и Фаустины для выяснения некоторых исторических вопросов. В 1354 году Петрарка дарит императору Карлу IV небольшую коллекцию римских монет с портретами правителей.
Коллекцию римских монет имел и другой знаменитый гуманист – Джованни Боккаччо (1313-1375).
Развивающееся коллекционирование способствовало торговле монетами. Появляются специальные торговцы монетами, а в конце XVI-XVII веках происходят монетные аукционы, обычно с каталогами, где в XVIII веке уже отмечались предлагаемые цены. С XIX века аукционы становятся повсеместными и достаточно регулярными.
Источники сохранили много громких имён коллекционеров XV века среди них выдающийся гуманист, учёный, автор знаменитой "Похвалы глупости" Эразм Роттердамский (1469-1536). Коллекция Эразма Роттердамского позже стала основой нумизматического собрания Исторического музея в Базеле.
В следующем столетии число нумизматических коллекций ещё больше выросло. Нидерландский художник, учёный и нумизмат Губерт Гольц (Гольциус, 1526-1587), путешествуя в 1556-1566 годах по Европе посетил 950 нумизматических собраний (из низ 200 – в Нидерландах, 380 – в Италии, 200 – во Франции, 175 – в Германии)."
Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции.
С.-Петербург, "Искусство-СРВ". 1993
Итак, нумизматическое коллекционирование возникло ещё в первые века нашей эры в императорском Риме. Эпоха средневековья ни с экономической, ни с социальной, ни с мировоззренческой стороны не располагала к такому занятию.
Новый этап нумизматического коллекционирования, положивший начало современной нумизматике, начался в XIV веке – в эпоху Возрождения. В конце XV – первой половине XVI веков были заложены основные формы и приёмы нумизматического коллекционирования – тематический или хронологический подбор монет, написаны первые инвентари с начатками систематизации, изучения техники и веса монет, их коллекционной стоимости; выделилась новая область нумизматики – изучение медальерного искусства, вместе с тем получили всё большее распространение коллекционные подделки. Всё это нашло отражение в появившейся в тот период нумизматической литературе, где можно отметить первые попытки научной оценки монет как памятников истории и искусства; эти оценки были адресованы прежде всего собирателям того времени."

"Прусские племена ко времени прихода Тевтонского ордена уже были знакомы с деньгами. Но всё же главными ценностями для пруссов были лошади, дома, имущество.
Тевтонский орден с 1226 года начинает чеканить собственные деньги с изображением Тевтонского щита. Эти деньги получили название брактеатов и были схожи с денариями, имевшими хождение в Средневековой Европе.
Ценность монет определялась количеством в них драгоценных металлов (золота, серебра), а иногда – меди. Каждая страна предпочитала чеканить собственные монеты, так как это было чрезвычайно выгодным делом. Доход от чеканки монет в XIV веке составлял 1,5-5%. При ухудшении качества монет, то есть снижении в них доли благородных металлов против обозначенного номинала, доход от чеканки значительно повышался. Так, в XVII веке Бранденбургский курфюрст, добавляя в золотые и серебряные монеты простые металлы, ухитрился получить 50% дохода, значительно усугубив при этом экономическое состояние своей страны.
Население каждого государства привыкло к своим монетам и с подозрением относилось к чужим, опасаясь подвоха. Поэтому в торговых местах всегда сидели специалисты – менялы, обменивающие с выгодой для себя "чужие" монеты на "свои".
Чеканка монет в Пруссии являлась привилегией Тевтонского ордена. Чеканщики не имели своего объединения (цеха) и нанимались в услужение к Ордену. Монетные дворы ставили поблизости к водоёмам ввиду пожароопасности производства. Так, например, в 1586 году кёнигсбергский монетный двор стоял на берегу Замкового пруда. Потом это место стали называть Мюнцплац (Монетная площадь). Монетный двор управлялся мюнцмастером, руководили двором гроссмейстер Ордена, герцог, регенты. Со второй половины XVII века право руководства монетным двором перешло к властям в Берлине. Каждый монетный мастер метил монеты своим сокращённым именем. Кроме того, для каждого монетного двора устанавливалась особая литера. Для кёнигсбергского двора знак "Е".
Серебряные денарии, которые изготовили в 1260 году в кёнигсбергском пригороде Штайндамм, стали первыми монетами, отчеканенными в Кёнигсберге. Через год появились кёнигсбергские пфенниги. Чуть позднее в Кёнигсберге начали чеканить серебряный шиллинг. В 1309 году в Кёнигсберге чеканили и пфенниги, и шиллинги, после чего монетное производство в городе временно прекратилось.
Монетная чеканка в Кёнигсберге возобновилась в 1456 году и продолжалась до 1803 года.
В Пруссии чеканка монет не ограничивалась только Кёнигсбергом: монетные дворы имелись в Торне, Эльбинге, Данциге и Мариенбурге.
Основной монетой в Пруссии в XIII-XIV веках являлся серебряный шиллинг. Один шиллинг (сольд) равнялся 12 пфеннигам (денариям). Из золотых монет, имевших хождение в Пруссии до XVI века известен дукат, называемый часто гульденом. Его вес составлял около 3,5 грамм. Серебряным эквивалентом дуката (гульдена) в XV веке стал талер. В 1511-1525 годах на кёнигсбергском монетном дворе делались так называемые "контрамарки", когда на монеты других государств ставили клеймо Тевтонского ордена.
Термин "плата кошельком" означала оплату монетами, заранее ссыпанными в опечатанный кошелёк. В Пруссии в XVII-XIX веках было принято расплачиваться монетами в кошельках, содержащими от 50 до 100 талеров.
Покупная способность монет в XV веке, да и в последующих двух столетиях, была довольно высока. В 1457 году за одну прусскую марку (60 шиллингов) можно было купить корову, а за пять марок – хорошую лошадь. Общее примерное соотношение монет в Пруссии в XIV-XV веках составляло: 1 прусская марка = 3 талера (дуката, гульдена) = 60 шиллингов = 720 пфеннигов (денариев). По контракту, заключенному в 1718 году между бургомистром Кнайпхофа и учителем П.Стеофорсом, за обеспечение российского студента "столом, квартирой, постелью, дровами, свечами" и за обучение языкам и наукам вносилась плата в 300 гульденов ежегодно.
В XVI-XVII веках всё большее распространение в Пруссии стал получать грош. В современном русском языке название этой монеты означает нечто совсем малое, и это имеет своё объяснение. В России медный грош появился в 1654 году и поначалу равнялся двум копейкам. Уже потом, в XIX веке, он снизился по стоимости до полкопейки. Грош в Пруссии в Средние века имел серебряное содержание.
Во времена правления герцога Альбрехта (1525-156 в Пруссии выпускалась трёхгрошовая монета, называемая диттхен. Один диттхен в XVII-XVIII веках приравнивался в 1/30 части талера. В XX веке диттхеном стали называть монету в 10 пфеннигов.
В период русской оккупации Кёнигсберга в 1758-1762 годах чеканка монет в Кёнигсберге продолжалась. На одной стороне монеты изображался прусский герб, а на другой – российская императрица Елизавета.
Для оценки значения монет посмотрим на размер зарплаты учителя в Бургшуле Кёнигсберга (жалование за год):
1750 год – 700 флоринов = 230 талеров;
1800 год – 600 флоринов = 200 талеров;
1850 год – 400 флоринов = 600 талеров;
1870 год – 600 флоринов = 900 талеров;
1875 год – 700 флоринов = 1300 талеров.
В 1766 году Иммануил Кант, работая помощником библиотекаря, получал 62 талера в год. Его наивысшее жалование профессора составляло 620 талеров в год. В 1783 году И.Кант купил себе дом с земельным участком в центре Кёнигсберга за 5500 гульденов (1830 талеров). Дом и капитал в размере 42930 гульденов составляли наследство Иммануила Канта. Его "последняя воля", оформленная надлежащим образом, хранилась с февраля 1798 года в университете. Родственники И.Канта – сестра, шестеро детей получили равную долю из наследства, слуге Лампе была назначена пожизненная пенсия в 400 гульденов. Профессору Гензихену, исполнителю завещания – 1500 гульденов."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Вдоль следующей стены висят стенды с различными гербами и описаниями, а между ними висят стенды с изображением фресок. На одном: фотоснимки фресок (XIV век), Кёнигсберг, Кафедральный собор, 1943 год; на фотографиях – фрагменты фресок, которые были обнаружены Рихардом Детлефзен на внутренних стенах собора во время реставрации 1901-1907 годов. На другом: фрески XIV века, копии выполнены с акварелей (1904 год) голландского художника Ольберса; фрески были обнаружены Королевским советником по делам архитектуры и строительства в Кёнигсберге Рихардом Детлефзеном на внутренних стенах Кафедрального собора во время реставрации 1901-1907 годов; на фресках представлены сцены из жизни рыцарей, их доспехи, гербы, щиты, шлемы и украшения.

"Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица и отражающее исторические традиции владельца.
Термин "герб" употребляется и в более узком смысле, рождённом традициями западноевропейской геральдики, – как географическое изображение, которое имеет определённую композицию, состоящую из ряда строго принятых элементов и построенную по установленным правилам.
В последнем значении герб появился в Западной Европе в раннее средневековье – в XI-XIII веках – и связан с эпохой крестовых походов. Тогда одетый в доспехи рыцарь мог быть опознан лишь по особому знаку – гербу. В этот период возникает геральдика – искусство составления гербов. Расцвет рыцарской геральдики приходится на конец XIII-XIV веков. В то время геральдические эмблемы проникали во все сферы жизни. Их вышивали на одеждах, ими украшали самые разнообразные предметы: кареты, дома, печи, флюгеры и прочее. Гербы различались расцветкой и рисунком, создавались строго правилам и описывались с помощью специальных терминов. Каждый из элементов – цвета, фигуры и другое – имел определённое значение. По цвету, например, можно было определить национальность владельца герба. Присутствие в эмблеме креста указывало на то, что выходец из данного рода принимал участие в крестовых походах.
Это был образный язык той эпохи. В совокупности геральдические элементы, из которых составлялось всё множество гербов, образовывали своего рода геральдическую азбуку. Каждый представитель "благородного сословия" должен был владеть геральдической грамотой и уметь "прочитать" любой герб.
К XV веку право жаловать и утверждать гербы становится привилегией монархов. Уже с XVI века началось составление сборников гербов – гербовников. Древнейшим считается Цюрихский гербовник, созданный в 1320 году.
В Западной Европе сформировались несколько разновидностей гербов: государственные, городские, гербы корпораций (цехов, гильдий, братств), родов. Для дворян герб стал воплощением их сословной гордости, кастовым отличием.
Основой всякого герба, безусловно, считался щит. Известны пять форм западноевропейского щита; фигурный, вырезной формы – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы и меха. Из металлов употребляли золото и серебро. Гербы обычно были рельефными. При таких выпуклых изображениях фигуры чаще были не золотыми, а только позолоченными. Золото изображалось, естественно, золотой или жёлтой краской, серебро – серебряной. Щиты были однотонные или с несколькими цветами раскраски.
В некоторых гербах можно встретить фигуры, которые как бы поддерживают щит. Это щитодержатели.
На верху щита, вплотную к нему, помещался шлем – обычная рыцарская принадлежность. С XV века шлемы увенчиваются коронами, устанавливающими ранг своих титулованных владельцев.
На щите определённого цвета размещался какой-нибудь символ. Каждый владелец герба, кичась своим богатством, стремился нанести на щит как можно больше различных вещей. Возникла необходимость делить щит на несколько частей, каждая из которых имела свой цвет. Общепринятыми были пять цветов: красный, голубой, зелёный, пурпурный (фиолетовый) и чёрный. На любой однотонной части щита размещались фигуры: оружие, звери и птицы, а также огонь, вода, солнце и т.д.
Из под венчающей щит короны спускалось своеобразное украшение – намёт. Он символически изображал плащ, который рыцари набрасывали поверх доспехов для предохранения их от перегрева под лучами жаркого солнца. В длительных крестовых походах, боях плащ неизбежно изнашивался, превращался в лохмотья, и вот именно эти живописные лохмотья получили отражение в гербе в качестве орнаментального рисунка.
Для каждой страны и эпохи рисунок был иным. В память о каких-либо исторических событиях, семейных традициях или просто как лозунг внизу щита помещался девиз, не менявшийся на протяжении всего времени наследования. Позднее весь герб покрывали так же мантией государственного цвета – у суверенов, а у князей – малинового бархата на горностаевом меху. Все эти особенности западноевропейских феодальных гербов были разработаны в стройную систему.
Время, в которое развёртывалась прусская трагедия, поражало контрастами: под благотворным влиянием христианских идей над Западной Европой уже брезжил рассвет эпохи Возрождения, с другой стороны, XII-XIII века были ещё полны средневекового мракобесия, схолястической рутины, религиозного фанатизма.
Тевтонский (Немецкий) католический духовно-рыцарский орден был основан в конце XII века в Палестине во время крестовых походов.
По поручению императора и папы Римского, а также с согласия польского герцога Конрада Мазовецкого орден приступил в 1231 году к захвату земель языческих пруссов и обращению последних в христианство. Войны против язычников считались богоугодным делом, а участие в крестовом походе способствовало духовному спасению. Судьба пруссов была как бы предопределена. Крестовые походы, являясь грандиозными колониально-религиозными экспедициями, составили эпоху в общечеловеческой истории.
С 1209 по 1239 годы во главе ордена стоял Херманн фон Зальца – дипломат, крупный организатор и воин. Орден насчитывал 2000 братьев благородного происхождения из германской империи и к началу походов в Пруссию (1254-1255 годы) представлял собой мощную военно-политическую силу.
Успехам ордена способствовало экономическое и военное превосходство. В начале XIV века западноевропейскими народами был заимствован у арабов порох, что сделало полный переворот в ратном деле. Этот процесс не миновал и орден. Накопив громадный боевой опыт, орден тщательно следил за всякими изобретениями в области вооружения и тотчас же применял их у себя. У ордена была походная, морская и осадная артиллерия. Особым предметом гордости было литьё пушек чудовищных размеров: в 1408 году в Мариенбурге было отлито орудие весом 200 центнеров, обошедшееся в 135 тысяч франков. Нигде в Европе не было ничего похожего, хотя меч долго ещё господствовал в вооружении ордена, а рыцарские панцири и каменные стены замков казались надёжной защитой от ударов врага. Пред Тевтонским орденом открылась, наконец, возможность создания на завоёванной земле собственного государства.
По мере продвижения крестоносцев на Восток они немедленно закрепляли свой успех строительством крепости или замка. Что ни шаг вперёд, то новая твердыня, вокруг которой быстро возникало поселение. До 1410 года в Пруссии было основано девяносто три города, из них шестьдесят в XIV веке. В первые десятилетия XIV века определились в основном административные районы орденского государства.
Звёздное время ордена приходится на XIV век, на период с 1300 до 1382 годов. Образование орденского государства с уникальной системой управления, быстрым заселением территории и прогрессом экономики свидетельствовало о высоком жизненном потенциале. На вершине иерархической пирамиды находились рыцари, олицетворявшие власть в стране.
Пруссия стала важной частью общегерманской судьбы, первоосновой в формировании всего будущего облика немецкой государственности. Благодаря ей, Германия (в первую очередь Бранденбург) была втянута не только в польские и российские дела, но и в международные политические отношения.
Ко времени заката ордена, примерно 250 лет спустя, численность населения крепости с её слободами, Соборного квартала и трёх городов с их слободами достигла почти 10 тысяч человек. Города были очень разными по своему социальному положению, роду занятий и языку.
Система управления государством, созданная Орденом, пережила века – настолько она оказалась продуманной. Новое герцогство (1525 год) могло смело продвигаться в своём развитии вперёд, орден же сошёл с арены исторических событий.
Нет сведений о том, был ли герб присвоен городу или он выбрал его себе сам. Герб представлял собой разделённый горизонтальной чертой щит, на верхней белой половине которого была изображена красная корона, а на нижнем красном поле – белый крест. Цвета красный и белый были общепринятыми цветами для свободных городов. Красная корона была короной богемских королей, белый крест был антиподом чёрного орденского креста."

Ниже стендов стоят витрины со старыми немецкими и прусскими монетами и банкнотами, а дальше витрины с монетами и банкнотами СССР и России, а также юбилейными медалями СССР. В некоторых витринах также присутствовали различные описания. Они в основном повторяли предыдущие описания со стендов о чеканке монет, поэтому приведу только то, что не было изложено.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"...
В XV-XVII веках в Пруссии имели хождение и польские монеты (страна являлась вассалом Польши в 1454-1657 годах): трояк – 3 гроша; полторак – серебряная монета в 1,5 гроша; шеляг – польское название шиллинга; злотый – серебряная монета с 1564 года.
...
Кроме основных монет в XVIII-XIX веках в Пруссии выпускались деньги, являющиеся их производными: зильбенгрошен = 3 гроша; фридрихсдор = 5 талеров; вильгельмсдор = 10 талеров. С 1861 по 1888 годы в Пруссии выпускались деньги достоинством в 10 и в 20 марок с изображением Вильгельма I. В 1781 году, в связи с объединением немецкого княжества в германское государство, страна перешла на золотые и серебряные марки. При обмене денег три новые марки приравнивались к одному талеру. Марка делилась на 100 пфеннигов. В обращении находились золотые монеты достоинством в 5, 10, 20 марок и серебряные – номиналом в полмарки, 1, 2, 3 и 5 марок.
После окончания Первой мировой войны Европу охватило обесценение денег. В 1922 году немецкая марка обесценилась в 10 раз. В январе 1923 года за одну немецкую марку образца 1914 года давали 1000000000000 инфляционных марок! В период инфляции (с 1917 года) в Пруссии в массовом количестве появились эрзац-монеты: местные монеты, жетоны. Так, в Пиллау выпустили 50-пфенниговые монеты из цинка, в Тильзите – монеты из стали. Почти каждый город выпускал бумажные деньги – "нотгельд" (вынужденные деньги).
Особый вид представляли военные деньги: в период Тридцатилетней войны 1618-1648 года, монеты прусского короля Фридриха II в 1740-1786 годах, военные монеты периода Первой мировой войны 1914-1918 годов. Они отличались низкой пробой драгоценных металлов. Во время Второй мировой войны немцы чеканили для оккупированных территорий цинковые монеты, приравненные к полноценной марке.
После ошеломительной послевоенной инфляции последовала быстрая стабилизация курса немецкой марки. Уже в начале 1924 года одни доллар США равнялся четырём маркам. В 1924 году в Германии выпустили рентную марку, равную довоенной марке, на которую можно было купить центнер ржи. Поэтому её прозвали "ржаной маркой". Советский рубль в то время соответствовал двум немецким маркам, один доллар США равнялся советскому рублю.
Выпуск бумажных денег в Европе начался в XVIII веке. Первое время бумажные деньги выступали в качестве банкнот, которые обменивались на золотые и серебряные монеты. В Пруссии в период 1824-1871 годов обращались кассовые чеки – бумажные деньги достоинством в 1, 5, 10, 50 и 100 талеров. После начала Первой мировой войны обмен бумажных денег на золото и серебро в воюющих странах сразу же прекратился и в массовых размерах не возобновлялся. Некоторое время после войны в ходу были серебряные монеты невысокого достоинства."

"Во времена Веймарской республики (1918-1933) Кёнигсберг, как и все другие города Восточной Пруссии, страдал от последствий проигранной войны и внутренних конфликтов, разгоревшихся вокруг вопроса о форме государственного правления; ему пришлось пережить и хозяйственную нужду, он знал времена мнимого расцвета и промышленного кризиса, имел дело с безработицей и политическим радикализмом, однако всё это проявлялось сильнее, чем в других городах, поскольку ни одному другому городу Версальский договор не нанёс такого огромного ущерба, как столице Восточно-Прусской провинции, отдалённой от империи так называемым Данцигским коридором. История двенадцати лет после 1920 года – это история самоутверждения города."

"ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ СССР
Это монеты Госбанка СССР, посвящённые памятным событиям и юбилеям исторических деятелей и деятелей культуры. В отличие от монет регулярного чекана, предназначенных для повседневного обращения, памятные монеты предполагались для коллекционеров и выпускались ограниченным тиражом. Массовая чеканка началась с 1965 года, когда была выпущена монета достоинством в 1 рубль, посвящённая 20-летия Победы, тиражом 60 миллионов экземпляров. Монеты выпускались в честь различных юбилейных событий (юбилей Октябрьской революции), юбилеи выдающихся личностей (юбилей Ленина, Менделеева, Пушкина и др.). крупнейшей серией памятных монет СССР являются памятные монеты в честь Олимпийских игр 1980 года.
В основном выпускались монеты из медно-никелевого сплава достоинством 1 рубль, а с 1987 года также стали чеканить монеты достоинством 3 и 5 рублей. Кроме того, выпускались монеты из серебра, золота, платины и палладия, которые пользовались большой популярностью на международном нумизматическом рынке.
ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ РОССИИ
Юбилейные монеты России представлены несколькими номиналами. Это 1, 2 и 10 рублей.
Однорублёвые юбилейные монеты приурочены к знаменательным датам. Пока их две: 200 лет со дня рождения Пушкина и 10 лет со дня образования СНГ.
Юбилейные двухрублёвые монеты представляют серию "Города-герои" (всего семь городов) к 55-летию со дня Победы, а также годовщине полёта человека в космос (Гагарин).
Основная масса юбилейных монет – десятирублёвые биметаллические монеты. В основном они выпускаются сериями, но есть и те, которые приурочены к датам: 55 лет Победы (Политрук), юбилей полёта в космос (Гагарин), 60 лет Победы. Существует три серии десятирублёвых монет: Древние города, Министерства, Регионы РФ. Каждый год выходят в обращение монеты с новыми древними городами и регионами."

Дальше находится витрина с немецкими медалями, медальонами, молитвенниками и поминальными карточками. Среди всего прочего на витрине приведено описание медали.

"МЕДАЛЬ
(от лат. metallum – металл, нем. medaille, англ. medal), монетообразный памятный знак, обычно из металла, с изображениями и соответствующими поводу чеканки надписями; служат также почётными знаками и знаками, вручаемыми за заслуги.
Помимо медалей военной и спортивной тематики в Германии существовали медали с религиозным сюжетом или чеканенные по особому поводу с изображениями и надписями религиозного содержания: медали в честь Реформации, к дате освящения собора, пилигримская и чумная медаль (нем. Pestmedaille, медаль, изображение и надпись на которой имеют отношение к эпидемии чумы), крестильный пфенниг (нем. Patenpfennig), медали связанные с таинством причастия и бракосочетания, талерообразные медали (относящиеся к Geschenktaler – дарственным талерам), связанные с христианским обрядом крещения, которые использовались в качестве подарка крёстного крестнику. Выпускались и катехизисные талеры с религиозными стихами и изречениями, религиозные талеры (нем. Elaubenstaler) с перечислением свойств христианского бога; "предсмертные талеры" (нем. Sterbetaler) с сердцем и черепом, "брачный талер" (нем. Ehestandstaler) с женихом и невестой в честь бракосочетания, "талеры блаженства" (нем. Seligkeitstaler) с изречениями на тему обещанного христианской религией вечного блаженства."

В следующей витрине расположено собрание банкнот различных государств, там же приведено собственное описание. Выше висит стенд о нумизматике, на нём представлены довоенные фотографии Кёнигсберга (торговый порт, остров Кнайпхоф, здание университета на Парадной площади), а также медали ("К юбилею Иммануила Канта" 2004, "Иммануил Кант" 1992) и гербы ("Кёнигсберг и Пруссия" 1936, Государственный герб Российской империи величайше утверждён 24 июля 1882).

"Появлению денег предшествовал прямой обмен товарами – "бартер". Он возник в период разложения первобытнообщинного строя. В то время функции денег брали на себя те предметы потребления, которые пользовались наибольшим спросом: у одних народов – меха, у других – ткань, у третьих – янтарь и т.д. Часто это был скот. Не случайно латинское слово pecunia, означающее "деньги", происходит от pecus ("домашнее животное"). Со временем всё больше развивалось производство, увеличивался уровень потребления товаров. Появилась необходимость во всеобщем эквиваленте, который бы смог выразить стоимость любой вещи. Эту роль стали играть драгоценные металлы, которые помимо долговечности, могли делиться на части. Но использовать в обмене слитки произвольных размеров было нецелесообразно. Их требовалось как-то стандартизировать: придать единую форму, качество и вес. Так появились первые монеты.
Бумажные деньги получили хождение в X веке в Китае, где, как известно, впервые начали изготавливать и саму бумагу. Первые европейские банкноты появились в Швеции в 1661 году. Первоначально бумажные деньги выпускались коммерческими банками, но с XVIII века это стало исключительно прерогативой государства."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"НУМИЗМАТИКА И ИСТОРИЯ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА
По целому ряду признаков медаль близка к монете. Слово медаль выводят обычно из латинского metallum, через итальянское medaglia, французское medaille, что означает металл. Medaglie назывались многократные (двойного, тройного и четырёхкратного веса) итальянские тестоны (серебряные монеты весом около 9 грамм) с изображением головы правителя, чеканенные в XV-XVI веков.
Основное отличие медали от монеты – то, что медаль не предназначена для денежного обращения. Это не исключало использования медали в качестве средства платежа, если она изготовлена из драгоценного металла – золота или серебра. Такие медали встречаются в монетных кладах.
Говоря о медалях, мы часто добавляем прилагательное "художественные". В этом отношении современная медаль имеет своих далёких предшественников. Ряд монет Древней Греции и Рима – настоящие произведения искусства. Но нужно отметить одно техническое условие, облегчавшее творчество художника: достаточная величина монетного кружка. В Древней Греции это серебряные декадрахмы и тетрадрахмы, римские медальоны и конторниаты, средневековые медальоны и брактеаты (украшения и монеты). Появление современной медали в эпоху Возрождения также совпало с появлением крупных монет (многократных тестонов, многократных дукатов и талеров).
Подавляющая часть медалей носит памятный характер. Крупные античные и средневековые монеты изготовлялись в память тех или иных событий или личностей, увековечения того или иного города, архитектурного сооружения, скульптуры, предметов прикладного искусства и т.п.
Как и монеты, медали имеют форму круга, кружка, чаще всего металлического, но бывают и овальные, прямоугольные или квадратные (последние называют плакетами или плакетками). Один из отличительных признаков медали – её величина. Она значительно крупнее, чем обычная, "ходячая монета; для неё характерен более высокий рельеф. Наиболее близки к медалям памятные монеты. Нередко определить различие между ними бывает затруднительно. На помощь приходят весовые данные: если вес соответствует весу той или иной обращающейся монеты или кратен ему, то при некоторых других условиях (например, форма, содержание надписей, техника изготовления) можно говорить о памятной монете. Говоря о сходстве и различии между медалью и монетой, надо отметить, что значительные группы медалей – литые, т.е. изготовлены только с помощью литья. Такова большая часть ренессансных медалей и часть медалей более поздних, особенно нашего времени. Большинство же литых монет фальшивые.
Современные медали по своей форме, художественным приёмам и технике исполнения невозможно спутать с монетами."

Дальше расположен ряд витрин, имеющих отношение к Восточной Пруссии. Внутри первой находятся медали, значки, монеты (в том числе Российской империи) и накладки на древко знамени Восточной Пруссии. Во второй витрине находится масонская экспозиция, к ней приводится описание масонских знаков и символов. В третьей находится библия с обложкой, там также приведено описание.

"МАСОНСКИЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
Великие Светочи – Библия, Циркуль и Наугольник. Библия олицетворяет волю Господа, покоится в ложе на Алтаре Трёх Светочей (Алтаре Приношения Клятв) вместе с Циркулем и Наугольником. На Библии масонами приносятся все клятвы и берутся на себя все обязательства. При открытии работ она открывается, символизируя Духовный Свет, льющийся с Востока, а при закрытии – закрывается. Открывается Библия, в зависимости от рода масонской организации на различных страницах. В символической ложе это чаще всего I Глава Евангелия от Иоанна.
Наугольник – олицетворяет физическую жизнь человека, Землю. Земля – место, где человек выполняет свою работу, а Небо – символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. В центре эмблемы – буква G. Значение её многогранно: означает не только "Бог" (God), но и "Геометрия", "геометр", поскольку эта наука очень важна для масонов.
Циркуль – олицетворяет нравственную и духовную жизнь.
Молоток – ударами молотка каменщик облагораживает камень, он становится пригодным для строительства. Молоток является символом облагораживания и другого камня – Человека. Масонский молоток используется при проведении ритуальных работ. На престоле Досточтимого мастера Ложи расположены два главных инструмента – молоток и пламенеющий меч. Молоток – символ земной власти, а пламенеющий меч – символ власти духовной.
Лучезарная Дельта (всевидящее око) – треугольник, с помещённым внутрь него оком – знаком просвещённости. Это символ осознания и взаимного внимания к собратьям и миру, напоминание о невидимом присутствие Божества. Лучезарная Дельта говорит о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта – главный масонский символ первого градуса, степени ученика.
Алтарь – жертвенник, часть убранства ложи. "Алтарь Трёх Светочей" представляет собой прямоугольное или треугольное возвышение, на котором обычно покоятся Книга Священного Закона, Циркуль и Наугольник, Конституция Великой Ложи и Внутренний Регламент.
Берцовые кости – символ смерти, часто используется наряду с черепом во многих масонских церемониях, например, во время пребывания кандидата в Камере Размышления перед посвящением в степень Ученика.
Резец – одно из орудий труда Мастера Метки; символизирует преимущества образования.
Отвес – рабочий инструмент Прошлого Мастера; совершенная эмблема непреклонности и прямоты.
Мастерок – орудие труда Мастера Каменщика. Символ распространения связующего цемента братской любви ради завершения строительства великого здания Франкмасонства шапочным камнем.
Пламенеющая звезда – символ Света и Божественного руководства человеческим путешествием по жизни; символ истинного франкмасона, который, совершенствуясь в познании Истины (Учения), сам уподобляется Пламенеющей звезде. В английских ложах символизирует Солнце, освещающее Землю, благословляющее человечество и дарящее жизнь всему сущему.
Пентаграмм – пятиконечная звезда, "Звезда Соломона", древнейший символ, эмблема степени Подмастерья. Своё название "пентальфа" получила, т.к. образована пятью взаимно перекрещивающимися литерами "альфа" – "А". Символизирует стремление к Единому человека и его духовную сущность, Вифлеемскую Звезду и пр.
Мозаичный пол – покрытие пола, состоящее из перемежающихся белых и чёрных клеток, символизирует взаимопроникновение Света и Тьмы, Доброго и Злого начал в мире.
Орёл – один из ключевых символов масонства. Согласно традиции, единственное живое существо, способное не мигая смотреть на Солнце.
Колонна – в масонстве её символизм касается поддержки ложи тремя добродетелями: Мудростью, Силой и Красотой.
Калена (катенарная арка) – от лат. "catena" – "цепь" – особая форма арки, почитаемая в масонстве, арка, образуемая цепью, свободно провисающей меж двух колонн.
Лента – нагрудная, предназначена для ношения талисмана, геральдический атрибут. Масонская лента должна в сложенном виде иметь треугольную форму и оканчиваться на груди острым углом.
Солнце и Луна – два из "мудрых светочей" масонской ложи (третий – Досточтимый Мастер, древнейшие символы и олицетворение Света, в своём единстве Света Вечного, Света Истины."

"Три кёнигсбергские ложи носили прежде всего общественный характер. Начало масонству положили французы и офицеры. Старейшая кёнигсбергская ложа "У трёх якорей" была основана в 1746 году французским офицером, состоявшим на польской службе. После ёё расформирования в 1758 году возникла "Андреевская ложа", в которую входили и русские офицеры, получившая в 1760 году название "Ложа трёх корон". В 1817 году она перебралась в дом на улице Хинтертрагхайм у пруда Шлосстайх. Вторую ложу, "К мёртвой голове", основал в 1772 году юрист и театрал Фридрих Эрнст Йестер, ставший масоном в Париже. Она также действовала в одном из домов у пруда Шлосстайх, причём совместно с организованной позднее ложей "К фениксу". В 1833 году обе эти ложи объединились в одну под названием "К мёртвой голове и фениксу". Третьей была "Иммануилова ложа", созданная только в 1864 году.
Кроме Канта, Хаманна и Грина, которые не принадлежали ни к одной из лож, почти все известные кёнигсбержцы являлись масонами: купцы, профессора, чиновники, богослужители-кальвинисты (но не лютеране), капелланы (армейские священники), многие офицеры и большая часть поместного дворянства. Именно в масонстве впервые были преодолены старые сословные различия. Но всё же масонские ложи являлись закрытыми обществами, которые сами выбирали своих членов."
Фриц Гаузе. Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города.
Германия, издательство Битер, Реклингхаузен, 1994."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Библия (греч. βιβλια – "книга") – собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет (Танах) является священным текстом для иудеев. Он написан на древнееврейском (иврите) и арамейском языках. Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела.
Вторая часть Библии – Новый Завет, собрание из 27 христианских книг – 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в.н.э. на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной не считает. Новый Завет написан на древнегреческом языке, он состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.
Слово "Библия" в самих священных писаниях не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Иудеи свои священные книги обозначали названиями: "Писания", "Священные Писания", "Завет", "книги Завета", "Закон и Пророки". Христиане новозаветные писания называли "Евангелие" и "Апостол".
Евангелие (греч. εναγγέλιον – "благая весть") – жизнеописание Иисуса Христа, книги, почитаемые как священные в христианстве (в меньшей степени ...), в которых описана земная жизнь Иисуса, его рождение, смерть и чудесное воскресение, а также проповеди, поучения и притчи.
Евангелие разделены на четыре книги и составляют часть Нового Завета. Они называются по именам авторов-составителей – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три текста именуются синоптическими (от греч. синопсис – обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.
Евангелие от Иоанна отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других Евангелистов с целью дополнить их. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях."

Выше этих витрин расположены 2 стенда, рассказывающие о Валленродской библиотеке, на каждом стенде присутствует описание. На первом стенде расположены следующие изображения: Кафедральный собор и епископский двор, литография выполнена к 600-летию Кёнигсберга (1855 год), дар Лоренца Гримони, музей "Город Кёнигсберг", Дуйсбург, 2000; Кнайпхоф, Альбертина и Стоа Кантиана, фотоснимок с картины, дар Лоренца Гримони, музей "Город Кёнигсберг", Дуйсбург, 2000; Валленродтская библиотека в Кафедральном соборе, 1902; экслибрис Валленродтской библиотеки. На втором стенде: документ за подписью М.Валленродта, 1629, ксерокопия, Государственный архив Калининградской области; вторая комната Валленродтской библиотеки, 1689, из книги A.Rode. Konigsberg Pr. 1929; портрет Мартина Валленродта (1570-1632), ксерокопия; портрет Йохана Эрнста Валленродта (1651-1735), ксерокопия; О.Эвель, Валленродтская библиотека, 1930, фотоснимок с картины, дар Лоренца Гримони, музей "Город Кёнигсберг", Дуйсбург, 2000.

"БИБЛИОТЕКА МАРТИНА ФОН ВАЛЛЕНРОДА
"Род Валленродов, ведущий начало от славных предков, создаёт ныне эту библиотеку потомкам. Читатель, пользуясь прилежно книжным собранием, прошу, поклонись памяти моих предков".
С середины XVII века книжное собрание Валленродов размещалось в Кафедральном соборе, служившем университетской церковью. Своё название библиотека получила по имени её основателей – старинной дворянской фамилии Валленрод.
Собранная Валленродами библиотека составляла научную и культурную ценность, поэтому Совет Кнайпхофа решением от 5 октября 1650 года передал под неё помещение в Кафедральном соборе (позади органа). С 1673 года библиотека стала публичной. Свободный доступ к её книгам получили профессора и студенты университета.
Комнату, где она размещалась, оформил голландский мастер Зинкнехт (Greger Sinnknecht). С 1688 года под библиотеку была отведена вторая смежная комната. Известный мастер Исаак Рига (Isaac Riga) украсил книжные полки пышной резьбой в традициях барокко. В переходе между двумя помещениями он установил скульптурное изображение женщины – олицетворение Мудрости. Всё это великолепие под готическими сводами сохранилось до 1944 года."

"КАНЦЛЕР МАРТИН ФОН ВАЛЛЕНРОД (MARTIN VON WALLENRODT, 1570-1632) – человек просвещённый, изучавший право в Кёнигсберге и Марбурге, большой ценитель книг, собрал на свои средства великолепную библиотеку по истории, философии, богословию и т.п. В соответствии с описью 1623 года в библиотеке было около 3000 томов. В октябре этого года в доме канцлера в Кёнигсберге случился пожар, уничтоживший всё книжное собрание. М.Валленрод, потратив значительную часть своего состояния, сумел, в какой-то мере, восстановить свою коллекцию: к концу жизни он собрал около двух тысяч книг. Именно эти книги, а также собрание рукописей и исторических документов составили основу знаменитой библиотеки.
В 1629 году М.Валленрод завещал её своим детям с наказом бережно сохранить и пополнять собрание. Библиотеку унаследовал третий сын её основателя граф И.Э. фон Валлерод (Johann Ernst von Wallenrod, 1615-1697), ставший в зрелом возрасте лангофмейстером. В юности он учился в Кёнигсбергском университете, занимался правом и древними языками. Затем путешествовал по многим странам Европы и Северной Америки. В странствиях он неизменно приобретал редкие книги, рукописи, произведения искусства, пополняя фамильную коллекцию.
Основатели уникального книжного собрания – отец и сын Валленроды – как особы знатного происхождения и имевшие особые заслуги перед городом, удостоились посмертной чести быть погребёнными в самом почётном месте упокоения – в усыпальнице Кафедрального собора. На внутренней стороне южной стены храма места их погребения были отмечены надгробными плитами. Но лучший памятник Валленродам в истории культуры – это основанная ими библиотека."

Вдоль следующей стены с витражными окнами находились только витрины. Первой располагается витрина с военными медалями Восточной Пруссии. В следующих двух витринах находятся экспонаты, имеющие отношение к искусству в Восточной Пруссии, в каждой витрине присутствует описание. В четвёртой витрине расположились экспонаты имеющие отношение к торговле, различным ремёслам и другим отраслям жизнедеятельности. А в пятой – медали, значки и другие экспонаты, посвящённые исключительно спорту, также в витрине имеется описание.

"ХОРОВЫЕ ОБЩЕСТВА КЁНИГСБЕРГА
Большую роль в культурной жизни города играли хоровые союзы (мужские, женские, церковные), в которых были и профессиональные певцы, и любители пения.
Певческий союз провинции Пруссия (1862-1906) – участвовал в музыкальных фестивалях и больших музыкальных праздниках.
Певческое общество (с 1818 года), объединяло ряд крупнейших хоровых коллективов; участвовало в певческих праздниках, на которых исполнялись монументальные сочинения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Р.Шумана, И.Брамса и др. Последние значительные выступления – Баховский фестиваль 1936 года и участие в исполнении Девятой симфонии Л.Бетховена в 1944 году в честь 400-летия Альбертины.
Певческое общество железнодорожников – хоровой коллектив работников Кёнигсбергской железной дороги (10-20 годы XX века); Певческое общество учителей (с 1910 года) – участник многочисленных фестивалей; Певческое общество академиков (с 1913 года) – хоровой коллектив преподавателей учебных заведений Кёнигсберга. Мужской хор булочников (Gesangverein der Bäckerinnung, 1935-1938 годы); Мужской хор парикмахеров (Gesangverein der Friseurinnung, 1892 год).
Певческий институт (с 1799 года) – хоровой коллектив, объединявший профессиональных музыкантов и любителей – проводил концерты для широкой публики и "семейные концерты с чаепитием". Такая форма пропаганды музыки стала популярной в Кёнигсберге в начале XIX века.
Общество друзей песни (Verein der Liederfreunde, 1856 год) – объединяло ряд хоровых коллективов и являлось участником фестивалей "Музыкальной академии".
Мужские хоровые общества (Männergesangverein) – "Мелодия" ("Melodia"), "Талия" ("Thalia"), "Лидертафель" – мужской хор и любительское общество-братство, созданное в 1824 году на основе певческого кружка.
Женские хоры Кёнигсберга (20-40 годы XX века) – участвовали в фестивалях, певческих праздниках, в т.ч. в Восточнопрусской неделе в 1921 году, в Баховском фестивале 1936 года."

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
279+777+830=? Если вы бот, то укажите сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +..+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр