История края (Восточная Пруссия - Калининградская область)

Автор romansv, 08 мая 2008, 11:43:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Макс

По строительству старонемецких стен и фундаментов нашёлся вот такой интересный, но скудный матерьял (хорошая глина + хорошая сушка перед обжигом + хороший обжиг с медленным остыванием в печи):

Замки, построенные тевтонами в 13 веке, стоят и поныне. В чем и прочность?

Да, тевтонские замки отличались значительной прочностью..
И, нужно сказать, что к строительству своих замков тевтонцы подходили с особой ответственностью. Поэтому и строительный материал подбирался с особой тщательностью.
Как правило, замки строились из красного кирпича - отличительной особенности замков Тевтонского Ордена. Кирпич обладает достаточной прочностью, чтобы выстоять против ударов камней из требюше и даже был способен какое-то время выдерживать удары артиллерийских ядер.

Например, при строительстве тевтонских замков на территории Пруссии, значительную роль сыграл тот факт,
что на территории Пруссии нет ни залежей камня, ни карьеров, а природный камень присутствует лишь в виде ледниковых валунов, разбросанных но пашням и полям и использовавшихся для строительства фундаментов и тех частей сооружений, которые нуждались в особой прочности. Главным материалом для строительства служила глина, из которой формировался и обжигался прямо на месте кирпич. В Пруссии различают дна основных вида кладки: готическая и вендская. Кроме обычных кирпичей использовали и сложно профилированные кирпичи (для сводов окон и дверей, нервюр и карнизов). При этом кирпичи нередко покрывались целиной (глиной) черного, коричневого, зеленого, желтого цветов. Орнамент из такого кирпича занимал большую площадь на стенах в виде ромбов и лент и напоминал ближневосточную орнаментику. Столбы, колонны и отдельные архитектурные детали, как правило, изготавливались из привозного тесового камня. В этом и заключалась прочность крепостей.
При жестком государственном режиме орденской Пруссии существовал твердо установленный порядок строительства крепостей как для резиденции комтуров, так и для самых малых укрепленных замков. Все было единым, несмотря на громадную разницу в некоторых абрисах и местоположении. Везде учитывались местные условия.

Вот некоторые из замков, построенные тевтонским орденом на териитории Пруссии в 13 веке:
Замок Браунсберг, ныне Бранево (Braunsberg - Braniewo)
Замок Грауденц, ныне Грудзёнд (Graudenz - Grudziadz) - одно из наиболее старых укреплений Тевтонского ордена

sergeyB

Цитата: МаксСовременному человеку просто ни разу не понятно, как можно делать фундамент ИЗ КРАСНОГО КИРПИЧА на глиняной подушке!

Полюбившийся форумчанам, наш заочный знакомый, я бы сказал, Строитель с историческим подходом, М.Гребенец вновь порадовал читателей своими знаниями в области Особенностей строительства домов в Пруссии: "Глина была основой строительства в Восточной Пруссии. Экологичной и долговечной основой".

Глина использовалась в качестве фундамента дома, стены которого были из глиняного кирпича разной степени обжига от среднеобожженного до огнеупорного, облицовочного. Всё зависело от того, какая стена кладется: дымоход, вентканал, камин. Та же глина была составной частью известково-глиняного состава с натуральными добавками (возможно, яичная скорлупа как связующий компонент), на котором держалась кладка.

Рациональность подхода к строительству подтверждается такими интересными решениями, как использование вентканала от камина. В больших домах очень часто его пускали не вертикально, а по восходящей спирали по стенам, и только затем он выходил в дымовую трубу, на своем пути обогрев определенную часть дома.

К слову, об обогреве и отоплении.
Смекалка и практичность прежних времен может быть интересна сегодня, в эпоху новых технологий, именно высокой степенью результативности. Достоверно известно, что над емкостями очистных сооружений в районе теперешнего Балтийского района были установлены своеобразные вытяжки, забирающие образующийся в процессе брожения газ, которого хватало для отопления целого района. В Пруссии не было природного газа, который мы получаем сегодня, поэтому использовались все возможные способы отопления.

Для сохранения тепла двери в домах были из дуба, т.к. дуб, граб, красное дерево являются самыми крепкими и влагоустойчивыми древесными природными материалами. По этой же причине с учетом здешнего климата в большинстве случаев все деревянные детали интерьера были из дуба: двери, окна, мебель. Деревянными или армо-кирпичными были и межкомнатные перегородки, потолки в домах. Всюду соблюдался принцип экологичности применяемых материалов. Это же касается и черепичных крыш.

Удивительная особенность – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений. Предположить, что это сделано ради сейсмоустойчивости, кажется нелогичным. В чем же был расчет таких практичных строителей? Может, кому-то это известно?

Макс

Цитата: sergeyB от 22 октября 2009, 09:41:15Удивительная особенность – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений. Предположить, что это сделано ради сейсмоустойчивости, кажется нелогичным. В чем же был расчет таких практичных строителей? Может, кому-то это известно?

Интереснейшая особенность...
Так как до сих пор в двухэтажных домах на одного хозяина спальни располагаются на втором этаже! То есть на втором этаже заведомо теплее, так как тёплый воздух от любой системы отопления поднимается вверх. Но на втором этаже будет ещё теплее, если его стены будут толще...))) Что очень и очень важно для страны, не богатой природным топливом, и ориентированной всегда на энергосбережение!

sergeyB

Балдур Кёстер «КЁНИГСБЕРГ. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени».
Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина.

О крышах и окнах

При обхождении с крышами всех восстанавливаемых общественный зданий проблемой было их оформление, что можно увидеть на отдельных примерах. И только в редчайших случаях были сохранены стропила с черепичным покрытием; в большинстве своём советским архитекторам представились либо полностью выгоревшие здания, либо в них уже были разрушены стропила. В этих случаях всегда использовалась относительно плоская крыша с покрытием из волнистого асбоцемента.

Была и ещё одна причина для такого с точки зрения ухода за памятниками неправильного подхода к старой строительной субстанции: недостаточная информированность советских архитекторов 50-х годов.
С тридцатых годов, с момента, когда Сталин принял решение в пользу неоклассицизма, они проходили образование в этом "социалистическом" стиле, у них не было никакой связи с немецкой архитектурой 19-го века и начала 20-го века; они стояли в Калининграде перед руинами, с которыми их ничто не связывало, и чей прежний внешний вид был им незнаком: в разрушенном городе не было никаких старых строительных документов, никаких библиотек или архивов, в которых они тогда могли бы вести поиск, надо было приступать к решению незнакомой задачи. Они полагали, что решали её, закончив здание в стиле классицизма с широким карнизом.

Помимо крыш в области оформления была и другая проблема, встретившаяся также и при восстановлении немецких городов: неправильное деление оконных блоков при их обновлении, точнее говоря изъятие поперечин из оконных створок. На Западе, под влиянием деловитости эпохи "баухаус", изымались оконные створки и поперечины, а само окно закрывалось одной неразделённой створкой. В России в то время было известно только одно разделение в стиле классицизма с пятой в верхней трети, двумя большими створками под ней и двумя маленькими створками сверху.

Хотя такое деление использовалось и в Германии, но только во времена между 1830 и 1910 годами. Во времена стиля "барокко" и снова в 20-е годы описанные выше створки ещё раз разделялись горизонтальными поперечинами. Именно эти поперечины при обновлении окон в Калининграде почти без исключений изымались.
Здание земельного финансового ведомства являет собой типичный пример: на первом этаже ещё сохранилось окно 20-х годов с поперечинами, а окно, лежащее над ним, обновлено в стиле описанной формы классицизма; внизу мы чувствуем желаемое, несколько возвышенное горизонтальное расположение, вверху происходит в буквальном смысле стремление створок вверх, выравниваемое частично сильной пятой.

На примере Бург-школы можно распознать, что в почти что полностью сохранившемся здании из-за неправильного обновления окон был потерян главенствующий в 20-е годы горизонтальный характер. 

В общем, можно констатировать, что первая фаза восстановления, в которой были заново отстроены остатки сооружений из немецкого времени, была завершена в начале 60-х годов. Что тогда ещё не было восстановлено, например, руины церквей, было позднее снесено.
Исключение составлял Кафедральный собор. После пожара 1944 года сначала ещё выстояли части свода; но так как не было предпринято никаких усилий по консервации, они постепенно обрушались. Колонны и стены были под угрозой обрушения. Странным образом на снос не отважился никто. Сохранила ли собор связанная с ним гробница Канта, которая, может быть, и повлияла на принятое в 1970 году решение о восстановлении?

sergeyB

Советский "вклад" в немецкую архитектуру в Пруссии.

После изгнания из края последних немцев, начиная с 1949 года, из всех частей СССР в Калининград стали переселяться русские люди, часто жившие в таких же жёстких условиях, при которых немцы покинули город. Для новых жителей надо было срочно создать условия для проживания. И только в этот момент началось систематическое восстановление выжженных изнутри жилых домов, которые в большом количестве находились на окраинах города.

Правда, начало гражданской жизни сначала проходило под руководством и надзором военной администрации, и только в 1947 году возникла гражданская администрация. Военная администрация не только восстанавливала все подчинённые ей здания, она также участвовала в материальном и духовном снабжении гражданского населения. Многие созданные тогда учреждения сохранились до сих пор. Так, например, военная комендатура до сих пор имеет собственную организацию торговли всех видов, служивших сначала для снабжения семей военных, а позднее и всего гражданского населения. Основанные тогда дома культуры (например, "Дом Офицеров") по-прежнему эксплуатируются и руководятся военными.

Позитивным было то, что немецкие здания, которые взяло на баланс и восстановило военное командование, по-прежнему поддерживаются им в хорошем состоянии. Частной инициативы, которая так окрыляла восстановительные работы на Западе, Калининград не ведал. Здесь скорее — иначе, чем в других городах России с местным населением — полагались исключительно на директивы из Москвы.

Царящий повсюду дефицит предписывал в период восстановления, особенно при строительстве жилья, экономить где только возможно. Здания упрощались в плане, лишние окна замуровывались, выходящие наружу лестницы, казавшиеся чересчур роскошными, переносились внутрь домов, выступы и ниши (излюбленные средства романтического стиля в строительстве на переломе веке) "выравнивались"; в общем, из прежде подвижно расчленённых домов возникли скорее кубические формы зданий.

Но, прежде всего, принятые в немецкое время здания с черепичной крышей с углом наклона около 48 градусов рассматривались как неэкономичные, а поэтому вместо них строились дома с более плоскими крышами с углом наклона в 20—30 градусов, покрываемые пластинами из волнистого асбестоцемента (так как вообще-то тогда не было и заводов для производства кровельной черепицы).

Это "экономическое" решение до сих пор оказывает своё влияние на внешний вид многих улиц, которые казалось на первый взгляд пощадила война, но на которых чуть позднее замечаешь, что их характер существенно изменён. Ведь крутая черепичная крыша раньше была весьма заметна с противоположной стороны улицы; а вот плоская крыша из волнистого асбестоцемента теряется из поля зрения, в качестве завершения крыши воспринимается разве что водосточный желоб (или добавленный позже более широкий карниз). С другой стороны при виде старой черепичной крыши сразу ясно, даже если не хочется этого признавать, что этот дом в целом из немецкого времени.

Позитивным был, ранее в немецкое время в таком виде неизвестный, энтузиазм из-за цветового оформления. И если была нужда как-то перекрасить прежние черепичные поверхности, то использовались непременно яркие цветовые тона, при этом архитектурные части были в большинстве своем выделены белым цветом.

Ну а при явно видных недочётах в исполнении, которые возникли при восстановлении, следует всегда думать о том, что тогда не было в немецком смысле слова никаких профессиональных рабочих: бывший Новый драмтеатр был восстановлен строителями Балтийского флота, университет Альбертина строили военнопленные, которых каждый день привозили на стройку на грузовиках .

Но в 50-е годы, в первый период восстановления, экономили действительно только на постройках второстепенного значения, в эти годы возник феномен особого рода, который шёл наперекор этой экономии: любовь к монументальности, свойственное сталинскому времени. Тогда в Москве ещё вовсю царило неоклассическое понимание архитектуры. И если речь шла о великой архитектуре, то планы для Калининграда создавались в Москве (как прежде в прусское время проекты правительственных зданий и школ поступали из Берлина); один из этих шедевров из Москвы — фасад Калининградского драмтеатра, который был создан в 1960 году по московским планам и при московском руководстве строительством.

Даже жилищное строительство было возвышено такого рода "декорацией". Это хорошо видно на бывшей Хуфеналлее, нынче - проспект Мира, который из-за промедления в планировании в центре города уже тогда был неформальной главной улицей Калининграда. Одним из примеров можно назвать дом по адресу проспект Мира 49/51, который был построен незадолго до первой мировой войны и имел весьма простое оформление (он был разделён простыми штукатурными поясами и оконными откосами и был украшен только в немногих местах). При восстановлении дом сохранил свои прежние окна, но в районе лестничных клеток и балконов подвергся усиленной декорации; но в первую очередь крыша была приподнята за счёт балюстрады, а над лестничными клетками были установлены две очень любимые острые пирамиды. За этой зоной крыши можно различить уже названную плоскую крышу из волнистого асбоцемента.

Тогда полагали, что такого рода декорацией можно уничтожить старое и создать что-то новое, перед населением такие постройки выдавались даже в качестве новых творений, для чего на них наносились новые года постройки из 50-х годов.

И если конструкциям жилых домов на Хуфеналлее нельзя было отказать в определённой элегантности, насколько сравнима она с эклектичными проектами перелома века в Германии, то слишком ревностное применение неоклассических красот во многих случаях вело к гротескным ситуациям. Примером этого является школа Шеффнера на углу Арндтштрассе и Вибештрассе, построенная в 1910 году, первоначально она была сильно расчленена (со сменой этажности с трёх до четырёх) и подогнана под стиль сельских домов поселения Ратсхоф с помощью мансардной крыши и двумя высокими фронтонами.

От сгоревшей постройки для дальнейшего использования были взяты только стены, в остальном прежде продуманное деление здания с его мансардными крышами и фронтонами игнорировалось, само сооружение было снивелировано повсюду до высоты в четыре этажа. Чтобы приукрасить возникшее таким образом строительное тело в форме ящика (а также выделить угол здания с градостроительной точки зрения), на углу был установлен плоский, двухэтажный портик, четырёхколонный на Вибештрассе и трёхколонный на Арндтштрассе; между выдержанным в трезвом стиле здании и этой добавкой от классицизма нет никакой связи. Здесь, впрочем, также использовалась плоская крыша из волнистого асбоцемента со скатами, конструктивные проблемы которой описывались выше.

Макс

Сергей, огромное спасибо за ... даже трудно сформулировать... за найденные исторические эпизоды формирования архитектуры края.

Anuta

Цитата: sergeyB от 22 октября 2009, 09:41:15Удивительная особенность – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений. Предположить, что это сделано ради сейсмоустойчивости, кажется нелогичным. В чем же был расчет таких практичных строителей? Может, кому-то это известно?

Ерунда какая-то... :( 
Уменьшающаяся площадь внутренних верхних помещений, никак не подтверждает, что стены стали толще! Уменьшающаяся площадь может быть обусловлена увеличением внутреннего утепления стен, особенностью кровли (мансардные помещения), особенностью архитектуры и т.п.

Boremar13

Заглянем в историю Восточной Пруссии...
В архиве для начала то, что нашёл в цвете, есть много ч\б фото.
Буду добавлять...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
7961+818+3335=? Если вы бот, то подсчитайте сумму. А если вы человек, то укажите какие цифры написаны между знаками +...+:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр