Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

"Так вот, к 1670 году строительство крепости было в основном завершено, впоследствии её много раз перестраивали и реконструировали, поскольку крепости очень быстро устаревают. В реальных боевых действиях крепость Пиллау участвовала дважды, первый раз в начале лета 1807 года, когда её штурмовали французские солдаты Наполеона Бонапарта, и второй раз в конце апреля 1945 года. Кстати, крепость была последним местом на карте города, где немецкие солдаты в апреле 1945 года продолжали оказывать нашим организованное вооружённое сопротивление. Ещё в начале XVIII века Пиллау был местечком, напомню, что это было 6 рыбацких деревень, обозначенных как местечко, но в 1725 году в результате административной реформы деревни объединились и возник город. В XVIII-XIX веках Пиллау процветал, пожалуй, тогда это был самый благополучный город всей Восточной Пруссии, а всё потому что город обеспечивало судоходство, ведь фарватер от Кёнигсберга до Балтики был очень мелким. Река Прегель, нынешняя Преголя, на берегах которой стоит Кёнигсберг, в глубину не превышает 6 метров. Залив Фришес-Хафф, нынешний Калининградский, и того мельче, максимальная природная глубина залива всего лишь 4 метра. Поэтому ещё в средние века, хотя тогда торговые суда были во много раз меньше нынешних, практические никакое тяжелонагруженное торговое судно, шедшее из Балтики в Кёнигсберг, доплыть не могло, глубин не хватало. Поэтому почти всегда по дороге из Балтики торговые корабли бросали якорь в Пиллау и происходила перегрузка, весь груз или его часть перегружали на литеры – более лёгкие суда с незначительной осадкой. Эта перевалка груза на протяжении нескольких веков давала жителям Пиллау возможность неплохо зарабатывать, т.е. морскими воротами Кёнигсберга тогдашний Пиллау был в прямом смысле этого слова. Но время шло, размеры торговых судов росли, кёнигсбергские купцы были недовольны, потому что перевалка стоила больших денег и занимала много времени. Торговля теряла смысл, прусские купцы давили на правительство, и в конце XIX века правительство Пруссии выделяет очень серьёзные средства на углубление фарватера – начали рыть канал. Прокладывали канал прямо по дну реки Прегель, по дну залива и по дну пиллауского пролива. Углубление фарватера продолжалось 7 лет и в 1901 году в обстановке величайшей торжественности с огромной помпой кёнигсбергский морской канал был открыт.
Сейчас мы въезжаем в Балтийск, ещё несколько месяцев назад здесь была застава, слава Богу, её убрали. А слева с дороги просматривается залив – одно из тех немногих мест, где с дороги залив виден, правда дымка сегодня, однако залив просматривается.
Когда в 1901 году открылся кёнигсбергский морской канал, весь Кёнигсберг ликовал, прежде всего, радовались купцы. А в Пиллау воцарилось уныние, а потом вообще пришла депрессия, потому что торговые суда перестали бросать якорь и в одночасье значительное число жителей города лишилось работы. Началась безработица, казалось что период процветания Пиллау закончился раз и на всегда, но тогда в начале XX века, судя по всему, руководители Пиллау были людьми достаточно прозорливыми и башковитыми. Они быстро нашли выход из сложной ситуации – стали развивать в Пиллау курорт и на этом поприще преуспели. До второй мировой войны Пиллау был известным восточно-прусским морским курортом, этому обстоятельству нисколько не помешало то, что Пиллау одновременно был ещё и военно-морской базой. Ну а когда началась война, нацисты превратили Пиллау в один из важнейших стратегических городов провинции. Здесь много оборонительных сооружений, в очередной раз модернизировали крепость, а в XIX – начале XX веков было построено 3 форта, 2 на материке и 1 на косе. Их в конце второй мировой войны тоже укрепили, плюс на приморских дюнах построили большое количество железобетонных убежищ и артиллерийских порталов, если вы сегодня прогуляетесь по приморским дюнам, вы их там увидите. Поэтому не удивительно, что в апреле 1945 года для наших войск Пиллау оказался крепким орешком, тем не менее, в ночь с 25 на 26 апреля Пиллау взяли после жесточайшего штурма. Вскоре закончилась война, Германия эти земли потеряла, здесь возникла молодая российская область, Пиллау был переименован в Балтийск и превращён в военно-морскую базу. В советские времена эта база совершенно не котировалась, это был отстойник Балтийского флота. На Балтике котировались такие военно-морские базы как Рига, Таллинн, заграничные – Свиноустье в Польше и Штразен в восточной Германии. Не то что в Балтийске, в Калининграде из офицеров добровольно практически никто служить не хотел. В те времена Балтийск был городом герметично закрытым для внешнего мира, но вообще наша область была закрыта для иностранцев, а Балтийск был городом суперзакрытым. Пускали только раз в год в последнее воскресенье июля, когда здесь проводился грандиозный военно-морской парад. В советские времена здесь не было никаких гражданских органов, даже не было гражданской торговли, был военторг и вообще всю городскую инфраструктуру Балтфлот тащил на себе. Такое положение нормальным признать нельзя и каждый должен заниматься своим делом. В начале 90-х годов Балтийск вышел из подчинения военных, лишился всех гарантий, взамен не получив ничего. Был ещё очень тяжёлый период в середине 90-х годов, когда быстро и довольно тихо выводились корабли и прочие военно-морские соединения из всех бывших братских стран и республик – Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши и восточной Германии. А выводить корабли было некуда, кроме как в Балтийск, Кронштадт тогда в состав Балтфлота не входил. И вот понагнали лет 15 назад сюда кораблей немерено, возникла масса проблем, в том числе и социальных. Например, где расселять офицеров с семьями, тут и сейчас жилищный вопрос стоит довольно остро, так что пришлось какое-то время офицерам с семьями пожить на кораблях, ещё несколько лет назад на ракетном корабле можно было встретить такой экзотический персонаж, как беременная женщина. Но всё закончилось благополучно, и дамы разрешились от бремени, и ракетных кораблей не осталось. Почти не осталось здесь серьёзных кораблей, почти все ушли или на Северный флот, или в Кронштадт. Иногда мы видим подводные лодки, но они постоянно тут не стоят, они курсируют между Балтийском и Кронштадтом. В общем-то, Балтика – это море мира и дружбы, Балтика – море спокойное, максимальная глубина моря – 450 метров, в таких условиях подводным лодкам Балтике делать просто нечего.
Когда я перечислял бывшие братские страны и республики, откуда выводились наши корабли и соединения не оговорился в ряду морских стран назвал сухопутную Белоруссию. В Белоруссии располагалось одно из самых мощных соединений Балтфлота – стратегическая авиация.
Мы уже в Балтийске, здесь невзрачная застройка, вообще новостройки сооружаются главным образом справа, ближе к берегу моря. В самом начале путешествия я упоминал о том, что вода окружает город с 3 сторон. Справа, т.е. на западе, – это море с шикарнейшими пляжами. Слева, на востоке, – это залив, который мы чуть-чуть видели. И впереди, на юге, – это пролив, который соединяет Балтику с Калининградским проливом и отделяет от материка Балтийскую косу. Из числа интересных довоенных сооружений достойны упоминания 4 немецкие водонапорные башни, одну из них (самую крупную) мы сейчас увидим слева за голубым зданием. Правда эта башня заброшена, также как и все остальные, но сооружение крепкое, и хоть построено оно в 20-е годы, простоит ещё долго. А впереди справа – примета наших дней, совсем недавно водрузили золотой купол на строящийся православный храм, который будет посвящён Фёдору Ушакову. Первые годы строительство храма шло, что называется, ни шатко, ни валко, но в последние месяцы строительство храма быстренько завершается. Построен храм в традициях русского классицизма начала XIX века, недельку сюда не съездишь – что-то новенькое появится, вот например, появился крест в последние дни. Сразу за возвышенностью, которую венчает строящийся храм, начинается старая довоенная часть города."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"В старом Пиллау было несколько лютеранских храмов и одна католическая церковь, которая до наших дней не дошла, но сохранился дом, в котором жил католический священник. Сейчас он виден справа – красное небольшое, но очень нарядное сооружение с распятием на стене. И за католическим домом, правее, ещё одно приметное сооружение – это школа, в этом году ей исполнилось 100 лет, построена в 1910 году, использовалась как школа и сейчас используется по назначению. А впереди слева, в 30 метрах от дороги вы видите небольшую декоративную православную часовню из красного кирпича – это памятник военнослужащим Балтийского гарнизона, которые погибли в Афганистане и Чечне. Так как сейчас осень и листва облетела, то слева можно различить силуэты военных кораблей-сторожевиков. Слева от нас внутренняя гавань, где стоит флот вспомогательный – сторожевики, которые даже в состав базы не входят. Корабли побольше стоят левее в военной гавани, но военную гавань отсюда совершенно не видно, у Балтфлота здесь 11 км причалов. Чуть дальше слева мы видим ещё одну старую немецкую водонапорную башню, которой уже 105 лет. Через 100 метров слева мы увидим здание железнодорожного вокзала, вокзал старый немецкий, отстроенный и расширенный после военных разрушений. Впереди серенькое здание городской управы или мэрия, как нынче нам велено говорить в соответствии с канонами нынешнего российского новояза. Перед мэрией памятник Ленину, который показывает правой рукой на вокзал. И наконец, справа великолепные здания, построенные более 106 лет назад. Эти здания строились как пехотные казармы солдат Германской империи. С 1943 года это была главная школа подготовки командного состава немецких подводников, а подводники не только в нациской Германии, в любой стране это элита из элит. Сейчас это штаб базы Балтийского флота России. Отсюда уже рукой подать до крепости, сейчас справа она будет видна. Но если вы мечтаете увидеть что-то вроде средневекового замка или московского Кремля, вас ждёт разочарование. Крепости эпохи развития артиллерии на средневековые замки совершенно не похожи, они глубоко зарыты в землю, прекрасно замаскированы, сверху толстый слой земли. Крепость до сих пор военный объект, здесь размещаются склады дважды краснознамённого Балтийского флота. Сейчас проезжаем по мостику через крепостной канал, слева стоят корабли-сторожевики, справа братское кладбище советских солдат, а впереди красивое в стиле псевдоготики розово-белое здание. При немцах это было офицерское казино, а сейчас это матросский клуб. Левее ещё одно псевдоготическое здание – это музей Балтийского флота. Сейчас наш автобус остановится у площади балтийской славы – это исторический центр города. От прежней застройки здесь мало что сохранилось, на фотографиях первых послевоенных лет в неплохом состоянии были только 2 здания – нынешнее здание музея и церковь. Двухэтажные дома впереди справа в основе своей немецкие – по балконам видно, что немецкие. Конечно, при немцах дома были покрупнее, понаряднее, их восстановили абы как после войны. Есть проект полной реконструкции этого места, но на любой хороший проект нужны деньги, которых естественно нет. Слева впереди мы видим маяк, мы скоро к нему подойдём."

Первая остановка у нас производилась на конечной автобусов и маршруток у площади Балтийской славы. Отсюда мы направились ко внутренней гавани.

"Мы в начале внутренней гавани, мы вдоль неё ехали, силуэты кораблей-сторожевиков вы уже видели. На противоположном берегу, вы видите остатки памятника немецкому инженеру Хагену, который в конце XIX – начале XX веков занимался укреплением этого берега. Вообще, эта земля называется островом Русским, а ещё раньше побережье называлось Русской набережной или Русской дамбой, причём название это возникло не после войны как можно предположить. Название Руссен Дамм появилось ещё 2,5 века назад во времена, когда Восточная Пруссия входила в состав Российской империи. Немцы называли этот период первым русским временем в истории Восточной Пруссии, в 1945 году началось второе русское время. Это всё происходило во время Семилетней войны, у нас не часто вспоминают Семилетнюю войну, потому что участие России в Семилетней войне особых благ России не принесло. Семилетняя война была одной из крупнейших войн XVIII века, в ней участвовали все ведущие европейские державы, разделившиеся на 2 лагеря. Россия воевала против Пруссии, и поначалу для русской армии боевые действия складывались очень удачно. После нескольких побед в январе 1758 года русские войска заняли Кёнигсберг без единого выстрела. А в 1760 году также без единого выстрела русские войска даже на некоторое время заняли Берлин. Правящая Россией Елизавета распорядилась о том, чтобы Восточную Пруссию оккупированную русскими войсками включили в состав российской империи на правах провинции. Когда сюда прибыли русские офицеры, они поняли что это место очень удобно для того чтобы здесь могли швартоваться военные корабли. Но место это для швартовки кораблей было мало приспособлено, потому что здесь было сплошное болото, берег был нестабильным. Пока здесь хозяйничали русские, под их руководством этот берег укреплялся – забивались сваи, закапывались гранитные валуны, берег был основательно укреплён. Поэтому сами немцы назвали его Руссен Дамм, что значит Русская дамба или Русская набережная, потом русские ушли, а название осталось. Впоследствии этот кусок земли обособился, превратился в остров, он и сейчас называется островом Русским. Что самое поразительное, когда в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, тут же стали переименовывать неарийские названия по всей Германии. Однако название Руссен Дамм осталось, оно уже настолько укоренилось, что ни у кого и мысли не возникло о том, что название не арийское и надо его заменить.
Почему первое русское время в истории этой земли продолжалось всего лишь 4,5 года. Пруссия была разбита и прусский король Фридрих II уже всерьёз подумывал о самоубийстве, казалось, что шансов у него нет никаких, но произошло очередное русское чудо. В самый миг разгара скоропостижно, будучи дамой не старой – всего лишь в возрасте 52 лет, Елизавета скончалась. А пришедший ей на смену Пётр III был поклонником Фридриха II, боевые действия прекратил, вообще стал помогать Фридриху против вчерашних союзников. Правил Пётр III не долго, он вызвал к себе лютую ненависть, после полугодового правления он был свергнут и убит. На престол взошла его жена стопроцентная немка Екатерина II, но возобновлять боевые действия она не стала и всё это вернула Фридриху II. Вот так продолжалось первое русское время всего лишь 4,5 года. Именно за то, что она распорядилась эти земли включить в состав России Елизавета удостоилась того, что ей 7 лет назад здесь поставили памятник, который мы увидим чуть попозже.
К сожалению, из-за дымки противоположный берег залива не виден, зато прекрасно видна гостиница "Золотой якорь" – это тоже своеобразный памятник истории. Во-первых, до недавнего времени это была единственная и неповторимая городская гостиница, сейчас открыли ещё парочку частных. Во-вторых, эта гостиница работает с немецких времён, её построили ещё в 1940 году. Во время боёв в 1945 году она была сильно разрушена, после войны её восстановили, перевели название с "Голден Анкер" – получилось "Золотой якорь", и под этих аутентичным названием она действует до сих пор. Когда мы будем мимо проходить, на противоположном углу вы увидите табличку, совсем недавно несколько лет назад появилась мемориальная табличка, надпись на которой сообщает, что в 1963 году в этой гостинице несколько дней прожил знаменитый поэт впоследствии нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Не каждый провинциальный город может похвастаться пребыванием звезды такой величины. В 1963 году ещё молодой, но уже опальный Иосиф Бродский в родном Ленинграде работал корреспондентом в детском журнале "Костёр". И как-то раз главный редактор дал ему задание поехать в Балтийск и написать очерк о жизни военных моряков. А поскольку других гостиниц не было, не было и альтернативы, жил он в этой гостинице и здесь написал несколько стихотворений."

Дальше мы обошли гостиницу "Золотой якорь" и прошли по набережной к маяку и памятнику Петру I.

"Противоположный берег из-за дымки нам не виден, виден только остров, отсюда до противоположного берега 12 км, в хорошую погоду он прекрасно просматривается. А остров, который мы видим, искусственный, он так и называется Насыпной. Насыпали его ещё при немцах, он расположен посередине между этим и тем берегами, т.е. от нас до него 6 км.
Пролив между Балтийском и Балтийской косой имеет ширину несколько сотен метров, а в сторону моря он сужается. Там, где мы выйдем к памятнику Елизавете, ширина пролива всего 350 метров. А здесь по дну проходит канал, длина которого почти 40 км. Его углубляли и в конце XIX века, и впоследствии и ещё видимо будут углублять, т.к. по нынешним нормативам глубина подобных каналов должна быть не менее 13 метров. На расчётную глубину пока не вышли, поэтому самые большие корабли, которые ходят по морю в наш Калининградский порт зайти не могут, глубин не хватает. Вообще судоходство по проливу – занятие сложное, шаг влево шаг вправо на мель наскочишь, поэтому незнакомым судоводителям дают лоцманов."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"На российской половине Балтийской косы располагаются 3 посёлка, жителям которых не позавидуешь, их можно приравнять по условиям жизни к крайнему северу. Мы видим самый большой и самый близкий к материку посёлок, он так и называется – посёлок Коса. А левее видны старые немецкие ангары для гидросамолётов, которые ещё при Гитлере были построены, и нашим верой и правдой служили где-то года до 80-го. Тогда здесь располагалась воинская часть, и жители посёлка на неё молились, она их благоустраивала, из кранов струилась вода, над головой горела лампочка Ильича. И хотя Балтийск стоит на воде, здесь перебои с водой страшнейшие, и с коммунальными удобствами не важно. Когда часть оттуда убрали, жители косы оказались в очень сложном положении, ангары стоят заброшенные. Вы знаете, что коса принадлежит 2 государствам, южная половина польская, северная – российская. До недавнего времени здесь была погранзона, сейчас – переправляйся кто хочет, но запустение там ужасающее и отличаются 2 части косы как небо и земля. Я на польской половине бывал неоднократно, там великолепное шоссе, на которое нанизаны курортные посёлки. На нашей половине ещё конь не валялся, даже дороги нет, до границы – до заставы 30 км, там крайняя западная точка России, даже нет дороги с твёрдым покрытием, там разбитая грунтовка. Люди, которые ещё остались в 3-х посёлках живут позабыты, позаброшены. Но тем не менее паромное сообщение пока существует, вы видите стоят два парома, один синий, который ближе к нам, называется Нида, второй рыжий, который подальше, называется Вистула. Вистула – это латинское название польской реки Вислы. Ниду я помню с молодых ногтей, она ходила из Клайпеды на косу, т.е. её у литовцев купили, а рыжий паром купили у поляков. Сами литовцы и поляки на таком хламе плавать уже боятся. Опять же такой невесёлый сюжет: нашим автомобилистам сытая Европа, в особенности Германия, должна памятник поставить, потому что наши автомобилисты очистили её от автомобильного хлама. В той же Германии старую машину так просто не выбросишь, найдут и оштрафуют, наши мало того что вывезли, ещё и заплатили за это дело, теперь чистят от плавучего хлама. Но худо-бедно сообщение есть несколько раз в сутки, ближайший паром должен пойти буквально через несколько минут.
К сожалению и отсюда материковый берег не просматривается, чуть-чуть просматривается тот самый насыпной остров. Кстати говоря, для чего его насыпали: раз есть ангары для гидросамолётов, значит были гидросамолёты. За этими ангарами в заливе есть небольшая акватория куда они садились, т.е. ещё при немцах насыпали этот остров для того чтобы высокое армейское начальство с этого острова могло наблюдать за манёврами гидросамолётов. Ещё остров можно было использовать в тумане как геодезический знак, чтобы ориентироваться. Вы видите впереди растут деревья – это искусственные островки. Канал, который проходит по дну прижимается к южному берегу Самбии и от остальной акватории залива канал отделён этими узкими и длинными искусственными островками, для того чтобы в случае шторма в канале не было болтанки. Между прочим, летом те у кого есть транспортные средства (яхты или моторки) могут высадиться на островок, поставить палатку и пожить жизнью Робинзона, рыбку ловить, костёр разводить. Вы видите на противоположном берегу на косе справа от ангаров высокую металлическую башню, её построили несколько месяцев назад для того чтобы координировать судоходство по каналу, поскольку это важнейшее занятие. На западе мы видим старую немецкую лоцманскую башню (красное сооружение), построенную ещё в 30-е годы. Совсем недавно было построено современное здание (по-моему, его только-только начинают заселять), которое тоже предназначено именно для тех, кто занимается вопросами обеспечения безопасности судоходства."

Сделав крюк мы вернулись к площади Балтийской славы.

"Мы находимся на площади Балтийской славы, на которой проводятся парады. Но в последнее время здесь как, если приезжает Путин или кто-то такого же ранга, для него естественно парад проводится, если приезжает Жириновский – парад не проводится. Последние пару лет парадов как таковых не было, просто сюда пригоняли из военной гавани серьёзные большие корабли, и любой гость Балтийска мог подняться, погулять, познакомится с устройством военного корабля. Т.е. тут в последнее воскресенье июля происходит русский праздник – бессмысленный и беспощадный, потом вся территория усеяна бутылками.
Вот это натуральный военный катер, почему говорю натуральный, потому что ещё один торпедный катер стоит в центре Калининграда у Московского проспекта. Но в Калининграде стоит муляж, он проржавел настолько, что в начале года его демонтировали, на заводе Янтарь сварили новый, но всё-таки уже не натуральный, а этот каким-то чудом сохранился. Модель эта называется Комсомолец, такие торпедные катера выпускались в 1944 году. Наши взяли Кёнигсберг к вечеру 9 апреля, сразу после взятия Кёнигсберга железной дорогой доставили в столицу Восточной Пруссии несколько катеров, их там спустили на воду, они по реке выходили сюда в залив, принимали участие в боевых действиях, в том числе и при штурме Пиллау. Катер, который сохранился, достоял до середины 70-х годов, его лет 36 назад водрузили на этот постамент, где он благополучно стоит и дальше."

Дальше мы направились в собор, а оттуда к главным воротам крепости Пиллау.

"Крепость – это до сих пор действующий военный объект, это помещения где располагаются склады Балтийского флота. Ещё в начале 90-х годов тогдашний градоначальник мечтал превратить Янтарный в курорт, и он же мечтал получить крепость, чтобы её отреставрировать. До сих пор с места ничего не сдвинулось и по мне пусть статус свой сохраняет, потому что у города нет денег даже на то чтобы туалеты поставить, если городу её передать, то она моментально развалится. Пока в крепости располагаются склады, худо-бедно за ней ухаживают. Где вы ещё увидите крепость эпохи развития артиллерии, а перед ней частокол как во времена князя Игоря. В советские времена из ресурсов в неограниченном количестве была только краска. А эта часть стены до того одряхлела, что она 2 или 3 года назад просто рухнула в воду, и вот соорудили частокол.
Хотя существует крепость уже почти 400 лет, напомню, была заложена около 1630 года по прямому распоряжению шведского короля Густава Адольфа, однако в реальных боевых действиях она участвовала всего дважды. Первый раз в начале лета 1807 года. Когда осенью 1806 года Пруссия объявила войну наполеоновской Франции прусский король Фридрих Вильгельм III очень погорячился. Пруссия была самым милитаристским государством Европы и многие политики и многие обозреватели предчувствуя войну считали что на этот раз с корсиканским чудовищем будет покончено. Но эта война была настолько удивительной, что пожалуй равных ей в истории нет, Наполеон разгромил Пруссию как Бог черепаху, без особых сражений. Причём даже гигантские прекрасно вооружённые прусские крепости сдавались французам без единого выстрела. Классический пример, крепость Магдебург – мощнейшая крепость Европы, где был гарнизон в 22000, сдалась без единого выстрела. Сдавались крепости одна за другой, во всей Пруссии всего 3 или 4 крепости оказали французам организованное вооружённое сопротивление, среди этих немногочисленных крепостей была и крепость Пиллау. Очень многое зависит от личности командира, как бы там не говорили, роль личности в истории очень и очень велика. Командиром крепости Пиллау в 1807 году был полковник фон Германн, ему было всего-навсего 76 лет – для прусского офицера нормальный возраст. Прусские офицеры славились своим долголетием, ну и вообще немцы нация долгожителей, они живут по приборам, за своим здоровьем следят, так что для прусского офицера 76 лет был самый расцвет. Он был старичок оригинальный и чудаковатый, у него была привычка – каждый день после обеда часок другой он дремал и ни где-нибудь, а в гробу. Т.е. он был уже в переходном возрасте с этого света на тот и заботился о том, в каких условиях будет находиться, когда в иное измерение перейдёт. Для него был изготовлен большой деревянный гроб, который стоял здесь в крепости в его апартаментах и каждый день после обеда он там часок другой дремал, ну видимо уже привыкал. Такие драматические события, свистят пули, ревут ядра, подходит сюда французский отряд и командир отряда даёт полковнику короткое время на раздумье с тем, чтобы тот капитулировал, не сомневаясь в том, что крепость сдастся. Что делает полковник Германн, когда он получил французский ультиматум, он на плацу во дворе крепости велел выстроиться своим солдатам, велел вынести гроб на всеобщее обозрение и обратился к своим подчинённым с пламенной речью. Он сказал: "Друзья, пока я жив крепость не сдам. Кто из вас меня переживёт, прошу уложить меня в этот гроб и сказать всем, что я, ваш командир, свой воинский долг выполнил до конца." Вдохновлённые примером командира они сопротивлялись почти 2 недели, если бы он сказал сдаваться, они бы все сдались. Ничего французы с крепостью сделать не могли, за время осады французы потеряли 136 человек, крепость потеряла всего лишь 6. Но война была проиграна, летом 1807 года в Тильзите (нынешнем Советске) был заключён мир и, следуя приказу своего короля, полковник Германн крепость сдал. Это была почётная сдача, Пруссия по условиям тильзитского мира стала союзницей Наполеона и до 1813 года, пока отсюда французов не вышибли, в крепости был гарнизон прусско-французский, т.е. 50% солдат были французы, 50% – немцы. Ну а вторая осада была в ночь с 25 на 26 апреля 1945 года. Форсировали этот ров наши солдаты как во времена Суворова, даже как во времена Ганнибала – на всех подручных средствах, вязали плоты, собирали барахло в окрестных домах, связывали между собой деревянные кровати, шкафы и прочее. Бой был страшным, тем не менее, взять крепость удалось."

После крепости мы возвращались к площади Балтийской славы по другой улице, также сделав крюк.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стенда во дворике музея Балтийского флота.
Сторожевой корабль "Неустрашимый": успешное решение задач по борьбе с сомалийскими пиратами в Аденском заливе в 2008-2009 годах.
Хроника похода с 24 сентября 2008 года по 08 февраля 2009 года.
24 сентября 2008 года в соответствии с планом сторожевой корабль (скр) "Неустрашимый" вышел в море для выполнения задач боевой службы.
Перед выходом был проведён торжественный ритуал проводов корабля в море с участием командования Балтийского флота, командования Балтийской военно-морской базы, дивизии надводных кораблей Балтийского флота.
С 24 сентября по 04 октября 2008 года корабль, приняв на борт вертолёт КА-27ПС, совершил переход в Средиземное море.
11-13 октября корабль с деловым визитом находился в п.Триполи (Ливия). Корабль посетили официальные лица, офицеры ВМС Ливии и работники российского посольства.
Заход и пребывание в Триполи "Неустрашимого" широко освещало местное телевидение, заметно было доброжелательное отношение граждан и ливийских военнослужащих к российским морякам.
По окончании пребывания в Ливии "Неустрашимый" вышел в море для продолжения выполнения задач боевой службы.
Был пройден Суэцкий канал. Во время перехода от французского фрегата поступила первая информация по сомалийским пиратам, тактике их действий, статистике захваченных и подвергшихся нападению судов.
27-28 октября корабль выполнил деловой заход в п.Аден для пополнения запасов продовольствия, где корабль с неофициальным визитом посетили российские дипломаты.
19 ноября 2008 года в День ракетных войск и артиллерии корабль посетил Командующий ВМС Франции в зоне Индийского океана – вице-адмирал Жерар Вален. Во время встречи с командиром корабля капитаном 2 ранга А.Апановичем были обсуждены вопросы взаимодействия по предотвращению захвата судов пиратами, вопросы международной практики борьбы с пиратством.
24 ноября корабль завершил проводку большого каравана из 9 судов, в составе которого было 2 судна с российскими экипажами на борту.
25 ноября скр "Неустрашимый" зашёл в порт Аден (Йемен), где произошла встреча российских военных атташе и представителей йеменской стороны. С 28 по 30 декабря скр "Неустрашимый" выполнил за время несения боевой службы третий деловой заход в п.Аден. были пополнены запасы продовольствия и пресной воды, проведена товарищеская встреча по футболу с командой береговой охраны республики Йемен.
30 декабря корабль взял под охрану караван из 8 судов и вместе с танкером "Ельня" направился курсом в Индийский океан.
В ходе выполнения задач по охране судоходства экипажу приходилось вступать в боевое соприкосновение с пиратами. В музей БФ передан трофей – лодка сомалийских пиратов.
2 января в районе о.Сакотра встретились скр "Неустрашимый" и бпк "Адмирал Виноградов" Тихоокеанского флота. Во время встречи командование и офицеры походного штаба и корабля провели ряд встреч с моряками-тихоокеанцами с целью обмена опытом, накопленным за два с половиной месяца боевой службы.
5 января корабли Балтийского флота простились с кораблями Тихоокеанского флота и начали переход в п.Балтийск.
6 января 2009 года в 14 часов с самолёта дальней разведывательной авиации Французских ВМС было получено сообщение, что в Аденском заливе терпит бедствие рыболовецкое судно.
Оставив танкер "Ельня" на прежнем курсе, корабль изменил курс и направился к терпящему бедствие судну, которое вскоре было обнаружено. после опроса команды судна стало известно, что оно лишено хода из-за потери гребного винта. На борту находилось девять мужчин и одна беременная женщина. Её состояние было тяжёлым, продукты и пресная вода закончились.
Командование приняло решение для оказания помощи терпящим бедствие направить на судно двух врачей и передать воду, медикаменты и продукты питания. Далее судно было передано йеменскому буксиру.
Вскоре "Неустрашимый" догнал "Ельню", на ходу заправился в штатном режиме в акватории Красного моря.
15 января корабль прошёл Суэцкий канал и вышел в Средиземное море.
8 февраля 2009 года сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый" вернулся в Балтийск, где его встречало командование Балтийского флота, родственники и друзья членов экипажа. Балтийские моряки успешно выполнили задачи боевой службы в Аденском заливе.

Дальше мы отправились к следующей нашей остановке у северного мола.

"Мы едем на вертолётную площадку, там мы оставим автобус, хотя особо хорошей сегодняшнюю погоду не назовёшь, но плохой тоже. Можно и нужно, и даже необходимо прогуляться по молу, нужно подняться к памятнику и плюс на любителя, но практика показывает, что любители всегда находятся, там же недалеко располагается интернациональное кладбище, которое чаще называют кладбищем немецким, оно было образовано около 10 лет назад. Когда то давным-давно можно было к основанию северного мола проехать прямо по набережной, но набережная там настолько ветхая, что для автомобилей её закрыли и поэтому мы выполняем круг почёта. Объезжаем крепость, ещё раз можно полюбоваться слева братским кладбищем и крепостными бастионами. Справа вы сейчас увидите корабли береговой охраны, пересекая по мосту крепостной канал. Всё было продумано таким образом, чтобы небольшие корабли прямо из моря могли попасть в крепостной ров, они могли по проливу пройти во внутреннюю гавань, оттуда по этому каналу попасть прямо к стенам крепости.
Дальше справа от нас мы проезжаем лучший городской район – очень уединённый, очень иделический, который ещё в немецкие времена получил название плантации. Если бы здесь было больше состоятельных граждан, то давно бы была уже местечковая рублёвка. Старинное здание, до моря рукой подать, никакой промышленности, никакого шума, безопасная экологическая зона.
Автор памятника Елизавете – москвич Георгий Франгулян, российский скульптор армянского розлива. Когда Франгулян получил заказ на памятник, он сюда приезжал, изучал местность, всегда скульптор должен учитывать, где будет стоять его произведение. Посмотрите, впереди справа старинные немецкие казематы XIX – начала XX веков, если они используются, то в лучшем случае как сараи и гаражи. А впереди слева городская новостройка – аквапарк, который начал свою работу совсем недавно зимой прошлого года. Впереди мы видим южный мол, построенный на окончании Балтийской косы и великолепные шикарные пляжи, совершенно не уступающие ничем пляжам Куршской косы.
Что касается кладбища, его обустроили немцы на немецкие деньги, они занимаются и сейчас этим кладбищем, поэтому оно производит впечатление оазиса. Тут вообще к 9 мая почистили – всё было завалено бутылками, мусором прибрежные дюны, сейчас более менее прилично. Хотя кладбище называют немецким, но там покоятся люди 24 национальностей, там похоронено примерно 14000 человек. Но далеко не все имена тех, кто там похоронен, нам известны почти половина от общего количества, т.е. около 8000 человек это немцы. Это солдаты, которые умерли от ран в госпиталях, солдаты, которые погибли во время боевых действий, это гражданские, которые умирали в силу естественных причин и погибали. Кто такие остальные, и в самом Пиллау и в окрестностях и в целом в Восточной Пруссии, как и в любом другом уголке Германии была масса концлагерей. Но здесь не было таких страшных концлагерей, как скажем Освенцим, где людей просто истребляли, здесь были военные заводы, и привозили военнопленных, которые на этих заводах работали. Это были граждане самых разных стран – поляки, бельгийцы, французы, англичане, американцы и русские, а под русскими подразумевались все 200 национальностей Советского Союза, все были русскими. Поэтому такая внушительная цифра 24 национальности, без немцев 23 национальности. Естественно, имена военнопленных известны далеко не все, французы своих выяснили, а наши как-то до сих пор ещё не успели. Причём, и во время войны и после войны хоронили людей в самых разных местах, потом производились укрупнения, немцам лет 10 назад предоставили этот пустынный участок земли, и когда производились перезахоронения, свезли их всех туда. При слове кладбище возникают не очень приятные ассоциации, но кто бывал на немецких кладбищах, тот знает, немецкие кладбища не производят такого тягостного впечатления как наши. Во-первых, типичное европейское кладбище – это обустроенный парк, там нет никаких душераздирающих памятников. По традиции там стоят кресты такой кайзеровской формы, очень много крестов, это не значит, что под каждым крестом кто-то лежит, это просто обозначена огромная территория, и там стоят вертикально поставленные гранитные плиты, на которых имена тех, чьи личности удалось установить, в основном это имена немецкие. В эпицентре кладбища стоят 3 больших металлических креста, причём один из них православный. Тут покоятся почти 90 человек погибших ещё в Первую мировую войну уроженцев Пиллау, и даже здесь покоятся часть жертв капитана Маринеско. Что такое атака века все знаете – в начале 1945 года совсем недалеко отсюда подводная лодка С-13 под командованием Маринеско пустила на дно огромную плавбазу "Вильгельм Густлав". Сразу за Елизаветой начинается Гданьская бухта – один из заливов Балтийского моря, здесь её крайняя северо-восточная точка. А Готенхафен – нынешняя польская Гдыня, возле которой всё это произошло, находится к юго-западу. Гибель "Вильгельма Густлава" – событие не однозначное, недавно выяснили – погибло около 10000 человек. Наши трактовали, что там были исключительно слушатели школы немецких подводников, но это было объяснение чисто идеологическое, там почти 100% были беженцы, подводников там была горстка. Погибли все 10000, и потом их выбрасывало в самых разных местах прибоем, 200-300 человек было выброшено здесь, их похоронили где-то в окрестностях Пиллау, потом произошло перезахоронение."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Продолжилась экскурсия у памятника Елизавете.

"При строительстве памятника Елизавете всё сделали по-нашему. Т.е. когда его строили, мы мечтали, что здесь будут паркинг, инфраструктура, туалеты, торговые точки, всего этого нет, территория обнесена железным забором, от кого непонятно, до сих пор непонятно что внутри будет. Теперь чтобы попасть на мол нам нужно пройти несколько сотен метров, может быть летом это и не имеет значения, но мы ездим круглый год, зимой, когда гололёд и мокрый снег эти 300 метров превращаются для многих в непреодолимую полосу препятствий. Появление этого памятника в очень-очень отстойном, я бы сказал, городе иначе как чудом не объяснишь, между прочим, официального открытия памятника так и не было, его не достроили, это тоже одна из загадок.
Постаментом служит целое здание, которое имитирует крепость XVIII века, отсюда название – форт Елизаветинский. Раньше была информация на щите у памятника, но его уже за 7 лет так ветром истрепало, что никаких следов не осталось. Т.е. внутри до сих пор инсталляцию не провели, проводили работы, не знаю на каком они уровне сейчас. Сначала всё это построили, потом стали думать, как интерьер использовать, кубатура внутри совершенно чудовищная. Было предложено два варианта или кабак или музей, кабак приносит навар, но музей патриотичнее. Кабаков и так здесь летом полно, тут пиво продают, там дальше ларьки ставятся. Но с музеем тоже застопорилось дело, и недавно провели небольшую реставрацию, потому что была угроза, что памятник, проломив перекрытие, рухнет вниз. В чём тут дело, сам форт Елизаветинский – это собственность муниципальная, а статуя – собственность фонда, который также называется "Елизаветинский форт". У фонда закончились деньги, поэтому работу закончить не может, отдать кому-то не хочет, поэтому патовая ситуация. Вроде бы есть решение о создании музея и даже есть директор, точнее директриса – мадам Сивкова – директор Калининградского музея Мирового океана. У неё сеть филиалов по всей области и если бы была возможность, они бы здесь разместили какую-то экспозицию, скорее всего экспозицию, посвящённую Семилетней войне. Но когда это будет, это как история Калининградского дома советов, который начали строить 40 лет назад и не достроят никогда. Что не мешает нам подняться наверх и полюбоваться окрестностями.
Посмотрите, природные богатства во всей своей красе. Немцы в начале XX века за 2 года создали курорт. Очень живописная гряда невысоких песчаных дюн тянется вдоль берега, я вам советую сейчас, прежде всего, полюбоваться лицевой стороной Елизаветы. Для того чтобы прогуляться по северному молу нужно спуститься также как мы поднимались и пройти до его окончания, я думаю не пожалеете. Можно пройти по берегу, можно вернуться на вертолётную площадку и сходить на интернациональное кладбище."

На этом посещение Балтийска закончилось, мы отправились в Светлогорск. Но на обратном пути наш экскурсовод был не столь многословен, как при следовании в Балтийск.

"Сама Елизавета Петровна никогда здесь не была, этот памятник установлен в ознаменование того, что именно во время правления Елизаветы и именно по её воле эти земли впервые вошли в состав Российского государства. И как знать, как повернулась бы история, если бы Елизавета скоропостижно не умерла в возрасте всего лишь 52 лет. Матушку императрицу до ранней смерти довели излишества, невоздержанна была в еде, в питье и в противоположном поле, только официальных любовников или, как тогда стыдливо говорили, фаворитов у неё насчитывалось 20, не считая нелегальных. Т.е. она политикой не занималась, там любовники шли по конвейеру и до политики ли было при таком плотном рабочем режиме. У своего великого отца – Петра I Елизавета унаследовала две страсти: страсть к Бахусу и страсть к Венере. Что такое страсть к Венере переводить не надо – страсть к противоположному полу. Бахус у древних считался богом виноделия, страсть к пьянке у неё тоже была от отца. Ну и добавлю страсть к обжорству, эти излишества и свели её преждевременно в могилу.
Кстати, одна из последних работ Георгия Франгуляна – памятник Булату Окуджаве на московском Арбате. Прогуливаясь по Арбату не заметить памятник Окуджаве просто невозможно. Франгулян – талантливый скульптор, никогда по большому счёту не продавался, даже в советские времена. Но то что его работа не очень хорошо здесь воспринимается видимо объясняется окружением. Если бы памятник был доведён до ума, если бы территория вокруг него была благоустроена, если бы там кипела жизнь, может быть он и смотрелся бы более представительно. Отлит был сам монумент в Казани, установлен на место с помощью специального немецкого суперкрана.
Как известно театр начинается с вешалки, очень часто первое впечатление о стране – это самое яркое впечатление. Надежда пока ещё есть, что в Балтийске откроют большой международный порт и сюда к нам туристы валом повалят. Туристы приезжают чаще всего летом, но пока что в небольшом количестве и планы создания порта возникли ещё в начале 90-х годов, когда велено было Балтфлоту часть причалов передать под гражданские нужды. Балтфлот может и передал бы часть причалов, но на строительство порта пока что, к сожалению, нет денег. Так что белоснежные красавцы – туристические лайнеры, которые летом курсируют по Балтике бросают якоря в военной гавани. Любой приближающийся морем к российским берегам замечательный памятник видят издалека. Морские круизы по Балтике продолжаются от 17 дней до 3 недель, выходит корабль из порта на севере Германии и плывёт на восток, бросает якорь в польском Гданьске. Что касается Калининграда, то я упоминал о том что не каждый корабль ходящий по Балтике может до Калининградского порта доплыть, но иногда круизные корабли заплывают и в сам Калининград, но им это не очень удобно, они такие здоровенные что и плыть по каналу неудобно и разворачиваться тяжело. Поэтому чаще круизные корабли бросают якорь именно в Балтийске в военной гавани, сейчас это уже разрешено, на Калининград даётся всего полдня, приезжают автобусы в военную гавань. Я сам иногда летом работаю с такими круизами, сажают богатеньких и пузатеньких немецких туристов на автобусы, везут и показывают им Калининград и к обеду надо вернуться сюда. Дальше они плывут знакомиться с литовской Клайпедой, в Латвии – с Ригой, далее в Таллинн, и заканчивают они либо в Питере, либо в Хельсинки, оттуда уже шуруют на всех парах через Балтийское море к той точке откуда началось путешествие.
Герб города весьма эффектен, на нём изображена рыба, но ни какая-нибудь килька, селёдка или таранька, изображён осётр – серебряный осётр в золотой короне, который плывёт по синим балтийским волнам. Хотите верьте, хотите проверьте, когда-то Балтийское море славилось своими осетрами. Очень многие наши современники считают, что осетров нигде нет, кроме как в Каспийском море и в низовьях Волги. Но это сейчас, хотя и сейчас в других местах встречается. У нас выловили несколько лет назад в Куршском заливе маленького осетра. Когда-то осетры обитали везде и скажем в средние века они водились даже в центре Европы – в Дунае. Дунайские осетры достигали 9 метров в длину, осётр больно уж вкусная рыба, больно уж царская рыба, поэтому почти всех переели. С давних пор для рыбаков из очень многих прибалтийских деревень добыча осетра была главным источником дохода, в том числе для рыбаков из Пиллау. Из средневековых хроник мы узнаем, что 500-600 лет назад жители маленькой рыбацкой деревни Пиллау, где насчитывалось всего лишь несколько десятков обитателей, ухитрялись за год выловить до 600, а то и до 700, штук осетра. Балтийские осетры в длину достигали 6 метров. На протяжении долгих веков наряду с ловлей прочей рыбы, наряду с добычей янтаря добывали осетра и неплохо на этом зарабатывали. К сожалению, сейчас в Балтийском море осетров уже не осталось, последний зафиксированный в истории акт поимки осетра у побережья Германии зафиксирован в 1926 году. Т.е. немцы в своих водах выловили осетра в 1926 году, а вообще последнего балтийского осетра выловили 1934 году у берегов эстонского острова Сааремаа. С тех пор, насколько мне известно, никто в Балтике осетров не ловил. Ну а осетра, которого выловили в Куршском заливе, всё-таки балтийским считать нельзя, хотя Куршский залив с Балтийским морем сообщается, но посредством пролива. Куршский залив – это, по сути, не залив, а лиман – здоровый пресноводный водоём. А осетра, которого выловили в Куршском заливе, посадили в аквариум там же на Куршской косе, к северу от посёлка Лесное в южной части Куршской косы существует рыбопитомник, там работаю ихтиологи, изучают различные породы рыб. Не знаю как сейчас, я там был несколько лет назад и видел этого осетра. Ещё ихтиологи мне рассказали, что когда их немецкие коллеги узнали о том кого они поймали, немцы – люди богатые в отличие от нас, они сразу предложили очень-очень приличную сумму денег, наши ихтиологи отказались. Немцы хотели его для селекционной работы использовать – скрестить со своими разновидностями осетра и вывести выносливую породу."

Большую часть пути экскурсовод молчал, что вместе с наступающими сумерками наводило некоторое уныние. За окнами проносились уже привычные глазу прусские пейзажи слегка приправленные советским прошлым и российской действительностью.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

30 октября выдался слегка ветреным, но зато достаточно солнечным днём с небольшими облаками, которые к обеду начали расходиться. Вот бы такая погода была на экскурсии в Балтийск, но экскурсии туда были только по пятницам, а отличная погода устанавливалась только по выходным. В этот день мы прогуливались по городу, но не далеко, а по знакомым ближайшим улочкам. Несмотря на прохладное осеннее время в городе было много народа разных возрастов от молодёжи школьного возраста до самых глубоких пенсионеров. Заметно прибавилось уличных продавцов, и не только сувенирной продукции. Был человек, продающий коллекционные пивные кружки, с его слов, правда цена колебалась примерно от 5 до 20 тысяч рублей. А так как мне хотелось купить себе красивую пивную кружку для использования именно по прямому назначению, я не решился на такое серьёзное приобретение, из них было бы жалко просто пить пиво. Вечерком посетили "Круассан-кафе", прикупили сладостей к чаю и немного прогулялись по вечернему городу. Кстати, в "Круассан-кафе" отличная нуга собственного приготовления, нам она так понравилась, что жена хотела перед отъездом закупить, но я отговорил – думал в Москве тоже есть такое-же "Круассан-кафе", но найти не смог. А то, что в Москве плохо с настоящим марципановым шоколадом я знал, так что перед отъездом закупил в местном магазине "Виктория" кучу батончиков. Кроме нуги в "Круассан-кафе" ещё сами выпекают хлеб, кроме того, у них разработан график выпечки разных сортов хлеба, о чём свидетельствовала табличка на витрине.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

31 октября выдался ещё более солнечным и безветренным днём, на море штиль, одним словом красота. В этот день мы пошли прогуляться у моря, а после отправились выбирать сувениры.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

1 ноября выдался, как ни странно, достаточно погожим. С утра был небольшой ветерок и редкие облака, к обеду облака слегка сгустились, стали появляться тучки. В этот день мы пошли посмотреть – что такое гостиный двор "Раушен". Раньше мы слышали, что это здание будет гостиницей, теперь стало ясно, что если там и будут гостиничные номера, то в недостроенном крыле, а в открытой части здания разместились шмоточные магазинчики. Вход располагался на углу здания, внутри башенки шла винтовая лестница на второй этаж, дальше надо было выйти на балкон, а с него уже можно было попасть в магазинчики. Рядом находился давно неработающий кинотеатр, его окружал забор, а чтобы это всё не смотрелось мрачно, на забор повесили что-то вроде фотообоев. На заборе чередовались старые немецкие фотографии и эскизы того что возможно и не будет построено в Светлогорске.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
9089+57+9178=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +..+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр