Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор про отдых в Светлогорске!

31 июля (воскресенье) мы решили ехать в Балтийск на день ВМФ и города Балтийска. За день до выезда заказали такси, которое обошлось в 1000 рублей на четверых в одну сторону. Выезжали в 8:00, утро в Светлогорске оказалось пасмурным, по дороге появлялись просветы, в Балтийске же было пасмурно. По дороге попадалось много экипажей ДПС, на каждой примыкающей дороге стоял постовой, изредка в кустах замечали машины из службы охраны первых лиц, а всё, потому что на парад должен был прибыть Медведев.

В 9:00 приехали в Балтийск, доехали мы только до вокзала, дальше не пускали, т.к. там была пробка, и к каналу мы пошли пешком. Пока шли, движение восстановили, проходили мимо кафе "История" с интересной вывеской, минули воинскую часть по левой стороне, справа показалась крепость Пиллау. Вход в ту часть, где находится парадная площадь, Православный морской собор и музей Балтийского флота был перекрыт, туда потом садился вертолёт Медведева. По дороге мы увидели только 2 биотуалета, очередь к ним была метров 20, на что у нас было искреннее удивление, т.к. народа прибывало очень много. Выйдя к каналу, мы увидели толпу народа, стоящую вдоль канала в 3-4 ряда, слева располагались трибуны для высокопоставленных гостей. Мы решили пойти вправо в сторону памятника Елизавете, пока шли, ботик Петра под алыми парусами начал движение к трибунам. Остановились, как только вышли к комплексу "Прибой", оттуда и решили наблюдать за парадом.

В 10:00 началось движение, со стороны моря пошёл первый большой корабль. За ним потянулись корабли поменьше, первый из них выстрелил какой-то завесой, которая ветром несло впереди них. А волна от кораблей поменьше пошла не маленькая, по сравнению с первым кораблём. Дальше шёл катер береговой охраны, который пострелял из переднего орудия, а чем стреляли идущие впереди корабли, я не видел. Следующий корабль пустил торпеду в сторону трибун и стрелял из гранатомётных установок. Недалеко от нас села передохнуть какая-то чёрная птица, может быть цапля. Дальше шли тральщики, они имитировали траление и расстрел мин. За ними шла подводная лодка, которая ничего не показала, а за ней большой десантный корабль. Из-за него пошли надувные лодки с морским спецназом, на трибуне они устраивали какое-то представление.

Большой десантный корабль остановился перед трибуной, открыл передние створки и из него пошли БТРы. Каждый, спустившись на воду, давал очередь из пулемёта, всего их вышло 5 или 6 штук, после этого большой десантный корабль выпустил несколько ракет. Дальше шёл ещё какой-то корабль, а следом два пожарных корабля, они оба показывали мощь воды, бьющей из всех стволов. И наконец, финальным аккордом по каналу с огромным рёвом пронёсся корабль на воздушной подушке. Всё это действие длилось примерно 40 минут.

После парада мы пошли к памятнику Елизавете и на северный мол. Облака начали рассеиваться, показалось, что немного потеплело, но у мола было более ветрено. После мола пошли на немецкое кладбище. По дороге встретили ребят одетых в военную форму времён Великой Отечественной войны. На вертолётной площадке были развёрнуты палатки, аттракционы, выставили пушку (возможно ЗИС-3), у военного КАМАЗа находилась другая группа, одетая в военную форму Великой Отечественной войны. Немецкое кладбище было интересно посмотреть, необычно выглядит для кладбища. После кладбища пошли в "Прибой", передохнуть и перекусить, но кафешка у них очень скудная, хорошо, что кофе ещё неплохой.

Облака уже почти рассеялись, мы шли в центр в надежде, что оцепление сняли и можно будет пройти к центральной площади, маяку и внутренней гавани. Но надежды были напрасны, хотя люди стояли в большом количестве и не хотели расходиться, видимо, уже скоро должны были снять оцепление. Отсюда было слышно, что на вертолётной площадке демонстрировали штурм Пиллау. Мы прогулялись к воротам крепости, и пошли в сторону штаба Балтийской военно-морской базы, а оттуда немного прогулялись в сторону частных домиков.

На этом решили закончить, хотя я ещё бы погулял по округе и дождался бы, когда можно будет зайти в центральную часть города. Поймали светлогорское такси и за 1000 рублей вернулись обратно.
По возвращении решили сходить в ресторанчик "Цотлер Бир", что на втором этаже здания вокзала "Светлогорск-2". В общем, там было хорошо, нормальное пиво, вкусные закуски, хороший кофе – всё на уровне. В Светлогорске в это время всё ещё нависали тучи, но пока сидели в ресторане тучи стали расходиться. Через какое-то время седовласый мужичок выкатил шарманку и стал играть различные мелодии, это было занимательно.

К вечеру погода окончательно наладилась, и мне захотелось запечатлеть закат, но мы несколько рано вышли ужинать, и жена не захотела ждать заката. После ужина нас ждала традиционная прогулка по улице Ленина до гостиного двора "Раушен", дальше до лестничного спуска и возвращение по улице Динамо.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

1 августа (понедельник) – первый день нового месяца и кардинальное изменение в погоде. Если всю первую часть отдыха нас преследовала пасмурная погода и дожди, то теперь только солнце, лёгкий ветерок, редкие облака и тепло. Нас потянуло на море, но загорать и купаться не очень тянуло, всё-таки было ещё несколько прохладно для этого, а волны были достаточно сильные. Мы просто пошли гулять на променад, а вообще мне хотелось прогуляться по берегу куда-нибудь подальше, но жена отказалась, и я пошёл один в сторону Отрадного.
Прогулка оказалась интересной, хотя и утомительной. Интересной, потому что впервые видел что-то новое, а утомительной, потому что одному было скучно и не с кем было делиться сиюминутными впечатлениями. Меня хватило только до того места, где в Отрадном речка впадает в море, там ещё стоит кафешка. Дальше я решил подняться в Отрадное, погулять немного там и вызвать такси до Светлогорска, благо это стоило всего 100 рублей.
Немного пройдя по дороге от моря, я увидел дорожку, уходящую под достаточно большим углом от основной дороги, там ещё было дерево с большой дырой в корнях. Не придав должного, значения я прошёл её, оказалось, это была нужная дорожка. А я шёл по дороге и начал подозревать неладное в том, что мне на пути никто не встречается. Но у меня была карта и рядом проходила речка, так что я был уверен, что иду хоть и кривым путём, но правильно. Как потом оказалось, я вышел у библиотеки санатория "Отрадное" на улице Токарева.
Теперь мне захотелось пройти по тем улицам, где мы не были в прошлый раз и я пошёл сложным зигзагом. То есть сначала прошёл по улице Тихомирова, затем по Сибирскому переулку, а потом по проспекту Победы, и завершил на улице Санаторной. На одном из домов была табличка, что улица названа в честь героя Советского Союза генерала-майора Токарева Николая Александровича. Между проспектом Победы и улицей Санаторной находятся здания санатория "Отрадное", в частности главный корпус, столовая и администрация. Как практически везде, у столовой обитало несколько кошек, пройти мимо которых я не смог, а ещё там была одна собака.
Вернувшись в Светлогорск, мы пошли ужинать, а спускаясь из номера, мы заметили, что один из номеров не закрыт. Мы воспользовались этим, чтобы запечатлеть его интерьер и убранство. По размерам номер напоминал стандартный номер в военном санатории.
После ужина пошли прогуляться стандартным маршрутом и у открытого кафе "У друзей" обнаружили стоящую карету, но прокатиться на ней не решились в этот раз.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

2 августа (вторник) выдался замечательным на погоду, облаков почти не было, ветер почти не дул. Но на море в этот день мы не пошли, у нас была запланирована поездка в Калининград в музей Мирового океана и на форт №5. В этот день сам музей не работал, кроме подводной лодки и среднего рыболовецкого траулера, но мы ехали смотреть именно их. Доехали до Калининграда на автобусе, вышли у гостиницы "Калининград" и дальше прошли пешком до музея. Сделали только небольшую остановку у здания ЦОК "Флагман", а в частности у лавочки, где сидит мальчик с ноутбуком и котом, кот там имеет ну очень выразительную мордочку. Вдоль здания идёт парапет, а на его краю со стороны Преголи установлены таблички, я заметил только одну, остальные как-то ускользнули от моего взгляда. На той табличке памятная надпись: "Воинам-связистам и ветеранам связи в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне и образования телефонной связи в Калининградской области посвящается. 7 мая 2010 года".

На набережной Петра Великого в месте слияния старой и новой Преголи стоят два памятника. Один изображает паруса, а на табличке надпись: "Памятный знак "Пионерам океанического лова" установлен в 1978 году в честь 30-летия первых сельдяных экспедиций. Архитекторы: А.И.Гаранина, Н.Н.Батаков, В.Г.Мазурик, В.Г.Шпиренок. Скульптор: И.М.Гершбург". С одной стороны на нём надпись: "Пионерам океанического лова", а с другой стороны: "Светлой памяти рыбаков погибших в море".
Перед первым стоит ещё один памятник, который изображает Николая Чудотворца с мечом, на нём висит табличка с надписью: "Памятник в городе Калининград освящён святейшим патриархом московским и всея Руси Кириллом 2 октября 2010 года. Памятник установлен при содействии главы города Калининграда Александра Георгиевича Ярошука на средства православных меценатов Андрея Быкова, Михаила Чапеля, Александра Чапеля, благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца и жителей города Калининграда. Скульптор С.М.Исаков. Отлит в мастерских Л.А.Устенко".
По бокам висят ещё две таблички, на одной надпись: "На памятнике изображён образ Николая Чудотворца, связанный с памятью чудесного избавления русского города Можайска от нападения воинственных кочевников на рубеже XIII-XIV веков. При приближении врагов в небе над городом появилось изображение святителя Николая. Одна рука святого обнимала образ города, который хотели разорить, а в другой руке святитель держал меч. Нападавшие поняли, что Можайск находится под защитой могущественного покровителя и бежали от стен города. В память о чудесном спасении появилась икона Николая Можайского по названию спасённого города". Надпись на другой табличке: "Святитель Николай Чудотворец жил в III-IV веках и занимал архиерейскую кафедру города Миры Ликийские (территория современной Турции). Отстаивал православную веру в спорах с еретиками. Прославился как неутомимый исполнитель заповеди Христа о тайной благотворительности всем обездоленным. Образец кротости, смирения и мужества. С именем святителя Николая связаны многочисленные чудесные явления. Поэтому он именуется чудотворцем, почитается как покровитель мореходов и путешественников, целитель и заступник несправедливо обиженных. Базилика в итальянском городе Барии, где покоятся мощи святителя Николая чудотворца, является величайшей святыней для всего христианского мира".
Рядом находится ещё один памятник, стоящий на протяжении всей площадки у предыдущего памятника. Надписи на нём: "Памятник установлен в 1978 году в честь 1-ой сельдяной экспедиции в Северную Атлантику, состоявшейся в июле 1948 года", "Калининградская база рефрижераторного флота. Калининградский морской рыбный порт. Большой морозильный траулер Казань", "Капитаны Г.А.Прокус, И.И.Алексеев, Н.И.Сизов, Н.Я.Захаров, А.П.Сухондяевский, Г.А.Носаль, А.Ф.Цыганков", "Старший мастер добычи А.М.Пресняков, Старший механик Б.А.Супруненко", "СРТ-103 Ракета, СРТМ-9005 Оленек, СРТ-142 Румб, РТМ Тукан, СРТ-4442, БМРТ Чернышевский", "СРТМ Эклиптика, СРТР-9074 Одений, РТМ Залесье, СРТМ-КИ-8067 За Родину, МБ Славный, СРТР-0261 Ладушкино", "РТМС Бородинское поле, ТСМ-К-1620 Ольшана, ТХ Сырье, Шхуна Юпитер, ПБ Пионерск".

Первым у набережной стоит СРТ-129, рядом стоит стенд с описанием:
"СРЕДНИЙ РЫБОЛОВЕЦКИЙ ТРАУЛЕР
Клёпанный, без юта, типа СРТ-300
Место постройки – ГДР. Год постройки – 1950
Тактико-технические характеристики:
наибольшая длина – 38,5 м;
ширина – 7,2 м;
общая высота рангоута – 17,35 м;
водоизмещение – 410 тонн;
автономность плавания – 8140 миль;
мощность главного двигателя – 300 л.с.;
скорость хода – 9 узлов;
грузоподъёмность – 110 тонн;
экипаж – 26 человек.
23 июля 2007 года судно передано Музею Мирового океана Калининградским морским рыбным портом. 11 апреля 2009 года на СРТ открыта экспозиция "Пионеры океанического лова".
ЭКСКУРСИЯ "ПИОНЕРАМ ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА".
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ
только экскурсионное обслуживание
120 рублей – для взрослых
80 рублей – для школьников, студентов и пенсионеров
ЛЬГОТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ГРАЖДАН РОССИИ И СНГ
70 рублей – для взрослых
40 рублей - для школьников, студентов и пенсионеров
Билеты на СРТ-129 можно приобрести в кассе у подводной лодки "Б-413"
Фотосъёмка – 50 рублей
Видеосъёмка – 100 рублей
Дети до 12 лет допускаются на судно только в сопровождении взрослых".
Чуть ниже на стенде ещё висит объявление: "УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
Средний рыболовецкий траулер СРТ-129 работает для вас в понедельник, вторник, среду, субботу, воскресенье с 10:00 до 18:00. Четверг, пятница – выходные дни".

Чуть дальше стоит стенд с описанием музея Мирового океана:
"Музей Мирового океана создан Постановлением Совета Министров РСФСР №116 от 12 апреля 1990 года. Музей является центральным музеем Российской Федерации в области истории исследования Мирового океана и его природы.
СРЕДНИЙ РЫБОЛОВЕЦКИЙ ТРАУЛЕР СРТ-129.
Единственное сохранившееся в северо-западном регионе России отечественное рыболовецкое судно послевоенного периода.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО "КОСМОНАВТ ВИКТОР ПАЦАЕВ" РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО АГЕНСТВА.
Построено в 1968 году в Ленинграде (СССР), совершено 14 научных рейсов, отшвартовано у музейного причала в 2001 году.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО "ВИТЯЗЬ".
Построено в 1939 году в Бремерхафене (Германия), совершило 65 научных рейсов под флагом АН СССР, отшвартовано у музейного причала в 1994 году.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "Б-413" ПРОЕКТА 641.
Построена в 1968 году в Ленинграде (СССР), находилась в составе соединений подводных лодок Северного и Балтийского флотов, отшвартована у музейного причала в 200 году.
ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОРПУС "МОРСКОЙ КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД". ВЫСТАВОЧНЫЙ КОРПУС "ПАКГАУЗ".
Открыты в 2007 году. Сохранившиеся здания середины XIX века, в прошлом – портовые склады. В комплексе "Морской Кёнигсберг-Калининград" размещена экспозиция, рассказывающая об истории морского города. В корпусе "Пакгауз" – выставочный зал, соответствующий требованиям лучших музеев мира.
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "ОКЕАН".
Музейный центр для детей и молодёжи создан в октябре 2007 года. В основе деятельности центра лежит популяризация знаний в области природы, истории исследования Мирового океана, морских традиций, фольклора, морских профессий.
ПАВИЛЬОН "КАШАЛОТ".
В 2002 году в отдельном павильоне была открыта выставка "Исполины океана", которая рассказывает об истории китобойного промысла с древнейших времён и до наших дней. Главный экспонат – уникальный скелет кашалота, один из крупнейших в мире.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ.
Отремонтировано в 1994 году. В здании находится администрация музея, кабинеты сотрудников, кают-компания для клубной работы, библиотека.
ГЛАВНЫЙ КОРПУС МУЗЕЯ МИРОВОГО ОКЕАНА.
Главный корпус Музея Мирового океана был торжественно открыт в День города 3 июля 2004 года. Здесь разместилась экспозиция "Мир Океана. Прикосновение..." с великолепными морскими аквариумами, уникальными коллекциями различных морских моллюсков и кораллов.
ОТКРЫТАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ.
Средства передвижения по воде:
гидрографический катер, шлюпки и брашпиль с барка "Крузенштерн", шестивёсельный ял.
Водолазная техника и предметы археологии:
водолазная помпа, барокамера, а также предметы, поднятые со дна реки Преголя и Балтийского моря: якоря, штурвал, перо руля и другие.
Океанологическая техника:
геологическое, геофизическое и биологическое оборудование, буи, подводные обитаемые аппараты "Пайсис" и "Тетис".
Военно-морская техника:
ограждение рубки подводной лодки 613 проекта, представлены старинные и современные мины, торпеды, пушки.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ:
- строительство нового экспозиционного корпуса и создание экспозиции "Мировой океан";
- строительство "Визит-центра" и яхтенной гавани "Марина";
- создание Музея берега в г.Светлогорске.
БИЛЕТЫ НА ВСЕ МУЗЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ В ЛЮБОЙ КАССЕ МУЗЕЯ".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

На другой стороне этого стенда есть продолжение:
"набережная исторического флота в центре Калининграда протянулась до Балтийска и Санкт-Петербурга.
ФРИДРИХСБУРГСКИЕ ВОРОТА.
В марте 2007 года Фрибрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана. Это один из интереснейших исторических памятников города. После проведения реставрационных работ во Фридрихсбургских воротах планируется создать экспозицию, посвящённую истории Фридрихсбургской крепости и Петру I – создателю Российского Флота.
КОННАЯ СТАТУЯ "ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ".
В июле 2004 года Музей Мирового океана принял в дар конную статую "Императрице Елизавете Петровне", установленную в г.Балтийске Калининградской области РФ. Автор скульптуры – заслуженный художник РФ Г.В.Франгулян. Время создания – 2003 год.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КОРОЛЕВСКИЕ ВОРОТА".
В феврале 2005 года памятник архитектуры XIX века Королевские ворота передан в ведение Музея Мирового океана. На базе Королевских ворот создан историко-культурный центр "Великое Посольство" с постоянной экспозицией и временными выставками. Это центр российских и международных связей, место проведения торжественных акций.
ЛЕДОКОЛ "КРАСИН" –
ФИЛИАЛ МУЗЕЯ МИРОВОГО ОКЕАНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
В 2004 году стал филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге.
Ледокол "Красин" построен в Англии в 1916 году. Первоначально получил название "Святогор" и был введён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1918 году был захвачен английскими интервентами, но в 1921 году возвращён Советской России. В 1927 году переименован в "Красин" в честь советского дипломата Л.Б.Красина. Мировая слава пришла к ледоколу в 1928 году после спасения итальянской полярной экспедиции У.Нобеле. В 1932 году "Красин" совершил первое зимнее плавание в Арктике, а в 1933 году впервые в зимнее время достиг северной оконечности Новой Земли. В 1934 и 1935 годах проводил гидрологические исследования в бассейне Северного Ледовитого океана.
В годы Второй мировой войны "Красин" был участником союзного полярного конвоя PQ-15, затем проводил караваны судов в Арктике. В начале 70-х годов он был переоборудован в научно-исследовательское судно и обеспечивал работу научных геологических экспедиций в Арктике. В 1992 году ледоколу "Красин" присвоен статус государственного памятника науки и техники.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ "ПОТЕРНА".
В 2008 году завершена реставрация Потерны, в которой экспонируются выставки, рассказывающие о морских археологических находках.
Потерна находится вблизи Королевских ворот и представляет скрытый внешним земляным валом проход, соединяющий внутренние и внешние укрепления оборонительного пояса".

Рядом с подводной лодкой у края набережной стоят ещё четыре памятника. "Труженики моря", там перечислены суда "СРТ "Аральск", РТМ-А "Аргунь", РТМ-С "Звезда", БМРТ "Казань", РТМ-С "Курская дуга", РТМ-С "Нерей", РТМ-Т "Рославль", ПБ "Тунгус", ПР "Черноморская слава", КБ "Юрий Долгорукий". "На страже морских рубежей" – КР "Орджоникидзе", КР "Свердлов", КР "октябрьская революция", РКР "Грозный", СКР "Бдительный", БПК "Образцовый", ЭМ "Спешный", РКА "Калининградский комсомолец", БДК "Донецкий шахтёр", ТН "Шексна". "Во славу морской науки" – ЭОС "Экватор", ГС "Створ", СРТ "Алазань", Д/Э "Обь", НИС "Михаил Ломоносов", НИС "Звезда", РТ "Муксун", Э/С "Профессор Добрынин", НИС "Академик Курчатов", НПС "Аргус". "Корабли-музеи России" – речной пароход "Святитель Николай", крейсер "Аврора", сторожевой корабль "Красный вымпел", ледокол "Красин", подводная лодка Д-2 "Народоволец", подводная лодка К-21, подводная лодка С-56, научно-исследовательское судно "Витязь", подводная лодка Б-413.
А непосредственно у входа на лодку стоит стенд с обозначением наружных устройств подводной лодки "Б-413". Рядом стоит тренажёр переходного люка между отсеками подводной лодки. У кассы лежат гребные винты "Б-413", один 5-лопастной, другой 6-лопастной. На них выштампована некоторая информация, в частности в коде просматривался 1967 год, возможно год установки, а ещё я разобрал: диаметр – 1,7 м; шаг – переменный.
В кассе взяли билеты сразу на СРТ и на лодку, один билет – 70 рублей, плюс 50 рублей за фотосъёмку, всего 330 рублей. При входе на подводную лодку, на рубке я заметил две таблички. Одна была на английском языке "Ассоциация исторических морских судов", а другая наша "подводная лодка Б-413 заводской №235 проект 641 с 25.12.1999 г. по 30.05.2000 г. прошла ремонт, конвертовку и дооборудование для передачи Музею Мирового океана на ОАО ПСЗ "Янтарь" по заказу ТУ БФ и мэрии г.Калининграда". Входить на саму лодку было немного страшновато, хоть ни она и ни трап не раскачивалась, но везде было узко и казалось, что чуть зазеваешься и рухнешь за борт, либо просто покалечишься. Вход внутрь лодки напугал ещё больше, кроме того, что было узко, так ещё было и узко. Жена попробовала ступить на лесенку, и пошла обратно, сказала, что боится упасть, застрять и т.д., в общем, решила подождать меня на берегу. День был жарким, сухим, лавочек мало и рядом нет ни ларьков, ни магазинов, ни палаток, а мне было дано указание надолго не пропадать. Забегая вперёд, скажу, что там я провёл чуть больше часа, хотя показалось, что часа 2 или 3 – так понравилось.

Оставшись один, я медленно и спокойно спустился в первый отсек, лесенка там действительно тесноватая и крутоватая, поэтому я берёгся как мог. Сразу справа лежат макеты торпед в натуральную величину, торпеды калибра 533 мм, длина 8 м. Большая часть услышанной информации от меня ускользнула, т.к. был занят выбором режимов съёмки. В отсеке сидел весь пожилой мужчина, возможно служивший на этой лодке, ему задавали всякие вопросы и он отвечал на них. Чуть дальше по правой стороне стоит витрина с моделями подводных лодок – 10 штук, они стоят в 3 ряда, дальние – самые современные, ближние – самые старые, перечислю их ниже.
Первые ряд.
1. Ракетная атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А "Антей" (по классификации НАТО "Оскар").
2. Ракетная атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667 БДРМ "Дельфин" ("Дельта-IV").
3. Ракетная атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 БДРМ "Акула" ("Тайфун").
Второй ряд.
4. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 "Барс" ("Акула").
5. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 705 "Лира" ("Альфа").
6. Ракетная атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667А "Навага" ("Янки-I").
7. Торпедная атомная подводная лодка проекта 627 "Кит" ("Ноябрь").
Третий ряд.
8. Торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 "Варшавянка" ("Кило").
9. Торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 ("Фокстрот").
10. Торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 ("Виски").
Рядом с витриной висит стенд:
"РЕКОРДНЫЕ ПЛАВАНИЯ СОВЕТСКИХ СУБМАРИН.
1942-43 годы. Переход группы советских ПЛ "С-51", "С-54", "С-55", "С-56", "Л-15", "Л-16" с Тихоокеанского флота на Северный через Панамский канал.
1956 год. ДЭПЛ "С-87" – поход в северной части Тихого океана от Камчатки до 160 градуса западной долготы (Бристольский залив). Один из первых океанских походов советских ПЛ.
1957 год. ДЭПЛ "Б-77" – первый выход в Атлантический океан на полную автономность – 60 суток.
1957 год. ДЭПЛ "Б-66" – поход в Тихий океан за экватор.
1958 год. ДЭПЛ "Б-75" – поход в Атлантический океан за экватор – 75 суток.
1958 год. ДЭПЛ "Б-72" – поход в Тихий океан до широты пролива Дрейка.
1958 год. ДЭПЛ "С-241", "С-242", "С-358", "С-360" – первый переход отряда советских ПЛ между морями: из Балтийского моря в Средиземное.
1960 год. ДЭПЛ "Б-94" – поход в Атлантику за экватор – 95 суток.
1961 год. АПЛ "К-21", "К-56" – плавание подо льдами Северного Ледовитого океана.
1962 год. АПЛ "К-5" "Ленинский комсомол" – испытание на Северном полюсе.
1963 год. АПЛ "К-115" – переход подо льдами из Баренцева моря в Тихий океан, всплытие у дрейфующей станции "Северный полюс – 12".
1963 год. АПЛ "К-181" – поход в район Северного полюса.
1966 год. АПЛ "К-14" – переход подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский.
1966 год. АПЛ "К-133", "К-116" – переход без всплытия с Северного флота на Тихоокеанский южным маршрутом – вокруг мыса Гора.
1970 год. АПЛ "К-7" – первый поход в Индийский океан".
По левой стороне висят стенды с разными периодами развития подводных лодок, чуть дальше 3 модели первых подводных лодок, одна из них – модель "потаённого судна" Ефима Никонова, другая – модель подводной лодки Шильдера.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стенда.
"1834-1920
Русские изобретатели, пройдя трудный путь проб и ошибок от идеи "потаённого судна" Ефима Никонова до первой боевой подводной лодки "Дельфин", к началу XX века накопили необходимый опыт для создания отечественных субмарин.
В 1718 году плотник Никонов из подмосковного села Покровское подал царю челобитную о том, что:
"... сделает он к военному случаю против неприятеля угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли. И для пробы тому судну учинит образец."
В 1724 году в присутствии Петра I образец был испытан. Во время испытаний дно лодки повредилось, разработки были прекращены, изобретатель определён на верфь в Астрахань.
Карл Андреевич Шильдер (1786-1854).
Российский военный инженер, генерал. По его проектам были построены первая в России цельнометаллическая подводная лодка (1834), вооружённая ракетами, и военный пароход "Отважность" (1846).
Иван Фёдорович Александровский (1817-1894).
Российский изобретатель и новатор в области подводного судостроения. Спроектировал и построил первую в мире (1865) подводную лодку с механическим двигателем, в том же году предложил проект первой в мире самодвижущейся мины (торпеды).
Степан Карлович Джевецкий (1843-1938).
Российский инженер, изобретатель ряда подводных лодок. В 1880 году представил проект первой в мире подводной лодки с электрическим двигателем, работающим от аккумулятора, что стало принципиально новым направлением в подводном судостроении.
Илья Григорьевич Бубнов (1872-1919).
Российский инженер-кораблестроитель, генерал-майор. Руководил постройкой первых в России боевых подводных лодок "Дельфин", "Барс", "Акула". С появлением "Акулы" в России сложилась классическая схема торпедной дизель-электрической подводной лодки.
Михаил Петрович Налётов (1869-1938).
Российский инженер, изобретатель. Первым в мире выдвинул идею, спроектировал и построил (1904) подводный минный заградитель "Портартурец". В 1907 году по его проекту был построен минный заградитель "Краб", ставший классическим кораблём этого типа.
Подводная лодка Шильдера:
- длина 16,4 м;
- ширина 6 м;
-высота 1,5 м;
- водоизмещение 16,4 т;
- глубина погружения 12 м;
-скорость хода 0,3 узла;
- вооружение: мина с 6 кг пороха, 6 пороховых ракет;
- экипаж 8-10 человек.
Построено в 1834 году. Первое в России судно с цельнометаллическим корпусом, приводилась в движение ручным приводом, движителями служили гребни, имитирующие лапы водоплавающих птиц. Мина подвешивалась на гарпун, пусковые станки ракет размещались по бортам. Испытания и усовершенствования лодки продолжались до 1841 года, после чего она была продана на металлолом.
Подводная лодка Александровского:
- длина 55 м;
- ширина 3,7 м;
- высота 6,7 м;
- водоизмещение 565 т;
- глубина погружения 26 м;
- скорость хода 5,5 узла;
- вооружение: 2 всплывающие мины;
- экипаж 22 человека.
Построена в 1865 году. Принципиальным её отличием от всех предыдущих стало то, что она приводилась в движение пневматической двухцилиндровой машиной.
На испытаниях 1866 года лодка пробыла под водой 17 часов. В 1871 году без экипажа погружалась до глубины 29 метров, однако с глубины 32 метра не всплыла. Через год лодку подняли, но восстанавливать не стали.
Подводная лодка Джевецкого II серии:
- длина 6 м;
- ширина 1,4 м;
- высота 1,7 м;
- водоизмещение 5,3 т;
- глубина погружения 12,5 м;
- скорость хода 2,5 узла;
- вооружение: всплывающая мина;
- экипаж 4 человека.
Построена в 1870-х годах. Приводилась в движение ручным приводом, двигателем служил винт. Всего Джевецкий разработал четыре проекта лодок, и все они были воплощены в металле. Несмотря на ручной привод, лодки, особенно III серии, оказались востребованы в российским флотом: их было построено 50 единиц для Балтийского и Черноморского флотов. Подводные лодки Джевецкого стали первыми серийными кораблями в своём классе.
Подводные лодки И.Г.Бубнова.
По проекту Бубнова была построена и в мае 1903 года спущена на воду первая, по-настоящему боевая, российская подводная лодка "Дельфин". Вооружённая двумя торпедами в наружных торпедных аппаратах, она представляла реальную угрозу для противника в системе обороны своих баз.
В период 1903-1906 годы вслед за "Дельфином" российский флот пополнился сразу шестью подводными лодками типа "Касатка". 19 марта 1906 года в России официально введён новый класс боевых кораблей – подводные лодки, этот день стал праздником – Днём моряка-подводника.
Следующим этапом в отечественном подводном кораблестроении стала постройка подводных лодок "Минога" и "Акула". Принципиально они отличались тем, что в качестве двигателя надводного хода, вместо бензинового мотора, на них установили дизели. Это обеспечило лодкам более высокую скорость хода и гораздо большую дальность плавания. С появлением "Акулы" в России сложилась классическая схема торпедной дизель-электрической подводной лодки.
Дальнейшим развитием этой схемы стали три ПЛ типа "Морж", построенные в 1913 году и соединение ПЛ типа "Барс", строившихся в период 1913-1917 годы.
Минный заградитель "Краб" М.П.Налётова.
Первый в мире реально действующий подводный минный заградитель. Идея его создания появилась у М.П.Налётова во время русско-японской войны в 1904 году, построен заградитель был в 1917 году, "Краб" мог брать на борт до 60 мин и погружаться на глубину 46 метров. Создание корабля, способного скрытно выставить минное заграждение на пути перемещения кораблей противника, представляло собой появление новой системы оружия. В 1915-16 годах "Краб" принимал участие в боевых действиях на Чёрном море".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
"1927-1945
На восстановленных после гражданской войны заводах Санкт-Петербурга, Николаева, Севастополя и Владивостока к 1941 году было построено 212 подводных лодок, 54 достроены во время Великой Отечественной войны. Это был второй по количеству кораблей подводный флот в мире.
Борис Михайлович Малинин (1889-1949).
Российский, советский конструктор подводных лодок, профессор, лауреат Государственной премии. Участвовал в проектировании и строительстве русских подводных лодок типа "Барс". Возглавил проектирование подводных лодок типа "Д", "Л", "Щ".
Владимир Фёдорович Кризский (1898-1966).
Советский конструктор подводных лодок, инженер-контр-адмирал, лауреат Государственной премии. Участвовал в проектировании и строительстве подводных лодок типа "С" (1936).
Михаил Алексеевич Рудницкий (1897-1976).
Советский конструктор подводных лодок, инженер-контр-адмирал. Участвовал в проектировании ПЛ "Декабрист" (1928), а в 1935 году разработал лодку типа "К".
ПЛ типа "Д".
Серия первых советских лодок:
"Д-1" "Декабрист", "Д-2" "Народоволец", "Д-3" "Красногвардеец" была построена с 1927 по 1933 годы. Вместе они составили первое соединение подводных лодок Северного флота.
ПЛ "Д-1" участвовала в боевых действиях на СФ в период советско-финской войны и погибла, подорвавшись на мине, в 1940 году.
ПЛ "Д-2" в 1936 году впервые прошла проливом Маточкин Шар из Баренцева в Карское море, участвовала в боевых действиях. В 1989 году установлена как корабль-музей в Ленинграде.
ПЛ "Д-3" участвовала в боевых действиях, одной из первых была награждена орденом Красного Знамени и стала гвардейской. Летом 1942 года не вернулась из боевого похода.
ПЛ типа "М".
С 1932 года, специально для Тихоокеанского флота, по проекту конструктора А.Н.Асафова началось строительство малых ПЛ прибрежного действия. Всего было построено 78 лодок этого типа. Небольшие размеры позволяли перевозить их по железной дороге с Ленинградских верфей на Дальний Восток. С началом войны большая часть лодок осталась на Балтийском и Чёрном морях, где приняла участие в боевых действиях. На лодках типа "М" воевали командиры Герои Советского Союза М.И.Хомяков, И.И.Фисанович, В.Г.Стариков, А.Н.Кесаев, Я.К.Иосселиани.
ПЛ типа "С".
Технический проект этих лодок был разработан для СССР в Германии в 1933 году, а в 1934 году на ... судостроительных заводах было развёрнуто их строительство. Лодки оказались удачными по своим техническим характеристикам. Всего было построено 41 ПЛ, 33 лодки принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны в составе всех четырёх флотов СССР, 16 лодок погибло. На лодках типа "С" воевали командиры Герои Советского Союза Б.А.Алексеев, Г.И. Щедрин, И.Я.Трофимов.
ПЛ типа "Л".
В 1929 году началось строительство второй серии советских ПЛ – минных заградителей типа "Л". Было построено 19 лодок этого типа. Подводные минные заградители показали себя в годы войны, как очень эффективное оружие. На лодках типа "Л" воевали командиры Герои Советского Союза В.К.Коновалов, П.Д.Грищенко. рубка ПЛ "Л-3" установлена как мемориал в Центральном музее Великой Отечественной войны.
ПЛ типа "К".
В 1939 году по проекту Рудницкого в Ленинграде началось строительство подводных лодок для действий в удалённых океанских районах – лодок типа "К". было построено 12 ПЛ, предназначенных для Северного и Тихоокеанского флотов, но с началом войны 6 из них осталось на Балтике. Из 6 ПЛ воевавших на Севере, погибло 5. оставшаяся "К-21" установлена в Североморске в качестве мемориала. На лодках типа "К" воевали командиры Герои Советского Союза И.А.Лунин, М.И.Гаджиев.
ПЛ типа "Щ".
Спроектированные на Балтийском заводе в Ленинграде, лодки строились на семи судостроительных заводах СССР. За период с 1933 по 1936 годы было построено 43 ПЛ. все они участвовали в боях Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов СССР, погибли 9 лодок. На лодках типа "Щ" воевали командиры Герои Советского Союза С.Н.Богорад, Ф.Г.Вершинин, М.В.Грешилов, Н.П.Египко, И.А.Колышкин.
ПЛ типа "Лембит".
ПЛ "Лембит" и однотипная с ней "Калев" – лодки английской постройки, до 1940 года входили в состав эстонского флота. После включения в состав Балтийского флота и с началом войны лодки принимали участие в боевых действиях. "Калев" погибла осенью 1941 года. "Лембит", ставшая в 1945 году Краснознамённой, установлена, как корабль-музей, в одном из гаваней Таллина.
ПЛ "С-13".
Самая знаменитая лодка серии "С". В январе-феврале 1945 года командир "С-13" капитан 3 ранга А.И.Маринеско за один боевой поход потопил два крупных транспорта противника: бывшие лайнеры "Вильгельм Густлов" водоизмещением более 25000 тонн и "Штойбен" – более 14000 тонн. Это были самые крупные суда противника потопленные советской ПЛ за всю войну, а Маринеско стал самым результативным подводником советского ВМФ. В 1990 году была восстановлена историческая справедливость и Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно".

"1945-1955
Разработанные с учётом опыта Великой Отечественной войны проекты торпедных дизель-электрических подводных лодок стали фундаментом и исследовательской базой создания принципиально новых корабельных систем, школой воспитания нового поколения моряков-подводников для будущего океанического, атомного флота.
Зосима Александрович Дерибин (1901-1986).
Выдающийся конструктор подводных лодок. Участвовал в проектировании и строительстве многих советских ПЛ предвоенного периода. Главный конструктор ПЛ проектов 613, 633, 641, ставших главными переходными ПЛ послевоенного времени.
ДЭПЛ проекта 611 (по классификации НАТО "Зулу").
Строились в 1952-1958 годах в Ленинграде, Северодвинске. Главный конструктор С.А.Егоров. Всего построено 78 лодок данного проекта. Одна из лодок была переоборудована под лодку-носитель баллистических ракет, с которой в октябре 1958 года был произведён первый в истории отечественного ВМФ ракетный пуск. Четыре ПЛ были переоборудованы для океанографических исследований, которые проводились по программе Международного геофизического года в 1955-1956 годах.
ДЭПЛ проекта 613 ("Виски").
Строились с 1950 года в Горьком, Ленинграде, Николаеве, Комсомольске-на-Амуре. Главный конструктор – З.А.Дерибин. Были самой массовой серией ПЛ. При строительстве лодок впервые на советских заводах применялся поточно-секционный метод. До 1957 года было построено 215 ПЛ данного проекта, в том числе и для других стран Египта, Китая, КНДР. ПЛ 613 проекта оказались достаточно мореходными, живучими, за 40 лет службы погибла только одна лодка этого проекта – "С-178" в 1981 году.
ДЭПЛ проекта 641 ("Фокстрот").
Строились с 1959 года в Ленинграде, Северодвинске. Главные конструкторы С.А.Егоров, З.А.Дерибин. Всего до 1971 года было построено 75 таких ПЛ. 17 лодок были построены для Индии, Ливии, Кубы. Это были надёжные лодки, успешно действовавшими по всему миру. Вооружённые мощной гидроакустикой, имеющие запас хода 5500 миль, до конца 80-х годов они выполняли задачи боевой службы по 6-8 месяцев в Баренцевом, Средиземном, Карибском, Южно-Китайском, Филиппинском и других морях Мирового океана.
ДЭПЛ проекта 633 ("Ромео").
Стала модифицированным продолжением проекта 611. Строилась с 1958 по 1967 годы. Главный конструктор З.А.Дерибин, А.К.Назаров, Е.В.Крылов. Было построено 20 ПЛ для Черноморского флота, а также для флотов Египта, Алжира, Сирии, Болгарии. В период 60-80 годов, по переданной советской документации лодки этого проекта в большом количестве строил Китай, как для себя, так и для Северной Корее, Египта. В составе флотов этих стран ПЛ 633 проекта остаются и в настоящее время.
ДЭПЛ проекта 877 ("Кило").
Проектировались для подводных флотов стран Варшавского Договора. Главный конструктор Ю.Н.Кормилицын. Строились с 1982 года в Санкт-Петербурге, Горьком. Являясь, на сегодняшний день вершиной развития торпедных ДЭПЛ в нашей стране, лодки проекта 877 стали очень надёжной системой подводного оружия. ПЛ данного проекта строились не только для российских ВМФ, но и приобретались другими странами.
ДЭПЛ проекта 641-Б ("Танго").
Строились с 1972 по 1982 годы в Горьком, построено 18 ПЛ. Главные конструкторы З.А.Дерибин, Ю.Н.Кормилицын. Принципиально новыми различиями проекта были: новое гидроакустическое вооружение, боевая информационная управляющая система, противолокационное покрытие корпуса. Благодаря этому лодки проекта 641-Б были самыми малошумными для своего времени, они стали и самыми большими ПЛ традиционного типа в мире. На них были существенно улучшены условия обитаемости, весь экипаж обеспечивался спальными местами".

Информацию с четвёртого стенда о подлодках "1955-..." прочитать оказалось практически невозможно, поэтому я её не могу передать.
В самой передней части отсека находятся 6 торпедных аппарата, а между ними стоял телевизор, по которому транслировались различные ролики на морскую тематику, но не связанные с флотом. Ниже телевизора располагается табличка:
"НОСОВОЙ ТОРПЕДНЫЙ И ЖИЛОЙ ОТСЕК:
- шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- система управления торпедной стрельбой ГС-100;
- периферийные приборы управления стрельбой;
- стеллажи запаса торпед (мин);
- люк аварийного выхода из подводной лодки".
В задней части отсека под лестницей, по которой входят на лодку, находится переход в следующий отсек. Уровень пола во втором отсеке был выше уровня пола в первом, поэтому для перехода надо было подняться по нескольким ступенькам к переходному люку.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Второй отсек имел следующую табличку:
"НОСОВОЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ И ЖИЛОЙ ОТСЕК:
- рубка гидроакустиков;
- первая и вторая группа аккумуляторных батарей;
- каюта командира ПЛ;
- каюты офицеров;
- офицерская кают-компания".
Здесь гораздо теснее, комнатки гораздо меньше вагонных купе. Здесь я увидел умывальник, агрегатную ГАС, каюту командира, рубку гидроаккустиков (на табличке написано именно так, через две буквы "к"), каюту офицеров, кают-компанию, каюту заместителя командира и каюту помощника командира. Особо можно выделить только кают-компанию, т.к. только туда можно было зайти и посидеть за столом, что я и сделал. Между прочим, разместился там я достаточно комфортно, а ещё почерпнул немного информации о ней со стендика.
"Кают-компания на подводной лодке является также операционной. Обратите внимание на специальные бестеневые лампы, которые расположены над столом. Врач есть на каждой лодке. Конечно, операцию он делает только в крайних случаях, потому что обеспечить необходимую стерильность и послеоперационный уход очень сложно. Перед операцией всё помещение тщательно моют спиртом, обеденный стол становится операционным. В распоряжении врача имеется набор хирургических инструментов и необходимые медикаменты. Химик-санинструктор лодки ассистирует врачу. После операции больного осторожно переносят в его отсек или каюту. На фотографии вы видите операцию по удалению аппендицита на подводной лодке в Средиземном море в 1981 году".

Дальше был переходной люк в третий отсек, в котором, как и в первом, находился смотритель, а по совместительству ещё и рассказчик. Из разговора с ним я узнал, что он служил на этой лодке. Каждую небольшую группу, проходящую мимо него, он собирал и рассказывал немного о лодке. Я немного отстал от предыдущих посетителей и не успел на рассказ. При входе в отсек с правой стороны вверх уходит лестница в боевую рубку, за ней гальюн, а левее них штурманская рубка. С левой стороны от входа, сразу в углу, находится рабочее место рулевого-вертикальщика, на нём и сидел наш рассказчик. Видя мои проблемы с передвижением, он заметил, что на флоте не было ограничений по росту, а их последний командир был ростом 2,02 м.
Зато, когда они ушли дальше, у меня появилось достаточно времени для исследования боевой рубки. Туда пускали только по одному человеку, т.к. места для манёвров там было ещё меньше, чем в кают-компании. Труба, по которой надо было подниматься по лестнице, была уже переходного люка раза в полтора, поэтому мне посоветовали в конце подъёма подтянуться по следующей лестнице, иначе могли застрять колени, так и получилось. Спускался вниз я тем же самым образом, сначала повис на лестнице, идущей вверх, а потом уже вставал ногами на нижнюю лестницу. Немного о боевой рубке со стенда.
"БОЕВАЯ РУБКА.
- боевой пост управления (в перископном положении): перископ ПК-8,5; перископ ПЗНГ-8,0; управление движением ПЛ;
- боевой пост управления вертикальным рулём;
- боевой пост управления торпедной стрельбой".
Внутри уже во весь рост встать было не возможно, а оба перископа были подняты на такую высоту, что смотреть в них можно было, встав буквой Z, т.е. почти на колени. Один из перископов назывался командирским, другой – зенитным. Не знаю, какой из них был каким, но встав за первый же, я стал осваивать его. Некоторые ручки и кнопочки на нём не работали, я не смог изменять приближение, зато можно было повернуть его, хоть на 360 градусов, и менять угол обзора вверх-вниз, а ещё там была настройка резкости. Я сразу начал искать на набережной жену, дело это было хлопотное, т.к. поле обзора было очень маленьким, но мне быстро повезло. Сначала я перевёл перископ влево на набережную, затем опустил вниз в поиске ряда лавок, а потом просто пошёл вдоль этого ряда. В перископ так хорошо было всё видно, что через него я даже сделал фотографию. Наигравшись с одним перископом, я перешёл к другому, но вид из него оказался похуже. Этот перископ я навёл на собор, в итоге получилось смазанное изображение. Внизу я услышал приближение очередной группы и подумал поторопиться на рассказ с ней, но не смог удержаться от съёмки окружающего меня пространства и на этот рассказ не попал.
Когда спустился в центральный пост, то группа уже ушла, а новая ещё не предвиделась, тогда я решил подождать новую группу, а пока исследовать центральный пост, и узнать немного информации со стенда.
"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСТ.
- главный командный пункт;
- командный пункт штурманской боевой части;
- командный пункт электромеханической боевой части;
- рубка радиометристов;
- боевой пост управления вертикальным рулём;
- боевой пост управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями;
- боевой пост управления станцией погружения и всплытия;
- боевой пост управления торпедной стрельбой;
- боевой пост по обслуживанию трюмных систем;
- рефрижераторные установки".
По левой стороне выделялись органы управления лодкой: клапаны балластных цистерн, ручки управления рулями, приборы слежения. По правой стороне: приборы связи с отсеками, сигнализации, указатель глубины погружения и другие. За приборами находились шахты перископов, а за ними рубка радиометристов, проход туда был закрыт. Через некоторое время в отсек подошла очередная группа и вместе с ними я наконец услышал рассказ нашего смотрителя, этот рассказ я записал на диктофон.
"Вы дошли до главного командного пункта или центрального поста. Этот отсек – третий, от переходного устройства до переходного устройства и есть центральный пост, видите, сколько здесь аппаратуры понаставлено. Здесь находился командир лодки, сюда стекалась вся информация и отсюда он ею руководил. Он мог находиться или здесь в отсеке, или наверху между люками в боевой рубке, где у нас находятся два перископа командирский и зенитный. Трап справа от меня – это штатный вход и выход на лодку. На 9-метровой перископной глубине командир, штурман и рулевой находились в боевой рубке. Дальше находилась ходовая рубка и там уже заливалось всё водой. После погружения лодки ниже 9 метров, естественно, там делать нечего. Сами перископы опускались в шахты, люди спускались в отсек, люк задраивался. Здесь на вахте постоянно находилось 10 человек. Двое рулевых (горизонтальщик и вертикальщик). Горизонтальные рули – это крылья выходят из корпуса лодки, носовые и кормовые, сейчас они в сложенном состоянии находятся, а служат, как и на самолёте, для быстрейшего погружения или всплытия лодки. Здесь его аппаратура, эта показывает дифферент лодки, т.е. нос-корма. Эта показывает разворот крыла, чем больше разворот крыльев, тем быстрее будет погружение или всплытие лодки. Слева от меня вентиля – это станция погружения и всплытия, балластные цистерны. 10 балластных цистерн на 500 тонн воды, стоят два человека – трюмных. Командир при погружении отдаёт команду "Принять балласт в такую-то цистерну, на такую глубину ему надо погрузиться". Наша лодка рассчитана на погружение до 300 метров, отстрел торпед идёт от 0 до 100 метров. Приняли воду, лодка погрузилась. Для того чтобы всплыть, когда вы входили на лодку, по трапу начинали спускаться, слева и справа видели баллоны оранжевого цвета".
Здесь он прервался, т.к. подошли ещё люди с детьми, которым всё везде НАДО, и он стал их наставлять, что делать нельзя, а что можно. Но как я могу догадаться, это баллоны со сжатым воздухом были нужны для осушения балластных цистерн, т.е. для всплытия.

Дальше я перешёл в следующий – четвёртый отсек, который был похож на второй отсек.
"КОРМОВОЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ И ЖИЛОЙ ОТСЕК:
- третья и четвёртая группа аккумуляторных батарей;
- рубка радистов;
- рубка особого назначения;
- секретная часть;
- камбуз;
- каюта командира БЧ-5;
- кают-компания старшин".
В этом отсеке я увидел рубку радиста, рубку ОсНаз, рубку ЗАС, кают-компанию старшин, каюту старшего помощника командира, каюту командира БЧ-5, секретную часть и камбуз. Рубка ЗАС была закрыта от просмотра и опечатана, видимо там есть вещи не для показа на общее обозрение. А вот секретная часть не была закрыта для просмотра, но на двери была надпись "Вход запрещён", хотя все двери в рубки и каюты были закрыты. Переход в следующий отсек был не таким как предыдущие, это были двери, как на кораблях. После первой двери была лесенка, т.к. уровень пола дальше был ниже, это было небольшое помещение с различными приборами и органами управления, это пост управления двигателями. За второй дверью находился следующий отсек, дальше уровень пола не менялся и в остальных, он оставался таким же низким, как и в первом отсеке, так что ходить в полный рост можно было более комфортно.

Пятый отсек был дизельным.
"ДИЗЕЛЬНЫЙ ОТСЕК:
- пост управления дизелями;
- три дизеля надводного хода 2Д-42М;
- два дизель-компрессора;
- система кондиционирования воздуха;
- вдувной и вытяжной вентиляторы".
Дизельные двигатели располагались достаточно компактно внизу, над ними было полно места, которое использовалось как стеллажи, насколько я смог понять. В этом и следующем отсеках не было смотрителей, но здесь транслировались голосовые записи, рассказывающие об отсеках. Впрочем, ничего нового или особенного из этой информации я не узнал. Кроме того, немного напрягало постоянное повторение короткого отрезка звукозаписи каждые 45 секунд.
"Пятый – дизельный отсек, в котором расположены пост управления дизелями, два бортовых дизеля надводного хода 2Д-42М, средний дизель надводного хода 2Д-42М, два дизель-компрессора, система кондиционирования воздуха, вдувной и вытяжной вентиляторы. Над средним из двух дизелей поднята крышка с надписью "Механизм крышки цилиндра". В шестой отсек попадаем через дверь".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Переход в шестой отсек ведёт через дверь, и сразу же натыкаемся на здоровенную конструкцию прямоугольной формы – это корпус среднего электродвигателя. Обойти его можно по обе стороны, но с одной стороны дорога перекрыта. На корпусе висит табличка.
"ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ОТСЕК:
- два бортовых гребных электродвигателя ПГ-101К;
- средний главный электродвигатель ПГ-102К;
- станция управления главными гребными электродвигателями;
- пост управления электродвигателем экономического хода;
- электрокомпрессор ЭК-10;
- дистилляторные (опреснительные) установки ЭД-25-45;
- вентиляторы охлаждения гребных электродвигателей".
В этом же отсеке находятся душевая и гальюн. Как и в предыдущем отсеке, здесь вещалась звукозапись об отсеке, она была более ёмкой и длилась уже 1 минуту 15 секунд.
"Шестой – электромоторный отсек, в котором находятся механизмы энергетической установки два бортовых гребных электродвигателя ПГ-101К, средний главный электродвигатель ПГ-102К, станция управления гребными электродвигателями, станция управления мотором экономического хода, электрокомпрессор ЭК-10, дистилляторные установки ЭД-25-45, вентиляторы охлаждения гребных электродвигателей. Электрическим двигателям предшествовали паровые машины с паровым котлом и топкой, которые требовали для работы кислорода, подача которого под водой всегда была проблематичной. Без кислорода могли обойтись пружинные и пневматические двигатели. После изобретения аккумулятора стало возможным использование электродвигателя, но скорость передвижения под водой уступала скорости надводных кораблей, а ёмкость аккумуляторов ограничивала время пребывания в подводном положении. Следующим этапом совершенствования подводных судов стало появление на них атомных двигателей. В седьмой отсек можно попасть через люк".

При входе в седьмой отсек слева висит традиционная табличка с информацией об отсеке.
"КОРМОВОЙ ТОРПЕДНЫЙ И ЖИЛОЙ ОТСЕК:
- четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм;
- система управления торпедной стрельбой ГС-100;
- периферийные приборы управления стрельбой;
- мотор экономического хода ПГ-104К;
- гирокомпас;
- пост аварийного управления кормовым и носовым горизонтальными рулями, вертикальным рулём;
- люк аварийного выхода из подводной лодки".
Чуть дальше находится специальный гидрокомбинезон подводника СГП-60 с индивидуальным дыхательным аппаратом ИДА-59, а также комбинезон утеплитель АС-26. По борту расположены различные приборы, вентили, гироскоп и спальные места, а над головой расположен аварийный выход. На правой стороне размещены стенды, они немного мрачнее тех, что находятся в первом отсеке, т.к. среди них присутствуют стенды о погибших подводных лодках.
На первом стенде главное место занимает флагшток АПЛ "К-278" "Комсомолец", ниже витрина со значками и фрагменты прочного и лёгкого корпусов атомного подводного крейсера "К-141" "Курск". Поверх витрины стоит список офицеров-подводников.
"ОФИЦЕРЫ-ПОДВОДНИКИ ВЫПУСКНИКИ КАЛИНИНГРАДСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА, ПОГИБШИЕ НА АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ" и АПК "КУРСК"
Вадим Владимирович Зимин (09.12.1963-07.04.1989), лейтенант, выпускник 1987 года, факультет радиосвязи, награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
Сергей Александрович Нежутин (13.01.1962-07.04.1989), капитан-лейтенант, выпускник 1984 года, факультет радиосвязи, награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
Александр Владимирович Гудков (02.04.1977-12.08.2000), старший лейтенант, выпускник 1999 года, факультет радиосвязи, награждён орденом Мужества (посмертно).
Сергей Геннадьевич Фитерер (06.06.1976-12.08.2000), старший лейтенант, выпускник 1999 года, факультет радиосвязи, награждён орденом Мужества (посмертно).
Олег Иосифович Насиковский (08.12.1971-12.08.2000), капитан-лейтенант, выпускник 1996 года, факультет радиосвязи, награждён орденом Мужества (посмертно).
Андрей Борисович Силогава (28.02.1970-12.08.2000), капитан 3 ранга, выпускник 1994 года, факультет ракетно-артиллерийского вооружения, награждён орденом Мужества (посмертно).
Борис Владимирович Гельтин (23.01.1975-12.08.2000), капитан-лейтенант, выпускник 1997 года, факультет ракетно-артиллерийского вооружения, награждён орденом Мужества (посмертно)".

Информация со следующих стендов.
"СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ПЛ, ПОГИБШИЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
1961 – ДЭПЛ "С-80" (ракетная) затонула по неизвестной причине в Баренцевом море, погиб весь экипаж – 68 человек.
1968 – ДЭПЛ "К-129" (ракетная) затонула в Тихом океане, в районе Гавайских островов предположительно в результате столкновения в подводном положении с американской ПЛ, погиб весь экипаж – 97 человек.
1970 – ПЛА "К-8" затонула в Бискайском заливе в результате пожара, погибло 52 человека.
1981 – ДЭПЛ "С-178" затонула в заливе Петра Великого, на подходе к Владивостоку, в результате столкновения с надводным судном, погибло 32 человека.
1983 – ПЛАРК "К-429" затонула в бухте Саранная в Беринговом море, погибло 16 человек.
1986 – ПЛАРБ "К-219" затонула в Атлантическом океане, в районе Бермудских островов в результате взрыва в ракетной шахте.
1989 – ПЛА "К-278" "Комсомолец" затонула в Норвежском море в результате пожара, погибло 42 человека.
2000 – АПК "К-141" "Курск" затонула в Баренцевом море в результате взрыва боезапаса в 1-м отсеке, погибло 118 человек".

"К-278" – "КОМСОМОЛЕЦ".
Начиная с 1989 года в районе гибели АПЛ "К-278" "Комсомолец" было проведено 6 экспедиций на научно-исследовательском судне Института океанологии им.П.П.Ширшова РАН "Академик Мстислав Келдыш". Имеемые на борту судна глубоководные обитаемые аппараты "Мир" выполнили 68 погружений. Ежегодно проводились работы по океанологическому и радиационному мониторингу, основными целями которых являлись определение переноса радионуклидов в случае, если начнётся утечка радиации из корпуса лодки. Также осуществлялся контроль над радиационным уровнем на корпусе и в корпусе АПЛ путём непосредственных измерений, проводимых с ГОА "Мир". Проводился анализ проб воды, взвеси, донных осадков, отобранных из внутренних помещений лодки и вблизи её корпуса. На основании многочисленных измерений установлено, что уровень радиации внутри и вблизи затонувшей АПЛ находится на уровне фона. Во время экспедиций на АПЛ "Комсомолец" аппаратами "Мир" выполнены уникальные подводно-технические операции: установлены титановые заглушки на выходе торпедных аппаратов и другие отверстия, специальными пластырями загерметизированы разрушения корпуса. В 1998 году ГОА "Мир" подняли флагшток "Комсомольца", находящийся перед вами".

"ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ МИРА.
Количество подводных лодок, построенных развитыми государствами мира в XX веке.
Страна – количество (в том числе атомных).
Германия – 1705/1134*.
Россия – 1096 (258).
США – 640 (182).
Великобритания – 578 (24).
Япония – 263.
Испания – 256.
Франция – 232 (12).
Прочие страны – 372.
* количество подводных лодок, построенных в период Второй Мировой войны 1941-1945.
Всего было построено 5142 лодки, из них 476 атомных".

К сожалению, плохо получились кадры со стендами "МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА БЛАГОДАРЕН ВСЕМ, КТО ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В СОХРАНЕНИИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Б-413" и "ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В МУЗЕЯХ МИРА". Из-за этого информацию с них почти невозможно достоверно прочитать. А на этом посещение лодки закончилось. В этом отсеке также находился смотритель, он сразу сказал, чтобы я спрашивал его, если возникнут какие-нибудь вопросы. Было видно, что ему одиноко, видимо первым двум смотрителям достаётся больше внимания, а приходя в последний отсек людей уже почти ничего не интересует, кроме как выбраться наружу, а кто-то просто торопиться. Мне его стало жалко, но вопросы как назло не хотели рождаться в голове. Я так и сказал, что пока не могу придумать умных вопросов. На это он ответил, что глупых вопросов не бывает, видимо совсем тоскливо ему было, все же знают, что бывают глупые вопросы.
Через некоторое время после входа в последний отсек лодки на телефон пришло несколько СМСок, видимо внутри лодки телефон был недоступен. А ещё через минуту последовал звонок раздражённой жены, она бедная устала ждать меня на солнцепёке. Но я всё же закончил съёмки и только потом пошёл на выход. Я поднялся по лесенке на палубу и вышел к площадке над аварийным люком. Заметив моё внимание к этому, смотритель тот час же сказал, что это специально сделано такое ровное кольцо, т.к. к нему стыкуется спасательный колокол, случая чего.

На этом посещение лодки было закончено, но меня ждала взведённая жена и СРТ. Думаю вы догадываетесь кто из них победил. На СРТ она резко отказалась идти, т.к. там я мог также надолго "зависнуть", а нас ещё ждал форт №5. Пришлось купить ей попить и вызвать такси до пятого форта. Только пришлось подождать такси чуть дольше заявленного, вместо 15 минут оно приехало через 25. Это я ещё не в одну компанию звонил, другие говорили, что ждать придётся от 40 минут до часа, и это практически в центре города. Такси заказали по счётчику, что оказалось ошибкой, при приезде к форту мы накатали 300 рублей. Если бы заказали просто по городу, то заплатили бы 100-150 рублей. У разных компаний свои расценки, но условие одно: из любого конца в любой конец города фиксированная цена. Несмотря на пробки, до форта мы добрались за 15-20 минут. Так что с момента выхода из лодки и до момента входа на территорию форта прошло в общей сложности около часа.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
3622х50х5103=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками х..х:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр