Автор Тема: История края (Восточная Пруссия - Калининградская область)  (Прочитано 46746 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Yuri

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 12946
  • Поблагодарили: 265 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 12 Март 2008
Форум Светлогорска
рекомендует полезный сайт:
Светлогорск и цены
Из новостей на калининградском телевидении:

... Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии – такова тема международной конференции, открывшейся в музее «Фридланские ворота». Историки и краеведы собрались в Калининграде, чтобы изучить вопросы реконструкции и реставрации фортов и оборонительных укреплений и обсудить возможности их современного использования...
Конференцию посетил Себастьян Петингер, вице-комтур Тевтонского ордена - для тех, кто не знает, орден это не только история, но и действующая организация, правда, ныне не рыцарская, а благотворительная. Экспозиционный зал с трудом вместил всех любопытных.
Выставка «История Тевтонского ордена от основания до наших дней» проводится совместно с Восточно-Прусским культурным центром. Поводом послужило 700-летие переноса главной резиденции ордена из Венеции в Мариенбург... (kaliningrad.rfn.ru)
Вопросы о Светлогорске задавайте в темах на форуме, а не мне в личных сообщениях
 

Оффлайн SergeyB

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 117
  • Поблагодарили: 2 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 28 Ноябрь 2008
Балдур Кёстер «КЁНИГСБЕРГ. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина Издание стало возможно благодаря поддержке из средств фонда Марги и Курта Мёлльгаарда

О крышах и окнах

  При обхождении с крышами всех восстанавливаемых общественный зданий проблемой было их оформление, что можно увидеть на отдельных примерах. И только в редчайших случаях были сохранены стропила с черепичным покрытием; в большинстве своём советским архитекторам представились либо полностью выгоревшие здания, либо в них уже были разрушены стропила. В этих случаях всегда использовалась относительно плоская крыша с покрытием из волнистого асбоцемента.

Была и ещё одна причина для такого с точки зрения ухода за памятниками неправильного подхода к старой строительной субстанции: недостаточная информированность советских архитекторов 50-х годов. С тридцатых годов, с момента, когда Сталин принял решение в пользу неоклассицизма, они проходили образование в этом “социалистическом” стиле, у них не было никакой связи с немецкой архитектурой 19-го века и начала 20-го века; они стояли в Калининграде перед руинами, с которыми их ничто не связывало, и чей прежний внешний вид был им незнаком: в разрушенном городе не было никаких старых строительных документов, никаких библиотек или архивов, в которых они тогда могли бы вести поиск, надо было приступать к решению незнакомой задачи. Они полагали, что решали её, закончив здание в стиле классицизма с широким карнизом.

Помимо крыш в области оформления была и другая проблема, встретившаяся также и при восстановлении немецких городов: неправильное деление оконных блоков при их обновлении, точнее говоря изъятие поперечин из оконных створок. На Западе, под влиянием деловитости эпохи “баухаус”, изымались оконные створки и поперечины, а само окно закрывалось одной неразделённой створкой. В России в то время было известно только одно разделение в стиле классицизма с пятой в верхней трети, двумя большими створками под ней и двумя маленькими створками сверху.

Хотя такое деление использовалось и в Германии, но только во времена между 1830 и 1910 годами. Во времена стиля “барокко” и снова в 20-е годы описанные выше створки ещё раз разделялись горизонтальными поперечинами. Именно эти поперечины при обновлении окон в Калининграде почти без исключений изымались. Здание земельного финансового ведомства  являет собой типичный пример: на первом этаже ещё сохранилось окно 20-х годов с поперечинами, а окно, лежащее над ним, обновлено в стиле описанной формы классицизма; внизу мы чувствуем желаемое, несколько возвышенное горизонтальное расположение, вверху происходит в буквальном смысле стремление створок вверх, выравниваемое частично сильной пятой.

На примере Бург-школы можно распознать, что в почти что полностью сохранившемся здании из-за неправильного обновления окон был потерян главенствующий в 20-е годы горизонтальный характер. 

В общем, можно констатировать, что первая фаза восстановления, в которой были заново отстроены  остатки сооружений из немецкого времени, была завершена в начале 60-х годов. Что тогда ещё не было восстановлено, например, руины церквей, было позднее снесено. Исключение составлял Кафедральный собор. После пожара 1944 года сначала ещё выстояли части свода; но так как не было предпринято никаких усилий по консервации, они постепенно обрушались. Колонны и стены были под угрозой обрушения. Странным образом на снос не отважился никто. Сохранила ли собор связанная с ним гробница Канта, которая, может быть, и повлияла на принятое в 1970 году решение о восстановлении?
 

Оффлайн SergeyB

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 117
  • Поблагодарили: 2 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 28 Ноябрь 2008
Советский “вклад” в немецкую архитектуру

После изгнания последних немцев, начиная с 1949 года, из всех частей СССР в Калининград стали переселяться русские люди, часто жившие в таких же жёстких условиях, при которых немцы покинули город. Для новых жителей надо было срочно создать условия для проживания. И только в этот момент началось систематическое восстановление выжженных изнутри жилых домов, которые в большом количестве находились на окраинах города. Правда, начало гражданской жизни сначала проходило под руководством и надзором военной администрации, и только в 1947 году возникла гражданская администрация. Военная администрация не только восстанавливала все подчинённые ей здания, она также участвовала в материальном и духовном снабжении гражданского населения. Многие созданные тогда учреждения сохранились до сих пор. Так, например, военная комендатура до сих пор имеет собственную организацию торговли всех видов, служивших сначала для снабжения семей военных, а позднее и всего гражданского населения. Основанные тогда дома культуры (например, “Дом Офицеров”) по-прежнему эксплуатируются и руководятся военными. Позитивным было то, что немецкие здания, которые взяло на баланс и восстановило военное командование, по-прежнему поддерживаются им в хорошем состоянии. Частной инициативы, которая так окрыляла восстановительные работы на Западе, Калининград не ведал. Здесь скорее — иначе чем в других городах России с местным населением — полагались исключительно на директивы из Москвы.

Царящий повсюду дефицит предписывал в период восстановления особенно при строительстве жилья экономить, где только возможно. Здания упрощались в плане, лишние окна замуровывались, выходящие наружу лестницы, казавшиеся чересчур роскошными, переносились внутрь домов, выступы и ниши (излюбленные средства романтического стиля в строительстве на переломе веке) “выравнивались”; в общем, из прежде подвижно расчленённых домов возникли скорее кубические формы зданий. Но, прежде всего, принятые в немецкое время здания с черепичной крышей с углом наклона около 48 градусов рассматривались как неэкономичные, а поэтому вместо них строились дома с более плоскими крышами с углом наклона в 20 — 30 градусов, покрываемые пластинами из волнистого асбестоцемента (так как вообще-то тогда не было и заводов для производства кровельной черепицы). Это “экономическое” решение до сих пор оказывает своё влияние на внешний вид многих улиц, которые казалось на первый взгляд пощадила война, но на которых чуть позднее замечаешь, что их характер существенно изменён. Ведь крутая черепичная крыша раньше была весьма заметна с противоположной стороны улицы; а вот плоская крыша из волнистого асбестоцемента теряется из поля зрения, в качестве завершения крыши воспринимается разве что водосточный желоб (или добавленный позже более широкий карниз). С другой стороны при виде старой черепичной крыши сразу ясно, даже если не хочется этого признавать, что этот дом в целом из немецкого времени.

Позитивным был, ранее в немецкое время в таком виде неизвестный, энтузиазм из-за цветового оформления. И если была нужда как-то перекрасить прежние черепичные поверхности, то использовались непременно яркие цветовые тона, при этом архитектурные части были в большинстве своем выделены белым цветом.

Ну а при явно видных недочётах в исполнении, которые возникли при восстановлении, следует всегда думать о том, что тогда не было в немецком смысле слова никаких профессиональных рабочих: бывший Новый драмтеатр был восстановлен строителями Балтийского флота, университет Альбертина строили военнопленные, которых каждый день привозили на стройку на грузовиках .

Но в 50-е годы, в первый период восстановления, экономили действительно только на постройках второстепенного значения, в эти годы возник феномен особого рода, который шёл наперекор этой экономии: любовь к монументальности, свойственное сталинскому времени. Тогда в Москве ещё вовсю царило неоклассическое понимание архитектуры. И если речь шла о великой архитектуре, то планы для Калининграда создавались в Москве (как прежде в прусское время проекты правительственных зданий и школ поступали из Берлина); один из этих шедевров из Москвы — фасад Калининградского драмтеатра, который был создан в 1960 году по московским планам и при московском руководстве строительством. Даже жилищное строительство было возвышено такого рода “декорацией”. Это хорошо видно на бывшей Хуфеналлее, нынче проспекте Мира, который из-за промедления в планировании в центре города уже тогда был неформальной главной улицей Калининграда. Одним из примеров можно назвать дом по адресу проспект Мира 49/51 , который был построен незадолго до первой мировой войны и имел весьма простое оформление (он был разделён простыми штукатурными поясами и оконными откосами и был украшен только в немногих местах). При восстановлении дом сохранил свои прежние окна, но в районе лестничных клеток и балконов подвергся усиленной декорации; но в первую очередь крыша была приподнята за счёт балюстрады, а над лестничными клетками были установлены две очень любимые острые пирамиды. За этой зоной крыши можно различить уже названную плоскую крышу из волнистого асбоцемента.

Тогда полагали, что такого рода декорацией можно уничтожить старое и создать что-то новое, перед населением такие постройки выдавались даже в качестве новых творений, для чего на них наносились новые года постройки из 50-х годов.

И если конструкциям жилых домов на Хуфеналлее нельзя было отказать в определённой элегантности, насколько сравнима она с эклектичными проектами перелома века в Германии, то слишком ревностное применение неоклассических красот во многих случаях вело к гротескным ситуациям. Примером этого является школа Шеффнера на углу Арндтштрассе и Вибештрассе, построенная в 1910 году, первоначально она была сильно расчленена (со сменой этажности с трёх до четырёх) и подогнана под стиль сельских домов поселения Ратсхоф с помощью мансардной крыши и двумя высокими фронтонами. От сгоревшей постройки для дальнейшего использования были взяты только стены, в остальном прежде продуманное деление здания с его мансардными крышами и фронтонами игнорировалось, само сооружение было снивелировано повсюду до высоты в четыре этажа. Чтобы приукрасить возникшее таким образом строительное тело в форме ящика (а также выделить угол здания с градостроительной точки зрения), на углу был установлен плоский, двухэтажный портик, четырёхколонный на Вибештрассе и трёхколонный на Арндтштрассе; между выдержанным в трезвом стиле здании и этой добавкой от классицизма нет никакой связи. Здесь, впрочем, также использовалась плоская крыша из волнистого асбоцемента со скатами, конструктивные проблемы которой описывались выше.
 

Макс

  • Гость
Сергей, огромное спасибо за ... даже трудно сформулировать... за найденные исторические эпизоды формирования архитектуры края.
 

Оффлайн SergeyB

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 117
  • Поблагодарили: 2 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 28 Ноябрь 2008
 Да я и сам кайфую от европейской архитектуры и всевозможных её секретов! А сколько души и труда в ней.....  Воистину-"Музыка застывшая в камне!" :moil:
 

Оффлайн SergeyB

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 117
  • Поблагодарили: 2 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 28 Ноябрь 2008
 Вот,в том числе и такие настроения гуляют в умах калининградцев, кстати-профессиональных архитекторов....    Цитата дня:

"Я подозреваю, что мы до сих пор боимся Кенигсберга.
Мы боимся его, потому как не понимаем его (непонимание от незнания и нежелания знать). Мы не понимаем его непонятно как достигнутое профессиональное качество, но уважаем его, и никак не можем ничего противопоставить этому качеству.

 Отсюда и весь «комплекс», вся неуверенность современной профессиональной деятельности. Город до сих пор нам «чужой» – мы его не знаем профессионально. Но ведь мы учим, например иностранные языки. Может, нам следует прежде всего и для начала выучить архитектурный язык этого региона и научиться профессионально «говорить» на нем."
 Это был Олег Васютин
 

Оффлайн Anuta

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1905
  • Поблагодарили: 4 раз(а)
  • Пол: Женский
  • reg: 17 Март 2008
Удивительная особенность, – своеобразная строительная загадка. Во многих зданиях немецкой постройки капитальные стены от основания к верхним этажам становятся толще. Это подтверждает уменьшающаяся площадь внутренних помещений.

Ерунда какая-то... :(  Уменьшающаяся площадь внутренних верхних помещений, никак не подтверждает, что стены стали толще! Уменьшающаяся площадь может быть обусловлена:  увеличением внутреннего утепления стен, особенностью кровли (мансардные помещения), особенностью архитектуры и т.п.
 

Оффлайн Boremar13

  • Пользователь
  • ***
  • Сообщений: 42
  • Пол: Мужской
  • reg: 30 Август 2009
  Заглянем в историю Восточной Пруссии.....
files.mail.ru/4SJKIC
В архиве для начала то что нашёл в цвете, есть много ч\б снимков.
Буду добавлять...
 

Онлайн Yuri

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 12946
  • Поблагодарили: 265 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 12 Март 2008
Цитировать
90-28-0022 Ostseebad Rauschen, Seehallen und Badeanstalt.jpg

Если есть возможность, то желательно комментировать, что и где запечатлено на снимке. Я, например, не силен в немецком, поэтому понял только слово Раушен.  :this:
Вопросы о Светлогорске задавайте в темах на форуме, а не мне в личных сообщениях
 

Оффлайн Boremar13

  • Пользователь
  • ***
  • Сообщений: 42
  • Пол: Мужской
  • reg: 30 Август 2009
Некоторые снимки я и сам не могу сопоставить с реальными местами в Светлогорске...Ну, то что с пляжем комментировать не надо, я полагаю...
Хотя, твой коммент, Юрий, принят - учту...
 

Оффлайн Boremar13

  • Пользователь
  • ***
  • Сообщений: 42
  • Пол: Мужской
  • reg: 30 Август 2009
На втором снимке - вид с откоса где когда то лежал "Камень любви" возле бывшего р-на "Риф"(у меня там и свадьба была в 85-ом...). А вот первый снимок, вернее открытка с видом......У кого есть соображения? Толи это район спуска к озеру возле нынешнего горисполкома, толи где то ещё...не соображу...
 

Оффлайн Boremar13

  • Пользователь
  • ***
  • Сообщений: 42
  • Пол: Мужской
  • reg: 30 Август 2009
А вот ряд ли кто знет, что напротив нынешего здания администрации в Отрадном у немцев был прудик с фонтаном. Наши на это место потом Ленина вездесущего вкопали по самый по живот. Да и здание само настолько изменилось.....
P.S. А какие там танцы были !!!(я о 70-х годах). Можете себе представить - на ПАЗике, битком набитом, приезжали мызыканты из Светлогорска со своим контрабасом.....Даже не ПАЗик был, а какое то чудовище с мордой от ГАЗона 51-го.Там водила жутким, кривым рычагом дверь открывал...
А на пол-шестого бегали в кинишко за 10 копеек, и по понедельникам приезжали артисты Калининградской филармонии нас, сирых, к искусству приобщать БЕСПЛАТНО. Я это помню прекрасно, ЭТО БЫЛО !!!
 

Онлайн Yuri

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 12946
  • Поблагодарили: 265 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 12 Март 2008
где когда то лежал "Камень любви"

А что это был за "камень"? Почему такое название?
Вопросы о Светлогорске задавайте в темах на форуме, а не мне в личных сообщениях
 

Оффлайн Boremar13

  • Пользователь
  • ***
  • Сообщений: 42
  • Пол: Мужской
  • reg: 30 Август 2009
Название пошло скорее всего от отдыхающих. Может он и сейчас там лежит.Я его видел последний раз лет этак 20-25 назад, больше по той тропинке как то не приходилось проходить. Но когда я его последний раз видел, он был уже старательно опошлен краской(тогда ещё не было граффити).Возлегает он на повороте тропы что идёт вдоль обрыва и поворачивает в сторону бывшего "Рифа". Раньше ж контингент отдыхающих в Светлогорске был на несколько порядков старше. Вот старые пердуны-ловеласы и придумали такое романтичное место дабы охмурять таких же старых перечниц....Камень чуть больше метра в высоту и шир\дл.-2 м на 1,5м. Примерно... sm_ng
 

Онлайн Yuri

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 12946
  • Поблагодарили: 265 раз(а)
  • Пол: Мужской
  • reg: 12 Март 2008
У меня есть небольшая коллекция фотографий и фильмов о Калининградской области

Наверное, в нынешнем быстром темпе жизни информация также быстро устаревает. :)
Вот один из примеров:

... В Федеральной службе госстатистики по Калининградской области считают, что в 2010 году область выйдет по численности населения на миллионный уровень. Кстати, на данный момент в областном центре проживает 60 процентов численности жителей всего региона... (klops.ru)
Вопросы о Светлогорске задавайте в темах на форуме, а не мне в личных сообщениях
 

Здесь размещается информация и реклама о Светлогорске, которая может быть полезной посетителям форума
Если эта информация скрыта от вас - значит, вы установили блокировку.