Мой отдых в Светлогорске (и в других местах Калининградской области)

Автор ALexx, 10 сентября 2011, 00:36:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
НОКТУРЛЯБИЯ, 17-18 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Прибор для измерения местного времени. Благодаря ноктурлябии навигатор мог определить точное время даже ночью по звёздам. Этого было достаточно, чтобы откорректировать ход корабельных часов. Состоит из нескольких деревянных дисков, скреплённых в центре так, что они могут поворачиваться относительно друг друга и рычага, также закреплённом в центре кругов. В центре дисков также находится сквозное отверстие для наблюдения. Для проведения измерений прибор брали в вытянутую руку таким образом, чтобы Полярная звезда оказалась в центральном отверстии. Рычаг поворачивался до тех пор, пока по его оси можно было увидеть две ярчайшие звезды созвездия Большой Медведицы, которые указывали на яркую звезду Малой Медведицы. Затем рычаг наводился на эту звезду, ярчайшую в созвездии Малой Медведицы. Внутренний диск поворачивался так, чтобы текущая дата совпала с меткой на рычаге. За счёт этого происходила автоматическая коррекция звёздного времени по солнечному. Затем прибор вновь наводился на Полярную звезду и проворачивался внешний диск таким образом, чтобы ярчайшая звезда Малой Медведицы лежала на одной линии с ней. Время, считанное с центрального диска, и являлось точным местным временем.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ, 16 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Вплоть до 17 века песочные часы оставались единственным средством измерения времени в море. Песочные часы состояли из двух стеклянных сосудов, соединённых тонким отверстие. Обычно песочные часы были рассчитаны на 1 час, 30 минут и полминуты. На кораблях песочные часы на 1 час использовались для замера промежутков записи информации в "лисицу" – прообраз бортового журнала. 30-секундные песочные часы были необходимы для измерения скорости лаглинем. Капитан Джон Смит на своём корабле ввёл обычай звонить в колокол, чтобы моряки знали, когда начинается или заканчивается их вахта. Один удар колокола соответствовал 30 минутам, 2 удара 1 часу и так далее вплоть до 8 ударов, означавших 4 часа. Вскоре этот способ оповещения стал общепринятым на всех кораблях в разных странах.

Информация со стендов.
КВАДРАНТ, 14-15 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Простейший инструмент, с помощью которого можно было определять широту места наблюдения, известен с древних времён. Первоначально квадрант состоял из квадратной дощечки, в одном из углов которой подвешивался отвес, а на противоположные грани наносились значения широты. При этом 45 градусам соответствовал угол, противоположный углу крепления отвеса. Более поздние квадранты были треугольной формы и их изготавливали из меди или латуни. Для вычисления широты было необходимо навести одну из неотградуированных граней дощечки на Полярную звезду и по отвесу отсчитать значение широты. Так как Полярная звезда находится почти точно над Северным полюсом, показания квадранта имели приемлемую точность. В Южном полушарии, где Полярная звезда невидна, квадрант наводили на Альфу Южного Креста, расположенную почти над Южным полюсом. Недостатки квадранта были в том, что точность измерений была невысока, и его невозможно было применять днём или при облачности.
ГРАДШТОК, 15-16 ВЕКА (НОВОДЕЛ)
Простой, но эффективный прибор для измерения широты места, состоящий из сравнительно длинной направляющей, на которую нанесены деления и свободно перемещающейся по ней деревянной измерительной линейкой строго определённого размера. В основе принципа измерения лежит возможность пересчитывать угловые значения. Чтобы произвести измерения, было необходимо навести градшток на удалённый объект и установить измерительную линейку таким образом, чтобы её края совпали с измеряемым объектом. Если было необходимо измерить угол подъёма солнца, то линейку отодвигали на такое расстояние, чтобы один её край совпадал с горизонтом, а второй с центром солнечного диска. После этого было достаточно найти в специальной таблице полученное по направляющей значение и определить широту мета измерения, для этого использовали Полярную звезду, а не солнце. Также с помощью этого инструмента можно было измерять размеры удалённых предметов, например высоту скал или размеры кораблей.
АСТРОЛЯБИЯ
Один из старейших астрономических инструментов для определения высоты стояния небесных тел, так как, зная высоту и точное время, можно было определить широту, на которой находится судно. Прообраз астролябии изобрёл древнегреческих астроном Гиппарх, а Клавдий Птолемей построил и описал "астролабон" – угломерный инструмент для определения положения звёзд. В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке в IX-XI веках и тогда же получила широкое распространение. Обычно морская астролябия состояла из сбалансированного металлического кольца с нанесёнными на нём отметками, в центре которого находилась свободно вращающаяся планка с визиром (диоптр). Визир при повороте отсчитывал градусы, что позволяло измерять угол подъёма солнца или звёзд. Мореплаватели, начиная с 1480 года, и вплоть до середины 18 века использовали астролябию и специальные таблицы, по которым определялась широта местоположения корабля. Для уменьшения погрешности измерения диаметра астролябии составлял 13-15 см, но многие английские мореплаватели использовали более точные астролябии диаметром до 20 см.
ТОРГОВЫЕ ПУТИ В "ИНДИИ"
До открытия португальцами морского пути в Индию торговые связи с Востоком осуществляли купцы, которые соперничали друг с другом на караванных путях Азии, находящихся под контролем арабов. В своих странствиях они использовали известный с древних времён Великий Шёлковый путь, который представлял собой разветвлённую, порой трудно угадываемую сеть горных и пустынных троп, речных перевалов из Центрального Средиземноморья до Китая, а также морской путь вдоль береговой линии побережья. Именно торговые люди открывали для европейцев новые земли, привозили экзотические предметы, налаживали дипломатические отношения. Большой вклад в развитие связей с Востоком, а также в географическое понимание мира внесли венецианские купцы Никола и Маффео Поло, а также юный Марко, который написал о длительном семнадцатилетнем путешествии в Азию книгу "Описание мира", которая послужила толчком к организации многих морских экспедиций. Среди русских землепроходцев, достигших Индии раньше экспедиции Васко да Гамы, был тверской купец Афанасий Никитин, который с 1466 по 1472 годы совершил своё "Хождение за три моря".
КОРОЛЕВА ИЗАБЕЛЛА КАСТИЛЬСКАЯ И ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Если бы судьба не соединила этих двух смелых, авантюрных, но, безусловно, выдающихся людей своего времени, неизвестно, как бы развивалась мировая история. С идеей доплыть до "Индий" через Mare incognitum (Неизвестное море) Христофор Колумб первоначально отправился к португальскому королю. Но португальский двор неизвестному генуэзцу отказал. То ли Колумб запросил много за осуществление своих планов, то ли португальские учёные, рассматривавшие карты Колумба, усомнились в его расчётах, неизвестно.
В 1485 году Колумб покинул Португалию, чтобы попытать счастья в Испании. В течение года Колумб по всей стране следовал за королевской четой, чтобы изложить свой план. Наконец он был представлен ко двору и получил аудиенцию у короля Испании Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. Королева проявила интерес к проекту Колумба и в январе 1492 года при следующей аудиенции после длительных переговоров, отвергнув возражения придворной свиты и служителей церкви, согласилась поддержать экспедицию, пообещав для её организации заложить все свои драгоценности. А в апреле 1492 года подписала жалованную грамоту, согласно которой Колумбу в случае успеха присваивалось дворянское звание, титулы адмирала, вице-короля и генерал-губернатора всех островов и материков, которые он откроет. В испанском порту Палосе спешным порядком снаряжались корабли, нанималась команда. В начале августа 1492 года корабли снялись с якорей, а уже 12 октября они встали на якорь на острове, названном Колумбом Сан-Сальвадором. "Вот земля самая красивая из тех, что оку человеческому дано увидеть" воскликнул адмирал, объявив открытый остров владением Кастилии и Арагона.
ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ВАСКО ДА ГАМА
"Здесь кончается земля и начинается море" – так говорили ещё древние финикийцы о мысе Святого Винсента близ Сагреша, что на юго-западном берегу Португалии. Именно здесь сын португальского короля Жуана I Энрике, по прозвищу Генрих Мореплаватель, основал навигационную школу. Он собрал вокруг себя картографов, астрономов, кораблестроителей. Европейские достижения в области математики, географии, теории небесных светил и механики, во многом благодаря португальцам, нашли своё выражение в новых конструкциях кораблей, морских картах, типах вооружения. В 1416 году отсюда было положено начало морским экспедициям, позволившим Португалии к концу XVI века создать целую империю, простиравшуюся от берегов Бразилии на западе до китайского побережья на востоке. Отважные моряки принца Генриха положили на карту тысячи километров африканского побережья, открыли морской путь в Индию, совершили первые кругосветные плавания.
Благодаря экспедициям, посланным принцем Энрике, Португалия надолго закрепилась на мировых торговых путях: впервые в Европе стали завозиться рабы, началась оживлённая торговля золотом, на африканском побережье появились первые колонии. Но самой большой наградой для моряков было открытие морского пути в Индию. Вожделенную мечту Генриха Мореплавателя осуществил молодой португалец знатного происхождения Васко да Гама. Он стал первым европейцем, обогнувшим на корабле мыс Доброй Надежды и достигшим в 1498 году индийских берегов. В Португалию он вернулся с сотнями мешков пряностей, которые ценились в Европе дороже золота.
В честь открытия португальцами морского пути в Индию на месте часовни Генриха Мореплавателя был заложен монастырь Сан Жеронимуш, в котором, и по сей день, покоятся останки Васко да Гамы. В этих же стенах погребён величайший поэт Португалии Луиш ди Камоэнс, посвятивший прославленному мореплавателю поэму "Лузиада".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Дальше мы перешли в небольшую комнатку, в которой разместилась экспозиция с коллекционными монетами и марками, посвящёнными истории Великих Географических открытий. После этого мы вышли в П-образный коридор, пройдя по одной стороне которого мы обнаружили сначала гирокомпасную, а потом помещение с названием "Магазин колониальных товаров".

Информация со стендов.
ГИРОКОМПАСНАЯ
Пост гирокомпаса – это одно из важнейших помещений на судне, в котором расположен прибор, вырабатывающий курс судна в открытом океане. Гироскоп, раскрученный до 25000-30000 оборотов в минуту, всегда сохраняет в мировом пространстве одно направление – ось своего вращения. Все приборы на переборках гиропоста, помогают ориентировать ось вращения строго на северный полюс. Показания гироскопа передаются на принимающие репитеры в другие посты судна, которых насчитывалось более 50-ти.
На посту в гирокомпасной находился вахтенный, который заносил все данные о работе прибора в журнал.
МАГАЗИН КОЛОНИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ. ЛОНДОН, XVIII ВЕК
С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали утончённость восточных пряностей, роскошь шёлковых тканей, манящий блеск драгоценных камней, Запад уже не может и не хочет обходиться без восточных товаров. Древние и средневековые торговые пути направлены в "Индии" – под этим общим названием подразумевалась и Индия, и Китай, и все страны далекой, загадочной и сказочно богатой Восточной Азии. Открывая Америку, Колумб также считал, что попал в Индию. Это открытие расширило список товаров, которые были желанны в европейских странах.

Дальше мы вернулись обратно и перешли в другую часть коридора. Там мы увидели следующие помещения: буфетную, салон команды, жилую каюту, медицинский блок, в конце коридора были ещё вентиляторная и фонарная. После этого коридор заканчивался, одно из помещений оставили таким, каким оно было до реставрации, чтобы можно было оценить степень разрухи на всём корабле, и дальше лестница выводила нас на следующую палубу.

Информация со стендов.
САЛОН КОМАНДЫ
Это помещение на "Витязе" всегда было шумным и многолюдным. Здесь собиралась команда судна к завтраку, обеду, ужину и на вечерний чай. По всему пространству салона стояли столы, которые четыре раза в день сервировали судовые буфетчицы. Сейчас на столах стоит посуда к завтраку и обеду. Для членов команды, которые несут ночную вахту, дежурная буфетчица накрывала стол ночью. В салоне команды проводились также многие официальные мероприятия и собрания.
Команда на "Витязе" была из Владивостока, порта приписки судна. Все члены экипажа проходили тщательный отбор. Помимо своих прямых обязанностей многие из них получали дополнительную специальность и принимали участие в палубных работах с научными приборами. Это вызывало интерес к проблемам, которые ставили перед собой ученые, и придавало особый смысл работе экипажа.
В каждом порту, где побывал "Витязь", ему дарили сувениры на память. Постепенно на судне сложилась большая коллекция сувениров, часть которой представлена в витрине. Они рассказывают о странствиях "Витязя", который посетил 49 стран мира.
ЖИЛАЯ КАЮТА
На судне, где всё подчинено необходимости и цели, своя каюта – это дом, единственное место, где можно полностью расслабиться и побыть самим собой. На долгие месяцы, которые постепенно складываются в годы. Посреди безбрежного простора – несколько квадратных метров, которые делишь со своим товарищем, на судне были одно-, двух- и четырёхместные каюты.
МОРСКАЯ МЕДИЦИНА
История медицинского обслуживания моряков в России берёт своё начало с XVIII века, с периода первых морских походов Петра Великого. В то время появляются первые адмиралтейские госпитали и закладываются основы подготовки морских медиков. Их обязанности определялись Морским Уставом, утверждённым в 1720 году. Известные русские мореплаватели И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский и Ф.Ф.Беллинсгаузен отмечали, что потери от заболеваний личного состава кораблей во время длительных и кругосветных походов были незначительны. В знак благодарности за эффективную работу именами многих морских врачей названы различные географические объекты.
В XIX веке начинает формироваться особый тип русского морского врача – врача с широкими интересами в области естествознания, географии, ботаники и зоологии, преданного интересам науки и служащего своей Родине. Адмирал Ф.Ф.Ушаков писал: "Только берегите людей и здоровье – сие есть всего прочего важнее".
После революции и гражданской войны медицинскую службу флота нужно было возрождать с учётом требований времени. Постепенно была создана единая система медицинской помощи для моряков. В дальнейшем шло активное расширение и совершенствование сети медицинских учреждений флота, в частности, были внедрены комплексные профилактические осмотры моряков и новейшие методики оказания медицинской помощи в условиях судна. В нашем городе этими вопросами занимается Медсанчасть №1 и Портовая больница.
Судовой медик – это особая профессия. Врач-универсал, который решает встающие перед ним проблемы в условиях изоляции от медицинских учреждений, консультаций с коллегами и точных лабораторных исследований. Профилактика и лечение заболеваний, возникающих при резкой перемене образа жизни человека, когда он уходит в море, требует не только высокого профессионализма, но и значительной доли той интуиции, которая даёт основание считать профессию врача особым даром небес.
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ
Свежесть морского воздуха, солёные брызги, ветер в лицо – на палубе, и душные помещения внутри судна – такие контрасты столетиями были привычны для морского быта.
На современных судах, где действуют системы кондиционирования, эти проблемы ушли в прошлое. "Витязь" же был оснащён громоздкой системой принудительной вентиляции. В помещении находятся механизмы, нагнетающие и удаляющие воздух из машинного отделения – одного из самых проблемных для вентилирования помещений судна.
ФОНАРНАЯ (ОТКРЫТОЕ ФОНДОВОЕ ХРАНИЛИЩЕ СУДОВЫХ ФОНАРЕЙ)
Одним из наиболее важных условий безопасного мореплавания является безукоризненное знание правил предупреждения столкновения судов в море, а также тех средств, которые имеются в распоряжении мореплавателей для избегания столкновения с другими судами.
Правила эти, кроме прочего, устанавливают порядок несения судовых огней в общих и особых случаях. Суда обязаны носить положенные им в различных случаях огни от захода до восхода солнца, во всякую погоду, соблюдая все правила. Основные характеристики огней – расположение на судне, дальность, цвет и сектор освещения (сектор горизонта, освещаемого огнём).
Различаются огни:
- огни судов, стоящих на якоре;
- огни судов на ходу;
- огни судов в особых случаях (буксирующих и буксируемых судов);
- огни судов, прокладывающих телеграфный кабель;
- огни лоцманских судов;
- огни тралящих судов;
- огни судна, стоящего на мели.
Определения огней:
"Топовый огонь" представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна и установленный таким образом, чтобы светить прямо по носу.
"Бортовые огни" представляют собой зелёный огонь на правом борту и красный огонь на левом борту. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
"Кормовой огонь" представляет собой белый огонь, расположенный максимально ближе к корме судна.
"Буксировочный огонь" представляет собой жёлтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и "кормовой огонь".
"Круговой огонь" представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360 градусов.
"Проблесковый огонь" представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
В музейной коллекции представлены судовые фонари различных типов и назначения. Часть фонарей – из судового имущества НИС "Витязь".

Дальше была часть коридора и помещение, в которых оставили всё так как было до реставрации. При слабом освещении, свисающих сверху проводах там становится страшновато, как в ужастиках. И у тебя только один вариант - скорее по лестнице вверх.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Поднявшись наверх с главной палубы, мы оказываемся на палубе мемориальных кают и лабораторий НИС "Витязь" (верхняя палуба).

Информация со стендов.
ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЛАНКТОННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В планктонной и ихтиологической лабораториях НИС "Витязь" проводились работы по разбору и обработке улова, определению видового состава морских организмов и их фиксации в растворах формалина или спирта для последующего изучения в научных институтах.
Сбор биологических объектов различными сетями и тралами производился в кормовой части судна при помощи глубоководной траловой лебёдки и лебёдки "Океан".
Планктонные и ихтиологические исследования производились по трём направлениям:
- изучение дальневосточных морей;
- работы в открытых районах Тихого и Индийского океанов;
- изучение глубоководных океанических жёлобов.
В исследованиях на "Витязе" принимали участие многие выдающиеся биологи, составляющие славу отечественной и мировой науки. Это Г.М.Беляев, В.Г.Богоров, М.Е.Виноградов, О.Н.Зезина, Л.А.Зенкевич, А.П.Кузнецов, Н.В.Парин, Д.А.Пономарёва, Т.С.Расс и многие другие.
Сейчас в планктонной лаборатории размещена часть музейной коллекции планктонных, бентосных и нектонных морских организмов, показывающих разнообразие форм жизни в океане. На рабочем столе биолога в ихтиологической лаборатории представлены приборы и принадлежности, используемые в экспедициях. В лаборатории демонстрируется коллекция микроскопов различных моделей, представлены научные рисунки, влажные препараты, чучела рыб и другие экспонаты.
Первый этап и первые экспедиции "Витязя" (с 1949 года по 1955 год) были посвящены исследованию ихтиофауны дальневосточных морей и прилегающих к ним вод Тихого океана. В этих рейсах впервые проводились изучение состава и распределения промысловой и глубоководной фауны; были выявлены промысловые районы камбалы, сайры, наваги, минтая, палтуса, трески. Промысловая добыча этих видов рыб позволила увеличить общий вылов морепродуктов и способствовала решению продовольственной задачи в послевоенной стране.
Второй этап ихтиологических работ на НИС "Витязь" (с 1955 года по 1975 год) связан с выходом в открытые районы Тихого и Индийского океанов и началом исследования ихтиофауны. Учёными ихтиологами были впервые проведены работы по изучению и систематике летучих и сарганообразных рыб. В этих рейсах впервые ихтиологи уделили большое внимание изучению перспективных промысловых видов рыб – приповерхностных анчоусов и карасей.
Третий этап ихтиологических работ НИС "Витязь" проводил по изучению глубоководной ихтиофауны северной и тропической частей Тихого и Индийского океанов. В результате была детально изучена вертикальная структура распределения рыб в этих районах, уточнены имеющиеся описания таксонов, определены новые роды и виды, относящиеся к 10 семействам глубоководных рыб. Определены ареалы видов, что дало возможность провести биогеографическое районирование всей обследованной территории.
В отдельных рейсах (26, 31, 35 рейсы) проводилось изучение прибрежного рыболовства в странах Индо-Тихоокеанского региона: островов Новой Зеландии, Фиджи, Индонезии, Австралии, Шри-Ланки, Занзибара, Мадагаскара, Канарских островов, а также изучение коллекций ихтиофауны в музеях и институтах этих стран.
ЭХОЛОТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
В эхолотной лаборатории НИС "Витязь" проводились исследования рельефа дна океана акустическим способом. Акустический способ измерения глубин обеспечивает требуемую точность, автоматическую, быструю и непрерывную запись глубин по ходу судна, что особенно важно при изучении рельефа дна.
Основным прибором для акустического измерения глубин моря является эхолот. Эхолот – это прибор, посылающий звуковой сигнал и регистрирующий отражённые неровностями дна звуковые сигналы. Эхолоты обычно снабжены самописцами, которые записывают измеренные глубины на специальной ленте – эхограмме.
Результаты исследований подводного рельефа на НИС "Витязь":
- детально изучены глубоководные желоба Тихого и Индийского океанов, в том числе измерена Марианская впадина;
- открыт и исследован ряд подводных гор, в том числе горы Бардина, Афанасия Никитина, Вернадского и другие;
- составлены и опубликованы новые геоморфологические и батиметрические карты морей и океанов.
В эхолотной лаборатории на НИС "Витязь" работали Г.Б.Удинцев, В.Ф.Канаев, Н.Л.Зенкевич и другие замечательные исследователи морских глубин.
В настоящее время в лаборатории размещена экспозиция, рассказывающая о способах изучения рельефа дна и об особенностях строения дна современных морей и океанов.
Здесь вы можете увидеть коллекцию самописцев эхолотов различных конструкций, макеты подводных форм рельефа, первые отечественные подводные фотографии и фотоустановку, с помощью которой они были сделаны.
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
На "Витязе" геологические исследования проводились с первого рейса. Их целью являлось изучение геологического строения дна океанов и морей. Работа морского геолога начиналась на палубе, где проводился отбор проб океанского дна различными приборами, многие из которых были использованы впервые. В помещении геологической лаборатории продолжалось изучение каменного материала и донных осадков. На "Витязе" работали такие известные отечественные морские геологи, как П.Л.Безруков, Ю.А.Богданов, А.П.Лисицын, В.П.Петелин, К.В.Морошкин, Н.С.Скорнякова, а также многие другие.
В результате исследований была открыта одна из крупнейших впадин Земли – Курило-Камчатский жёлоб с глубинами до 10 км, открыты срединно-океанические хребты, подводные горы, рифтовые зоны, глубочайшие впадины, месторождения железно-марганцевых конкреций и других полезных ископаемых.
В созданной экспозиции геологической лаборатории представлены уникальные образцы горных пород и донного грунта, поднятых в рейсах "Витязя". На рабочем столе можно увидеть геологическую пробу, поднятую со дна Марианской впадины, горные породы дна океанов, которым несколько миллиардов лет. Уникальные окаменелости расскажут о древних обитателях нашей планеты.
МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Машинное отделение – сердце корабля. Созданная более 70 лет назад специалистами фирмы "Крупп" установка и сейчас в хорошем состоянии. Надёжный двигатель не раз выручал "Марс" во время военных бомбардировок, а затем в течении 30 лет служил верой и правдой научному судну "Витязь" в океанских просторах.
Здесь размещаются механизмы, обеспечивающие движение корабля и вырабатывающие электроэнергию для функционирования всех его систем: главный и вспомогательный двигатели.
Главный двигатель обеспечивает движение судна через вращение гребного вала, на который насажен гребной винт.
Семицилиндровый дизель – мощность 3000 л.с., расход топлива 10,9 тонн в сутки, изготовлен фирмой "Крупп" (Германия). Установлен в 1939 году.
Гребной вал (диаметр 350 мм, длина 42 м) проходит в тоннеле через трюмы от кормовой переборки машинного отделения через дейдвудную трубу к винту.
Вспомогательные двигатели – судовая электростанция, которая обеспечивает работу всех приборов и механизмов корабля.
Три дизель-генератора фирмы "Крупп" установлены в 1939 году. Мощность каждого 120 л.с., три других производства ГДР установлены дополнительно в 1956 году во время переоборудования судна. Мощность каждого из них – 150 л.с.
Дизельное топливо хранится в топливных танках двойного дна судна общей ёмкостью 250 тонн.
Всё пространство машинного отделения оборудовано тремя ярусами решётчатых площадок, которые соединены трапами. Для погрузки и выгрузки крупных деталей в период ремонта главного двигателя, машинное отделение оборудовано шахтой со съёмным световым капом.
ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Исследования водной толщи занимали важнейшее место в экспедициях "Витязя". В разное время в трёх лабораториях судна – гидрологической, гидрохимической и гидрооптической, велись работы по изучению гидрологического режима океанских вод. В экспозиции они объединены в одну "Гидрологическую лабораторию".
Выдающийся вклад в развитие знаний о гидрологической структуре внесли такие учёные "Витязя", как В.А.Бурков, А.Д.Добровольский, Ю.А.Иванов, В.Г.Корт, К.В.Морошкин, В.Г.Нейман, И.М.Овчинников, Р.В.Озмидов, С.В.Бруевич, В.Н.Иваненков, В.И.Войтов, М.В.Козлянинов, а также многие другие. Благодаря исследованиям "Витязя" получены данные о гидрологической структуре океана, открыто противотечение в Индийском океане, названное в честь учёного-витязянина Б.А.Тареева, отработана методика глубоководных океанских работ, что позволило установить особенности режима глубоководных жёлобов Мирового океана и сделать вывод о недопустимости захоронения в них радиоактивных отходов.
В экспозиции гидрологической лаборатории представлены приборы и оборудование 50-70 годов XX века, предназначенные для изучения термического режима, химического и оптического состава вод и динамики океана.

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Информация со стендов.
КАЮТА СТАРШЕГО МЕХАНИКА
Как правило, каюта старшего механика располагается рядом со входом в машинное отделение. Каюта соединена с ним посредством не только телефона, но и специального устройства – переговорной трубки. Такие трубки использовались на кораблях с давних пор и служили для создания резерва надёжности связи в сложных ситуациях. Старший механик должен постоянно контролировать положение дел в машинном отделении, где расположены механизмы, обеспечивающие движение корабля и вырабатывающие электроэнергию для всех его систем. Машинное отделение часто называют "сердцем корабля", и на НИС "Витязь" оно работало без перебоев. Многие механизмы машинного отделения и сам главный двигатель были изготовлены знаменитой фирмой "Крупп", прошли проверку на надёжность в годы войны и затем эксплуатировались опытной и профессиональной машинной командой НИС "Витязь". Роль старшего механика на судне значительна. Он руководит всей командой машинного отделения и обеспечивает правильную эксплуатацию его механизмов. По традиции ему часто дают прозвище "Дед", что подчёркивает его особое положение на судне.
В каюте старшего механика имеются кабинет и спальня, интерьер которых типичен для 1960-х годов. Как и все жилые помещения на "Витязе", эта каюта сохранила отпечаток традиций и представлений того времени. Особую роль в создании интерьера играли диван, покрытый белой скатертью стол и чайная посуда. Это было олицетворение домашнего уюта и тепла – того, о чём так часто мечтают в рейсе.
КОЛЛЕКЦИЯ КОРАЛЛОВ ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ
Специально оборудованной лаборатории для изучения кораллов на "Витязе" не было. Судно много раз посещало тропические острова и атоллы Тихого и Индийского океанов, но эти посещения носили рекреационный характер и сопровождались массовым сбором кораллов на сувениры без каких-либо попыток изучения биологии коралловых рифов. Лишь в конце 1960-х – начале 1970-х годов океанологи-витязяне Л.А.Зенкевич, В.П.Зенкович, Ю.И.Сорокин выдвинули идею комплексного исследования рифов. Изучением биологии коралловых рифов в экспедициях на НИС "Витязь" занимались микробиолог Ю.И.Сорокин и биолог Д.В.Наумов, работая в том числе и во время высадок на коралловые острова.
Музей мирового океана располагает большой и разнообразной коллекцией современных и ископаемых кораллов. Часть из них представлена в этой экспозиции. Посетив её, вы сможете получить полное представление о коралловых рифах мирового океана, их происхождении и строении, а также о сложных взаимоотношениях кораллов с миром растений и животных, составляющих вместе с ними уникальные экологические системы.
ВЫСТАВКА "ЧЕЛЮСТИ"
Представленные на выставке экспонаты являются частной коллекцией кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника АтлантНИРО Ф.Ф.Литвинова.
В море обитает много опасных существ. Но только одно из созданий природы внушает людям укоренившийся инстинктивный страх – это акула. По мнению большинства людей акула представляет из себя кровожадную и свирепую рыбу, бороздящую просторы океана в поисках жертвы, особенно в виде человека.
Ужас, который внушает нам акула, связан со страхом быть заживо съеденными. Естественно, что именно челюсти обращают на себя внимание в первую очередь.
Посетив эту выставку, вы многое узнаете о жизни этих древнейших обитателей нашей планеты, их строении, питании, размножении и воспроизводстве. Вы узнаете о том, что многие из акул абсолютно безобидны, но их существование находится под угрозой в связи с истреблением. Акулы заслуживают пристального внимания, а порой и восхищения.
КАЮТА СТАРШЕГО ШТУРМАНА
Такие каюты были у старших членов экипажа НИС "Витязь". В каюте находятся письменный стол с книжными полками, койка слева от входа с непременным пологом из ткани, и диван. Справа у шкафа стоит раковина для умывания, над нею – небольшое зеркало. Эти каюты ценились потому, что располагаясь на верхней палубе, они давали возможность увидеть красивый пейзаж из иллюминаторов и обеспечивали постоянный приток свежего морского воздуха.
Старший штурман – будущий капитан. Его рабочее место – наверху, в ходовой и штурманской рубках. Он отвечает за правильный курс судна и работу приборов, связанных с управлением кораблём. В этой должности проверяются не только профессиональные качества моряка, но и его авторитет в коллективе и умение руководить людьми, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. На научном судне, где работа объединяет учёных и экипаж, это особенно сложно.
В 1961 году старшим штурманом "Витязя" стал Э.А.Ребайнс. Он прожил в этой каюте пять лет и не раз выполнял обязанности капитана НИС "Витязь", что сыграло в его судьбе важную роль. Впоследствии он стал капитаном знаменитого научного судна "Академик Курчатов". Э.А.Ребайнс жил в Калининграде, где его хорошо знали, любили и помнят по сей день. Некоторые предметы, которые находятся в этой каюте, принадлежали Э.А.Рубайнсу.
ИСТОРИЯ СУДНА "МАРС"
"Окрашенный в кремовый цвет, изящной формы, с плавными стройными линиями, "Марс" больше походил на яхту, чем на грузовое судно. Он был прекрасной новинкой в области судостроения". Из воспоминаний члена экипажа "Марса".
Война перечеркнула все планы, "Марс" использовался как транспорт, перевозя отпускников и раненых. В феврале-апреле 1945 года принимал участие в акции по спасению беженцев из Восточной Пруссии. Более 20000 человек вывезены "Марсом" из Кёнигсберга, Пиллау и Данцига.
5 августа 1938 года верфь судостроительной фирмы "Шихау", расположенная в Бременхафене (Германия), получила заказ от пароходной компании "Нептун" на строительство пяти моторных грузовых судов.
Друг за другом сошли со стапелей 5 пароходов с одинаковыми техническими характеристиками: "Марс", "Минерва", "Зевс", "Нептун", "Нестор".
Сухогруз "Марс" должен был совершать рейсы из Испании с грузом апельсинов на борту. Трюмы судна имели искусственную вентиляцию. На борту было 12 прекрасно оборудованных пассажирских кают.
В 1939 году прошли технические испытания "Марса". В августе был проведён первый пробный рейс на Гельголанд, где судно загрузили цементом и направили в Данциг. В ходе испытаний была зафиксирована скорость 14,5 узлов, хорошо зарекомендовал себя корпус судна.
Мирная служба сухогруза продолжалась недолго. В начале Второй мировой войны "Марс" был переведён в Бремен. Борта судна приобрели маскировочную окраску. До 1943 года "Марс" совершал пассажирские перевозки из Штецина в Данию и Норвегию, а затем был передан вполное распоряжение военно-морского флота.
В 1945 году "Марс" был направлен в Балтийское море. Совместно с 1081 судном он принимал участие в операции по вывозу немецкого населения с территории Восточной Пруссии из портов Пиллау, Кёнигсберга и Данцига. За 4 рейса судно вывезло около 20000 человек, в основном женщин и детей. Последний рейс "Марс" совершил из Пиллау 13 апреля 1945 года.
После окончания войны судно было передано Англии, затем – Советскому Союзу. С новым именем "Витязь" оно вошло в историю как знаменитое советское научно-исследовательское судно.
КАЮТ-КОМПАНИЯ
Это помещение – одно из тех, которое запомнилось не только участникам рейсов на "Витязе", но и его многочисленным гостям. В кают-компании четыре раза в день накрывали столы для старших членов научного состава и экипажа. На буфете у зеркала лежали подносы с хлебом и каждый стол был накрыт белой скатертью. В случае, если на море штормило, у столов поднимали специальные бортики, а скатерть мочили водой, чтобы тарелки и столовые приборы не скользили. Справа от входа в кают-компанию было помещение раздаточной, куда из камбуза доставляли горячие блюда. Столы сервировали судовые буфетчицы. Традиционные места капитана и начальника экспедиции были за круглыми столом, который находится в центре помещения.
Пианино было специально укреплено на особых распорках, которые удерживали его во время качки. Здесь проводили свободное время и официальные мероприятия, отмечали дни рождения участников рейса и судовые праздники.
Если в рейсе кают-компания была прежде всего столовой и комнатой отдыха, то на стоянке – это была парадная гостиная НИС "Витязь", через которую прошли десятки тысяч посетителей знаменитого судна. Многие из гостей "Витязя" известны всему миру, как Роджер Ревел, Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Кают-компания была местом проведения международных научных конференций и встреч с представителями прессы, здесь выступали музыкальные коллективы и проводились литературные вечера. В правой части помещения расположены горизонтальная витрина с книгами, написанными участниками рейсов на "Витязе" и стенд с фотографиями и картой маршрутов НИС "Витязь", которые рассказывают о научных достижениях этого судна.

Поднявшись дальше наверх, попадаем на палубу исторических экспозиций. Первый большой зал посвящён истории зарождения российского флота, в основном здесь затрагивается петровский период. В конце зала представлена каюта натуралиста, а рядом стенд с настоящими приборами, используемыми в морских экспедициях. Дальше расположен зал презентаций, выполненный в морской стилистике. Следом расположен большой зал истории полярных экспедиций XX века. А вначале отдельной экспозицией представлен интерьер каюты морского офицера – участника арктической экспедиции начала XX века. В помещении между двумя большими залами располагается экспозиция избы полярника. Пройдя по кругу, мы вышли к лестнице, здесь в витрине находились судовые колокола. А дальше, в передней части палубы разместилась экспозиция, посвящённая кораблям носившим имя "Витязь".

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор про отдых в Светлогорске!

Информация со стендов.
КАЮТА НАТУРАЛИСТА XIX ВЕКА
Учёных, отправлявшихся в морские экспедиции в XVIII – первой половине XIX веков, называли натуралистами. Этот термин обозначал специалиста широкого профиля в области натуральной истории. Сбор самых разнообразных сведений по всем разделам естествознания входил в поле зрения учёных. Натуралисты вели сборы растений и животных, оформляли гербарии, изготавливали чучела, делали зарисовки. Им приходилось изучать горные породы и окаменелости, вулканы и минеральные источники. Кроме того, им вменялось в обязанность изучать жизнь народов исследуемых территорий.
В каком-то смысле от учёных-путешественников, особенно когда в экспедиции посылали только одного человека, требовались энциклопедические знания в пределах, достигнутых наукой в тот период. Весьма ценными для науки и до сегодняшнего времени остаются их коллекции, отчёты и дневниковые записи.
ИНТЕРЬЕР КАЮТЫ МОРСКОГО ОФИЦЕРА – УЧАСТНИКА АРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Большой вклад в изучение мирового океана внесли русские военные моряки. В историю полярных исследований начала XX века вошли имена морских офицеров Б.А.Вилькицкого, Н.И.Евгенова, А.В.Колчака, Г.Я.Седова, Г.Л.Брусилова, Ф.А.Матисена. вчерашние выпускники Морского кадетского корпуса бесстрашно шагнули на палубы судов, уходящих в арктические экспедиции. С неимоверными трудностями, величайшим терпением и высоким профессионализмом они изучали природу Северного Ледовитого океана, стирали с его карты последние белые пятна.
СУДОВЫЕ КОЛОКОЛА
Колокол судовой (bell) – большой колокол для подачи сигналов в тумане при стоянке на якоре и для "отбивания склянок". На судах торгового флота судовой колокол служит также для подачи сигналов пожарной тревоги и при подъёме якоря. Удары в колокол для подачи звуковых сигналов производят с помощью языка судового колокола, к которому привязывается рында-булинь (bell-rope) – короткий трос с кнопом на конце (специальным узлом на конце растительного троса для удержания или закрепления его коренного конца).
Иногда судовой колокол называют рындой, что неправильно, т.к. колокол на судне вовсе времена назывался судовым колоколом.
Выражение склянка обозначает на кораблях флота получасовой промежуток времени, причём количество склянок показывает время. Счёт их начинается с 0 часов 30 минут – бьют в колокол 1 раз (1 склянка), в 1 час – 2 раза (2 склянки), в 1 час 30 минут – 3 раза (3 склянки) и так далее до 8 склянок в 4 часа. Потом начинается новый счёт от 1 до 8 склянок и так далее. В старое время, кроме того, в полдень били рынду (особый звон в колокол). Такой расчёт времени на флоте установился в результате того, что вся корабельная жизнь и служба регулировалась четырёхчасовыми промежутками времени – вахтами.
"Которая склянка" означает:
- сколько времени;
- который получас пошёл с восьми склянок.
"Бей четыре склянки" означает:
- ударь в колокол 4 раза (это указывает, что в данный момент времени 2, 6, 10, 14, 18 или 22 часа).
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА С ИМЕНЕМ "ВИТЯЗЬ"
Передача имени уже отслужившего корабля другому, более современному судну – давняя традиция российского флота. На прогулочной палубе в каютах носовой части надстройки мы решили рассказать о всех кораблях отечественного флота, которые носили имя "Витязь". Вместе с нашим судном таких кораблей четыре. Так получилось, что все "Витязи" так или иначе были связаны с изучением океана.
"Витязь" I – плавание Н.Н.Миклухо-Маклая (1871-1872 годы).
"Витязь" II – кругосветная экспедиция С.О.Макарова (1886-1889 годы).
Каюта начальника экспедиции "Витязя" III (1949-1979 годы).
"Витязь" IV и современные исследования океана.

Дальше мы поднялись на верхнюю палубу, где находятся каюта капитана, ходовая и навигационная рубки.

Информация со стендов.
НАВИГАЦИОННАЯ РУБКА
В этой рубке штурманы "Витязя" прокладывали курс судна на несколько недель вперёд согласно рейсовому заданию. Впоследствии этот курс корректировался в процессе проведения работ. Здесь хранили также приборы, карты, справочники, лоции и различные пособия для безопасного судовождения.
В экспозиции рубки на штурманском столе находится карта района плавания, хронометр, секстан, барограф, штурманская линейка и другие приборы, которые использовались для навигации в рейсах "Витязя". Библиотеку штурмана – астрономические таблицы, таблицы приливов, лоции предполагаемых районов плавания и другие навигационные пособия вы видите на книжной полке.
В навигационной рубке в специальном шкафу с ячейками хранились сигнальные флаги, которыми пользовались для связи с другими судами и флаги государств, необходимые для заходов "Витязя" в чужие территориальные воды. Если заход судна не был заранее предусмотренным, флаг давала лоцманская служба.
В шкафчике справа представлены навигационные приборы, изготовленные в XIX веке – астролябия, подзорная труба, компас, бинокль и секстан.
КАЮТА КАПИТАНА
Каюта капитана на большинстве судов, в том числе и на "Витязе", расположена рядом с ходовой рубкой, потому что одна из важнейших обязанностей капитана – постоянный контроль за курсом судна и его непосредственным управлением. Капитан отвечает за жизнь людей и безопасность судна, на него возложена ответственность за все события, которые происходят на борту. Капитан корабля науки – профессия особая. Помимо своих традиционных задач капитан "Витязя" отвечал за эффективное проведение научных работ. Этому была подчинена работа экипажа в целом. Поэтому от капитана требовалось понимание задач, стоявших перед учёными "Витязя" и умение соотнести с ними управление судном. В 25-ти рейсах "Витязя" капитаном был И.В.Сергеев. Его часто вспоминают как лучшего капитана НИС "Витязь". В иностранной прессе писали о нём как о необыкновенно гостеприимном и обаятельном человеке. Эти качества его характера имели большой вес в ситуации 1950-1970 годов, когда "Витязь" представлял нашу страну за рубежом и принимал на своём борту десятки тысяч людей из разных стран. С именем И.В.Сергеева связаны многие предметы, которые находятся в этой каюте.
Каюта капитана состоит из трёх помещений – кабинета, спальни и ванной комнаты. Это одна из самых комфортабельных кают на судне. На рабочем столе капитана лежат документы и радиограммы, над ним – полки с литературой по морскому делу. В кабинете капитана принято устраивать приёмы для гостей, поэтому здесь находятся круглый стол и буфет с посудой. Как и во всех официальных помещениях 1960-х годов здесь присутствует портрет В.И.Ленина.

На этом осмотр корабля был закончен. Из ходовой рубки мы вышли наружу и по лесенкам спустились на палубу, с которой начали знакомство с "Витязем". Там был установлен судовой колокол с рындой (теперь вы уже знаете, что это такое) и тумба для сбора пожертвований не помню на что. Каждый, кто делал пожертвования, мог позвонить в колокол.

Дальше мы направились к подводной лодке, но на неё нас не пустили, сказали что посещение закончено, хотя до закрытия музея оставалось 30 минут. Кстати, эта тенденция мною замечена во многих музеях. Проходя по набережной, теперь уже чуть более подробно рассматривали экспонаты. Это были множество якорей разных видов, старинные пушки, целая рубка с одной из дизельных подводных лодок времён Великой Отечественной войны, различные виды мин и других систем водного базирования, башенные пулемётные и пушечные установки, торпедные аппараты и торпеды. А пока я это всё запечатлевал жена на меня потихоньку "рычала", дело в том, что хоть и было солнечно, но достаточно холодно – примерно -2 градуса. Так что немного закоченевшие, но весьма довольные (особенно я) направились на южный вокзал, чтобы отправиться на автобусе в Светлогорск, где нас ждал традиционный ужин с непременными горячительными напитками в одном из уютных мест.

Информация со стенда.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "Б-413" ПРОЕКТА 641 (ПО КЛАССИФИКАЦИИ НАТО – ФОКСТРОТ).
Тактико-технические характеристики.
Главные размерения:
- длина – 91,3 м;
- диаметр прочного корпуса – 8,5 м;
- высота от основной плоскости – 11,9 м;
- осадка – 5 м.
Водоизмещение:
- надводное положение – 1952 т;
- подводное положение – 2472 т.
Запас плавучести – 26,8%.
Глубина погружения:
- предельная – 400 м;
- рабочая – 240 м;
- перископная – 9 м.
Автономность плавания – 90 суток.
Скорость максимальная:
- надводное положение – 17 узлов;
- подводное положение – 17 узлов.
Дальность плавания в подводном положении под мотором электрического хода – 400 миль.
Экипаж – 80 человек:
- офицеры – 13;
- мичманы – 11;
- старшины – 16;
- матросы – 40.
Вооружение:
- шесть 533 мм носовых торпедных аппарата;
- четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
- торпедный вариант загрузки – 22 торпеды;
- минный вариант загрузки – 22 мины, 12 торпед.
Глубина стрельбы – до 100 м.

[устаревшая нерабочая ссылка на фото]

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

Утро 28 октября встретил нас пасмурной погодой, лёгким дождём и небольшим ветром. В течение дня дождь иногда переставал идти, а когда возобновлялся, то лил не сильно – от моросящего до среднего. Из-за такой погоды никуда не хотелось идти, так и решили. Весь день в основном сидели в номере у телевизора, только несколько раз выходили на завтрак, обед и ужин, а также непременный поход в "Корвет". За день не сделал ни одной фотографии, только пару видеороликов: один в "Корвете", другой с балкона номера.

Следующий день 29 октября оказался более светлым. Хотя тучки всё ещё нависали, но в них были просветы, присутствовал небольшой ветерок без дождя. К вечеру тучки начали понемногу расходиться и после ежевечернего посещения ресторанчика на ночном небе чётко виднелись звёзды, что означало абсолютное прояснение на небе.
В этот день мы решили поехать на экскурсию в Балтийск. Экскурсия начиналась после обеда, а до обеда жена захотела пойти по магазинам за сувенирами. Сначала зашли в цветочный магазин на Октябрьской улице, здание отличается интересной формой, кажется, что это не здание, а крыша, снятая с какого-то дома. Кроме цветов и цветочных сопутствующих товаров внутри продавались различные сувениры – открытки, фигурки, картины и многое другое. Дальше мы направились по Октябрьской улице к магазину "Русский янтарь", по дороге нам попался очень красивый кот, даже жалко стало, что такие коты становятся бездомными. С собой не было ничего вкусного для него, поэтому просто погладили. И тут неизвестно откуда выбежал чёрный кот, он думал что у нас есть что-то съестное и стал отгонять того красавчика.

Как и при поездке в Янтарный, я использовал диктофон для записи рассказов экскурсовода, поэтому фотографировал и снимал видео только в перерывах. Поездка до Балтийска заняла около часа, за это время мы узнали много интересного не только о Балтийске.

"Сегодня мы отправляемся в город Балтийск. Расстояние до него от Светлогорска около 50 км, это 4-й по величине город нашей области. На 1 месте естественно областной центр Калининград, далее следуют Советск и Черняховск, и на 4 месте Балтийск. В наши дни в Балтийске вместе с территорией Балтийского городского округа насчитывается около 38 тысяч жителей. Нынешний Балтийск – это в первую очередь город военных моряков, ибо там располагается главная база дважды Краснознамённого Балтийского флота. Раньше, ещё несколько лет назад, как было хорошо – отправляясь в Балтийск у нас была телефонная договорённость о том что, въехав в город первым делом мы направляемся во внутреннюю гавань, где стоит флот вспомогательный – пограничные и сторожевые корабли. Нас там уже ждали, на борт того или иного корабля мы поднимались и кто-то из экипажа нам проводил экскурсию – все были довольны. Но вот поменялось руководство в министерстве обороны, и не только нам, но и всем прочим калининградским туристическим фирмам посещение военных кораблей запретили. Так что, к сожалению, военные сторожевые корабли мы увидим, но подняться на борт уже не судьба. Впрочем, с программой сегодняшнего путешествия, с тем, что вы сегодня увидите, в подробностях я вас познакомлю попозже.
А пока расскажу немного о городе. Балтийск располагается на юго-западе нашей области, на юго-западе Самбии. Самбия – это древнее исконное донемецкое историческое название Калининградского полуострова, где мы с вами имеем счастье находиться. И вот сегодня мы прокатимся по дорогам Самбии туда и обратно. Город Балтийск располагается на окончании длинного узкого мыса, который когда-то был частью песчаной косы (Балтийской). Подобные песчаные косы – образования очень нестабильные, поэтому нынешняя Балтийская коса выглядит несколько иначе, нежели она выглядела в средние века. Для меня в Балтийске самое интересное и уникальное – это его географическое расположение – вода омывает город с 3-х сторон.
Итак, что нам предстоит увидеть в Балтийске. Ехать до Балтийска меньше часа, вроде бы 50 км расстояние не очень большое, но дорога довольно сложная – узкая и извилистая, обсаженная деревьями. К сожалению, на отдельных участках качество дорожного полотна оставляет желать лучшего, так что, гонять по таким дорогам не рекомендуется. Прибыв в Балтийск, первым делом мы отправимся в исторический центр города. Сразу хочу сказать, что к величайшему сожалению памятников далёкого прошлого в Балтийске сохранилось совсем немного.
Раньше при немцах этот город назывался Пиллау, как город он довольно молод, город Пиллау возник в 1725 году. Вообще-то, в 1725 году была проведена административная реформа – объединились прежде самостоятельных 6 рыбацких деревень, в честь одной из них новый город получил название Пиллау. А вообще-то на месте нынешнего Балтийска люди обосновались чрезвычайно давно, во всяком случае, в хрониках тевтонских рыцарей рыбацкая деревня с названием Пиллау упоминается ещё 600-700 лет назад. И подобно многим другим довоенным немецким названиям слово "пиллау" в основе своей не немецкое, это слово куда более раннего древне-прусского происхождения. Кто уже чуть-чуть знаком с историей этой земли, тот знает что немцы, оставившие столь яркий след и в истории, и в географии этого края, не были аборигенами, не были коренными жителями юго-восточных берегов Балтийского моря, немцы сюда явились в XIII веке как завоеватели. Тевтонские рыцари, которых у нас на Руси частенько называют крестоносцами, покорили полудикие языческие прусские племена, а пруссы были родственны нынешним литовцам и латышам. По пятам за рыцарями сюда переселялись колонисты с самых разных мест Германии. Прусские племена были частью истреблены, частью ассимилированы и очень скоро эта страна полностью обрела немецкий характер, так по выражению мудрого бородатого Карла Маркса здесь на этих землях возникло германское государство на негерманской территории. Но следы многовекового прусского пребывания ощущаются здесь до сих пор, как и бывает в подобных случаях нация пришлая, в данном случае немцы, заимствовали древние прусские слова, прежде всего топонимы, т.е. географические названия. Очень многие города и деревни в немецкое время имели названия, которые уходили к древним прусским корням, это касается и древнего названия Балтийска. Немецкое "пиллау" – это производное от древне-прусского "пилис", а "пилис" означает укреплённый холм.
В годы Второй мировой войны нацисты превратили Пиллау в один из важнейших укреплённых городов провинции. В конце апреля за Пиллау разгорелись жесточайшие бои, ничуть не менее кровопролитные, чем за Кёнигсберг. Наши взяли Пиллау лишь в ночь с 25 на 26 апреля 1945 года, т.е. тогда, когда бои шли уже в центральной части Берлина, естественно, эти бои сопровождались страшными разрушениями. Многое было снесено и уничтожено после войны, поскольку с памятниками немецкого прошлого до недавнего времени у нас беспощадно боролись. В бывшем историческом центре города мало что напоминает о довоенных временах, сейчас это место называется площадь Балтийской славы. Из числа старинных сооружений заслуживает внимания, прежде всего маяк, маяку уже 200 лет, он до сих пор в строю. Далее вы увидите здание музея дважды Краснознамённого Балтийского флота, здание старинное, построено 106 лет назад. Вообще-то посещение музея Балтфлота в нашу программу не входит, если найдутся желающие, им предоставим время, музей не большой, поэтому за полчаса вполне можно осмотреть. Я заметил одну любопытную закономерность – летом, когда хорошая погода, а летом группы не такие как сейчас, сколько мест в автобусе, столько и людей, около 50 человек, как правило, летом нет желающих посетить музей."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Пользуясь хорошей погодой, все гуляют по живописным местам, а осенью когда погода портиться, становится холодно, начинаются дожди и мокрый снег у всех проявляется живой интерес к истории Балтфлота. Рядом с музеем вы увидите ещё одно старинное здание – здание храма, построенное в середине XIX века в псевдоготическом стиле, строилось оно как храм протестантский, а в 90-е годы её передали православным, сейчас это Свято-Георгиевский морской собор. Обычно церковь по пятницам всегда открыта, мы туда обязательно заглянем, там скромный, но достойный православный интерьер, там же вы сможете увидеть частицу мощей знаменитого русского флотоводца Фёдора Ушакова. Православная церковь Фёдора Фёдоровича Ушакова давно уже причислила к лику святых. В отличие от многих других полководцев и флотоводцев, которые ни солдат, ни матросов не жалели, Фёдор Ушаков (это отмечают все историки, которые занимались этой темой) отличался очень большим гуманизмом, причём по отношению как к своим подданным так и к солдатам и матросам неприятеля. Видимо это одна из причин, почему его причислили к лику святых. Скончался Фёдор Ушаков в 1818 году, похоронен был в Мордовии в Санаксарском монастыре. Около 10 лет назад частица его мощей, а точнее кусочек черепа, в обстановке величайшей скрытности была доставлена в Балтийск, поскольку начинал свою службу Фёдор Ушаков на Балтийском флоте, но правда не в Пиллау, а в Кронштадте. Но Балтика, что называется, она и в Африке Балтика, так что частицу мощей знаменитого флотоводца вы сегодня тоже сможете увидеть. Там же мы выйдем на берег пролива, который отделяет Балтийск от окончания Балтийской косы. Что такое Балтийская коса я вам немножко по дороге расскажу и даже карту предъявлю, а потом в Балтийске вы сможете увидеть её окончание, погода сегодня неплохая, видимость хорошая. У подножия маяка, прямо на берегу пролива, 12 лет назад был установлен очень удачный, по моему мнению, памятник Петру I. Этот российский самодержец в Пиллау бывал, причём бывал неоднократно. В первый раз Пётр I посетил Пиллау весной 1697 года в составе Великого посольства. Первый визит Петра в Пиллау был не самым продолжительным, тогда он провёл в Пиллау более 3-х недель, потому что Петра очень интересовало все, что было связано с военно-морским флотом, со строительством военных кораблей. Петра не совсем правильно, но, тем не менее, официально считают создателем русского военно-морского флота. Русский флот существовал за долго до Петра, другое дело, что он был уничтожен и Пётр создавал его по новой. Всем известно, что флот был любимой игрушкой царя и все, что было связано со строительством военных кораблей очень царя интересовало. А Пиллау был в тот момент единственным портом и городом, точнее портовым местечком Пруссии, городских прав тогда Пиллау ещё не имел, где строили большие современные красивые военные корабли. Это первая причина, почему Пётр в 1697 году провёл в Пиллау более 3-х недель, целыми днями толкался по судоверфям, работал сам в качестве плотника, заводил знакомства. К тому же в Пиллау была крепость, на тот момент одна из самых грозных и современных в Европе, в России тогда подобных крепостей ещё не было. Пётр во время своего первого визита в Пиллау крепость изучил подробнейшим образом – облазил её с верху до низу, вдоль и поперёк. Именно крепость Пиллау вдохновила его через несколько лет на основание Петропавловской крепости в молодой северной столице. Впоследствии Пётр I бывал в Пиллау неоднократно, но все последующие визиты его были не столь продолжительными как первый. В последний раз Пётр посетил Пиллау в 1716 году. Так что памятник этому самодержцу в центре Балтийска установлен далеко не случайно.
Итак, в историческом центре города на площади Балтийской славы и в её окрестностях мы проведём приблизительно час. Затем, вернувшись в автобус, мы проедем на морской берег.
Берег Балтики в городе Балтийске очень привлекателен, но выглядит совершенно иначе, нежели побережье в Светлогорске. Во-первых, у нас высоченный, отвесный, можно сказать, дикий и величественный обрыв. Во-вторых, пляжа почти не осталось, у нас море наступает. Светлогорск расположен на северном побережье Самбии, а Балтийск на западном, и там этой проблемы нет. Там море не наступает, поэтому пляжи Балтийска широкие, летом очень удобные для отдыха и загара. Между прочим, до Второй мировой войны Пиллау был довольно известным восточно-прусским морским курортом. И хотя ещё в начале 90-х годов тогдашнее городское руководство пыталось было вновь превратить Балтийск в курортный город, к сожалению, до сих пор из этой затеи так ничего и не вышло. Но, тем не менее, если вы пожелаете, погода сегодня хорошая, по морскому берегу вполне сможете прогуляться, также стоит прогуляться по северному молу. В Балтийске 2 мола, один – южный – располагается на окончании Балтийской косы, второй – северный – на материке. Если вы пройдёте до окончания северного мола, то вполне можете ставить в свой талмуд отметку, что бывали в крайней западной материковой точке России. Если быть абсолютно точным, то крайняя западная точка России находится не в Балтийске, а на Балтийской косе – в 30 км к юго-западу от города на польской границе. Молами называют в курортных городах прогулочные дорожки, уходящие в море. Капитанский мостик у нас в Светлогорске, уходящий в море на несколько десятков метров, – тоже что-то на подобие прогулочного мола, но гораздо чаще молы стоятся для утилитарных целей. Без мощных современных каменно-бетонных молов современное судоходство абсолютно невозможно, поэтому молы строились и строятся всегда и везде там, где большие судоходные реки впадают в моря, проходят фарватеры, т.е. маршруты движения кораблей, существуют порты. А Пиллау был всегда морскими воротами Кёнигсберга, точно так же как нынешний Балтийск – это морские ворота Калининграда. Тот узкий пролив, который отделяет Балтийскую косу от материка, на берегу которого расположен Балтийск – это единственная водная связь Кёнигсбергского, а ныне Калининградского, порта с Балтикой. Вот поэтому судоходство по проливу всегда предавали первостепенное значение. Кстати, в этом году Балтийскому морскому проливу исполнилось ровно 500 лет.
Я упоминал о том, что в песчаные косы – образования не стабильные. Проливы в песчаном теле нынешней Балтийской косы возникали неоднократно, затем кочующие дюны эти проливы засыпали. Пролив на нынешнем месте возник в конце XV века во время шторма, но поначалу он был очень мелководным и для судоходства не был пригоден. Однако в 1510 году во время очередного шторма море углубило пролив и с тех пор в обе стороны по нему ходят корабли. Для того чтобы защитить пролив от заноса морским песком, а береговую линию от размывания и разрушения во время шторма там где пролив выходит в открытое море ещё в средние века начали строить молы. Средневековые молы сооружались из дерева и срок службы был незначительным, поэтому в начале XIX века прусское правительство выделило огромные по тем временам деньги на сооружение мощных каменно-бетонных молов. Молы построены параллельно один другому, расстояние между молами 350 метров – это минимальная ширина пролива, т.е. оба мола являются створом – ворота Пиллауского, а теперь уже Балтийского, морского пролива. В XIX веке сооружение молов продолжалось несколько десятков лет, но какими бы мощными не выглядели молы, море всё равно сильнее. Уже на моей памяти оно несколько раз молы серьёзно разрушало, поэтому на протяжении нескольких последних лет оба мола ремонтировались. Северный мол открылся вновь для прогулок лишь несколько месяцев назад, так что прогуляться в хорошую погоду по северному молу истинное удовольствие.
7 лет назад у основания северного мола появилась достопримечательность вовсе уникальная – конный памятник русской царице Елизавете, дочери Петра I, он был установлен в октябре 2003 года. Насколько мне известно, до недавнего времени только 3 страны могли похвастаться тем, что располагают конными памятниками дамам. Во Франция есть несколько конных памятников Жанне Д'Арк, в Великобритании есть конный памятник одной средневековой народной героине, в Голландии есть конный памятник королеве Вильгельмине. Теперь этот ряд пополнила и Россия, когда в Балтийске почти что на морском берегу у основания северного мола появился очень внушительный и импозантный памятник дочери Петра Елизавете, который, во всяком случае, своими габаритами любую заграничную конкурентку бьёт по всем статьям. Высота бронзовой Елизаветы вместе с жеребцом – 6,5 метров, и стоит всё это великолепие на гигантском постаменте, который тоже был построен с нуля. Постамент имитирует крепость XVIII века, это как раз времена правления Елизаветы, поэтому он и называется – форт Елизаветинский. Мы с вами поднимемся прямо к подножью бронзовой скульптурной композиции, в хорошую погоду оттуда открывается великолепный вид. Одним словом, на морском берегу в хорошую погоду есть чем себя занять – можно и по молу прогуляться, и по пляжу, и по приморским дюнам."

Продолжение следует!

ALexx

Продолжаем разговор!

"Сейчас мы немного отвлечёмся от истории Балтийска, мы въезжаем в деревню, которая после войны присвоили называние Русское, а при немцах она называлась Гермау. Это очень древнее поселение, возникшее задолго до XIII века, задолго до немецкого завоевания. Слева от дороги видно грандиозное советское братское кладбище, выполненное в виде кургана, здесь в 1945 году проходили очень страшные бои. Впереди, а после поворота будет уже слева, на возвышенности просматриваются остатки некогда мощной кладки из гранитных валунов – это остатки древнего рыцарского замка Гермау, основанного крестоносцами 7,5 веков назад. Когда сюда в середине XIII века явились тевтонские рыцари, здесь уже существовала прусская деревня под названием Гирмове, а немецкое Гермау – это малость видоизменённое древне-прусское название этой местности. Там где находятся остатки замка было деревянное прусское городище, на месте которого рыцари построили своё укрепление. На протяжении всего средневековья этот замок оставался неприступным, но в XVII веке утратил оборонное значение, часть его разобрали ещё в немецкие времена, а остальное доламывали в советские времена. В начале 90-х годов, когда нашу область рассекретили и открыли для иностранных туристов, к нам хлынул поток немецких ностальгетиков, который почему-то не иссяк до сих пор. К немцам можно по-всякому относится, но нельзя отрицать того что свою историю немцы очень уважают, заботятся о памятниках прошлого, даже тех, которые находятся давно уже не в Германии. Землячество Гермау, существующее в Германии, выделило очень значительные средства для того чтобы благоустроить территорию замка, его почистили, за территорией замка ухаживают и его остатки тщательно законсервированы.
Вернёмся к теме нашего путешествия. Вы уже знаете, что мы находимся на территории Самбии. Название – Калининградский полуостров – длинное, громоздкое и звучит не слишком красиво, тем более что древнее историческое имя Самбия в последние годы вновь обретает все права гражданства. Так вот, Самбия – это западная часть Калининградской области, по форме она напоминает длинный вытянутый прямоугольник, длина его достигает 115 км, ширина колеблется от 30 до 35 км. И Калининград, и Светлогорск, и Балтийск расположены на территории Самбии. Интереснейшая и уникальнейшая особенность Самбии – это две очень длинные и очень узкие песчаные косы, два очень своеобразных песчаных полуострова, которые отделяют от Балтийского моря два больших лимана. К северо-востоку к побережью Литвы от Самбии устремляется коса Куршская, которая отделяет от Балтийского моря Куршский залив. Она в рекламе не нуждается – это главный бренд нашей области, 10 лет назад коса была включена списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Коса Балтийская известна гораздо меньше, хотя очень напоминает Куршскую косу. Балтийская коса гораздо меньше Куршской косы, а в остальном то же самое – с одной стороны море, с другой залив, дюны и густые сосновые леса. Для сравнения: длина Куршской косы – 98 км, длина Балтийской косы – 65 км. Балтийскую косу, с которой вы сегодня чуть-чуть познакомитесь, называют то Балтийской, то Вислинской, потому что она принадлежит двум государствам России и Польше. В немецкие времена, когда всё это принадлежало Германии, коса называлась Фрише-Нерунг, что значит "коса свежая". Она отделяет от моря залив, который назывался Фришес-Хафф – "свежий залив". После окончания войны Восточную Пруссию у Германии отобрали и разделили между Польшей и Советским Союзом, и коса с заливом тоже были разделены примерно пополам, поэтому два названия. Северная половина косы, принадлежащая нашей области, называется косой Балтийской, а северная половина залива, принадлежащего России, называется заливом Калининградским. Южная половина залива – это уже польская акватория, так же как и южная половина косы. Поляки свою половину косы называют Вислинская коса, а Вислинским заливом они называют свою половину залива, потому что когда-то река Висла намыла эту косу и образовала залив, до сих пор правый рукав Вислы – река Ногат впадает в этот залив. Так что с точки зрения истории с географией названия Вислинская коса и Вислинский залив вполне правомерны.
500 лет назад, когда сформировался нынешний пролив и по нему началось оживлённое судоходство, правители Пруссии озаботились тем чтобы берега залива укрепить на случай возможного нападения неприятеля со стороны моря. Рядом с рыбацкой деревней Пиллау в XVI веке построено укрепление – деревоземляной бастион. Времена тогда в этой части Европы были не спокойные, созревали очень серьёзные противоречия между двумя крупными и амбициозными европейскими государствами – с одной стороны королевством шведским, с другой стороны королевством польским, а точнее польско-литовским, поскольку в 1569 году объединились королевство польское и великое княжество литовское. В основе польско-шведского противоречия, прежде всего, лежал вопрос о том кому главенствовать на Балтийском море. В конечном итоге начались войны между Польшей и Швецией, которые с перерывами продолжались долго, забегая вперёд скажу, что Швеция в этих войнах вышла победительницей. А маленькая Пруссия в то время была всего лишь княжеством или по-немецки герцогством, особой роли в европейских делах не играла и вообще находилась в зависимости от польского королевства, поэтому угроза шведского нападения на Пруссию была очень и очень реальна. Так и произошло, июльским днём 1626 года в море рядом с Пиллау показалась большая шведская эскадра, она состояла из 37 кораблей, которые на всех парусах направлялись к берегу. Когда шведские солдаты высадились в Пиллау на пляж, защитники бастионов Пиллау не оказали никакого сопротивления. Умные были люди, понимали, что силы не равны и сопротивление бесполезно, так что западная часть Самбии летом 1626 года шведы захватили без сопротивления. Тогда же во главе шведской армии сюда пожаловал и сам король Швеции Густав II Адольф "Северный лев". Это интереснейшая личность своего времени, широко образованный человек, идеальный полководец, один из героев 30-летней войны. Вообще-то Пруссия шведского короля не интересовала, он готовился к нападению на Польшу, и поэтому решил использовать Пиллау как плацдарм. Около 1630 года шведский король распорядился о том, чтобы в Пиллау начали сооружение крепости, той самой, которая впоследствии восхищала Петра I. Король Густав Адольф собственноручно начертал эскиз будущей крепости, которая должна была представлять собой 5-лучевую звезду со всех сторон окружённую широкими водными рвами. Так что около 1630 года началось сооружение крепости, однако завершения работ воинственный шведский король не дождался, вскоре после этого в 1632 году он погиб в бою. Произошло это, правда не здесь, это произошло в сражении под Лютценом на территории центральной Германии. Шла 30-летняя война, вся Европа воевала и воинственному шведскому королю на этой войне не повезло. Однако после гибели короля шведы продолжали строить крепость, они здесь хозяйничали около 10 лет, к 1635 году стратегическая ситуация изменилась и шведы покинули Восточную Пруссию. Местные князья продолжали работы и к 1670 году крепость была в основном завершена.
Впереди показались какие-то невзрачные постройки – это крохотный городок Приморск, нынешний жалкий вид этого городка вряд ли кого-то воодушевит. Сейчас уже невозможно поверить в то, что Фишхаузен (так город назывался при немцах) город очень старинный, ему уже 711 лет, городские права он получил 1299 году и вплоть до второй мировой войны Фишхаузен был вторым по величине и значению городом Самбии после Кёнигсберга. В 1945 году здесь шли жесточайшие бои, город несколько раз переходил из рук в руки, был почти полностью стёрт с лица земли и после войны утратил какое бы то ни было значение. Старых довоенных построек здесь сохранилось совсем немного. Справа можно увидеть братское кладбище наших солдат, погибших здесь в 1945 году, а напротив него слева водонапорную башню – красивое сооружение, высокое, с признаками архитектурных стилей. Здесь в Приморске мы выйдем на то шоссе, которое соединяет Калининград с Балтийском. Приморск – город очень маленький. Это вот к чему, в одном репортаже по телевизору ведущий сообщает, что оказывается самый маленький город России – это город Плёс в Ивановской области, который насчитывает 2500 жителей. На самом деле в нашей области два самых маленьких города России – это Приморск и Ладушкин, в них по 2000 жителей."

Продолжение следует!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
9089+57+9178=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +..+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр