Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

"СОЗДАНИЕ ИНКВИЗИЦИИ
Инквизиция (от латинского inquisition – расследование, розыск) – особый следственный и судебный орган при католической церкви в XIII-XIX веках, главная задача которого – борьба с ересями и инакомыслием. Учреждён папой Иннокентием III (1198-1216). Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вёл его инквизитор, бывший одновременно и судьёй, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своём "преступлении", кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки.
Первоначально (с 1204 года) на юге Франции судебные разбирательства осуществляли монахи цистерианского ордена. При папе Гонории III (1216-1227) папская инквизиция распространилась и на территорию Италии. В 1231-1235 годах папа Григорий IX (1227-1241) передал функции инквизиции монахам доминиканского и францисканского орденов и к 1232 году ввёл постоянные инквизиторские трибуналы в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, а позднее в Мексике, Бразилии, Перу. Приговорами инквизиции сотни тысяч людей были обречены на смерть за предполагаемую связь с дьяволом и колдовство. Её жертвами стали выдающиеся мыслители и учёные прошлого Ян Гус, Джироламо Савонарола, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Томмазо Комианелла, Николай Коперник. В большинстве стран Западной Европы инквизиция была уничтожена как судебное учреждение в XVIII веке. Последняя казнь по приговору инквизиционного трибунала состоялась в 1826 году в Валенсии.
В глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Неоценимую помощь в борьбе с колдовством оказали инквизиции великие схоласты – так называют христианских богословов, которые в XIII-XIV веках предприняли попытку научной систематизации христианского мировоззрения. К числу вопросов, которыми в то время занимались схоласты, относился и вопрос о природе колдовства. Августий Блаженный учил, что любой из видов колдовства по сути своей есть договор между колдуном и дьявольскими демонами. Так называемая "сделка с дьяволом" глубоко оскорбительна для Бога. Поэтому все колдуны суть предатели христианской веры и должны быть наказаны как еретики. Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. С помощью демонов колдуны умеют создавать новые тела путём сочетания разнообразных элементов, например, из ила порождать лягушек, змей и червей. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Это семя попало на благоприятную почву инквизиции, которая отыскивала в учёных трудах схоластов всё новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были "признаваться". Так с помощью богословской премудрости плодились безумные бредни о происках дьявола, его демонов и приспешников-колдунов.
Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Ареной для проведения подобных процессов стали Южная Франция, Северная Италия и Юго-Западная Швейцария.
Фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую "ведовскую секту", созданную и направляемую самим дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви.
Сатанинские цели и коварные методы этой секты инквизиторы разоблачали в так называемых трактатах о ведьмах, число которых множилось с поразительной быстротой. Авторы этих трудов, опираясь на показания, полученные под пытками у обвинённых в колдовстве, а также на фантазии учёных-схоластов, создавали новую демонологию. Первый значительный труд такого рода, "Муравейник" ("Formicarius"), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах. В этой книге объединены отдельные элементы зарождавшейся одержимости ведовством: ведьмы и колдуны входят в ведовскую секту, летают по воздуху, принимают звериное обличье, убивают младенцев во чреве матери, приготовляют колдовскую мазь из детских трупов, сеют ненависть и раздор, распаляют похоть и совершают немало других злодеяний.
На протяжении XV века представление о "дьявольских ведовских сектах", изложенное Иоганном Нидером в "Муравейнике", пополнилось рядом других трактатов о ведьмах. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы. Например, Никола Жаке, чьё полемическое сочинение "Бич еретиков", вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством.
Заключение сделки с дьяволом представляли себе так: стоило женщине, сокрушённой трудностями или по иным причинам, разочароваться в своей жизни, как в час уединения перед ней представал дьявол. Являлся он всегда в самом привлекательном обличье: как прекрасный юноша, охотник, солдат или благородный господин, в чёрной, зелёной или пёстрой одежде. Непременно притворялся её искренним другом. Голодным ставил на стол угощенье, бедным сулил деньги, гонимым обещал защиту, несчастных утешал, падких же до земных радостей манил обещаниями весёлой жизни. И стоило только женщине довериться искусителю или не сдержать свою алчность, как незнакомец называл цену за предложенные услуги: отречение от Бога и святых, вступление в ведовскую секту и плотскую преданность ему, великодушному утешителю и помощнику. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Ведь дьявол немедленно скреплял сделку: неистово наступая не нерешительную, тысячами уловок и льстивых посулов принуждал её стать его возлюбленной. Когда же соглашение с дьяволом заканчивалось подобным образом, он скреплял его ещё и письменным документом. Для этого он расцарапывал руку соблазнённой им женщины и заставлял её подписать приготовленный заранее договор собственной кровью. И, наконец, он оставлял на её теле "дьявольскую отметину" – маленькое тёмное пятно, которое было совершенно бесчувственным. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с дьяволом.
Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим дьяволом сопровождались кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш. Ещё в 1000 году Церковь считала полёты людей по небу языческими байками, однако, спустя 250 лет признала их возможными".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"ПЫТКИ И КАЗНИ ВЕДЬМ
В ходе судебных процессов инквизиции широко применялись пытки. Официальный статус пытке в ходе ведения следствия придал в 1252 году папа Иннокентий IV (1243-1254). Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. В своде общегерманских уголовных законов "Каролина" (1532 год) в статье 58-й говорится: "... проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному". Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всём угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими "сатанинское ведьмино отродье". Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным, и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись помногу раз. Соответственно велико было и число тех, кто в руках своих мучителей лишался чувств, умирал или кончал жизнь самоубийством.
Однако это не только не останавливало фанатиков-судей, но, напротив, считалось ещё одним доказательством коварства нечистой силы. Ведь они считали, что те, кто лишился под пытками чувств, были вовсе не жертвами суда, а всё теми же жертвами Сатаны, отбиравшего у них жизнью. Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591-1635) резко клеймил это судейское безумие. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. "Пожелай я испытать вас, а затем вы меня – в колдунах оказались бы мы все".
Во время пыток на ведовских процессах мужчин раздевали догола или по пояс, а женщин облачали в специальное просторное одеяние. Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Начинался он с использования тисков – специальных металлических приспособлений, в которых обвиняемому постепенно сжимали пальцы, вначале поодиночке, а затем все вместе. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него "испанский сапог" – гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу всё туже затягивалась под голенью. Тому кто продолжал настаивать на своей невинности, связывали руки и вздёргивали на "дыбе" – способ, который мог быть ужесточён подвешиванием к телу обвиняемого различных грузов. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью верёвочных лебёдок – так называемая "растяжка".
Наряду с "обычными" пытками судьи могли использовать и другие средства. Не было пощады никому, ни детям, ни старикам. Те немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными.
В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток.
Кому же удавалось освободиться? Можно выделить три группы людей, участь которых была различна. Некоторых суд освобождал ещё до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Они попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.
В другую группу входили мужчины и женщины, которых оправдывали за недостаточностью доказательств. Однако обретённая ими свобода была призрачной, ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, а может быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидать свой дом и двор им воспрещалось.
К третьей группе освобождённых принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Для них, в особенности для женщин изгнание часто было равнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми, скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.
Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я "Каролины": "Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказанным быть смертью, и кару эту должно свершить огнём".
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осуждёнными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник ещё раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от "ведьминого костра" не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казнённых пособников дьявола.
Даже монах Мартин Лютер (1483-1546), "отец Реформации", боровшийся с мракобесием и устаревшими догмами Средневековья, писал в 1522 году: "Колдуны и ведьмы – суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насыпают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и не счесть числа проискам дьявола".
Согласно легенде, последний средневековый суд над ведьмой в Кёнигсберге состоялся в 1697 году. Судили 14-летнюю девушку, судили мучительно и присудили к смертной казни. По мрачным законам того времени она была обезглавлена и голова её была сожжена".

После того, как мы покинули форт, решили обойти его вокруг по часовой стрелке. Пройдя вдоль казарм левого крыла, увидели прифортовую постройку, возможно, оно использовалось для укрытия от бомбёжки немцев, прикрывающих форт с фланга. Рядом установлена небольшая памятная доска.

"6 апреля 1945 года штурмовая группа 1-го батальона 806 стрелкового полка 235 стрелковой дивизии с боем подошла вплотную к форту с запада, блокировала его, что обеспечило продвижение остальных подразделений этого полка. При блокаде отличились:
лейтенант Джабаев М.
сержант Кондруцкий А.И.
7 апреля 1945 года воины 2-го батальона 550 стрелкового полка 126 стрелковой дивизии вели завершающие бои за форт №5. К утру 8 апреля 1945 года гарнизон форта капитулировал. В этих боях отличились:
ст.лейтенант Ткаченко И.И.
мл.лейтенант Ишкинин И.И.
сержант Саламаха А.М."

При взгляде с этой стороны на форт, не было видно ничего, только густая растительность сохранила очертания форта, по характерному выступу можно было понять где находится боковой полукапонир. Во рву валялся ствол дерева, на котором грелись утки разных видов, к сожалению, приближение на камере было недостаточным, чтобы запечатлеть их во всей красе. Чуть дальше, когда мы прошли вдоль левой стороны форта, на углу стояла ещё одна памятная доска.

"К утру 8 апреля 1945 года решительными действиями подразделений 2-го батальона 550 стрелкового полка 126 стрелковой дивизии был завершён разгром гарнизона форта. В этом завершающем бою наиболее отличились:
ст.лейтенант Бабушкин Р.Р.
лейтенант Сидоров И.П.
старшина Меренков П.И.
старшина Шубин А.П.
ст.сержант Малыгин Г.А.
сержант Курасов В.М.
рядовой Полупанов В.К.
рядовой Чирков Ф.Т."

А пройдя перед фортом, на другом углу мы увидели ещё одну памятную доску.

"6 апреля 1945 года штурмовая группа 801 стрелкового полка 235 стрелковой дивизии с боем подошла вплотную к форту и блокировала его, обеспечив продвижение остальных подразделений. В этом бою отличились:
лейтенант Нырков Г.М.
рядовой Дворский И.И."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Проходя дальше вдоль правой стороны форта, мы заметили ещё уток, они очень интересно плыли, три утки шли шеренгой на удалении примерно метр друг от друга, ещё три утки шли колонной примерно с таким же удалением, остальная стая шла вразброд. Здесь у меня кончился второй аккумулятор к фотоаппарату и ещё пару фоток уток я сделал первым, тогда и он кончился окончательно.
Дойдя почти до угла, где начинается военная техника, мы обнаружили памятник Героям штурма форта, на нём в барельефе были запечатлены бойцы, идущие в атаку, а ниже были выбиты фамилии 15 человек, которым было присвоено звание Героя Советского Союза за взятие форта №5, в том числе посмертно. Дальше от форта в сторону Советского проспекта шла аллея с посаженными вдоль ёлками. А непосредственное за памятником находится кирпичное укрытие, идентичное тому, что мы видели с левой стороны. Оно более сильно пострадало от боевых действий, видимо, поэтому памятник был поставлен вплотную к зияющим дырам, чтобы туда не лазили. Мы прошли по аллее до проспекта, в этом месте стоит стела с надписью "Калининград", но что странно, ни возле стелы, ни на самой аллее нет ни одной лавки, как впрочем, и у самого форта. Недалеко от разрушенного ДОТа стояла крошечная постройка, возможно, её когда-то использовали как ларёк. Сейчас оно пустует, внутри ничего нет, а рядом, похоже, были скамейки и столики, от которых остались только столбики. Вот там мы и присели на импровизированную скамейку – неприбитая доска просто лежала на столбиках. Посидели немного, пока ждали такси, решили шикануть и возвращаться в Светлогорск не автобусом. Ждать пришлось всего 40 минут, с учётом того, что звонок я сделал от памятника Героям штурма форта, не так уж и много. Прошлись оттуда к скамейке, посидели немного, обсудили увиденное, за 5 минут до подъезда такси позвонил оператор, тогда вышли к разрушенному ДОТу, и через несколько минут такси подъехало на стоянку.
По приезду в Светлогорск сходили поужинать в "Круассан-кафе", а потом решили ещё немного оторваться и зашли в "Корвет" попить кофе с пироженками. День абсолютно удался, даже, несмотря на то, что я не попал на СРТ и в конце кончились аккумуляторы.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

3 августа (среда) встретил солнечным утром с лёгким ветерком, поздний завтрак в "Круассан-кафе" и прогулка после него растянулись далеко за полдень. По такому случаю, мы собрались на пляж и всю вторую половину дня провели там. А по пути на пляж на променаде заметили девчонку, одетую в наряд ангела – белое платье с крылышками и нимбом над головой. Жаль, что поздно заметили, она уже достаточно сильно удалилась, и я сфотографировал её со спины, если так можно сказать, из последних сил.
На пляже народа было много, что называется яблоку негде упасть, но это слева от "капитанского мостика", справа от него народа было меньше. Купалось народа ещё меньше, либо из-за волнения на море, либо из-за недостаточно комфортной температуры воды. Самому искупаться получилось пару раз, но занятие было не из приятных, и не столько из-за холодного моря, сколько из-за волнения. Сложно было даже просто плыть, не то, что уже отдыхать на спине, волны так и норовили захлестнуть. Примерно к 20 часам стало немного прохладно для загорания, и решили завершить пребывание на пляже.
После пляжа зашли в номер, и пошли ужинать в "Корвет", после чего немного погуляли по центральной части города. Когда вернулись в номер, то я заметил, что поменянные с бельём полотенца имеют символику санатория "Янтарный берег", этот факт показался мне забавным. На этом и завершился этот день.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

4 августа (четверг) начался, как и предыдущий день, ясной погодой и лёгким ветерком. После завтрака мы никак не могли решить, поехать ли в Калининград или остаться и пойти загорать на пляж. С одной стороны день не обещал быть более теплым, чем вчерашний, т.к. изредка кое где можно было наблюдать отдельные облачка. С другой стороны полагаться на прогноз, что вся неделя будет солнечной, тоже не хотелось. Хотелось использовать каждый солнечный день для загорания и купания, но и в Калининград съездить тоже хотелось. Решили пойти на променад с пляжными принадлежностями и там уже принять окончательное решение на день. У "Корвета" немного позанимался фотоохотой на птичек и местных кошаков. На променаде оказалось, что сделать это не просто, волны были меньше, чем вчера, однако, ветерок казался немного прохладнее, а из-за дюны начали наползать облака, закрыв пляж от солнца. Всё-таки, немного подумав и обобщив ситуацию, решили ехать в Калининград. Поднялись в номер, сменили гардероб и отправились на автобусную остановку.
В этот раз при выезде из Светлогорска удалось, хоть и несколько смазано, запечатлеть бывшую баптистскую капеллу, которая находится на Калининградском проспекте справа на подъёме от озера Тихого к железнодорожному переезду у вокзала "Светлогорск-1". Дальше, по дороге на Калининград хотел сфотографировать гнездо аистов, но немного опоздал, началась листва, из-за которой в принципе можно различить гнездо, да ещё стекло автобуса бликануло. Ещё дальше у дороге находился памятник-танк, который я никак не мог поймать в фокус, в этот раз вроде получилось, только пришлось взять панораму побольше, т.к. при такой попытки 2 августа вошла только вторая половина танка.
В плане на день у нас были остров Канта (бывший Кнайпхоф), Рыбная деревня и район улицы Кутузова (бывший Амалиенау). Автобус ехал до Северного вокзала, поэтому дальше надо было добираться на другом транспорте, решили взять такси. Но сначала прошлись мимо вокзала, запечатлели старый паровоз, вышли на площадь Победы и сделали там несколько снимков, дальше пошли к торговому центру "Европа", у которого есть стоянка такси. Перейдя через Ленинский проспект, увидели на противоположной стороне в доме на втором этаже магазин свадебных платьев, жене понравилось название – "Замуж от Борисыча". Рядом со стоянкой такси девушка продавала яблоки, а у коробок лежал грустный пёс.
На такси мы подъехали к Медовому мосту, у моста в воде растут кувшинки, а перед входом на мост установлены ворота и калитки. Мост был разводным, некоторые конструкции ещё остались, но сейчас она не используется. Боковые части имеют покрытие из брусчатки, а центральные (разводящиеся) части имеют покрытие из дерева. На острове много статуй и фигур, но нас больше интересовал Кафедральный собор и его музей. Собор является очень внушительным строением, но всю его внушительность можно почувствовать, только подойдя к нему, тогда понимаешь насколько большая эта махина. Рядом с собором на площадке стоят камни и кресты, я предположил, что это здесь хоронили известных людей. На углу от входа в собор стоял стол, на котором лежали облачения средневековых рыцарей, здесь можно было примерить их на себя и сфотографироваться, при нас мальчишку одевали в кольчугу. Мы вышли на площадку перед входом, мне захотелось сфотографировать фасад собора, чтобы он полностью вошёл в кадр, но сделать это оказалось непросто, надо было достаточно далеко отходить. В итоге у меня это не получилось, закончилось место перед собором, дальше уже были деревья. Слева от входа лежал закладной камень с фундамента Кёнигсбергского замка, сверху на нём были вырублен крест, а над ним корона. Перед входом высели стенды с информацией о соборе, которую привожу ниже, вся информация приведена на русском и немецком языках.

"УНИКАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОЩУТИТЬ ДУХ ЭПОХИ И.КАНТА, ИСТОРИЮ ОСТРОВА КНАЙПХОФ.
Стены, своды и витражи Кафедрального собора, восстановленные из руин, говорят о преемственности культур и о новой жизни этого исторического памятника.
"ИСТОРИЯ О.КНАЙПХОФ":
коллекция древностей земли Прусской II века до нашей эры – XVI века нашей эры, "Виды города" XIX-XX веков.
"ИСТОРИЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ РУИН":
фресковые росписи – фрагменты первоначального живописного убранства собора из архива Р.Детлефсена, коллекция фотоснимков XIX-XX веков, материалы по восстановлению собора 1992-2002 годов.
"ИММАНУИЛ КАНТ, ЕГО ЖИЗНЬ И ЕГО ГОРОД":
памятные медали и плакетки XVIII века, предметы быта, гравюры Ф.Ларса.
"ЗАЛ ВАЛЛЕНРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ":
коллекция редких книг, монет, орденов и медалей с XVII века по настоящее время.
Открыты православная и протестаско-лютеранская часовни.
По субботам в Кафедральном соборе звучит живая музыка.
Два раза в месяц читаются лекции из цикла "Живая классика"."

"КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Музейный комплекс работает с 10:00 до 17:00.
ДЛЯ ВАС ОТКРЫТЫ:
I этаж: православная часовня, евангелическо-лютеранская капелла;
II-IV этаж: история города, острова Кнайпхоф, история собора, И.Кант, Кёнигсберг, Валлеродская библиотека, Альбертина.
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ ДЛЯ:
взрослых – 100 рублей
учащихся – 40 рублей
иностранных туристов – 150 рублей
иностранных студентов – 75 рублей
фото-видео съёмка для граждан РФ – 50 рублей
фото-видео съёмка для иностранных граждан – 60 рублей
экскурсия для граждан РФ – 80 рублей
экскурсия для иностранных граждан – 350 рублей
все вырученные средства поступают на дело восстановления собора."

"КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ XIV ВЕКА
Собор посвящён Святейшему телу Господа нашего Иисуса Христа и прославленной Деве Марии, Его Матери Богородице и всем Святым.
Грамота 1335 года.
Общая длина Собора – 93,3 м.
Ширина – 30,2 м., высота – 32 м., башня со шпилем – 57,75 м.
Датой начала строительства считается 1333 год, освящение Собора состоялось в 1351 году. Собор строился Тевтонским орденом как римско-католический. В 1528 году Собор перестал быть католическим и перешёл во владение Кнайпхофа. В 1544 году решением герцога Альбрехта его передали университету. Собор перестал быть Кафедральным, но название сохранилось по привычке.
В 1944 году в результате бомбардировок английской авиации Собор сгорел, и много лет его руины являлись образом людского бессердечия.
В 1992 году начаты восстановительные работы."

Войдя внутрь, попадаем в маленький холл, из него можно пойти направо в православный приход, ничего особенного там нет, либо налево в католический приход, туда я не заходил. Прямо за дверьми находился органный зал, туда мы тоже не заглянули, пошли сразу в музей, для того чтобы туда попасть надо было подняться по винтовой лестнице на второй этаж. Поднявшись, оказываемся в небольшой комнате с картинами с видами Кёнигсберга и остатками отделочных камней, кроме того, здесь находится сувенирная лавка, а в центре стоит стеклянный куб для сбора средств, на что не знаю. Наибольшее внимание к себе привлекают картины "План Кёнигсберга 1613 года" и "Вид на остров Кнайпхоф со стороны Зелёного моста". Из этой комнаты нас направляют в комнату истории Кёнигсберга и Кафедрального собора. Как раз из неё выходила группа туристов из Германии, одни бабульки и дедульки, но живенькие. Они были с экскурсией, но экскурсия была очень быстрой, т.к. пока я изучал эту комнату, они успели подняться на верхние этажи и спуститься обратно.
В этой комнате было наибольшее движение людей, поэтому я не смог фотографировать всё в правильном порядке, но постараюсь восстановить всё по памяти и буду описывать комнату по часовой стрелке. По периметру комнаты на уровне пояса приведены изображения гербов различных личностей имевших отношение к краю. Вначале рассказывается история Кафедрального собора и приводятся фотографии 1930-х годов, августа 1944 года после англо-американской бомбардировки Кёнигсберга и 1960-х годов.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Прошли столетия изменяющейся истории.
Суверенно и спокойно стоит он в этом несовершенном мире,
оглядывается в прошлое, в котором пролито столько крови,
и полный надежды, с заботой о мире смотрит в будущее".
Графиня Марион Денькоф (Германия).
ИСТОРИЯ СОБОРА. ДАТЫ.
1322, 20 мая
Епископ Иоханнес Кларе и ландмайстер Фридрих фон Вильденберг обменялись в старом Кафедральном соборе в Альтштадте грамотами, по которым Орден уступил епископу восточную часть острова Кнайпхоф для строительства нового Собора.
1320
Епископ Иоханнес Кларе приступил к строительству Собора на Кнайпхофе. В фундамент будущего здания было забито несколько сотен дубовых свай. Строительство началось с возведения восточных хоров. В планах епископа было строительство кирхи, выполнявшей оборонительно-крепостные функции. Против таких планов выступил магистр Тевтонского Ордена Лютер Брауншвайг, строительство было приостановлено.
1333, 9 сентября
В "Предписании" Ордена были уточнены планы строительства собора, согласно которым вместо крепости должна быть построена простая кирха, с менее толстыми стенами и без военных приспособлений.
До 1351
Состоялось освящение собора. В плане он представлял собой хор, приходскую кирху в виде базилики, с западной стороны к зданию примыкали две башни. Собор посвящён Иисусу Христу и Деве Марии.
1380
Окончательно завершено строительство Кафедрального собора на Кнайпхофе, которое длилось более 50 лет.
1382
Началась перестройка собора. Была возведена зальная кирха с тремя нефами.
1523, 27 сентября
Собор становится лютеранским. Сподвижник Лютера Иоханнес Брисманн, ещё в одеянии францисканца, прочитал в Кафедральном соборе первую евангелическую проповедь.
1525, 10 мая
Собор переходит во владение города Кнайпхоф и становится его общинной кирхой. До этого Кёнигсбергский собор был главнейшей кирхой епархии, но в связи с расформированием Соборного капитула, потерял значение кафедрального собора.
Собор был местом погребения герцогов и самых почётных жителей города.
1544, 10 марта
Пожар на Кнайпхофе уничтожил деревянные части двух башен Собора. Позже, по чертежу придворного столяра Ханса Вагнера, они были заново отстроены. Свой облик собор сохранил до 1944 года.
1901-1907
Большая реставрация собора под руководством Р. Детлефсена, консерватора исторических памятников Кёнигсберга.
1944, 29-30 августа
Произошла бомбардировка Кёнигсберга английской авиацией. Собор был сильно повреждён.
1993
Немецкий центр ремёсел и ухода за памятниками (г. Фулда) под руководством профессора Манфреда Гернера и государственное учреждение культуры "Кафедральный собор" под руководством Игоря Александровича Одинцова начинают восстанавливать собор."

Дальше приводятся изображения фресок собора и рассказ о них, ещё дальше висят ещё несколько фотографий собора, а ещё дальше висит памятный знак первому переводчику библии на литовский язык.

"ФРЕСКИ В ХОРАХ СОБОРА
Помимо непосредственного возведения стен Собора на епископе Йоханнесе Кларе лежала забота и о его внутреннем убранстве. Сразу же по завершению строительства хоров Кларе поручил способному к рисованию строителю, имя которого, к сожалению, неизвестно, украсить внутренние стены хоров циклом фресок. Прообразом изображений послужили иллюстрации из рукописной Библии, составленной в 1324 году доминиканским монахом Людольфом фон Закзен в Штрассбурге. Рукопись быстро разошлась во многих экземплярах, один из которых и приобрёл епископ.
Книга состояла из 42 глав, в каждой из которых содержалось по 100 латинских стихов о чудесных деяниях из Ветхого и Нового Заветов. В каждой главе находилось четыре иллюстрации, таким образом, во всей рукописи их было 168. В церковном искусстве подобные сцены до этого были представлены только в росписи по стеклу. Епископу пришла новая мысль разместить изображения в два ряда по внутреннему периметру хоров. Несмотря на то что художник не имел больших заслуг и использовал в своей работе общепринятые приёмы, его фрески отличались достаточным своеобразием и живостью. Тогда не стояло задачи создать настоящие произведения искусств. Изображаемые сцены должны были служить прежде всего выражением христианского благочестия. Фрески эти считались по своему уникальными для искусства средневековья, несмотря на то что однажды они стали предметом подражания в росписи орденской кирхи в Арнау в конце 14 столетия. От соборных фресок к моменту реставрации 1901-1907 года сохранилось лишь 20 картин, но и этого достаточно, чтобы составить представление обо всей росписи.
До настоящего времени фрески не сохранились. Здесь представлены копии из архива Р. Детлефзена (город Ольштын).
1. Бегство в Египет.
2. Мозес и народ Израиля принимают закон.
3. Геральдические сценки.
4. Сатана побеждён воскресшим Христом.
5. Давид убивает Голиафа.
6. Хороший пастух.
7. Элиас едет в небо.
8. Строительство Вавилонской башни.
9. Элиза наполняет масляный кувшин.
10. Сатана побеждён святой юной девой.
11. Погребение Абнерса.
12. Наэми и обе женщины."

"Памятный знак. Ионас Бреткунас, первый переводчик библии на литовский язык. Скульптор – А. Василяускайте. Бронза, 2002.
"Для Пруссии было большим счастьем, что последний гохмейстер стал первым герцогом. Поэтому в 1525 году не произошло переоценки ценностей, не везде на место старых пришли новые люди. все епископские земли перешли в ведение герцогской администрации. Вместо соборного капитула появилась консистория в качестве государственного ведомства.
Отныне в Кёнигсберге существовало только семь церквей: три старые городские – для жителей трёх городов, Замковая – для жителей Замковой слободы, госпитальная – для больных в госпитале, и две небольшие церкви – св. Николая в Штайндамме и св. Елизаветы в Закхайме.
Характерным для Реформации было то, что каждый человек имел право слушать Евангелие на родном языке.
Людей, говоривших на литовском и польском языках, в Кёнигсберге было много. Штайндаммскую церковь в то время перестроили и назначили сюда так называемого польского проповедника. Читали здесь проповеди и по-литовски. Литовским проповедником в конце столетия был ИОГАНН БРЕТКЕ. Использование одной церкви двумя общинами, да к тому же с сильно колебавшимся числом прихожан, приводило к неблагоприятным ситуациям.
В 1603 году литовцы получили бывшую церковь св. Елизаветы в Закхайме. Первым "литовским" священником стал Лацарус Зенгшток, родившийся в Любеке и выучивший литовский язык в Мемеле, будучи там капелланом".
Ф.Гаузе "Кёнигсберг в Пруссии.
История одного европейского города", 1994."

Выше висят модели щитов с различной геральдикой. Ниже лежат кирпичи с различными следами животных и птиц, а также с различными клеймами, а дальше стоят витрины с находками из железа – дверные петли, детали мебели, ключи и многое другое. Кроме того, в одной витрине находились карты "Завоевание Пруссии Тевтонским орденом и борьба пруссов за независимость в XIII веке" и "Карта продвижения Тевтонского ордена, 13 столетие" с описанием завоеваний и девизом ордена: HELFEN – WEHREN – HEILEN (ПОМОГАТЬ – ЗАЩИЩАТЬ – ЛЕЧИТЬ). Там же было ещё одно описание фресок собора и пара фигурных кирпичей с изображением исторического костюма магистра Тевтонского ордена XIV века.

"ФРЕСКИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Большинство фресок Собора представляло собой стилизованные рыцарские гербы Тевтонского ордена и так называемых "военных гостей ордена" – приглашённых Орденом для участия в своих "крестовых походах" рыцарей из разных стран. Собор стал своего рода мемориалом военной славы рыцарства, своеобразной летописью событий прошлого."

"ЗАВОЕВАНИЕ ПРУССИИ
Тевтонский рыцарский орден по поручению императора и папы Римского приступил в 1231 году к захвату земель языческих пруссов и обращению последних в христианство. Весной 1231 года орденские братья во главе с Германом фон Бальк, переправились на восточный берег Вислы, где построили вальное укрепление, назвав его Торн. По мере продвижения для закрепления своих владений орден строил замки. Двигаясь из Торна вниз по течению Вислы, рыцари заложили в 1237 году Эльбинг, в 1239 году Бальгу и в 1241 году Браунсберг и приблизились к нижнему течению Прегеля. На 1239-40 годы орден имел 21 укреплённый пункт. В 1242 году на захваченных орденом территориях пруссы начали восстание, которое длилось около 7 лет. После подавления восстания орден приступил к дальнейшему завоеванию прусских земель. Во главе с чешским королём Отакаром была захвачена Самбия (Замланд). В результате наступления был основан Кёнигсберг (1255). После подавления второго восстания (1260-1272 годы) орден приступил к завоеванию прусских земель Надровии и Скаловии. К 1283 году рыцари вышли к реке Мемель (Неман), где в 1289 году построили крепость Ландсхут (Рагнит). Основная территория Пруссии была покорена. Началось её освоение и улучшение обороны от нападений со стороны Литвы. Из-за отсутствия дорог основной транспортной артерией была река Прегель. От Кёнигсберга вдоль неё было построено большое количество замков: Арнау (1302), Тапиау, Велау (1320), Таплакен (1310), Норкиттен (1320), Инстербург (1336) и другие."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"КАК ИЗГОТАВЛИВАЛИ КИРПИЧ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
За тысячелетнюю историю кирпич прошёл длительный путь развития.
Качество кирпича всегда зависело от сырья: от сорта глины, её жирности и примесей, от воды, повышенная жёсткость которой приводила к ломкости кирпича. Из-за отсутствия дорог в то время средневековые мастерские использовали глину местного происхождения.
Большемерный брусковый кирпич – основной строительный материал средневековых строений, главное достоинство которого – повышение производительности труда каменщика.
Формовка подобного кирпича проводилась на деревянном столе. Мастер брал в руку необходимое количество глины и старался заполнить деревянную форму за один раз. Затем в форму заталкивались дополнительно кусочки глиняной массы, особенно в углы, а лишнюю глину мастер сгребал рукой или дощечкой. Потом форма переносилась на плоскую площадку, посыпанную песком, и кирпич осторожно вытряхивался. Все инструменты и стол обильно посыпались песком, чтобы к ним не прилипала глина. В качестве формы использовались простые четырёхугольные рамы из досок с ручками для переноса.
Сушился кирпич на плотно утрамбованной песчаной площадке, через сутки его ставили на ребро. Потом кирпич складывали, и сушка продолжалась под открытым небом в течение месяца. После этого кирпич обжигался в печах. Цвет кирпича позволял судить о степени его обжига и прочности. Поверхность кирпича сохраняла отпечатки следов животных, трав, дождя.
Характерная черта большемерных кирпичей – продольные борозды не его поверхности. Они появлялись, когда мастер рукой убирал из формы излишки глины, такие кирпичи получили название "пальчатка". Кроме того, "пальчаткой" добивались усиления прочности кладки за счёт лучшего сцепления. Впоследствии мастера специально стали проводить пальцами по сырой глине, это служило своеобразным "товарным знаком".
Мастера в крупных городах раньше начали применять дощечку для удаления излишков глины. Поэтому в городских строениях чаще встречается гладкий кирпич.
Большемерный кирпич отличает большая толщина, доходившая до 10-10,5 см. такой кирпич применялся, в основном, при строительстве замков. Кирпич меньшей толщины использовался при строительстве культовых и гражданских сооружений.
Профильный кирпич мог быть декоративным и конструктивным. Конструктивный служил для соединения отдельных элементов здания, находящихся в разных плоскостях, с его помощью выкладывались острые и тупые углы.
Декоративный кирпич применялся для наличников окон, карнизов, элементов тяг. Профильный кирпич изготовлялся тремя способами: формовочным, вырезанием из сырой заготовки и обтёсыванием. Основу строительного раствора с Средневековье составляла известь. Причём качество извести было очень важно и проверке его уделяли особое внимание. Известь мешалась с песком, и хорошая известь должна была брать песка в равном количестве к своему собственному весу. Для проверки прочности извести свежим раствором поливали семь кирпичей, положенных друг на друга. Эту стопку пытались поднять через 12 часов, взявшись только за верхний кирпич. Известь считалась негодной, если приставал только один или два кирпича."

Дальше в углу в витрине находится костюм рыцаря Тевтонского ордена. На следующей стене по обе стороны от окна висят большие круглые знаки, напротив окна находится макет Кафедрального собора. Ниже левого знака висят фотографии внутренних помещений собора, а ещё ниже – находки: боевые топоры, железо, 13-14 века; наконечники, железо, 13-14 века; арбалетные болты, железо, 14-15 века; боевые ядра, гранит, 14-15 века; прусский погребальный меч, 14 век. Дальше витрина, в которой находились: монеты немецкого ордена Пруссии XIV – начала XVI веков и герцогства Пруссия 1525-1701 годов; формованная металлическая миниатюра "Грюнвальдская битва" с описанием; "Первое причастие герцога Альбрехта", картина (XIX век) находилась в Кафедральном соборе до 1944 года, фотоснимок (2000 год) передан в дар музею профессором, доктором Мартином Георге; а также различные книги и ещё какие-то печати. Ниже правого знака находятся образцы одеяния рыцарей ордена и описания формы и символов ордена, а также структуры и иерархии ордена, а ещё ниже – ещё различные кирпичи.

"ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА
На территории Восточной Пруссии, между сёлами Грюнвальдом и Танненбергом 15 июля 1410 года состоялось решающее сражение "Великой войны" 1409-1411 годов между польско-литовско-русским войском, включавшее также чешско-моравские, венгерские и татарские отряды, под командой польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) и войском Тевтонского ордена (немецкие, французские, английские, швейцарские отряды) во главе с великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. После гибели в одной из атак магистра фон Юнгингена и капитуляции части тевтонских войск, орденская армия обратилась в бегство. В этом сражении погибло около трети тевтонцев, почти весь командный состав Ордена, много рыцарей попало в плен. Грюнвальдская битва нанесла серьёзный удар по немецкой экспансии на Восток, целью которой было покорение литовцев и славян."

"ФОРМА И СИМВОЛЫ ОРДЕНА
Официальная покровительница ордена – Пресвятая Дева Мария. Но в связи с тем что первое время тевтонцы находились под началом иоаннитов, то вторым святым покровителем считался святой Иоанн. Позднее, в 1235 году ещё одним небесным защитником братья провозгласили святую Елизавету.
Девиз Тевтонского ордена: "Helfen-Wehren-Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).
Официальный герб ордена – чёрный латинский крест на серебряном поле. Только высшие сановники ордена, начиная с комтура, имели право поместить герб ордена на свой щит. В соответствии с жалованной грамотой от 20 августа 1250 года король Франции Луи IX Святой предоставил четыре золотые королевские лилии для размещения в каждой крайней точке креста магистра.
Официальное знамя представляло собой полотнище белого цвета с имперским орлом на золотом поле и чёрным крестом на фоне золотого. Вообще сочетание чёрного, белого и золотого – это наиболее распространённые цвета в германских землях. Белый цвет – это чаще всего цвет христианской религии, цвет Христа, цвет непорочности и искренности. Золотой или жёлтый – это цвет империи, цвет богатства и процветания, цвет саксов. А чёрный – наиболее распространённый и часто встречающийся цвет в Германии. Ещё со времён Карла Великого чёрный орёл был признан гербом Священной Римской империи. У каждой страны в Европе есть цвет или цвета, которые ассоциируются исключительно с этим государством. Например, сначала белый, а потом синий с золотым – цвет Франции, жёлтый с красным – цвета Испании, а красно-белый – Польши. Немцы же всегда ассоциировались только с одним цветом – чёрным.
Каждая комтурия имело своё отдельное знамя (хоругвь).
Униформа была утверждена Папой Римским в 1211 году:
- Гроссмейстер – по центру чёрного орденского креста с каймой жёлтого циста наложен жёлтый крест. В центре креста – жёлтый щиток с чёрным орлом как знак вассалитета императору;
- Великий маршал – то же, что и у Гроссмейстера, но без центрального жёлтого креста. Ландмейстер – чёрный крест, поверх которого наложен белый;
- Великий комтур – специальных знаков отличия не имел, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия;
- рыцари – синяя мантия (плащ) с чёрным латинским крестом, носимая поверх белой туники. Потом белая туника, белый плащ, крест на левом плече;
- священники – чёрная ряса;
- прочие братья – усечённый (Т-образный) латинский крест на плече белого плаща;
- полубратья – серый плащ с нашитым тканевым усечённым (Т-образным) крестом."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"СТРУКТУРА И ИЕРАРХИЯ ОРДЕНА
1. Братья-рыцари. В эту категорию принимались только дворяне, преимущественно (с некоторым исключением) германской национальности. Так как количество желающих всегда было очень велико, то большую роль при вступлении в орден играла протекция: рекомендации его членов или влиятельных князей.
2. Братья-священники. Священники, как это ни странно, были далеко не на первых ролях в ордене. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и следование за ними в качестве медиков на войну. Теоретически они могли стать комтурами, но только в Германии (а не в Пруссии), это происходило очень редко. Вообще статус братьев-священников был, наверное, одним из самых низких по сравнению с аналогичной позицией в других военно-духовных орденах.
3. Прочие братья. Юридически полноценные члены ордена, они даже участвовали в выборе магистра. Не были дворянами, но имели те же функции, что и полные братья. Главная их обязанность – работа в монастырях и больницах, очень часто в связке со священниками. Под их началом обычно находилось несколько полубратьев.
4. Полубратья. Они также являлись членами ордена, но не приносили обетов и не могли занимать руководящих должностей. Полубратья рекрутировались главным образом из лиц неблагородного происхождения, горожан и прочих свободных, включая иногда и местных жителей – поляков и пруссов. В мирное время они составляли гарнизоны замков, низшую орденскую администрацию.
5. Сёстры – были представительницами женского духовенства.
6. Полусёстры – принадлежали к низшим сословиям, они ухаживали за больными и выполняли работу служанок.
7. Фамилиары. Очень интересная категория. Они также не давали обетов. Это были богатые люди, которые помогали ордену материально, а после смерти завещали братьям своё состояние. Взамен им предоставлялись некоторые привилегии, такие, например, как отмена десятины. Это привлекало очень много бездетных горожан.
Количество членов ордена было различным в зависимости от времени и территории их расположения. За 1400 год в немецких хрониках имеются следующие сведения: в Пруссии – 1000 братьев, в Ливонии насчитывалось: в Риге – 60 братьев, в Феллине – 36 и Вейсенштейне – 28 братьев. В Германии числился 801 брат.
Во главе ордена стоял Великий магистр. В разные годы его должность называлась по-разному. Первоначально был принят титул Meister (в переводе "мастер", "руководитель", "глава"), Hoch- und Deutschmeister (можно перевести как "Великий магистр и магистр Германии"), Hochmeister (Великий магистр). Полный титул руководителя ордена был такой: Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen (Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр Тевтонского ордена в тевтонских и подконтрольных землях). Но чаще всего использовался титул Gross Meister (Гроссмейстер).
Главным органом управления был Генеральный капитул. Он являлся высшим законодательным и надзирательным органом. Состоял Генеральный капитул из Гроссмейстера, представителей каждого баллея, а также Совета при магистре. В задачи Генерального капитула входили вопросы разработки стратегии развития ордена, приобретения и реализации имущества и т.д. Решением Генерального капитула издавались законы, назначались высшие сановники, имеющие право суда над магистром. Вопросы решались простым большинством голосов, хотя, как говорит устав общества, иногда "в случае разногласий Мастер или его заместители могут решить, кто из братьев мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и хорошая репутация должны иметь вес больший, нежели простое большинство". Генеральный капитул собирался один раз в год.
Совет при магистре осуществлял повседневное руководство орденом. Этот институт назывался советом дигнитариев, избираемых и смещаемых Генеральным капитулом, и не был предусмотрен статутом ордена. В него входило пять членов:
1) Великий комтур, заведовавший финансами и священниками Тевтонского ордена. Он был первым помощником Гроссмейстера и управлял орденом в его отсутствие;
2) Верховный маршал, заведовавший военными делами;
3) Верховный госпитальер, руководящий госпиталями;
4) Верховный гардеробмейстер, главный интендант;
5) орденский казначей.
Однако имели место и некоторые различия по отношению к орденскому совету. В Пруссии, например, должности госпитальера и гардеробмейстера имели декоративный характер и реальной власти не обладали."

Дальше в углу в витрине находится костюм арбалетчика Тевтонского ордена с описанием.

"Воистину, поскольку известно, что Орден сей специально учреждён для войны против врагов Креста и Веры, то, в зависимости от разнообразия земель и обычаев... нападения врагов надлежит биться разным оружием и разными способами..."
АРБАЛЕТЧИКИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Арбалет (нем. "армбруст" – Armbrust) – короткий мощный лук, снабжённый деревянной ложей с жёлобом для стрел (свинцовых пуль) – принадлежал к числу видов метательного оружия, широко распространённых в армии государства Тевтонского Ордена в Пруссии. За изготовление, складирование, ремонт арбалетов отвечали мастера "оружейных палат" (нем. Ruestkammer) орденских замков.
ОБЛАЧЕНИЕ И ДОСПЕХИ
Набивные доспехи из плотного льна – стёганый гамбизон с длинными рукавами и кольчужными рукавицами. Поверх – короткая тканевая безрукавка (котта) с орденской символикой – крест в виде буквы "Т". Серый плащ и срезанный крест отделяли "серых братьев-арбалетчиков" от благородных "белых братьев-рыцарей". В качестве защиты ног – стеганые набедренники. Шапель – склёпанный из нескольких частей шлем с полями. Под ним – стеганый капюшон. Щит – трёхдосковая павеза – стоячий, четырёхугольной формы щит (нем. Pavese). По центру – вертикальный, полый внутри жёлоб, который на верхнем конце заканчивается выдвигающимся вперёд выступом. Внутри крепились кожаные ремни для переноски и ручки. Устанавливая щит на землю и приседая, арбалетчик защищал себя от врага.
Из-за слабого вооружения пруссов, в здешних краях не было необходимости применять мощное оружие, поэтому использовались арбалеты простой конструкции. Тетива натягивалась при помощи деревянного рычага или поясного крюка – (нем. "гюртельгакен"), который воин носил на поясе вместе с обитым мехом колчаном с арбалетными стрелами – "болтами" (нем. "больцен"). Арбалетчик, наклонившись, зацеплял тетиву поставленного им боевой частью на землю арбалета поясными крюками и, выпрямляясь, натягивал тетиву. Спереди к деревянной ложе арбалета прикреплялась металлическая скоба (нем. "штейгрейфен"). Воину, вставившему в неё ногу, было легче натягивать тетиву.
Арбалетные "болты" – стрелы с железными наконечниками разной формы, насаженными на короткое толстое древко с хвостовым оперением из кожи, гусиных перьев. Хвостовая часть "болта" была оперена лишь с трёх сторон (четвёртая сторона, которая плотно прилегала к поверхности жёлоба на деревянной ложе арбалета, оставалась не оперённой). Были и укороченные болты – "оводы" (нем. "бремзен"). Дальность стрельбы из арбалета достигала 400 метров. На расстоянии 300 метров арбалетный болт пробивал кольчатую броню.
Тактическое построение орденского войска состояло из многочисленных конных арбалетчиков, спешившихся перед началом стрельбы, и меньшего числа тяжеловооружённых рыцарей. Арбалетчики, стоявшие на флангах и перед фронтом готового к атаке конного орденского войска, первыми вступали в сражение, являясь "застрельщиками". Отстрелявшись, они отходили назад через проходы в строю стоявших за ними конных рыцарей. Для рукопашного боя арбалетчик был вооружён мечом и кинжалом. В комплект его защитного вооружения входили: шлем, кольчатая броня с капюшоном, длинными рукавами и кольчужными чулками, и щит."

На следующей стене также висят фотографии внутренних помещений собора, а также отдельно собраны фотографии внешнего вида собора и история начала завоевания Восточной Пруссии, ниже стоят витрины. В левой от окна витрине: маленький макет собора; чертежи неповторяющегося орнамента оштукатуренных ниш стрельчатых окон, 1904, автор – Детлефзен, тушь, ксерокопия; фрагменты витражных стёкол, XVIII-XIX века; фрагменты витражных переплётов, олово/свинец, XVIII-XIX века; фрагмент оправы очков, кость, XIX-XX века; стеклорез (фрагмент), начало XX века; части оконных переплётов, известняк, Швеция. В ней же на нижней полке: часть подсвечника, серебро, 18-19 века; фрагменты подсвечников, бронза, 19 век; мебельные ручки, бронза, 18-19 века; и кое что ещё. У окна находятся кирпичи и металлические изделия различного назначения. В первой правой витрине: самый маленький макет собора; серебряное блюдо; книжки; фотографии; изображение витража; металлические изделия. Во второй правой витрине: памятный знак "К 400-летию со дня смерти Мартина Лютера", 1883 год; медали Союза евангелических церквей Восточной Пруссии и "Допустите его ко мне", крещение, 1899 год; склянки; крест и ещё какой-то металлический предмет; свидетельство о браке Бернхарда Хельмута Киевского с Хильдегард Эльзой Вильхельмине Бекмании, церемония состоялась в Кафедральном соборе 23 сентября 1936 года; множество книг, среди которых Апокриф IV Апокрифического послания Павла к Коринфянам Лаодикийской церкви, под издательством Адольфа Гарнака, Бонн, 1912 год.

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
9089+57+9178=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +..+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр